занимательная математика
рабочая программа (1 класс) по теме

Иванова Юлия Сергеевна

программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" соответствует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занимательная математика31.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Занимательная математика»

     Программа кружка "Занимательная математика" имеет общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа внеурочной деятельности направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт начального общего образования, приказ от 26 ноября 2010 г. №1241. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации "Об образовании", Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Педагогическая целесообразность и актуальность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. В образовательном процессе мало времени уделяется геометрическим заданиям, поэтому возникла необходимость создания этой программы. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках образовательных областей математики и информатики, окружающего мира, технологии. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов начального общего образования и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Отличительной особенностью данной программы является то, что в ней предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность.

Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.

Цель: Развитие познавательного интереса к математике, интеллектуальных способностей младшего школьника.

Задачи:

  1. Отрабатывать арифметический и геометрический навык.
  2. Развивать интеллектуальные способности ребёнка.
  3. Формировать универсальные учебные действия: планирование, целеполагание, контроль, оценка результатов.
  4. Воспитывать самостоятельность и усидчивость.

Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации - 1 год. Программа рассчитана на 66 часов в год. Периодичность занятий - 2 часа в неделю. Формы организации обучения детей - коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. Занятия проходят 2 раза в неделю. Программа реализуется учителями начальных классов.

Формы работы:

Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: "Пифагор", "Колумбово яйцо", дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы, эстафеты.

Планируемые результаты:

В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:

  1. положительное отношение к учению;
  2. желание приобретать новые знания;
  3. способность оценивать свои действия;

В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:

  1. решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;
  2. устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
  3. строить логическую цепь рассуждений;
  4. выдвигать гипотезы;
  5. составлять задачи-шутки, магические квадраты;
  6. читать графическую информацию;
  7. находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
  8. анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
  9. различать существенные и несущественные признаки.
  10. отличать кривые и плоские поверхности;
  11. доказывать способ верного решения.

В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:

  1. уважение к товарищам и их мнению;
  2. понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
  3. умение слушать друг друга.

В сфере регулятивных УУД ребята научатся:

  1. постановке учебных задач занятия;
  2. оценке своих достижений;
  3. действовать по плану.

Способы проверки результатов : тесты, математические викторины, графические диктанты, дидактические игры.

Формы подведения итогов: выпуск математической газеты, тестирование.

Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Дата

1

Из истории математики. Как люди научились считать.

1

2

Взаимное расположение предметов.

1

3

Понятия "больше -меньше", , "за- под", " "выше-ниже".

1

4

Брей- ринг.        

Отношения (больше, меньше, столько же).

1

5

Задачи в стихах.

1

6

Задачи-смекалки

1

7

Конкурс "Загадки Весёлого Карандаша".

1

8

Интересные приемы устного счёта.

1

9

Игры с числами.

1

10

В царстве Чисел. Однозначные числа.

1

11

Турнир смекалистых. Задания на смекалку.

1

12

Учимся отгадывать ребусы.

1

13

Математический КВН.        

Первый десяток, задачи на логику, смекалку.

1

14

Приключения Немо.        

Сложение и вычитание чисел в пределах 10.

1

15

Числовые головоломки.

1

16

Праздник числа 10.

1

17

Игра-соревнование «Веселый счёт».

1

18

В гости к Волшебнице. Однозначные числа. Счёт.

1

19

Магические квадраты.

1

20

Игра «Живые числа».

1

21

Волшебная линейка.

1

22

Математические задачи, требующие особых приёмов решения.

1

23

Игра "Пифагор".

1

24

Танграм: древняя китайская головоломка.

1

25

Танграм: древняя китайская головоломка.

1

26

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1

27

Игра "Колумбово яйцо".

1

28

Математика в сказке. Точка. Прямая. Кривая.

1

29

Математические шарады. Ребусы.

1

30

Игры с кубиками.

1

31

Уголки.

1

32

Углы. Виды углов.

1

33

Задачи, решаемые без вычислений.

1

34

Математическая эстафета.

1

35

Математика в сказке.        Точка. Прямая. Кривая.

1

36

Понятие "Графический диктант".

1

37

Графический диктант.

1

38

Путешествие точки.

1

39

Игра в магазин. Монеты.

1

40

Зимняя страничка. Неравенства.

1

41

Что такое "Геометрия".

1

42

Весёлая геометрия.

1

43

Понятие "поверхность".

1

44

Линия. Точка.

1

45

Симметрия фигур.

1

46

Задачи на разрезание.

1

47

Задачи на склеивание.

1

48

Задачи со спичками.

1

49

Решение ребусов и логических задач.

1

50

Геометрическая викторина.

1

51

Приключения Колобка        . Луч. Прямая и кривая линии. Отрезок.

1

52

Загадки – смекалки.

1

53

Что такое "оригами".

1

54

Оригами. Геометрические фигуры.

1

55

Геометрическая мозаика.

1

56

Что такое "круг", "окружность".

1

57

Геометрический человечек.

1

58

Геометрические задачи-шутки.

1

59

Познавательная викторина "Такая занимательная математика".

1

60

Математический конкурс "Умники и умницы".

1

61

Математическая эстафета.

1

62

Математические игры.

1

63

Наглядная алгебра.

1

64

Обратные задачи.

1

65

Практикум «Подумай и реши».

1

66

Обобщение и закрепление изученного.

1

Приемы:

  1. Анализ и синтез;
  2. Сравнение;
  3. Классификация;
  4. Аналогия;

Методы:

  1. Взаимодействие;
  2. Поощрение;
  3. Наблюдение;
  4. Коллективная работа;
  5. Игра.
  6. Дидактический материал: карточки с заданиями, схемы.
  7. Техническое оснащение занятий: интернет.

Литература для учителя.

  1. Перельман Я. И. Занимательные материалы к урокам математики. [Текст], М., АСТ Астрель, 2005
  2. Лазуренко Л. В. Занимательные материалы к урокам математики. [Текст] В., 2005
  3. Нежинская О. Ю. Логика. [Текст] В., 2004
  4. Волина В. М. Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать. [Текст]2002
  5. Волков С. И. Столярова Н. Н., Математические задания. [Текст] М., Просвещение1994
  6. Минскин Е. М. От игры к знаниям. [Текст] М., Просвещение, 1982
  7. Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. [Текст] Психолого-педагогическая диагностика и консультирование М., 2006

Литература для учащихся.

  1. Волина В. М. Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать. [Текст] 2002
  2. Волков С. И., Столярова Н. Н. Математические задания. [Текст] М., Просвещение1994
  3. Истомина Н. Б. Наглядная геометрия. Тетрадь по математике для 1кл., [Текст] М., 2004.
  4. Истомина Н. Б. Дидактические карточки - задания по математике. 1кл., [Текст] М., 2004.
  5. Остер Г. Веселые задачки. [Текст] М., 2000.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательное учреждение № 29

с углублённым изучением отдельных предметов

Программа курса внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

Составитель: Иванова Ю. С.

г. Смоленск

2012 – 2013 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...

Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся,  программа содержит поясните...

Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса  разработана  в...