Программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-2 классс "Этическая грамматика"
рабочая программа (1 класс) по теме

Хрипченко Марина Александровна

Данная программа расчитана на 2 года и может использоваться во внеурочной деятельности для  учащихся 1- 2 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eticheskaya_grammatika.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ВАСИЛЬЕВКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СОГЛАСОВАНО

Совет по внедрению ФГОС

Председатель

_________/Г.Ю.Барбакова/

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол № _1_ от  10 января 2012 года

Председатель Педсовета

______________/С.В.Хопова/

УТВЕРЖДАЮ

к использованию в образовательном Учреждении

Директор ГБОУ СОШ с. Васильевка _______________/С.В.Хопова/

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(авторская)

 по внеучебной деятельности

для учащихся начальной школы

1 – 2 класс

«Этическая грамматика»

Авторы:

Сладкова Мария Григорьевна – учитель начальных классов,

2 квалификационная категория

Хрипченко Марина Александровна - учитель начальных классов,

1 квалификационная категория

 

2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Направленность программы: духовно- нравственное.

  Нравственное воспитание является процессом, направленное на целостное формирование и развитие ребенка, оно предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, к своим обязанностям и самому себе.

        Нравственное формирование человека  начинается с рождения. Еще в дошкольном возрасте у детей закладываются первоначальные нравственные чувства и представления, вырабатываются простейшие навыки нравственного поведения. Педагогическая основа преемственности в воспитании состоит в том, что приобретенное ребенком в дошкольном возрасте формы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, элементарные нравственные знания и чувства являются тем фундаментом, на котором в начальных классах происходит развитие новых форм нравственного поведения, сознания, чувств, отношений.

        Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Все наиболее важное, чем обладает человечество - культура, искусство, технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей – все это закладывается в детстве, за первой школьной  партой, в процессе взаимного воспитания родителей и ребенка, взаимного влияния учителя и учеников. Будущее нашей планеты зависит от степени духовного, нравственного состояния каждого ее обитателя. Именно поэтому знания, интеллектуальные способности имеют прогрессивное значение, смысл только при наличии высокого уровня духовности.

        Духовность личности - это система ее ценности, тот стержень вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Это наше представление о мире, о себе, о добре и зле, все то, что мы любим или отвергаем, чем вдохновляемся или от чего грустим. Это наш духовный мир. Главной задачей педагога – научить детей любить жизнь, окружающий мир, всех людей начиная с себя. Это - чувство приятия себя таким, каким ты есть, со всеми не решенными проблемами, прекрасными, воистину безграничными возможностями, основывающимися на уважение к себе как к личности. Из этого уважения, радости по поводу удачи и огорчений рождается сила, вера, позволяющая человеку управлять жизнью, а не быть управляемым ее. Для обучения в школе характерно преимущественное воздействие на интеллект ребенка в то же время, как его духовный мир нуждается в развитии. Именно поэтому в школе так необходим предмет, развивающий не только умственные способности, но и душу ребенка, что является актуальностью данной работы.

        Для детей важно не зазубривать и выдавать без запинки правила нравственного поведения, сформированные взрослыми, а научится размышлять над сутью нравственности каждого поступка, видеть ее корни.

Новизна программы состоит в том, что  она ориентирована на раскрытие личностного потенциала и развитие духовно-нравственный ценностей, так необходимых в современном обществе. Учащимся дается возможность получить основы нравственного воспитания и духовных ценностей.  Данная программа соответствует целям и задачам национального образовательного проекта «Наша новая школа».

Актуальность данной программы состоит в том, что на современном этапе развития общества духовно-нравственное развитие является важным аспектом воспитания современного ребенка. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным багажом знаний, умений и навыков.

Цель программы осуществление системы духовности и нравственности в учебно-воспитательном процессе школы.  

Задачи курса:

Образовательные:

  1. расширение и углубление понятия о нравственности;
  2. раскрытие понятий о чувствах и эмоциях людей;
  3. самостоятельная работа над собой по выработке духовно-нравственных ценностей;
  4. понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
  5. выдвигать предположения и доказывать их;
  6. приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы.

Воспитательные:

  1. воспитание способности развивать в себе умения доброго волшебника;
  2. воспитание чувства патриотизма;
  3. воспитание уважения и любви к окружающим людям;
  4. воспитывать умение учитывать разные мнения и стремиться к коллективному и групповому сотрудничеству;
  5. воспитывать умение формулировать и отстаивать  собственное мнение и позицию;
  6. воспитание в себе чувства долга и ответственности за свои поступки.

Развивающие: 

  1. развитие интереса к изучению духовно-нравственных ценностей;
  2. совершенствование у младших школьников познавательных навыков;
  3. развитие умение анализировать свои  ошибки;
  4. развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Срок реализации курса - 2 года.

Возраст детей - 7 -9 лет

Основные формы работы: Занятия рассчитаны на индивидуальную, коллективную, групповую работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.  Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Количество часов по программе:

1 год обучения - 33 часа в год (1 раз в неделю по 40 минут);

2 год обучения – 34 часа в год (1 раз в неделю по 40 минут).

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончанию изучения этого курса учащиеся должны освоить такие нравственные ценности:

- Понятие чести и достоинства;

- Уважение к личности и чужому мнению;

- Принципы верности и справедливости;

- Чувство долга;

- Уважение к старшим;

- Милосердие и сострадание по отношению к старикам и детям;

- Желание делать добро, а значит уменьшать страдание, помогать себе и другим, стать чище, добрее, созидать и отдавать людям;

- Благодарность за добро и умение признаваться в своих ошибках;

- Уважение к традициям, общепринятым образцам поведения;

- Объем навыков и привычек опрятности, аккуратности, чистоплотности;

- Преодоление у детей эгоизма и других отрицательных проявлений;

 - Умение сдерживать от громкого смеха, жестикуляции, хвастовства.

 - Найти меру активности и сдержанности в коллективе и проявления определенного характера поведения.

Способы определения результативности:

- наблюдение;

- социологический опрос;

- тестирование;

-анкетирование (анализ анкет);

- отзывы родителей;

- собеседование.

Программа внеурочной деятельности

1 класс

Название темы

Количество

часов

1

Наш класс. Что такое коллектив?

1

2

Мы идем в школу.

1

3

Перемена.

1

4

Мы – дежурные. Поведение в классе.

1

5

Режим дня.

1

6

Береги время.

1

7

Друзья Мойдодыра.

1

8

Поведение в школе и дома.

1

9

Бережное отношение к вещам.

1

10

Культура речи. Как ты говоришь?

1

11

Моя семья.

1

12

Моя семья. Моя школа.

1

13

Мы делаем сами.

1

14

Наш двор.

1

15

Поведение на улице.

1

16

Человек среди людей.

1

17

Настоящий друг познается в беде.

1

18

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

1

19

Жизнь дана на добрые дела.

1

20

Волшебные слова.

1

21

Будь добрым  и отзывчивым.

1

22

О жадности и щедрости.

1

23

Правила поведения за столом.

1

24

Семейные праздники.

1

25

В гостях и дома.

1

26

Встречи и проводы гостей.

1

27

Как дарит подарки?

1

28

В театре и в кино.

1

29

Мы – пассажиры. Мой друг Светофор.

1

30

Ты в ответе за тех кого приручил.

1

31

Мы твои друзья, природа!

1

32

Лесные уроки вежливости.

1

33

Обобщающий урок.

1

        2 класс

Название темы

Количество

часов

1

Я школьник.

1

2

Ты и твоё имя.

1

3

Моя семья.

1

4

Я среди других.

1

5

Мои сверстники и друзья.

1

6

Учимся говорить вежливо.

1

7

Что такое транспорт? Правила поведения в транспорте.

1

8

Мой дом.

1

9

Правила поведения за чайным столом.

1

10

Мы идем в театр.

1

11

«У меня зазвонил телефон». Этикет телефонного разговора.

1

12

«От улыбки станет всем светлей». Твоё настроение.

1

13

Что значит дружная семья?

1

14

Мы идем в гости.

1

15

«Белая ворона» или что значит быть терпимым?

1

16

Научись радоваться чужим успехам.

1

17

Они хотят, чтобы их понимали.

1

18

У каждого народа есть чему поучиться.

1

19

Хорошо, что мы разные!

1

20

Какого народа я сын?

1

21

Что важнее: ум, сердце или смелость?

1

22

Что делает меня счастливым?

1

23

Что такое прощение?

1

24

В чем сила прощения?

1

25

Смогу ли я отказать своему другу?

1

26

Как можно остановить ссору?

1

27

Правила, которые помогают нам жить в школе дружно.

1

28

Дар слова.

1

29

Душевные чувства.

1

30

Совесть.

1

31

Мои цели.

1

32

Как понять цель другого человека?

1

33

Я принимаю своё решение!

1

34

Я могу!?

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (33часа)

№ урока

Дата урока

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

1

Наш класс. Что такое коллектив?

Понятие «коллектив». Кто такой  товарищ?

Актуализировать знания школе и школьном коллективе. 

Формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми. Моделировать различные ситуации общения на уроке и перемене. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

2

Мы идем в школу.

Необходимые школьные принадлежности. Отношение к своим школьным принадлежностям. Правила поведения в школе. Требования к внешнему виду учащихся. 

Анализировать предложенные ситуации. Осмысливать значение бережного отношения к школе, к школьным принадлежностям. Осваивать правила поведения в школе: на уроке и на перемене. Планировать свой рабочий день

3

Перемена

Понятие «перемена». Правила поведения во время перемены.

Осваивать правила культурного общения со сверстниками. Знать и отрабатывать  правила поведения на перемене. Слушать собеседника, излагать своё мнение.

4

Мы дежурные. Поведение в классе.

Кто такие дежурные? Обязанности дежурного. Правила  поведение в классе. Что такое «басня».

Актуализировать знания о дежурстве в школе. Осваивать обязанности дежурного по классу. Знать правила  поведение в классе. Осмысливать значение понятия «басня». Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы.

5

Режим дня.

Что такое режим дня. Его значение для здоровья детей. Чем полезна утренняя гимнастика? Что такое опрятный внешний вид?

Осмысливать значение понятия «режим дня». Актуализировать знания о здоровье человека. Соблюдать режим дня.  Использовать навыки самообслуживания.

6

Береги время.

Режим дня.  Что такое «время»?  Почему  его нужно беречь? Правила «Цени время».

Осмысливать значение понятия «время».  Соблюдать режим дня.  Выявлять и устранять причины невыполнения режима. Осваивать правила «Цени время».

7

Друзья Мойдодыра.

Навыки опрятности и аккуратности.  Правила Мойдодыра. Помощники Мойдодыра.

Осваивать правила аккуратности и опрятности. Осмысливать значение бережного отношения к своим вещам. Соблюдать правила личной гигиены. Слушать собеседника, излагать своё мнение.

8

Поведение в школе и дома.

Правила поведения в школе и дома. Мои обязанности по дому.

Знать правила  поведения в школе и дома. Определять и выполнять  свои обязанности по дому. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы

9

Бережное отношение к вещам.

Правила аккуратного  обращения с вещами. Кто такой «Неряха»?

Соблюдать правила бережного отношения к вещам.  Поддерживать в порядке каждую вещь в школе и дома. Использовать навыки самообслуживания

10

Культура речи. Как ты говоришь?

Что такое культура речи? Нормы и правила общения с взрослыми. Уважение и доброжелательность к людям.

Актуализировать знания о понятии «речь», «культура речи». Осмысливать значение культурны речи. Осваивать правила культурного общения. Уважительно относиться к пожилым людям. Использовать словарный запас, соответствующий нормам и правилам культурного общения. Заботиться о чистоте речи.

11

Моя семья.

Что такое семья? Какие взаимоотношения должны быть в семье? Уважение к старшим.

Осмысливать значение семьи. Соблюдать семейные правила и традиции.  Заботиться и уважать всех членов своей семьи. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы

12

Моя семья. Моя школа.

Правила поведения дома, в семье.

Соблюдать правила культурного общения в семье. Оказывать посильную помощь своим родителям в домашних делах. Заботиться о пожилых родственниках. Определять и выполнять  свои обязанности по дому

13

Мы делаем сами.

Что ты должен уметь делать сам? Рассказ О. Буцень «Чистюля». Правила личной гигиены.

Соблюдать правила личной гигиены. Использовать навыки самообслуживания. Слушать собеседника, излагать своё мнение.

14

Наш двор.

Понятие «мое» и «наше». Правила поведения во дворе.  Правила дружбы.

Осмысливать значение понятий «мое» и «наше». Освоить правила поведения во дворе.  Слушать собеседника, излагать своё мнение. Осознать чувство причастности  к общим делам. Заботиться о своих друзьях

15

Поведение на улице.

Зачем нужно быть внимательным на улице? Правила дорожного движения.   Правила поведения на улице.

Соблюдать правила дорожного  движения на дороге. Замечать красивые поступки окружающих. Проявлять общительность. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы

16

Человек среди людей.

 Что такое добрые дела? Правила вежливости. Игры на развитие внимания. Этическая задача.

Соблюдать правила вежливости. Осознавать необходимость добрых дел в своей жизни.  Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы

17

Настоящий друг познается в беде.

Кто такой друг? Правила дружбы. Пословицы о дружбе.

Осмысливать значение друга, дружбы. Соблюдать правила дружбы.  Слушать собеседника, излагать своё мнение. Уметь оценивать сложившуюся ситуацию и находить из нее выход. Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России.

18

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

Что такое честность? Справедливость? Сдержанность? Лживость? Какими качествами должен обладать человек?

Актуализировать знание о понятиях лживость, честность, справедливость и другие.  Соблюдать правила честности и справедливости. Осознать какими качествами должен обладать человек. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы

19

Жизнь дана на добрые дела.

Что такое «Добро»? пословицы о добрых делах и доброте. Чтение детских сочинений.

Актуализировать знание о понятии «Добро». Соблюдать правила культурного поведения. Анализировать свои поступки. Слушать собеседника, излагать своё мнение.

20

Волшебные слова.

Что такое «волшебство». Правила доброго и вежливого поведения.

Актуализировать знание о понятии «Волшебство». Осознать необходимость  использовать «волшебные слова» в своей речи. Соблюдать правила культурного поведения. Анализировать свои поступки. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы

21

Будь добрым  и отзывчивым.

Доброта, вежливость, отзывчивость.

Актуализировать знание о понятиях «доброта», « вежливость»,  «отзывчивость». Осознавать необходимость добрых дел в своей жизни.  Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы

22

О жадности и щедрости

Что такое жадность и щедрость.

Актуализировать знание о понятиях «жадность» «щедрость». Соблюдать правила честности и справедливости. Осознать какими качествами должен обладать человек. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы

23

Правила поведения за столом.

Сервировка стола.  Умение пользоваться столовыми приборами.

Осмысливать значение хороших манер за столом. Соблюдать правила поведения за столом. Моделировать правила поведения за столом (практическая часть). Знать, что такое сервировка стола и уметь пользоваться столовыми приборами. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы

24

Семейные праздники.

Семья. Традиции и обычаи семьи.

Актуализировать знание о семье и семейных ценностей. Уметь  относить свои потребности с желаниями и интересами своих товарищей, брата или сестры. Осознать, что необходимо сопереживать, проникать чувствами, волнующими родителей, членов семьи.

25

В гостях и дома.

Поведение за столом.

Осмысливать значение хороших манер за столом. Знать, что такое сервировка стола и уметь пользоваться столовыми приборами. Моделировать правила поведения за столом (практическая часть). Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы

26

Встреча и проводы гостей.

Практическая работа – изготовление приглашений. Правила поведения в гостях. Работа с пословицами.

Формулировать правила этикета в гостях. Моделировать правила поведения за столом  (практическая часть). Соблюдать правила приема гостей. Выдвигать предположения и доказывать их. Выполнять практическую работу.

27

Как дарить подарки?

Что такое подарок? Как его дарить?

Осознавать потребность в проявлении внимания, чуткости и заботы к окружающим. Знать, как и какие подарки можно дарить. Обсуждать правила вручения подарков. Моделировать различные ситуации общения в гостях.

28

В театре и в кино.

 Правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, консерватории). Практическая работа - школьный спектакль.

Понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить. Обсуждать   правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и формулировать их. Моделировать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории).

29

Мы пассажиры. Мой друг светофор.

Правила поведения на дороге. Правила поведения в транспорте. Вид транспорта.

Узнавать по фотографиям виды транспорта. Моделировать сигналы светофора, характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах. Соблюдать правила поведения в транспорте. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

30

Ты в ответе за тех, кого приручил.

Взаимоотношения человека  и его домашних питомцев (кошек, собак) предметы ухода за домашними животными.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.

Описывать по плану своего домашнего питомца

Обсуждать наше отношение к домашним питомцам.

Практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением.

Участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца. Отвечать  на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

31

Мы твои друзья, природа!

Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.

Анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них.

Знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил, предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним. Отвечать  на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

32

Лесные уроки вежливости.

Правила поведения на природе.

Читать рассказ В.Бианки «Телеграмма из леса». Формулировать выводы. Знакомиться с правилами поведения в природе. Соблюдать правила поведения в природе. Обсуждать наше отношение к природе. Отвечать  на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

33

Обобщающий урок

Правила культурного поведения в обществе.

Соблюдать правила поведения в общественных местах. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс (34часа)

№ урока

Дата урока

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

1

Я школьник.

Актуализировать знания школе и школьном коллективе. 

Формулировать правила поведения в школе. Моделировать различные ситуации общения на уроке и перемене. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Развивать аналитико-синтетическое восприятие. Учить работать в парах.

2

Ты и твоё имя.

Ознакомить с происхождением и значением славянских и некоторых современных имен (латинского и греческого происхождения). Дать представление о приёме аналогии, как установлении сходства и подобия.

3

Моя семья.

Ознакомить детей с элементарными речевыми формулами, обеспечивающими приглашение и знакомства. Способствовать становлению перцептивной  компетенции у учащихся. Воспитывать чувство благодарности. Слушать собеседника, излагать своё мнение.

4

Я среди других.

Ознакомить с правилами поведения. Формировать толерантные отношения к другим людям, структурные речевые умения, находить средства связи между высказываниями перцептивной компетенции. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы.

5

Мои сверстники и друзья.  

Сформировать первоначальные представления о друге, как о верном товарище. Содействовать становлению толерантного отношения к вкусам, наклонностям, интересам и особенностям людей.  Способствовать формированию умения договариваться. Развивать аналитико-синтетическое восприятие. 

6

Учимся говорить вежливо.

 Ознакомить детей с элементарными речевыми формулами,  обеспечивающими диалог. Развивать логичность речи с использованием суждений. Развивать пространственное мышление. 

7

Что такое транспорт? Правила поведения в транспорте.

Сформировать представления о транспорте и его видах. Ознакомить с правилами поведения в транспорте и элементарными речевыми формулами, используемыми в нём.  Развивать графический навык посредством графических упражнений. Формировать умения разыгрывать воображаемые ситуации. Слушать собеседника, излагать своё мнение.

8

Мой дом.

Развивать представления о быте дома и окружающих в нем опасностях. Воспитывать ответственность за свои поступки и поведения в доме.  Развивать логическое и творческое мышление, внимание. Определять и выполнять  свои обязанности по дому. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы

9

Правила поведения за чайным столом.

Ознакомить детей с правилами поведения за чайным столом. Научить сервировать чайный стол. Научить правилам приёма гостей.  Развивать  эстетический вкус, создать условия для осуществления полоролевой социализации детей. Использовать навыки самообслуживания.

10

Мы идём в театр.

Создать условия для комфортной социализации детей в обществе. Учить детей правилам поведения в общественном месте. Осваивать правила культурного общения. Уважительно относиться ко взрослым. 

11

«У меня зазвонил телефон». Этикет телефонного разговора.

Ознакомить со значением телефона в жизни современного человека. Сформировать элементарные представления об этикете телефонного разговора. Развивать связную речь и аналитико-синтетическое восприятие учащихся. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы

12

«От улыбки станет всем светлей». Твоё настроение.

Ознакомить учащихся с различными внешними проявлениями настроения и с приёмами управления своим настроением. Формировать умение адекватно реагировать на настроение другого человека. Формировать коммуникативную компетенцию детей. 

13

Что значит дружная семья?

Ознакомить детей с понятием связи между членами семьи. Сформировать модель отдыха в семье. Формировать уважительное отношение к членам своей семьи. Развивать мышление, аналитико-синтетическое восприятие. Слушать собеседника, излагать своё мнение.

14

Мы идем в гости.

Ознакомить детей с правилами поведения в гостях. Развивать эстетический вкус детей. Освоить правила поведения в гостях.  Слушать собеседника, излагать своё мнение. Осознать чувство причастности  к общим делам. 

15

«Белая ворона» или что значит быть терпимым?

Определить уровень толерантности детей. Помочь почувствовать необходимость быть терпимым  к другим. Формировать представления о толерантности как о качестве личности. Воспитывать чувство терпимости к людям не похожим на нас.   Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы.

16

Научись радоваться чужим успехам.

Помочь школьникам осознать, что зависть – порочное чувство, приносящее вред собственному здоровью. Обучить детей покаянию, как одному из приёмов психологической защиты, приёмам самоконтроля. Формировать толерантные отношения между младшими школьниками. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы.

17

Они хотят, чтобы их понимали.

Ознакомить с понятием «инвалид». Обучить контролю над собственными эмоциями. Формировать эмпатию к людям, имеющим отклонения от нормы. Воспитать терпимость к людям-инвалидам. 

18

У каждого народа есть чему поучиться.

Закрепить понимание значения понятия толерантность. Ознакомить с добрыми традициями народов России. Помочь оценить степень своей толерантности к детям другой национальности. Развивать коммуникативную компетентность учащихся. 

19

Хорошо, что мы разные!

Формировать чувство значимости индивидуальных черт своих и другого человека. Анализировать свои поступки. Слушать собеседника, излагать своё мнение.

20

Какого народа я сын?

Формировать чувство значимости своих национальных особенностей. Анализировать свои поступки. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы

21

Что важнее: ум, сердце или смелость?

Ознакомить с понятиями ум, сердце и смелость.  Помочь осознать свою индивидуальность и неповторимость. Осознать какими качествами должен обладать человек.  Осознавать необходимость добрых дел в своей жизни.  Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы

22

Что делает меня счастливым?

Актуализировать знание о понятиях «счастье». Помочь осознать, в чем заключается счастье каждого человека. Соблюдать правила честности и справедливости. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы

23

Что такое прощение?

Актуализировать знания о понятии «прощение». Осмысление прощения как ценности. Тренировать умения просить прощения и прощать. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы.

24

В чем сила прощения?

Закрепить знания о понятии «прощение». Осознать  прощение как человеческую ценность. Тренировать умения просить прощения и прощать. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы.

25

Смогу ли я отказать своему другу?

Актуализировать знания о понятии «друг». Формировать умения помогать и делиться с близкими друзьями. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы.

26

Как можно остановить ссору?

Актуализировать знания о понятии «конфликт». Формировать правила поведения в конфликтных ситуациях. Выдвигать предположения и доказывать их. Выполнять практическую работу.

27

Правила, которые помогают нам жить в школе дружно.

Введения понятия «правила».  Формировать правила поведения в школе.  Моделировать различные ситуации общения в школе.

28

Дар слова.

Актуализировать знания о понятии «слова». Формировать знания о даре слова как средстве накопления исторической памяти. Выдвигать предположения и доказывать их. Выполнять практическую работу.

29

Душевные чувства.

Актуализировать знания о понятии «душевные чувства». Тренировать умения узнавать и выражать чувства. Научить осознавать возможности управления чувствами. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

30

Совесть.

Актуализировать знания о понятии «совесть». Тренировать умения различать поступки по совести и не по совести. Отвечать  на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

31

Мои цели.

Актуализировать знания о понятии «моя цель». Научить ведению схемы целей и действий. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Отвечать  на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

32

Как понять цель другого человека?

Закрепить знания о понятии «цель». Поиск средств понимания цели другого человека. Оценка своей самостоятельности. Формулировать умение делать  выводы. Отвечать  на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

33

Я принимаю своё решение!

Актуализировать знания о понятии «решение». Введение правил принятия решения в ситуации предложения действий. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

34

Я могу!?

Формировать умение действовать, делать выводы от своих действий. Переживание чувства удовлетворения от приобретенного опыта. Подведение итогов пройденного. Отвечать  на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Список использованной литературы:

1.Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.

2. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.

3. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 1985.

4. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.

5. Куландина Г.И. Основы духовности и нравственности, - С., 1999

6. Гудзовская А.А., Сураева Г.З. Уроки самоопределения, - С., 1997

7. Соловьева Т.А., Рогалева Е.И. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде, - М.: ВАКО, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 4класс "Умники и умницы" (Занимательная грамматика)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  4класс "Умники и умницы" (Занимательная грамматика)...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов,  духовно - нравственное направление -  кружок "Школа вежливых наук"...