Подвиг Ленинграда
методическая разработка по теме

Валентина Николаевна Олейникова

Классный час для младших школьников, посящённый блокаде Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvig_leningrada.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: «Подвиг Ленинграда».

Олейникова Валентина Николаевна,

учитель начальных классов,

МОУ СОШ № 2, г.Котовск Тамбовская область

Оборудование: компьютер и проектор для показа презентации

1 слайд.

Подвиг Ленинграда.

Учитель. 22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения  напали на нашу Родину. Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских  поработителей. У фашистов на главных направлениях было больше пушек, больше самолётов, танков, хорошо обученных солдат. Перед тем как напасть на Советский Союз, фашистская Германия захватила Австрию, Чехословакию, Польшу, Францию, ряд других государств Европы. Промышленность этих стран стала работать на захватчиков. Враги рассчитывали расправиться с нами быстрым, стремительным ударом. Они даже придумали выражение «блицкриг», то есть молниеносная война. Но фашисты глубоко просчитались. Как один, поднялись советские люди на защиту своей Родины и свободы. Начало войны было для нас неудачным. Враги наступали. Их армии шли вперёд. Больше всего досталось Ленинграду. Этому городу и его отважным жителям  посвящаем мы сегодня наш классный час.

2 слайд . Учитель.  

Такою все дышало тишиной,
Что вся Земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.


Ведущий1.  Предрассветную тишину разорвали залпы тысячи орудий. Мирный труд советских людей оборвала война.

(ученик  читает  стихотворение  о войне)


3 слайд. Учитель.

Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слёзы да страдания несёт она.

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучая и друзей.

Ведущий 2. Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие всё, что встаёт на их пути. Искажённые ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, ещё недавно думающих о будущем, надеявшихся на встречу с родными, мечтавших о любви и счастье. Всё это и есть война – самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

4 слайд. Учитель.

Как смерч, врываясь в мирные дома,

Их рушит яростно, не ведая сама,

Что веру в разум убивает

И души пламенем отчаянья сжигает.

Ведущий 1.

От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий советский народ.
Выходил он, свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!

5 слайд . Учитель.  

Чем оправдать детей невинных муки,

Скорбь матерей, седых от горя и разлуки,

Надежд, ласкавших жизнь, крушенье

И мира варварское разрушенье?

(ученик  читает  стихотворение  о войне)


6 слайд. Учитель.

Ленинград. С особым упорством фашисты обрушились на Ленинград. В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны.  

Ведущий 2. Ленинград – огромный город. Один из крупнейших в мире. На север, на восток, на юг и на запад бегут от него дороги. Разные здесь дороги: железные, шоссейные, морские пути, речные пути, воздушные. Оборвались теперь дороги. Отрезали фашисты Ленинград от всей большой страны.

7 слайд. Учитель.

Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда.

Ведущий 1. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции.

8 слайд. Учитель.

Не было топлива. Не было электричества.

Ведущий 2. Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности и  всё снова выходило из строя.

9 слайд. Учитель.

Вышел из строя водопровод.

Ведущий 1. Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

10 слайд. Учитель.

Начался голод. По Ленинграду ходила смерть.

Ведущий 2. Голод косит ленинградцев. Готовили в Ленинграде супы. Приготовляли их из дикорастущих трав. Нередко травы были горькими. Ошпаривали их кипятком, выпаривали и использовали их для еды. Называли такие супы супами-пюре. А на второе давали котлеты…из хвои. А к хвое добавляли бараньи кишки. Завершался такой обед киселём из водорослей. Это было праздничным обедом ленинградцев.  Не знали блокадные дети других обедов.

 Более 600 тысяч человек скончалось в Ленинграде от голода.

11 слайд. Учитель.

Хлеб блокадного Ленинграда.

Ведущий 1. В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет.

Это суточная блокадная норма на одного ленинградца.

Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась.

12 слайд. Учитель.

Но не сдавался город.

 Ведущий 2.Часть Ладожского озера была в наших руках. Тут по воде, по озеру и вела теперь дорога в Ленинград. Нелёгкой была дорога. Долгим, кружным и тяжёлым путём поступали грузы в блокадный город. Шли по льду грузовые машины, в кузове каждой было по три, по четыре мешка с мукой, на буксирах машины тянули сани. В санях тоже лежали мешки с мукой, по два, по три. Перевозили по льду и другие нужные Ленинграду грузы.

13 слайд. Учитель.

Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины.

(ученик  читает  стихотворение  о войне)

14 слайд. Учитель.

 Рушились дома от обстрелов. Люди погибали в домах и на улицах.

Ведущий 1. Не вмещают погибших кладбища. Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.

15 слайд. Учитель.

Но Ленинградцы держались. 900 дней и ночей находился Ленинград в осаде.

Ведущий 2.У ленинградцев выработалась даже  своя походка. Особая. Неповторимая. Ленинградская. Голод и холод делали своё дело. Сил у каждого оставалось всё меньше и меньше. Люди стали ходить всё тише и тише. Шаг у ленинградцев стал размеренный, движения плавные. Идут, не торопятся. Не обгоняют друг друга. Экономят свои силы. Даже дети и те потеряли свою обычную резвость. Посмотришь на них – не дети это вовсе, маленькие старички чинно идут по улицам.

16 слайд. Учитель.

Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты.

Ведущий 1.Только в январе 1943 года развернулось стремительное наступление советских войск. Прорвали они полностью фашистскую блокаду  города Ленинграда. Погнали  врага на запад. Пошли богатырским шагом.

17 слайд. Учитель.

Пискарёвское кладбище.

Ведущий 2. Тысячи ленинградцев, погибших в дни блокады, похоронены на Пискарёвском кладбище. Десятки тысяч. Пискаревское кладбище ныне – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась  здесь  фигура скорбящей женщины. Цветы и цветы кругом. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто»

18 слайд. Учитель.

Мир!

Это слово, как набат,

Планету нашу будит.

Пусть пламенем войны объят

Мир никогда не будет.

Ведущий 1. В нашем городе тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби.

Литература:

30 детских утренников для начальной школы (сценарии) / Авт.-сост.Давыдова М.М. – М.: «Аквариум ЛТД», К.: ФГУИППВ, 2003

Алексеев С.П. Ради жизни на земле. История Отечества. Рассказы для детей. – М.: Педагогика, 1990

Настольная книга классного руководителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000

Пятьдесят сценариев классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Подвиг защитников Ленинграда"

Предлагаю Вашему вниманию сценарий воспитательного мероприятия, прсвящённого освобождению города - героя Ленинграда от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны....

900 дней Подвига - освобождение Ленинграда от фашистской блокады. Презентация книги Н. Ходза "Дорога жизни".

Вспоминая дни воинской славы мы сможем пробудить, вызвать интерес у школьников к событиям, их олицетворяющим, стремление больше узнать об этих исторических днях и их героях.  Шесть дат связаны с ...

900 дней Подвига. 70 лет полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады - материал для оформления тематической выставки в школьной библиотеке.

Блокада Ленинграда. Материал для оформления тематической выставки в школьной библиотеке к памятной дате. Рекомендательный список литературы....

Классный час в 4 классе "Подвиг Ленинграда"

В течение классного часа дети  собирают «странички» тех трагических событий в альбом «Подвиг Ленинграда»  и обмениваются информацией по этой теме, которую подготовили заранее к классном...

внеклассное мероприятие "Мы помним твой подвиг, Ленинград"

Внеклассное мероприятие  "Мы помним твой подвиг, Ленинград" расскажет детям о о трудностях ,с которыми столкнулись жители города Ленинград в годы блокады Задачи  расширить знания ...

"Мы помним твой подвиг, Ленинград"

Сценарий мероприятия, посвящённого прорыву блокады и полного освобождения Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....