Анкеты "Семья"
материал по теме
Анкеты позволяют прогнозировать взаимодействие «школа-семья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ankety_semya.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета «Семья»
Инструкция. Для оптимизации совместных усилий, связанных с развитием детей, мы просим вас оценить утверждения и ответить на вопросы анкеты:
ФАМИЛИЯ________________ИМЯ_______________ОТЧЕСТВО_____________________
У моего ребенка способности к учению:
Хорошие
Удовлетворительные
Низкие
У моего ребенка учебные навыки и умения (исполнение, оценка действий):
Хорошие
Удовлетворительные
Плохо развиты
У моего ребенка произвольность памяти и внимания:
Хорошие
Удовлетворительные
Низкие
У моего ребенка способности к общению:
Хорошие
Средние
Низкие
У моего ребенка коммуникативные навыки и умения:
Хорошие
Средние
Низкие (плохо развиты)
У моего ребенка произвольность поведения:
Хорошая
Удовлетворительная
Слабая
Структура семьи
Муж (папа – отчим)
Жена (мама – мачеха)
Младший брат (ребенка)
Старший брат
Младшая сестра
Младший брат
Бабушка
Дедушка
Другие родственники
Сколь времени, в среднем, члены вашей семьи тратят на общение и помощь в выполнении домашних заданий
Муж
Жена
Брат
Сестра
Бабушка
Дедушка
Другие родственники
Имеете ли вы возможность оказывать посильную помощь и в какой форме:
Покраске, побелке и другие виды работ
Материально
Организация конкурсов, вечеров, состязаний, экскурсий.
Укажите пожалуйста ваше место работы, место работы и должность вашего(ей) супруга(и), а так же контактные телефоны.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО!
Интерпретация
Через проекцию радикального отношении экспериментатор (классный руководитель, психолог) имеет возможность получить ценную информацию:
О родительском отношении к детям
О возможностях ребенка к учению (1,2,3)
О возможностях ребенка к общению (4,5,6)
Сформировать запросы по проблематике детско-родительских отношений (тематика бесед) способности, навыки и умения, комплексные психические процесс, произвольность (саморегуляция) (1,2,3,4,5,6 – варианты a,b,c)
О структуре семьи и «связях» ребенка (отношения) (7,8)
О возможностях родителей, связанных с организацией сотрудничества (8,9,10)
Об отношении к школе и учителям (9,10)
Позволяет прогнозировать взаимодействие «школа-семья»
ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ
СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Методика «Типовое семейное состояние».
Инструкция: Мысленно вернитесь в свою семью! Вспомните чувства, с которыми Вы открываете дверь дома. Припомните чувства, с которыми вспоминаете домашние дела на работе. Как Вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам. В общем, вспомните Вашу семейную жизнь! Каким вы чувствуете себя чаще всего, отметьте на шкалах.
Бланк в методике «Типовое семейное состояние»
Состояние | Шкала оценок | Состояние | Индекс |
Довольным | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Недовольным | У |
Спокойным | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Встревоженным | Т |
Напряженным | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Расслабленным | Н |
Радостным | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Огорченным | У |
Нужным | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Лишним | Т |
Отдохнувшем | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Усталым | Н |
Здоровым | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Больным | У |
Смелым | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Робким | Т |
Беззаботным | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Озабоченным | Н |
Плохим | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Хорошим | У |
Ловким | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Неуклюжим | Т |
Свободным | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Занятым | Н |
Т -; У -; Н-.
Фамилия, имя, отчество__________________________________________________
Обработка: Баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом, суммируются. Состояние констатируется, если сумма оценок по 4 субшкалам превышает или равна по 9 (общая неудовлетворенность) – 26 баллам; по Н(нервно-психическое напряжение) – 27 баллам; по Т (семейная тревожность) – 26 баллам.
Г.ТЕСТ «Кинетический рисунок семьи»
Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС)* предоставляет богатую о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.
Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является результатом творческой деятельности, не только отражающим восприятие ребенком своей семьи, но и позволяющим ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. В этом смысле рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен в будущее, так как при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, решает проблему актуальных семейных отношений. В этот момент экспериментатор может помочь ребенку понять ситуацию в семье, вместе с ним поискать возможности лучшей адаптации ребенка в своей семье. Но здесь следует избегать суггестивной, привнесенной извне интерпретации, предоставив возможность самому ребенку понять и воспринять столько, сколько он может, исходя из его психологической зрелости.
Тест КРС состоит из двух частей: рисования своей семья и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги и карандаши. Инструкция испытуемому:
Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:1)кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи;2) где работают и учатся члены семьи; 3) как в семье распределяются семейные обязанности; 4) каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линий рисующего, положение объекта рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также соотношение вещей и людей на рисунке.
При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты: 1) анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке); 2) анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различие в стиле рисования, количество деталей, схема фигур отдельных членов семьи); 3) анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисунка).
Рассмотрим подробнее каждый аспект схемы интерпретации.
Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы преградой между ними. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет нескольких членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье. Рисуя свою семью, некоторые дети изображают себя на нижней части листа. Это может свидетельствовать о депривации ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации.
Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру своего самого любимого члена семьи. И наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо. То рисует, этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны , эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных ситуациях можно наблюдать стирание и перерисовку.
Нужно отметить, что в рисунках, особенно детей младшего школьного возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуются отец и братья, а другим – мать и сестры. Особенно отличается тип прорисовывания волос, одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он сильнее идентифицируется (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка.
3. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка. но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Психолог может успокоить ребенка, сказать, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывают дети, многочисленные отговорки которых, а также манера прикрывать рукой нарисованное могут свидетельствовать о недоверии ребенка к своим силам, о его потребности в поддержке со стороны взрослого. Чаще всего свой рисунок ребенок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста не следует вступать в разговор с ребенком.
Для теста КРС также разработана система количественной оценки. Выделяются пять симптомов: 1) благоприятная семейная ситуация; 2) тревожность; 3)конфликтность в семье; ;) чувство неполноценности; 5) враждебность в семейной ситуации.
Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи.
Симптомокомплекс | № | Симптом | Балл |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Благоприятная семейная ситуация | 1. | Общая деятельность всех членов семьи | 0,2 |
2. | Преобладание людей на рисунке | 0,1 |
3. | Изображение всех членов семьи | 0,2 |
4. | Отсутствие изолированных членов семьи | 0,2 |
5. | Отсутствие штриховки | 0,1 |
6. | Хорошее качество линий | 0,1 |
7. | Отсутствие показателей враждебности | 0,2 |
8. | Адекватное распределение людей на листе | 0,1 |
9. | Другие возможные признаки |
2. Тревожность | 1. | Штриховка | 0,1;2;3 |
2. | Линия основания – пол | 0,1 |
3. | Линия над рисунком | 0,1 |
4. | Линия с сильным нажимом | 0,1 |
5. | Стирание | 0,1;2 |
6. | Преувеличенное внимание к деталям | 0,1 |
7. | Преобладание вещей | 0,1 |
8. | Двойные или прерывистые линии | 0,1 |
9. | Подчеркивание отдельных деталей | 0,1 |
10. | Другие возможные признаки |
3. Конфликтность | 1.. | Барьеры между фигурами | 0,2 |
2. | Стирание отдельных фигур | 0,1;2 |
3. | Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур | 0,2 |
4. | Выделение отдельных фигур | 0,2 |
5. | Изоляция отдельных фигур | 0,2 |
6. | Неадекватная величина отдельных фигур | 0,2 |
7. | Несоответствие вербального описания рисунку | 0,1 |
8. | Преобладание вещей | 0.1 |
9. | Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи | 0.2 |
10. | Член семьи, стоящий спиной | 0,1 |
11 | Другие возможные признаки |
1 | 2 | 3 | 4 |
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации | 1. | Автор рисунка непропорционально маленький | 0.2 |
2. | Расположение фигур на нижней части листа | 0.2 |
3. | Линия слабая, прерывистая | 0.1 |
4. | Изоляция автора от других | 0.1 |
5. | Маленькие фигуры | 0,1 |
6. | Неподвижная по сравнению с другими фигура автора | 0,1 |
7. | Отсутствие автора | 0,2 |
8. | Автор стоит спиной | 0,1 |
9. | Другие возможные признаки |
5. Враждебность в семейной ситуации | 1. | Одна фигура на другом листе ил на другой стороне листа | 0,2 |
2. | Агрессивная позиция фигуры | 0,1 |
3. | Зачеркнутая фигура | 0.2 |
4. | Деформированная фигура | 0,2 |
5. | Обратный профиль | 0,1 |
6. | Руки раскинуты в стороны | 0,1 |
7. | Пальцы длинные, подчеркнутые | 0,1 |
8. | Другие возможные признаки |
Бланк регистрации результатов оценки КРС
Фамилия, имя ребенка___________________________________________________
Дата рождения___________________________ Дата эксперимента_________________
Сумма баллов по симптомокомплексам
Благоприятная семейная ситуация | Тревожность семье | Конфликтность в семье | Чувство неполноценности в семейной ситуации | Враждебность в семейной ситуации |
Чем больше сумма баллов, те ярче выражен тот или иной признак. Выраженность признака оценивается от 0 до 3 баллов.
Полученные результаты являются основой для психокоррекционной работы психолога и дальнейшей диагностики семьи и ребенка. Так, выявленная тревожность требует определения ее характера: либо это субъективно- личностный объект, либо имеются объективные причины в семье и школе и т.д.
ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»
Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой рука – зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И. М. Сеченову всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально:«Всякая мысль заканчивается движением»).
Если реальное движение по какой-либо причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление – мысль). Так, например, образы и мысли – представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук – ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксируют отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действительностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью – представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) - с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Инструкция. «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».
Показатели и интерпретация
Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, те более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).
Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих тенденций.
Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует дополнительно.)
Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе.
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку
переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы —
истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные
черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы
говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога -т- защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль. ,
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существенные положения и значимую информацию; ;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологий).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть функциональными или украшающими: «рылья, дополнительные ноги, щупаль-цы, детали панцыря, перья, бантики вроде завитушек — кудрей; цвет-ково-функциональныё детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа — крылья или щупальцы и т. д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлинных перьев).
Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т. п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т. п.;: с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астенич-ность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него.) Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не
энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продав
ленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный,
высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т. е. к чему привязана тревога). .,
Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы индентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, — свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т. п.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной де
талью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые сим
волы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание так
же на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди
при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до
фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака -с ластами и
т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстра-тивность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекёр» и т. п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т. п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклетамиеши-ния» и т. п.).
Тест-опросник родительского отношения (ОРО)[1] представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на г. выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Структура опросника
Опросник состоит из 5 шкал.
1. Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3. "Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком.
Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мыс ли, чувства.
5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Вам необходимо подумать и дать ответ «верно» или «неверно».
Текст опросника
Я всегда сочувствую своему ребенку.
Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
Я уважаю своего ребенка.
Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
Я испытываю к ребенку чувство расположения.
Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
Мой ребенок часто неприятен мне.
Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.
Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
Я принимаю участие в своем ребенке.
К моему ребенку "липнет" все дурное.
Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
Я жалею своего ребенка.
Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
Я всегда считаюсь с ребенком.
Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
Основные причины капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
Самое главное - чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.
Иногда мне кажется, что мой ребенок неспособен ни на что хорошее.
Я разделяю увлечения своего ребенка.
Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
Я понимаю огорчения своего ребенка.
Мой ребенок часто раздражает меня.
Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
Я не доверяю своему ребенку.
За строгое воспитание дети потом благодарят.
Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
Я разделяю интересы своего ребенка.
Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику
1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 4б 47, 49, 51, 52 53 55, 56, 60.
2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35. 36.
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59. ^
5. "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Порядок подсчета тестовых баллов
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно".
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
1- отвержение
2- социальная желательность
3- симбиоз
4- гиперсоциализация
5- ипфантилизация (инвалидизация)
Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам. = 160
I шкала: "принятие-отвержение"
"сырой" балл 0 12 3 4 5 6 7 8 9 10 11
процентильный ранг 0 0 0 0 0 0,63 3,79 12,02 31,01 53,79 68,35
"сырой" балл 12 13 14 15 16 17 18 19
процентильный ранг 77,21 84,17 88,60 90,50 92,40 93,67 94,30 95,50
"сырой" балл 20 21 22 23 24 25 26 27 28
процентильный ранг 97,46 98,10 98,73 98, 73 99,36 100 100 100 100
"сырой" балл 29 30 31 32
процентильный ранг 100 100 100 100
II шкала
"сырой" бал 01234.5 678
процентильный ранг 1,57 3,46 5,67 7,88 9,77 12,29 19,22 31,19 48,82
"сырой" балл 9
процентильный ранг 80,33
III шкала
"сырой балл" 0 I 2 3 4 5 6 7
процентильный ранг 4,72 19.53 39,06 57,96 74,97 86,63 92,93 95,65
IV шкала
"сырой" балл 0 12 3 4 5 6
процентильный ранг 4,41 13,86 32,13 53,87 69,30 83,79 95,74
Y шкала
"сырой" балл 0 12 3 4 5 6 7
процентильный ранг 14,55 45,57 70,25 84,81 93,04 96,83 99,83 99,37
"сырой" балл 8
процентильный 100,0
[1] Р.В. Овчарова «Школьный психолог и семья ученика», ИППК, Архангельск, 93г., стр. 10