2012 г. Классный час "Правда и ложь"
методическая разработка

Классный час, посвященный понятиям "правда" и "ложь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravda_i_lozh.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Волоконовская средняя общеобразовательная школа № 1»

Волоконовского района Белгородской области

Классный час

Правда и ложь

Подготовила: учитель начальных классов

Шевцова Оксана Александровна

Волоконовка

2012

ТЕМА: ПРАВДА И ЛОЖЬ  
Цель: формировать нравственные качества – честность, справедливость.
Цель: выяснить, что обозначает понятие «обман», его морально-этические стороны, каковы могут быть его последствия.
Оборудование: тесты для детей; советы Знайки, написанные на доске, рисунки


Ход классного часа
1. Обсуждение понятий «правда», «ложь».
На доске: детские рисунки «Правда и ложь», запись пословиц:
• Правда в огне не горит и в воде не тонет.
• Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Учитель. Как вы понимаете слово «ложь»? (Намеренное искажение истины.)
– Какие близкие по значению слова можно подобрать? (Неправда, обман.)
– Когда человек прибегает ко лжи? Зачем?
– На Земле с давних пор любовь и ненависть, добро и зло, правда и ложь ходят рядом. Очень трудно порой говорить правду, но если человек хотя бы раз солгал, ему потом от этого избавиться сложно.
2. Анкетирование учащихся.
1. Считаешь ли ты, что можно обманывать в таких случаях (нужное подчеркнуть):
– чтобы похвастаться?    Да    Нет
– чтобы не испортить с кем-то отношения?    Да    Нет
– чтобы избежать наказания?    Да    Нет
– чтобы добиться выгоды?    Да    Нет
– по привычке?    Да    Нет
– чтобы помочь кому-то пережить тяжёлое событие?    Да    Нет
2. К чему может привести ложь?
3. Всегда ли нужно «резать правду в глаза»?
4. Чем отличается ложь от фантазии?
3. Тест «Твое мнение».
Проверим, случается ли тебе обманывать.
Согласен ли ты с этими утверждениями? Отметь кружком те утверждения, которые соответствуют твоему принятию их.
1. Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга.
2. Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет.
3. Настоящий друг – это тот, кто никому не выдаст секреты своего друга.
4. Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга.
5. Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.
6. Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.
О б с у ж д е н и е  т е с т а.
– Ты согласен с большинством утверждений? Если согласен, то попробуй в каждом утверждении вместо слов НАСТОЯЩИЙ ДРУГ поставить короткое слово Я. Ну как, получается?
С о в е т  З н а й к и.
Подумай, что тебе надо изменить в себе – в своём характере, привычках, увлечениях, чтобы и с тобой людям захотелось дружить.

4. Анализ детских рисунков.
5. Чтение и анализ басни Л. Н. Толстого.
ЛГУН
(басня)
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать:
– Помогите, волк! Волк!
Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он и два, и три раза, случилось – и вправду набежал волк.
Мальчик стал кричать:
– Сюда, сюда скорее, волк!
Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, – не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Л. Н. Толстой
– Почему не прибежали на помощь люди?
– А вы попадали в подобные ситуации?
– Как вы поступаете, если:
получили двойку;

потеряли сменную обувь;

опоздали на урок;

гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате?


6. Обсуждение, анализ пословиц.
Учитель. Но у русского народа есть еще одна мудрость: «Ложь во спасение». Как же объяснить такую фразу? Когда человек может прибегнуть к такому?
– Вспомните, как в сказках называется ложь и какое наказание следует, если говорить неправду. (К. Коллоди «Приключения Пиноккио» – растет нос; Н. Носов «Приключения Незнайки…» – мальчики превращались в ослов.)
– А как люди в обществе относятся к лгунам? (Ответы детей.)
7. Анализ рассказа Л. Н. Толстого.
ПРАВДА ВСЕГО ДОРОЖЕ
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел.
Отец пришел и спросил:
– Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
– Я.
Отец сказал:
– Спасибо, что правду сказал.
Л. Н. Толстой. Рассказы из «Азбуки»
– Почему отец сказал такие слова?
– Как бы вы поступили на месте мальчика?
– Какому человеку легче жить на свете: правдивому или лживому?
– Когда трудно говорить правду?
– Какими близкими по значению словами можно заменить слово «правда»? (Истина, честность.)
– Можно ли заменить словом «фантазия»? Почему?
На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою правда рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Как в этом разобраться?
Как научиться жить,
Чтоб только с правдой рядом,
А с ложью не дружить?
Бывает ложь красива,
А правда так горька,
Но человеку честному
Та горечь не страшна!
Давайте мы, ребята,
На свете честно жить,
Не будем лгать, а только
Правду говорить!



Дидактический материал
ЭХ!
– Эх, – вздыхали рыбаки, –
Это разве судаки?
Раньше вытащишь, бывало,
Хвост, бывало, в полруки.
– Эх, – вздыхали судаки, –
Раньше были червяки…
Червяком одним, бывало,
Наедалось полреки.
– Эх, – вздыхали червяки, –
Раньше врали рыбаки!..
Мы послушать их, бывало,
Сами лезли на крючки!
7. Итог классного часа.
– Подумайте и спросите родителей, в чем заключается разница между обманом и фантазией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час во 2 классе на тему "Правда и ложь".

Классный час формирует у детей нравственные качества - честность и справедливость....

Классный час "Правда и ложь"

Классный час  формирует у учащихся нравственные понятия "правда", "ложь", совершествует навыки общения....

Классный час "Правда и ложь"

Цель классного часа :формировать нравственные качества – честность, справедливость, выяснить, что обозначает понятие «обман», его морально-этические стороны, каковы могут быть его последствия...

Классный час "Правда и ложь"

На классном часе "Правда и ложь" дети вместе с Лунтиком отправились в страну "Познай - ка " , чтобы разобраться с понятиями - правда и ложь. С помощью стихотворений, рассказов, пословиц они выясняли з...

Классный час "Правда - ложь"

Цель: сформировать у детей четкое представление о правде и лжи.Задачи:Воспитательные:ü  Воспитывать нравственные качества: честность, справедливость; учить детей всегда говорить правду.Образовате...

Конспект классного часа «Красива ложь, да от правды не уйдешь» (3 класс)

Цель:формирование знаний у обучающихся о правде и лжи....