Работа с одаренными детьми
план-конспект по теме

Выступление на августовской педагогической конференции учителей начальных классов. 

 

Младший школьный возраст- период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости.  Перед учителями начальных классов стоит основная задача способствовать развитию каждой личности.  Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.  У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности. Это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_rabota_s_odarennymi_detmi.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Работа с одаренными детьми»

(в рамках районного методического объединения учителей начальных классов)

Младший школьный возраст- период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости.  Перед учителями начальных классов стоит основная задача способствовать развитию каждой личности.  Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.  У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности. Это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.  Для этой категории детей предпочтительны методы работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проективный.

Формы работы: классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;  консультирование по возникшей проблеме;  дискуссия; игры, а также очень важны: предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; проекты по различной тематике; ролевые игры; индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности.  Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.  Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

Как правило, у одаренных детей проявляются:  высокая продуктивность мышления;

легкость ассоциирования; способность к прогнозированию; высокая концентрация внимания.

Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.  На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием является подготовка педагогических кадров.  Учитель должен быть: непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности; профессионально грамотным;  интеллигентным, нравственным и эрудированным; владеть современными педагогическими технологиями; психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; иметь позитивную Я концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.  

При работе с одаренными детьми необходимо уметь: обогащать учебные программы, т. е.  обновлять и расширять содержание образования; стимулировать познавательные способности учащихся; работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся; принимать взвешенные психолого-педагогические решения; анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса; отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.  У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста.  Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение.  Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие.  Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в будущем.  Но ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.  

Так скажем есть дети вундеркинды.  Вундеркинды это дети, у которых возрастное явление (желание узнавать, впитывать, запоминать) сказывается на подъеме интеллекта и выступает как фактор одаренности.  Но только у части детей, опережающих по интеллектуальному развитию своей возраст, одержимость умственными занятиями с возрастом не исчезнет и станет устойчивой особенностью.  У других же детей неустанная потребность прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится.  

Ошибочно мнение, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебе и в жизни напротив, таких детей ожидают немалые сложности и дома, и в школе.  Важно, чтобы родители правильно относились к особенностям своего ребенка.  

Часто чрезмерное увлечение умственной деятельностью, неестественное для ребенка начальной школы, вызывает у родителей тревогу и озабоченность, и в таком случае важно не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи.  В других семьях одаренность ребенка как дар, который сулит большое будущее.  Ребенком восхищаются, гордятся им, развивая в нем тщеславие и высокое самомнение.  Одаренные дети нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и критике.  И восхищение, и неприязнь обязательно отразятся в детском сознании.  В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным, независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными.  Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.  

Но одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности, непонимание не только дома, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что им уже не интересно.  Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков.  Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия.  Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников.  Способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, а программа средней школы может предложить совсем немного.  Часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете, приспосабливается к общим требованиям, но это происходит ценой потери своей самостоятельности, любознательности и творческих порывов, и их реальные возможности остаются невостребованными.  

Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, упорное нежелание делать то, что ему неинтересно.  Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями.  

Одним из мнений современных педагогов является то, что для обучения детей с высокими способностями должны существовать специализированные классы или школы.  Лучше такому ребенку находится в среде похожих детей и учится по программам, соответствующим его уровню интеллекта.  Кроме того, одаренные дети имеют возможность раньше окончить школу и поступить в институт.  Это дает им преимущество: они раньше могут сделать карьеру и достичь творческих успехов на выбранном поприще.

Другое - одаренные дети не должны являться исключением.  Из таких детей (в том или ином направлении) должно состоять подрастающее поколение, а это значит, что эти дети должны наполнять все образовательные учреждения.  

        Одной из главных задач школы является выявление и обучение способных и одаренных детей.  Контингент учащихся школы, даже в идеале, не может быть однородным.  Основой выявления детей со способностями является педагогическая диагностика (педагогические наблюдения) детей на всех возрастных ступенях учебно-воспитательного процесса.

Один из основных вариантов качественного образования одаренных детей - индивидуализация обучения.  Формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности, творческого потенциала личности, максимальное развитие одаренных детей осуществляется с помощью специальных индивидуальных учебных программ, которые могут быть либо ускоренными, либо обогащенными; они имеют ряд конкретных форм.  Ускорение обучения может осуществляться: путем раннего поступления в школу, обучения тому или иному предмету с детьми более старшего возраста, «перепрыгивания» через класс.  Для учащихся, показавших наиболее высокие способности по математике, предусмотрена, в частности, возможность заниматься по университетской программе (спецкурсы), экстернат.  Более широко в современной гимназии используются различные формы обогащения в обучении способных детей.  Обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний и представляет систему мер по до полнению традиционного учебного плана специальными интегрированными курсами.  Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает допол нительный материал к традиционным курсам, большие возможности для развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.  Важное значение имеет обогащение обучения, ориентирующее на развитие самих умственных процессов учащихся, решение задач, общий подход к развитию умений рассуждать, умений критически мыслить, творческих и исследовательских умений.  Дополнительные интенсивные стратегии для развития одаренных учащихся представляют внешкольные кружки и объединения, заочные школы, центры юных техников, биологов и т. д., где применяется продуктивное освоение сферы будущей профессиональной деятельности: выполнение научно-исследовательской работы, участие в городских, региональных, всероссийских научно-практических конференциях, телекоммуникационных проектах, издание научного журнала.  В рамках технологии саморазвития личности работа с одаренными учащимися рассматривается как развитие их внутреннего деятельностного потенциала, способности быть авторами, творцами, активными созидателями своей жизни, умения ставить цель, искать способы ее достижения, быть способными к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы.

В настоящее время созданы образовательные программы для работы с одаренными детьми.

Цели и задачи этих программ состоят в следующем:

1.  предусмотреть степень и меру самораскрытия одаренных учащихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальные различия учащихся;

2.  удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность);

3.  коммуникативная адаптация;

4.  помощь одаренным учащимся в самораскрытии (их творческая направленность);

5.  самопрезентация в отношениях

В программах отражены различные формы работы с одаренными детьми:

6.  гибкий и мобильный учебный план;

7.  независимое продвижение при   изучении отдельных предметов;

8.  планирование и принятие решений самими учениками;

9.  конструирование учебного плана на базе интересов учащихся;

10.  маневренные блоки и т. д.

Требования к содержанию программ для одаренных школьников:

1.  выходить за рамки общепринятых программ;

2.  учитывать специфику интересов учащихся;

3.  соответствовать их стилю усвоения знаний;

4.  не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы.

Принципы специализации учебных программ применительно к одаренным детям:

1.  предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных тем, идей;

2.  давать возможность приобщаться к новой информации, прививать стремление к приобретению знаний;

3.  предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения;

4.  поощрять инициативу детей, их  самостоятельность в учебе и развитии.

Содержание программы должно отличаться новизной, оригинальностью, арсеналом стимулирования исследовательской деятельности.  

        В Евангелии есть замечательная притча о талантах, где говорится об их приумножении, но также и о том, что «исходный капитал» был дан каждому его господином.  Таланты были даны каждому и каждому разное число.  Эта замечательная притча Христа имеет прямое отношение к педагогическому процессу.  Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности.  Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".

Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы  работы с одаренными детьми....