Преимущества процесса самоподготовки в условиях ГПД
статья (3 класс) по теме

Самоподготовка - это не урок. В отличие от урока эта форма обучения содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников. Мотивационная функция формирует у учащихся  в процесе самоподготовки потребность  в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. Самоподготовка способствует формированию таких качеств как трудолюбие, волевые проявления в достижении цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon самоподготовка34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Преимущества процесса  самоподготовки в условиях ГПД.

      Эффективным средством формирования личности учащегося, его самостоятельности и независимости является процесс самоподготовки.

      Что такое самоподготовка? Это ежедневные занятия, проводимые в строго определенное время под руководством педагога-воспитателя.

      Как один из важнейших видов познавательной деятельности во внеурочное время, самоподготовка содержит в себе самообразовательные начала и самостоятельную учебную работу учеников.

     Так как самоподготовка организуется не в домашних, а школьных условиях, она фактически становится второй основной формой обучения и выполняет образовательные и воспитательные функции.

     Для нормального хода самостоятельной работы необходимо соблюдать ряд требований:

во-первых – подготовка детей к работе (организационный этап);

во-вторых – самостоятельное изучение материала;

в-третьих – самоконтроль и самооценка;

в-четвертых – заключительный педагогический контроль.

      Кроме этого, необходимо принять во внимание разную степень самостоятельной активности учащихся.

      Наблюдая за работой ребят, за их состоянием на самоподготовке, воспитатель должен построить свою работу с учетом индивидуальных качеств каждого ученика. Для этого можно условно разделить учащихся на группы по степени их самостоятельной активности. Это позволит сделать процесс

самоподготовки более эффективным и выявит положительную динамику в росте творческого подхода, учащихся к процессу выполнения домашних заданий.

     К первой группе можно отнести учащихся, состояние которых на самоподготовке можно охарактеризовать как активно-самостоятельное. Эти ученики располагают возможностями и средствами успешного выполнения домашнего задания без вмешательства воспитателя. Таких учащихся  поначалу в группе не так много, но их число имеет тенденцию к росту.

       

        Другая часть детей испытывает зависимо-самостоятельное состояние. В отличие от первой группы в действиях этих ребят есть доля неуверенности, зависимости от мнения и оценки воспитателя, хотя выполняются задания с интересом и увлечением. Таких ребят значительно больше. Постепенно, приобретая навыки самостоятельной работы, они могут повысить свою активность и перейти в первую группу.

      К третьей группе можно отнести учащихся, которые в процессе самоподготовки не проявляют особой заинтересованности в работе. У них формируется состояние принудительно-исполнительское. Неуверенность в себе настолько велика у этих ребят, что страх перед неуспешным выполнении задания заставляет их постоянно привлекать к себе внимание воспитателя или воспользоваться помощью сильных учеников. Лишившись поддержки, такие ученики теряют желание самостоятельно продолжать работу.

      Воспитателю в данной ситуации необходимо направить свои усилия на то, чтобы у этих детей не укоренялась привычка  действовать по принуждению. Напротив, преодолевая свои страхи, они должны научится действовать активно-самостоятельно.

      Особое внимание требуют к себе ученики с бесконтрольно-исполнительским состоянием на самоподготовке. У них, как правило, нет желания выполнять домашние задания и своей формальной исполнительностью они пытаются удовлетворить требования педагога. Воспитателю нельзя подобные иллюзии учеников оставлять без внимания. Иначе желание трудится, и активность в учении у них будет сведено на нет.

       Ну и, наконец, самопроизвольное состояние учащихся.

Ребята с таким состоянием доставляют наибольшее беспокойство воспитателю. Они подчиняются лишь своим желаниям. Если ему хочется выполнять задания – он будет трудиться, а если нет – то организовать его довольно трудно.

     Чтобы перевести состояние ученика из самопроизвольного в другое, воспитателю предстоит длительная и кропотливая работа. Но положительный результат этих усилий настоящая победа и педагога и его подопечных.

      Успешная деятельность самоподготовки связана со следующими требованиями, которые необходимо выполнять  воспитателю-педагогу:

  1. При организации самоподготовки недопустимо применять меры наказания.
  2. Особое внимание уделять мотивации учащихся. Используя различные формы одобрения, стимулировать проявления самостоятельности при выполнении домашних заданий.
  3. Всячески содействовать прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.
  4. Не желательно допускать принуждение, даже в скрытой форме. Замечания и назидательные беседы не способствуют эффективным занятиям, а лишь отвлекают от них учеников.
  5. Если домашнее задание вызывает сомнение или непонимание у детей, допускаются разъяснения со стороны педагога, но в ограниченном  объеме.
  6. Если ученик допустил промах в своей работе, воспитатель должен вооружиться терпением и способствовать самостоятельному поиску ошибок и исправлению их.
  7. Важным воспитательным моментом в самоподготовке является привлечение учащихся к посильной помощи товарищам. Но только, если они выполнили свои уроки. В данном случае у ребят формируется чувство ответственности, товарищества, гордости за свою работу.

      Руководствуясь этими требованиями во время самоподготовки, воспитатель не только сможет поддерживать нужный для работы порядок, но также будет способствовать развитию самостоятельности детей, их независимости и уверенности в себе.

А это, в итоге, сформирует из ученика активную и успешную в будущем личность.

Воспитатель ГПД Твердова Э.Н.

 БГОУ ММГ г. Москва

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня

Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго ...

Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня

выступление на методическом объединении воспитателей гпд...

Структура самоподготовки в условиях ГПД

Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В ее организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий уроков; роль и место...

Организация самоподготовки в условиях Социально- Реабилитационного Центра для несовершеннолетних.

Организация самоподготовки  Цель: привить воспитанникам навыки самообразовательной работы.Задачи:Образовательные:1.   Расширение, закрепление и систематизация знаний, углубление со...

доклад "Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня"

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленног...

Фрагмент групповой работы в процессе самоподготовки по русскому языку

Самоподготовка  – важный этап процесса обучения, призванный формировать у учащихся навыки самостоятельности, активности, развивать познавательные, коммуникативные умения....

Использование системы алгоритмов в процессе самоподготовки в начальной школе

Как эффективно огранизовать самоподготовку в рамках школы полгого дня...