"Еще раз о толерантности..."
материал по теме

Ирина Викторовна Иванченко

Занятие  разработано для разновозрастной группы воспитанников детского дома№3 г. Хвалынска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Автор: Иванченко Ирина Викторовна

Воспитатель второй квалификационной категории

ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

детский дом №3 г. Хвалынска

Тема: « Ещё раз о толерантности…»

Возраст детей: 12-17 лет

Форма проведения: беседа

Задачи: 1. Расширить кругозор воспитанников по данной теме.

                2.Формировать негативную оценку таких явлений, как национализм, ксенофобия, экстремизм.

                3. Воспитывать чувства  национального достоинства, уважения к представителям других национальностей.

Материалы: проектор, бумага, ручки, фломастеры.

                 

                                      Ход занятия:

  1. Организационный момент.

-Игра: «Все мы чем-то похожи…».

      II.  Целеполагание.

-Кто знает, о чём мы будем говорить на занятии?

 - Как вы думаете, к какой сфере деятельности человека относится толерантность?

 - Предположите, что вы  узнаете на занятии?
(Что такое толерантность? Зачем она нужна? Как стать толерантным?)

III.  Основная часть.

1. - 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам членам ООН ежегодно 16 ноября отмечать Международный день Толерантности. Была принята Декларация принципов толерантности, утверждённая резолюцией 5.61 генеральной конференции Юнеско от 16 ноября 1995 года.

 

 - Понятие толерантности связано с человеком, изображённым на слайде. ( На слайде портрет Толейрана Перегора)

- Предположите, что это за человек? Чем он занимается?  Когда жил?

                     -Ваши предположения проверим позже.

2. Если об этой проблеме говорят на столь высоком уровне, наверно это  важно?

- Давайте попробуем сами ответить на вопрос, что такое толерантность. Для этого ответьте на вопросы.

Ситуации.

Необходимые качества.

1.Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но её не поддержали. Как вы себя поведёте?

2.Друзья предлагают начать игру. Половина из них не знают правил игры. Вы предпочтёте, чтобы играли только те, кто умеет играть, или чтобы играли все?

3.Спокойно ли вы воспримите неприятную для вас новость.

4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?

5. Сядете ли вы за одну парту с представителями иной, чем у вас национальности, с иным положением в обществе, обычаями.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

7.Согласны ли вы с мнением, что многие «сидят не на своём месте», «делают не свое дело»?

8.Вы приводите в компанию друга, который становится объектом всеобщего внимания. Как вы реагируете?

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Ваша реакция.

Сотрудничество, дух партнерства, расположенность к другим...

Признание равенства других.

Умение владеть собой.

Принятие человека таким, какой он есть.

Уважение права быть иным. Терпимость к различиям.

Чувство юмора, самокритичность.

Умение не осуждать других, уважение человеческого достоинства, прав других.

Отказ от доминирования.

Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению, умение слушать.

Вывод:

- Толерантность – это...
- Трудно ли было дать определение толерантности? Почему?
- Сравните наше определение толерантности, с определением из толкового словаря. (Слайд с определением)
- Правы ли вы были?

3.- По каким причинам возникают конфликты между людьми? (национальность, вероисповедание, социальное положение, материальное положение и т.д.)

 - Какие самые яркие проявления нетерпимости вы знаете? ( Фашизм, ксенофобия национализм, экстремизм, скинхеды...)

 - Что означают эти понятия?

               Ксенофобия – ненависть, нетерпимость к чему- нибудь чужому,         незнакомому, иностранному.

               Экстремизм – приверженность к крайним мерам (обычно в политике).

 - Есть ли у нас в стране ксенофобия? На кого направлена ненависть современных ксенофобов в России?
- Есть ли в современной России экстремизм? Какие крайние взгляды и меры предлагают современные экстремисты.
 - Давайте попробуем разобраться в основных причинах разногласий между людьми.

А./ Одним из разногласий, разъединяющим  людей является религия.

-  Какие основные религии вы знаете? Что вы о них знаете? (слайд)

 -Во всех религиях много общего. Все религии пропагандируют любовь и сострадание к ближним, бедным, немощным, больным. Учат относиться терпимо к людям иной веры.

 Памятником  объединения всех религий может служить необычное сооружение, которое построено русским архитектором в Казани. Это необычное здание объединяет в себе 16 религий.

Б./ Ещё одним фактором разногласий является национальная и расовая принадлежность.

-Мы живём в огромной многонациональной стране.  Предположите сколько национальностей в России? ( Согласно переписи населения 2009 года в России  насчитывается 1840 национальностей)

- Все национальности делятся на 3 расовые группы. (Слайд)
Европеоидная, монголоидная, негроидная.
- Вот перед вами представители этих рас. Чем они отличаются друг от друга? Что общего?
- Многие представители этих рас создают межрасовые браки:

 Брак европейца с монголом – метисы
Брак европейца с негром – мулаты
Брак монгола с негром – самбо
- На земле нельзя встретить двух  одинаковых людей ( на земле 7 миллиардов человек по подсчетам Юнеско)
- Давайте попробуем создать супер человека, который соберёт в себе все лучшие черты человечества.
-  Вам нравится произведение ваших рук? Вы похожи на супер человека?
Вывод: Как замечательно, что все мы разные!
В/Языковой барьер, тоже является одним из разъединяющих факторов?
- Кто знает, сколько существует языков в мире? (  6000  )
- Существует искусственно созданный язык  межнационального общения – эсперанто.

В/ Как вы считаете толерантность врождённое чувство или приобретённое? 

Естественная (натуральная) толерантность

  Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, т.е. ее персонализации еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д.

   Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращении с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой – неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний.

Моральная толерантность

  Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит.

   Здесь имеет место некая условность, т.к. человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Ситуационной моделью сути такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…».

  Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками квази-терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.

Нравственная толерантность

  Как ни странно, в терминологическом поле на сей раз мы имеем парадоксальный случай, когда синонимическое значение слов «моральный» и «нравственный» разведено. Но что поделать… В отличие от моральной , нравственная толерантность на языке специалистов предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека.

  Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается. Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность.  

Г/ Вы толерантный человек? ( Упражнение « Российский экспресс»)

Вопрос: С кем из данного списка вы бы поехали в одном купе?

         

  Цыганка
 Гомосексуалист
 Скинхед
 Молодой человек, больной СПИДОМ
 Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребёнком
 Кавказец- мусульманин
 Человек с деревни с большим мешком
 Африканский студент
 Подросток, похожий на наркомана
 Бывший заключённый
 Таджик в национальной одежде
 Милиционер
 Инвалид со складной коляской
 Кришнаит
 Китаец, который ест странно пахнущую еду
 Человек, говорящий на непонятном языке

        -Почему в некоторых случаях было трудно проявлять толерантность?

       ( Чувство страха, брезгливость, непонимание)

  Вывод: Толерантность должна быть обоюдной.

   Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения. В противном случае пришлось бы согласиться с определением Г.К.Честертона: «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят».

      IV.Заключение.

        - Ответили ли мы на вопросы, которые ставили в начале занятия?

         - А теперь давайте проверим ваши предположения. (Слайд)    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий.

Cовременные дети почти ничего не знают о профессиях людей, большинство учеников не знают даже о профессиях своих родителей или о роде их трудовой деятельности. Дети не задумываются о том, как сложен ...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

. В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ...

Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему "О доброте и толерантности"

Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему: «О доброте и толерантности».  Цели:Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его фор...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ЮН...

Статья "Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности"

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодар...

Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...