Внеурочное занятие «Праздник грамоты»
методическая разработка (2 класс)

Юхимец Лидия Дмитриевна

Занятие позволит детям узнать (повторить) о праздниках и традициях, связанных с наукой и грамотой, закрепить знание поговорок, пословиц; развивать интерес к учению, логическое мышление; прививать интерес и любовь к русской культуре, культуре народов России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Праздник грамоты

          Цель: повторить знания о праздниках и традициях, связанных с наукой и грамотой, закрепить знание пословиц, поговорок, развивать интерес к учению, логическое мышление, прививать любовь к русской культуре.

          Оборудование: интерактивная доска, фонограммы русской народной музыки, раздаточный материал

Ход занятия.

             1. Вводная часть.

            - Что такое праздники?

Праздники – это такие замечательные дни, в которые, в соответствии с той или иной традицией, например народной,  религиозной или даже государственной,  принято проводить время весело, устраивая вечеринки с застольями, торжественные церемонии. Одним словом - выделять этот день из череды будней, какими-либо действиями, способствующими праздному времяпровождению, отдыху или отданием почестей и повышенному вниманию к какому-либо событию.

  1. Классификация  названий праздников. (Презентация, слайд 2)

(используются разрезные картинки, работа в группах)

Международные:

Новый год                                     

 личные

День рождения                           

 Государственные

День Победы,     День Знаний                                                               

 религиозные, народные

Пасха,  Рождество, Курбан  Байрам,    Сабантуй

                         
Ивана Купала ,     Наум  Грамотник    

2.  Праздничные традиции. (Презентация, слайды 3 – 13)

День Знаний ………………………..  проводить урок мира

Пасха  …………………………………..  выпекать  куличи

                                                          окрашивать  яйца

Новый год…………………………….. наряжать ёлку

Ивана Купала ……………………….  пускать цветочные венки на воду

День рождения…………………….. задувать свечи на торте

Курбан  Байрам…………………….. раздавать еду нуждающимся

Сабантуй    …………………………….  конно - спортивные игры и соревнования 

……………………………………    фольклорные игровые танцы

Рождество …………………………….  колядовать

Вербное воскресенье …………… освящать  вербочки

День Победы…………………………   проводить  парад

Наум  Грамотник  …………………. получать три символических удара плёткой

                                                  ………………   показывать родителям свои успехи

3. Определение темы  классного  часа          (слайд 14)

 – Какой праздник приближается?

-  Какой из народных  праздников мало знаком, но так близок нам по роду нашей деятельности?

-   Определите тему нашего занятия.

Цель занятия: узнать о традициях праздников, развивать смекалку, учиться работать в группе

3. Из   истории  дня Наума Грамотника

Этот день в старину отмечался как праздник грамоты, как традиция посвящения в ученики.

Обученье на Руси начиналось с осени – в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи. Отцы семейства приглашали учителя в свой дом. Он приносил с собой азбуку и плётку. Вначале ученик получал три символических удара плёткой, а затем показывал родителя свои успехи. Самого учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Иногда, по древнему обряду, это был горшок, щедро наполненный … монетами.

- А сегодня вы, ребята, покажете свои уменья и успехи.

4. Разминка.  ( слайд 15)

1. Чем заканчивается день и ночь?  (Ь знаком)

2. Что можно видеть с закрытыми глазами?  (Сон)

3. Какой месяц короче всех?  (Май)

4. Может ли петух назвать себя птицей?

( Нет, он не умеет говорить)

5. Как правильно говорить: «не вижу белый желток» или «не вижу белого желтка»?  ( Желток обычно жёлтый)

6. Когда руки бывают местоимениями?

(Когда они ВЫ-МЫ-ТЫ)

5.Русский язык

- Впишите вставленные в пословицы слова в кроссворд по порядку номеров, прочтите

по вертикали имя могущественного повелителя, который указывает существительным их форму . (слайд 16 )

1. Без   __________ нет  ученья.  (терпенья)

2. Мир  освещается  солнцем,  а  человек —                             (знанием).

3. Уложенье  читает,  а                              не знает. (дела)

4. Красна птица    перьем ,  а человек                             ( ученьем).

 5.                                 хуже  тёмной  ночи (Невежество)

Кроссворд «Наум, наведи меня на ум»

6.Математика  (слайд 17 )

- А теперь проверим вашу сообразительность в области математики.

1. На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на  столе?

    Ответ: одно яблоко.

2. Сколько месяцев в году имеют 28 дней?

    Ответ: Все месяцы.

3.  Назовите пять дней, не называя чисел (1, 2, 3,..) и названий дней

(понедельник, вторник, среда... )

    Ответ: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

4. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?  

   (Ответ: Двое)

5.  Как найти прошлогодний снег?

 Ответ: Выйти на улицу сразу после начала нового года.

6. Что можно приготовить, но нельзя съесть?

 Ответ: Уроки

7. Во сколько раз увеличится число, если приписать к нему такую же цифру?

 Ответ: в 11 раз

Игра «Не собьюсь» (Физкультминутка)

- Встанем в круг, двигаясь по часовой стрелке, все считают от 1 до 50, но вместо числа 5 и чисел, которые делятся на него, говорим «не собьюсь». Проигравший покидает круг.

7.Чтение  (слайд 18 )

- Я хочу пригласить  тебя в сказку-
В ней герои успешно живут,
И цветы ,как волшебные чаши,
Всем бесплатно нектар раздают!
Там  вода  в "океане  фантазий"
Так искрится, что больно смотреть...
Ты скажи, ведь  наверное, знаешь-
Можешь в сказку мою полететь?

Названия сказок запутались:   (слайд 19 )

1. Домашние утки   (Дикие лебеди)

2. Девочка с ручку…(Мальчик с пальчик)

3. Быль о живой крестьянке и одном слабаке  (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)

4. Прекрасный  лебедь. (Гадкий утёнок)

5. Собака  без  туфель. (Кот в сапогах)

Поэтическая страница

- Может быть, слыхали  все вы — и не раз,
Что на свете есть поэты?
А какие их приметы,
Расскажите  нам сейчас:

- Кому принадлежат эти строки?

1.   Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду расскажи.

А. Пушкин.

2.   Белая берёза под моим окном,

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

С. Есенин

3.   Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой.

Н.Некрасов.

4.   У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон.

К.Чуковский.

5.  У Танюши дел немало,

У Танюши много дел.

А.Барто.

8.Заключительная часть.

Загадки.

1. Страх тепло волочит, а тепло караул кричит.  (Волк и баран)

2. Летом  гуляет, а зимой отдыхает.  (Медведь)

3. Не ёлка, а колка, не кот, а мыши боятся. (Ёж.)

4. С бородой  родится, никто не дивится.  (Козёл)

5. Не стукнет, не брякнет, а в окно войдёт.  (Рассвет)

6. Меня часто просят, ждут, а только приду – прятаться начинают. (Дождь)

7. Сильнее  солнца, слабее ветра, а идёт, глаз нет, а плачет. (Туча)

8. Голубая  простыня весь свет одевает.  (Небо)

9. Итог

  •  работа на интерактивной доске

 10. Рефлексия.

   -   Что нового узнали ?

  • классификацию праздников
  • факты из истории Дня Наума Грамотника
  • о традициях праздников
  •   новые упражнения на развитие смекалки

   -  Зачем это нам нужно?

  • быть образованными ,  культурными,

    эрудированными

  • знать и продолжать традиции своего народа
  • жить дружно,весело, уметь работать в команде

    - Как  можно применить полученные знания?

  • рассказать другим
  • использовать в учёбе
  • участвовать в интеллектуальных конкурсах


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Праздники – это такие замечательные дни, в которые, в соответствии с той или иной традицией, например народной, религиозной или даже государственной, принято проводить время весело, устраивая вечеринки с застольями, торжественные церемонии. Одним словом - выделять этот день из череды будней, какими-либо действиями, способствующими праздному времяпровождению, отдыху или отданием почестей и повышенному вниманию к какому-либо событию.

Слайд 2

Классификация названий праздников международные личные религиозные, народные Новый год День рождения Пасха, Рождество, Курбан Байрам, Сабантуй Ивана Купала , Наум Грамотник Государственные День Победы, День Знаний

Слайд 3

День Знаний проводить урок мира

Слайд 4

Пасха выпекать куличи окрашивать яйца

Слайд 5

Новый год наряжать ёлку

Слайд 6

Ивана Купала пускать цветочные венки на воду

Слайд 7

День рождения задувать свечи на торте

Слайд 8

Курбан Байрам раздавать еду нуждающимся

Слайд 9

Сабантуй Конно - спортивные игры и соревнования фольклорные игровые танцы

Слайд 10

Рождество колядовать

Слайд 11

Вербное воскресенье освящать вербочки

Слайд 12

проводить парад

Слайд 13

получать три символических удара плёткой показывать родителям свои успехи Наум Грамотник

Слайд 14

ПРАЗДНИК ГРАМОТЫ

Слайд 15

Ь знаком Сон Май Когда они ВЫ-МЫ-ТЫ Нет , он не умеет говорить Желток обычно жёлтый Разминка . Уроки

Слайд 16

Русский язык Без терпенья нет ученья . Мир освещается солнцем, а человек - знанием. Уложенье читает, а дела не знает. Невежество хуже тёмной ночи . Красна птица перьем , а человек ученьем.

Слайд 17

Математика одно яблоко все месяцы Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра Двое Выйти на улицу сразу после начала нового года в 11 раз

Слайд 18

Чтение

Слайд 19

Названия сказок запутались: Домашние утки Дикие лебеди Девочка с ручку… Мальчик с пальчик Быль о живой крестьянке и одном слабаке Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях Прекрасный лебедь. Гадкий утёнок Собака без туфель. Кот в сапогах

Слайд 20

Что нового узнали ? классификацию праздников факты из истории Дня Наума Грамотника о традициях праздников новые упражнения на развитие смекалки - Зачем это нам нужно? быть образованными , культурными, эрудированными знать и продолжать традиции своего народа жить дружно, весело, уметь работать в группе - Как можно применить полученные знания? рассказать другим использовать в учёбе участвовать в интеллектуальных конкурсах

Слайд 21

Не учась и лаптя не сплетешь. По одежке встречают, по уму провожают . Береги платье снову, а честь смолоду . Невежество хуже тёмной ночи. Без терпенья нет ученья. На мужике кафтан хоть сер, да ум у него чёрт не съел НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» Тема занятия «О названии Балашихи (мельница Балаша)»

Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец  по имени Балаш. (Он) Балаш собирал  лечебные травы и помогал  всем и людям и зверям. У купца  бы...

Рабочая программа внеурочной занятости «Праздники, традиции и обычаи народов России» в 1-4 классе.

Рабочая программа внеурочной занятости  «Праздники, традиции и обычаи  народов России» в 1-4 классе,  составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образов...

Презентация к внеурочному занятию "Праздник творчества и игры"

Презентация к внеурочному занятию "Праздник творчества и игры"...

Конспект внеурочного занятия «Праздник весны»

Это мой сааамый лЮбИмЫй конспект, за который методист поставила мне 2Она доеб@л@сь до чертового задания с блинами, не допустила к занятию и начала доебыв@ться перед всеми на лекции, где сидело 60 чело...

Конспект внеурочного занятия «Праздник в семье как отражение традиций народа»

Материал знакомит учащихся с зимними праздниками народного календаря, с традициями их празднования на Руси; даёт возможность совершенствовать навыки духовной и нравственной культуры путём...