Сценарий классного часа с использованием IT-технологий
методическая разработка (3 класс) по теме

Васильева Раиса Николаевна

Классный час проходит в форме «путешествия». В процессе «путешествия»  у учащихся формируются представления о жизни леса и о его законах; дети знакомятся с разнообразием лесных обитателей; классный час воспитывает бережное отношение к лесу и его обитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vasileva_r.n._2012.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа с использованием IT-технологий

Авторы: Калямова Вера Геннадьевна, Васильева Раиса Николаевна

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г.Урай, ХМАО-Югра

Аннотация: классный час проходит в форме «путешествия». В процессе «путешествия»  у учащихся формируются представления о жизни леса и о его законах; дети знакомятся с разнообразием лесных обитателей; классный час воспитывает бережное отношение к лесу и его обитателям.

Мероприятие, в рамках которого будет реализован сценарий: классный час проводится в рамках Недели науки и творчества.

Возрастная группа (класс): 3 класс

Тема «Законы лесной жизни»

Цели:

 1. Сформировать представления учащихся о жизни леса и о его законах; познакомить с разнообразием лесных обитателей;  систематизировать представления о видах леса и ярусности в них;

2. Учить творчеству и исследовательской деятельности,  развивать познавательную активность учащихся,   умения   самостоятельно находить необходимый материал, оформлять его, анализировать, делать обобщения.

 3. Воспитать бережное отношение к природе.

Задачи:

 А) Изучить законы лесной жизни

Б) Выяснить отношение жителей нашего края – Югры к лесу.

В) Организация пропаганды и создание агитационной  листовки.

Подготовительный  этап:

        подбор литературы, фотографий, материалов из Интернета,  подготовка сообщения, видеоролик

        проведение анкетирования, для определения степени осведомленности учащихся о знании законов лесной жизни.

Время реализации образовательного события: 45 мин

Авторский медиапродукт:

1.        Программные продукты, использованные для подготовки: программа подготовки презентаций Microsoft PowerPoint 2003, текстовый процессор Microsoft Word 2003

2.        Вид медиапродукта: электронная презентация, для сопровождения классного часа, буклет

Необходимое оборудование и материалы:

1.        Персональный компьютер

2.        мультимедиа-проектор

3.        Интерактивная доска Notebook

Сценарий классного часа.

I этап. Вхождение.

Организационный момент.                                                                                            

Цель: положительной настрой учащихся на урок.                                                            

- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда? Отгадайте.

Ученик загадывает загадку:

Дом со всех сторон открыт.

  Он резною крышей крыт.

 Заходи в зеленый дом.

 Чудеса увидишь в нем.    (Лес)

            Актуализация знаний  учащихся.

Слайд 1 (Пейзажи  леса, звучат голоса птиц)                                                                      

 Ученик читает стихотворение:

Здравствуй, лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!( С. Погореловский)

 Ребята, посмотрите какой лес!

- А что вы знаете о лесе? (Бывает хвойный, широколиственный, смешанный)

- А вы хотите знать больше? Вот сейчас мы и откроем некоторые лесные тайны.

 Лес не только для нашей забавы.

В нем – деревья, ягоды, травы.

 Птицы, звери

И прочие твари.

Ученые тоже работают тут

Лес они сообществом зовут.

3.  - Ребята, а что такое природное сообщество? (Это закономерные сочетания растительного и животного мира, приспособленные к определенным условиям окружающей среды).

- И тема нашего урока «Природное сообщество – лес».

- Лесное сообщество живёт по своим законам.                                                                  

Чтобы узнать больше информации о лесе, для этого нужно поработать в группах.

Слайд 2  (Дети соединяют названия профессий учёных с картинками)

Орнитологи – птицы

Ботаники – растения

Зоологи – животные

Экологи – охрана и защита природы    

Работа в группах.

Ботаники.

 Выберите только те растения, которые растут в лесу.                                                                        

- Начнем с самых высоких растений.   Получился у нас лес? Что еще надо посадить?                                                                                                                

(Представители групп выходят к доске и прикрепляют растения)

- Что вы заметили? Как располагаются растения в лесу?

- А почему растения располагаются по ярусам?

Оказывается, существуют законы лесной жизни.  

- Если это ель, то, отбрасывая  тень, она подает сигнал тенелюбивым травам, кустам грибам и мхам, что здесь для них приготовлено место. СЛАЙД (ель)

А светолюбивые травы по этой тени поймут, что это место не для них. Ель, разрастаясь, закроет солнце, да еще засыплет отмершими иголками.        

- А вот если наше деревце – береза, (СЛАЙД береза) то ее тень не страшна ни травам, ни грибам. Легкая и прозрачная тень, она лишь смягчит жар, не лишая землю светом.

КАКОЙ МЫ СДЕЛАЕМ ВЫВОД?

- А давайте пойдем  за грибами. В какой лес вы пойдете? Почему? Какие грибы вы найдете в своем лесу? А что мы должны знать про грибы? (Съедобные и несъедобные)

- А где мы будем искать подосиновик?

- Подберезовик?

- Белый гриб?                                                  

- Сыроежка?

- Так какой мы сделаем вывод? (Грибам нужны деревья)

Так почему грибам нужны деревья?

Оказывается, грибы и деревья обмениваются информацией.

Ребята, мы достаточно времени путешествуем  по лесу. Не пора ли нам отдохнуть.                                                                                                                                              

 4. Физминутка.

Вверх руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Низко присели, вниз посмотрели-

Это жучок пьет росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Где они сядут, тоже покажем-

Сели все дружно опять.

2) Зоологи.

 - РЕБЯТА, посмотрите. Вам не кажется, что наш лес очень скучный? Чего не хватает в лесу?  (Животных)

- А давайте заселим в наш лес животных.

В лесу множество птиц, зверей, насекомых, есть змеи.

- А как же животные узнают, что этот лес им подойдет?

Растения посылают информацию животным.

Ребята, а какие животные остались у вас на партах? Почему эти животные не живут в нашем лесу?

Вывод: нет условий в нашем лесу. Значит животным , как и растениям нужны определенные условия. Некоторые животные живут в верхнем ярусе  (белка),  другие в нижнем (волк, лиса, заяц, ёж). Лес для животных служит домом, находят там питание, животные распространяют семена.

Видеоролик о животных.

3)Орнитологи

Дети расск.о птицах.

Птицы живут в верхнем (древесном) и кустарниковом ярусах.

Птицы распространяют семена растений, уничтожают вредных насекомых.

4)Экологи.

Лес – это место отдыха для человека, зелёная аптека, источник чистой воды и пищи, это источник топлива, деревянная мебель. Лес – дом для растений и животных, грибов. Лес – защитник воздуха, водоёмов, почв. Лес – это лёгкие нашей планеты. Растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. Посмотрите, какая у нас получилась схема.

Значение леса

Дом для растений               место отдыха          аптека            защитник воздуха,                                                            

животных, грибов              источник чистой                                   почв, водоёмов

                                                  воды и пищи          источник топлива

Правила поведения в лесу:

- не ломать ветки деревьев и кустарников;

- не рвать в природе цветы;

- не разорять птичьи гнёзда;

- перед уходом хорошо затушить огонь;

- убирать за собой мусор в лесу.

Ученики показывают таблички.

5.   Ребята, замечательный у нас получился лес.  А что будет, если в нашем лесу расплодятся жуки – короеды и листогрызы?    

Вывод: Будет уничтожена большая часть древесной растительности. Лес начнет гибнуть.                                              

За ним начнут гибнуть растительноядные животные: насекомые, птицы, пресмыкающиеся, некоторые млекопитающие. Это отразится и на жизни хищных животных.                            

- это говорит о то, что в таком лесу стало меньше птиц, поедающих насекомых.

- А чтобы этого не происходило, существуют природные весы, которые и поддерживают естественные соотношения между обитателями сообщества.

- Мы не напрасно говорим: сообщество, обмен информацией. Наше время люди называют веком информации. Для ее сбора, хранения, обработки созданы системы связи, изобретены компьютеры.  Но оказывается, что люди ничего нового не изобрели. Объекты природных сообществ миллионы лет обмениваются информацией. К сожалению, человек пока еще плохо понимает лесной «язык».  Поэтому он делает много ошибок, и главная из них – уничтожение леса. (Видеоролик) Ученица читает стихотворение:

Глаза распахните! Смотрите:

Растущая дико цветет земляника,

Не рвите!

И больше не рвите ночную фиалку.

Не делайте палку на случай

Из маленькой елки колючей.

А лучше скажите:

Купальница, ландыш,

Лесная гвоздика, цветите!

Не исчезайте, растущие дико.         

                                                                   

 6. РЕФЛЕКСИЯ                                                                                

- Дорогие ребята!  Я благодарю вас за ваш труд, труд мыслителей и исследователей! Вы проявили творчество и задание тоже будет творческим. Я предлагаю вам написать синквйн по теме «Лес». Примеры написанных синквейнов:

Лес                                                                       Лес

Чудесный, таинственный                             зеленый, тенистый

Лечит, укрывает, питает,                               Живёт, шумит, растет,

У леса свои строгие законы,                         Каждый в лесу выполняет свою работу

Жизнь! (Суслова Снежана)                           Закон! (Камалов Артур)

Список литературы и  использованных Интернет-ресурсов

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.animalsprotectiontribune.ru/DokMir.html

http://eco.rian.ru/documents/20090210/160875523.html

www.zoomagnitka.ru

http://www.liveinternet.ru/users/gebriell_black/

Стихи с сайта: http://www.helpanimals.ru/forum/2-264-6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа для начальных классов «Знакомимся с гербом и флагом России»

Знакомство младших школьников с историей герба и флага России...

"Друзья Мойдодыра" - сценарий классного часа + презентация по здоровью

                                              Цели:    ...

Сценарий классного часа и игровой программы по ПДД "Дорожные знаки надо знать!"

Разработка классного часа и игровой программы "Дорожные знаки надо знать!" предназначена для учащихся 2-4 классов, с целью профилактики дорожно-транспортного травматизма...

Классные часы с использованием книг А. Лопатиной и М. Скребцовой.

Конспекты: День знаний в 4 классе:  "Солнце. Доброта. Жизнь."                      День знаний в 3 классе: "Природа глазами души. ...

Сценарий классного часа "Мой район-моя гордость" Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.Видео классного часа можно посмотреть по ссылке http://video.yandex.ru/users/...

Сценарий классного часа, посвящённого Дню защитника Отечества, в 1 классе "В этот день пройдёт парад" (классный строевой смотр)

Внеклассное мероприятие направлено на формирование положительного отношения к Вооруженным силам, дисциплинированной, аккуратной личности, на воспитание чувства любви и гордости за Родину....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...