Программа работы летнего пришкольного лагеря
методическая разработка по теме

Нечаева Ирина Николаевна

Программа работы летнего пришкольного лагеря содержит пояснительную записку, режим дня, Название, девиз, речевку и варианты названия отрядов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Летний пришкольный лагерь
"Альтаир"

Старохмелевской филиал МБОУ Новоникольской СОШ

2012

Летний пришкольный лагерь "Альтаир"

Старохмелевского филиала МБОУ Новоникольской СОШ

        

Программа
«Большое космическое путешествие»

летнего пришкольного лагеря 2011/2012

«АЛЬТАИР»

 

   

   

Программа деятельности летнего пришкольного лагеря

Старохмелевского филиала МБОУ Новоникольской СОШ

Пояснительная записка.

Летняя большая перемена  дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Как правило, активный отдых детей проходит в спортивно-оздоровительных лагерях, в санаториях, на пришкольных летних оздоровительных площадках.

Программа  «Большое космическое путешествие» предлагает комплекс мероприятий, который включает всех детей в различные виды деятельности, направленной на творческое развитие детей, на развитие сотрудничества и взаимопонимание детей и взрослых воспитателей.

   Анализ работы оздоровительного летнего лагеря прошедших годов показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры. В прошлом году  лагерь проработал по программе «Город радуги».  Эта программа полностью отвечала требованиям  и задачам, поставленным перед педагогами, работающими в летнее время с детьми. Ребята с удовольствием создавали свои спортивные команды, принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, сопереживали друг другу, вели летопись спортивных достижений своего отряда.

Все это стало возможным благодаря продуманной работе взрослых и активной позиции детей. Проанализировав прошлогоднюю работу, коллектив учителей и ученики пришли к выводу, что такую работу следует продолжить, но чтобы не повторяться, решили изменить название  и некоторые правила. В этом году работа лагерной смены будет проходить в «открытом космосе» на большом совете было решено, что за прошедшие сезоны дети стали более эрудированны, физически выносливы, хорошо умеют ориентироваться в  незнакомой местности, пора преступать к более серьезным испытаниям и покорить космическое пространство. И назвали мы нашу программы «Большое космическое путешествие».

 Однотипный ритм жизни ребят здесь сменяется разными видами деятельности, обогащается новыми впечатлениями. Лагерь – это клапан для спуска излишков детской энергии и вместе с тем – всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил. Это продолжение освоения мира, его познания, время воспитания и самовоспитания. Наконец, лагерь – это место реализации человеческой фантазии.

    Составление программы пришкольного летнего лагеря позволяет максимально эффективно использовать ресурсы и возможности пришкольного лагеря, учитывать интересы детей и запросы их родителей. Педагогический коллектив лагеря, составляя планирование работы, продумал все возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка.  
Программа, по которой мы работаем, по своей направленности является комплексной, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
 
С целью организации летнего отдыха детей на базе МОУ «Старохмелевская СОШ » организуется детская оздоровительная площадка с дневным пребыванием детей. Предполагается за одну смену принять порядка 90 учащихся. Возраст детей от 7 до 16 лет. Продолжительность смены 21 дней.

Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:

Продолжение учебного процесса в условиях лета;

Проблема летней занятости детей;

Укрепление здоровья учащимися.

При написании программы педагогический коллектив руководствовался принципами, заложенными в воспитательной системе школы:

Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;

Принцип творческого отношения к делу;

Принцип добровольности участия в делах;

Принцип учета возрастных особенностей детей;

Принцип доступности выбранных форм работы.

                        Содержание и формы реализации

                                    программы.

Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Большое космическое путешествие». Все учащиеся делятся на  две возрастные группы. Каждый отряд (экипаж) планирует свою работу с учётом общелагерного плана. Центром всего является космический корабль «Альтаир».
 

В течение смены планируется реализация программы по блокам:

Организационный;

Интеллектуальный;

Спортивно-оздоровительный;

Творческий;

Экологический.

Символики и атрибутики: оформление кабинета и уголка (см. ниже)

   Символы и атрибуты: флаг, эмблемы, значки (см. описание ниже)

   Сроки и условия пребывания: По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены (июнь). Финансирование лагеря осуществляется из родительских средств, фонда социального страхования, из бюджетного финансирования.

   

                                                 Цели программы:

 
1.   Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.

   2. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.

   3. Развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка.

   4. Развитие навыков коллективного общения, лидерских качеств.

   Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи.

                                                 

Задачи смены:

- организация интересного, полноценного отдыха ребёнка.

- создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.

- организация совместной деятельности детей и взрослых.

- оказание методической и практической помощи в организации и проведении мероприятий.
- формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность.

- совершенствование системы организации  внеурочной деятельности детей.

- создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных, физических способностей участников программы;

   - создание комфортной социально-психологической атмосферы для психологического и физического оздоровления;
   – способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма детей;

Условия реализации программы: 

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
          1.Чёткое представление целей и постановка задач.
          2.Конкретное планирование деятельности.
          3.Кадровое обеспечение программы.
          4.Методическое обеспечение программы.
          5.Педагогические условия.
          6.Материально-техническое обеспечение.

                                    Методическое обеспечение.

Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.

Должностные инструкции всех участников процесса.

Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.

Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

Проведение ежедневных планёрок.

Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов

         

   

Предполагаемые результаты программы.

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
      Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
      При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
      Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.

Каждый день смены будет посвящен путешествию на одну из семи планет, каждая из которых имеет свое название:

Планета сказок «Лукоморье»
Планета здоровья «Неболейка»
Планета юных экологов
Планета кино «Анимашка»
Планета игр и развлечений «Поиграйка»
Планета нужных советов «Узнавайка»
Планета спорта «Догоняйка»

Структура управления.

Экипаж корабля:

   Капитан – начальник лагерной смены.
       Бортпроводники – воспитатели.
       Штурман - старший вожатый
       Диспетчеры – вожатые
       Космонавты – дети.

Задача капитана, бортпроводников, штурмана и диспетчеров – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрки анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.

Каждый экипаж создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает вахтовый журнал, где отражает жизнь экипажа каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс вахтовых журналов.

Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнил в виде звездного неба (вселенной), где центром является космический корабль «Альтаир».  Путешествуя в космическом пространстве, космонавты  (дети) открывают новые, неизведанные  планеты.
      Рядом со звездным небом (вселенной) планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
     Экипажем космонавтов разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый космонавт может ежедневно получать
«звезду» за активное участие в жизни экипажа и в целом корабля. Если в экипаже набирается 10 «звездочек», то их можно обменять на одну большую звезду. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество открытых планет тем, или иным экипажем космонавтов, а также количество «звезд» в целом. По итогам победители получают призы и награды.

В реализации программы участвуют:

Педагог-организатор;

Педагог-психолог;

Педагог-организатор по ОБЖ;

Педагоги дополнительного образования;

Учителя Старохмелевской школы;

Вожатые (учащиеся старших классов);

Подбор и расстановка кадров осуществляется  администрацией школы. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работает один учитель и два вожатых. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных (экипажных) и общелагерных дел. Вожатые участвуют в работе экипажа-космонавтов, а также занимаются организацией отрядной (экипажной) жизни.



Педагогические условия.

Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

Организация различных видов деятельности.

Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

Создание ситуации успеха.

Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

Организация различных видов стимулирования.

Материально-техническое обеспечение.

Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

Материалы для оформления и творчества детей.

Наличие канцелярских принадлежностей.

Аудиоматериалы и видеотехника.

Призы и награды для стимулирования.

Критерии эффективности программы.

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

Творческое сотрудничество взрослых и детей.


                                   

 Наличие опыта реализации.

Учитывая опыт прошлого года, можно с уверенностью сказать, что программа летней оздоровительной площадки, построенная в форме игры, дает положительные результаты. Ребята, посещавшие летний лагерь в прошлом году стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в школьной жизни.  Желающих, посещать лагерь в этом году очень много, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении. В этом году предполагается, что Программа «Большое космическое путешествие» закрепит результаты прошлого года, и даст толчок к развитию новых творческих способностей.

Режим дня.

8.30 – 9.00 – Сбор космонавтов.
Мы рады приветствовать вас на борту нашего «Альтаира»!

9.00 – 9.15 – Утренняя зарядка  «Встреча с гуманоидом».
Чтобы день твой был в порядке, ты начни его с зарядки!

9.15 – 9.30 – Сбор экипажа корабля (организационная линейка).
Пора – пора на линейку, детвора!

9.30 -  10.00 – Завтрак землянина.
Даже пасмурное утро не испортит завтрак нам,
Любим мы молочный супчик, и «спасибо» поварам!
 Спасибо за кашу,

Спасибо за чай,

К обеду нас кухня

Снова встречай!

10.00 – 12.00 – «Космостарты» (спортивно-оздоровительный час).
Солнце светит ярко-ярко,
Нам от солнца жарко-жарко!
Лето, воздух и вода-
Наши лучшие друзья!

12.00 – 13.00 – «Экипаж одна семья» (общелагерное дело).

13.00 – 13.30 –«Предстартовые хлопоты» (внутрикомандное дело). 
   
Лучше отряда нет на свете,
Знают воспитатели, знают дети.
Если ты час посвятишь сей отряду,

   Будет всем весело, будет все рады.


13.30 – 14.00 – Обед марсианина. 
Раз, два - три, четыре!

 Три, четыре - раз, два!

 Подкрепиться всем нам нужно!

 На обед идем мы дружно!

 Открывайтесь шире двери,

 Мы голодные, как звери,

 Нас покормят, повара,

 Прокричим мы им: «Ура!»

 Нам еда полезна будет:

 Силы новые разбудит.

 Станем все мы силачами,

 Настоящими орлами!

14.00– 14.30 – Час в экипаже (в отряде).
 Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей!
14.30 – Уход домой

              Гимн лагеря «Альтаир».
С неба лиловые падают звезды,
Даже желанья придумать непросто,
На небосклоне привычный квартир,
Пусть загорится звезда Альтаир!
Припев:
Звездопад, звездопад,….
Это к счастью друзья говорят…
Мы оставим на память в отрядах,
Эту песню для новых ребят.
Что пожелать вам сегодня хотим?
Встретиться снова, мы все победим!
Будет и солнце, и яркий рассвет,
Только вот смены такой больше нет!
Припев
Пусть перед нами дороги земные,
Слышим мы дальних миров позывные.
Юность и песню, и крылья дала,
Тем, кто поверил в созвездье Орла
!

Девиз лагеря: 
Наш лагерь - это сила,
 Наш лагерь - это класс!
Давайте засмеёмся все весело сейчас!

Каждый член космического корабля от капитана до космонавта должен соблюдать Законы и Заповеди.
 В лагере законы есть,
Исполнять их долг и честь,
С ними в ногу ты пойдешь,
И друзей себе найдешь!
Ждут нас игры, танцы, смех,
Вдохновенье и успех!

Законы:

Закон точного времени.

Закон доброты.

Закон порядочности.

Закон дружбы.

Закон безопасности.

Закон взаимовыручки.

Заповеди:

Экипаж – одна семья.

Один за всех и все за одного.

Порядок, прежде всего.

Каждое дело вместе

Все делай творчески, а иначе зачем?

Даже если трудно, доведи дело до конца.

Чистота – залог здоровья.

   

Символы и атрибуты:

     “Лунтики”:
Винтики и шпунтики,
Фантики и фунтики,                                                        
Все - привсе нам интересно,                                  
Мы в отряде «Лунтики!

«Звездочки»:

Светить всегда, светить везде,
И помогать друзьям в беде.

«Марсиане» :

Мы, марсиане, лучше всех,
Во всем нас ждет большой успех,
К звездам вместе полетим,
Все на свете знать хотим!

«Пятый элемент»:  

Мы пятый элемент,
Восьмое чудо света,
Мы лучшие из лучших,
Пусть знают все об этом!


             

  Кричалка:
Раз, два, три, четыре,
Эй, ребята, шире шаг!
Нет, наверно, в целом мире
Веселей, дружней ребят!
Не грустят в семействе нашем,
Мы поем, танцуем, пляшем,
Все занятья хороши,
Веселимся от души!
Эй, дружок, не унывай!
Нашу песню запевай!

   Права космонавтов:

   Права безопасности жизни. Право свободного общения

   Права уважения личности. Право на информацию

   Право творческого созидания. Право на инициативу

   Право познания. Право быть счастливым

   Право свободы выбора деятельности. Право на ошибку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Отчёт о работе летнего пришкольного лагеря".Презентация.

Летом 2011 года наш пришкольный лагерь "Ромашка" работал по новой, составленной мной программе "Академия творческих каникул". Отличием данной программы является то, что она состоит из двух блоков:1)до...

Отчет о работе летнего пришкольного лагеря.

Отчет о работе летнего пришкольного лагеря на базе МБОУ"СОШ №49" за 2012 учебный год....

Отчет о работе летнего пришкольного лагеря

Отчет о работе пришкольного лагеря...

Отчёт по результатам работы летнего пришкольного лагеря

Отчёт по результатам работы летнего пришкольного оздоровительного лагеря дневного пребывания "Солнышко" МКОУ СОШ № 16 а. Малый Барханчак . Лето 2013 ( 2 поток)....

ПРОГРАММА «Солнышко» оздоровительно-воспитательной работы летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием

ПРОГРАММА«Солнышко»оздоровительно-воспитательной работы летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием  ....

Программа работы летнего пришкольного лагеря "Радуга здоровья на улице Сезам"

Программа « Радуга здоровья на улице Сезам» разработана на 2011 год. Она  определяет цели и задачи, основные направления и формы работы МОУ СОШ  № 62 в вопросах летнего отдыха, оздоровления,...

Работа летнего пришкольного лагеря

С 1 июня на базе МБОУ БСШ № 4 ежегодно осуществляет работу пришкольный лагерь, в течение 21 дня....