Море и его богатства
методическая разработка (3 класс) по теме

Александрова Неля Фаритовна

Внеклассное занятие для учащихся третьих классов содержит материал о море и его обитателях. В разработке - стихи, песни, интересная информация по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon more_i_ego_bogatstva.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Море и его богатства.

Внеклассное занятие для третьих классов.

        Класс или зал оформлен в виде импровизированного корабля: мачты, флаги, сети, верёвочные лестницы, спасательные круги, штурвал.

        На стенах физическая карта страны, карта Татарстана, рисунки учащихся по теме «Море».

        Морская соль, йод, морская капуста, ракушки, раковины, морские камни, засушенные морские ежи и звёзды, нефть, птичье перо, пластмассовые бутылки и банки из-под напитков, боксёрские перчатки, рыбные консервы, блюдо с водой. Видеофильм о море, океане, записи песен.

        Учитель – капитан, ученик – штурман.

Капитан. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы пригласили вас на внеклассное мероприятие, посвящённое морю и его богатствам. Это занятие будет дополнением к вашим знаниям, полученным на уроках окружающего мира. Прошу быть внимательными и активными.

Ученик.

Колышется даль голубая,

Не видно нигде берегов…

Мы с детства о море,

О море мечтаем,

О дальних огнях маяков.

Летят белокрылые чайки –

Привет от родимой земли!

И ночью, и днём

В просторе морском

Стальные идут корабли.

Капитан. Дорогие друзья, сегодня на научно – исследовательском судне «Искатель» мы отправляемся в плавание. Нам предстоит узнать, что такое море, какие есть моря, какую пользу они приносят человеку.

        Мы исследуем глубины моря, узнаем о его обитателях и о том, почему мы должны охранять моря и океаны нашей планеты.

        Но, прежде чем отправиться в путь, мы должны заслужить право называться юнгами, т.е. младшими матросами. Для этого нам нужны определённые знания.

1 задание. Используя схему, рассказать, как образуются реки и показать части реки.

Ученик. Капли дождя просачиваются в землю и образуют подземные воды. Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя родники. От родников в виде ручейков вода течёт по уклону. Ручейки, соединяясь между собой, образуют исток реки. В реку впадают другие реки. Это её притоки. Место, где река впадает в другую реку, море, озеро называют устьем.

        Дополнительный вопрос. Назовите и покажите на карте главную реку нашей республики и её притоки. (Кама, Зай, Вятка, Ик, Иж.)

2 задание. Используя схему, расскажите об озёрах.

Ученик. Озёра – это природные углубления на поверхности суши, заполненные водой. Озёра питаются подземными и поверхностными водами. Часто в них впадают реки.

        Дополнительный вопрос. Чем озеро отличается от реки? (Озёра в отличие от рек не имеют ни истока, ни устья.)

Ученики.

Мы спросили море:

- Ты взялось откуда

Звонкое, большое, голубое чудо?

Море зашумело, весело сверкая:

- А в меня, ребята, много рек впадает.

Мы спросили хором, стоя над рекою:

- Кто тебя наполнил быстрою водою?

А река смеётся и поёт, и пляшет:

-Лучше вам об этом ручеёк расскажет.

Ручеёк ответил:

- Вам запомнить нужно,

Я рождён из капель маленьких и дружных.

Бойко прокатились капли на просторе,

Вот и получились и река, и море.

Капитан. Ну, что ж, вы справились с заданием. Поздравляю вас с присвоением вам звания юного матроса – юнги.

        Корабль готов к отплытию. Да вот беда! Многие из вас никогда не были на корабле и не знают морских терминов и понятий.

Камбуз – корабельная кухня.

Капитан – командир судна.

Кок – повар на судне.

Кубрик – жилое помещение для матросов на корабле.

Штиль – тихая погода на море, безветрие.

Штурвал – рулевое колесо, которым управляют судном.

Штурман – специалист по вождению судов.

Якорь – металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.

Капитан. Ну, теперь всё готово! Полный вперёд! Поднять якоря!

        Чтобы нам было удобнее работать, мы разделили всю команду на группы:

а) исследователи морской воды;

б) исследователи морских растений;

в) исследователи морских животных;

г) экологи (люди, занимающиеся изучением и охраной природы);

д) коки.

Капитан. Если мы посмотрим на карту, то увидим, что большую часть поверхности Земли занимают океаны: Индийский, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый. Океаны у берегов суши образуют моря. Моря – это часть океана, которая вдаётся в сушу. А сейчас о том, какой маршрут предстоит нам пройти.

Штурман. Наш корабль вышел из Мурманска. Мы плывём по Баренцеву морю. Затем на нашем пути Карское море, море Лаптевых, Восточно – Сибирское, Чукотское море. Через Берингов пролив мы попадаем в Берингово море и через Охотское и Японское моря подходим к конечной точке нашего маршрута – городу Владивостоку.

Капитан. Ребята, каким цветом изображены моря на карте? (Синим и голубым)

Но всегда ли в действительности море имеет синий цвет? (Не всегда)

Предоставим слово исследователям воды.

1 ученик.

Каждое море имеет свои цвет, который может меняться в зависимости от различных условий: от погоды, от цвета водорослей, песка, от цвета морских обитателей и даже от времени суток.

2 ученик.

Есть у моря свои законы,

Есть у моря свои повадки…

Море может быть то зелёным

С белым гребнем на резкой складке,

То без гребня, свинцово-сизым,

С мелкой рябью волны гусиной,

То задумчивым, светло-синим,

Просто светлым и просто синим,

Чуть колышимым лёгким бризом.

3 ученик.

Море может быть в час заката

То лиловым, то красноватым,

То молчащим, то говорливым,

С гордой гривой в час прилива.

Море может быть голубое,

И порою в дневном дозоре

Глянешь за борт – и под тобою

То ли небо, а то ли море.

Но бывает оно и чёрным,

Чёрным, мечущимся, покатым,

Неумолчным и непокорным,

Поднимающимся, горбатым.

Капитан.

- Какого же цвета может быть море?

- А можно ли пить морскую воду? Почему?

4 ученик.

    Да, действительно, морскую воду пить невозможно, так как в ней растворено много различных солей (35 грамм в одном литре). Это примерно со спичечный коробок на литровую банку. (Демонстрация). В морской воде также есть йод. Поэтому морская вода имеет неприятный солёно-горьковатый вкус и запах йода.

Капитан.

    Купание в морской воде очень полезно для здоровья. В аптеках продаётся морская соль для того, чтобы люди могли принимать морские ванны в домашних условиях.

- Кто знает, почему вода в море солёная?

- Как из морской воды получают морскую соль?

Исполняется песня «Синяя вода».

1.Синяя вода – поле без следа, без конца и края…

Синяя вода, ты спешишь куда, ты спешишь куда?

К морю синему, там, где волны сильные,

Там, где волны сильные плещутся всегда.

Припев: К морю синему поскорей неси меня,

              Поскорей неси меня, синяя вода.

2.Синяя вода, облаков стада проплывают мимо…

Синяя вода, ты спешишь куда, ты спешишь куда?

Ивы клонятся, клонятся до пояса,

И звучит вполголоса песня ветерка.

Припев.

Капитан.

А теперь с докладом выступит «Научно-исследовательский центр», занимающийся изучением морских растений.

1 ученик.

Подводный мир растений так же богат и разнообразен, как и наземный. Под водой есть и непроходимые леса, и голые пустыни. Сегодня мы поговорим о водорослях.

Капитан.

    Ребята, что вы знаете о водорослях?

2 ученик.

     Водоросли активно используются человеком. Например, в магазинах продаются консервы морской капусты – одной из разновидностей водорослей. Ценность морской капусты в том, что в ней содержится много различных минеральных солей,  необходимых организму человека, а также йод, недостаток которого влияет, например, на умственные способности человека.

3 ученик.

    На побережье морей на Дальнем Востоке созданы специальные морские фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм домашним животным, на производство пластмасс, водонепроницаемых тканей и даже шампуня и крема. А ещё из водорослей получают йод, который применяется в медицине.

Капитан.

    А как вы думаете, какая связь между водорослями и боксёрскими перчатками?

- Иногда для набивки боксёрских перчаток используются морские водоросли.

Капитан.

    На море полный штиль. Значит, можно спуститься под воду. Давайте посмотрим, что там? (Видеосюжет о подводном море).

Капитан.

     А сейчас слово группе, которая занимается изучением морских обитателей. Кто на этот раз попался в наши сети?

1 ученик.

    Летучая рыба. Это рыба, как рыба. Только грудные плавники у неё длинные. Но они плотно прижаты к телу, и когда рыба плавает, их даже не заметно. Но вот – опасность. Рыбка разогналась и выпрыгнула из воды. Расправила свои плавники и полетела, как планер. Поэтому её и называют летучей.

2 ученик.

     Кальмары. У кальмара десяток щупалец – рук. И все десять прикреплены к голове. На «руках» у кальмара есть присоски, а иногда острые крючья, которыми кальмары ловят свою добычу – мелких рыб и креветок.

3 ученик.

        Рыба-луна. Рыба-луна – ленивая. Качается на волнах, плывёт по течению. Она почти круглая. А кожа у неё вся в мелких-мелких бугорочках, среди которых застревают крохотные пузырьки воздуха. И когда через них проходит солнечный лучик, они светятся голубым светом. Вот за это рыбу и зовут луной.

4 ученик.

        Морской кот. В Чёрном море живёт морской кот. Это такая рыба. Плоская с длинным хвостом. За этот хвост рыбу и назвали морским котом. На хвосте у морского кота острая колючка, которой он колет всякого, кто на него нападает.

5 ученик.

        Удильщик. Удильщик живёт на большой глубине, куда не доходит солнечный свет. Там всегда темно. Как же удильщику поймать рыбку? А вот как. На голове у него длинный толстый усик, а на конце этого усика маленький фонарик. «Зажжет» удильщик фонарик, увидит креветка или маленькая рыбка свет и бросится к нему. А удильщику только этого и надо: раскроет зубастую пасть и проглотит добычу.

        Кроме перечисленных животных в морях водятся морские звёзды, осьминоги, акулы, киты, рыба-ёж, дельфины. (Демонстрация.)

        Песня «Дельфины»

1.Корабли в открытом море как птицы на воле.

В неизвестные просторы уносят смелых волны.

И спешат они куда-то вслед за солнечным закатом,

И весёлые дельфины провожают корабли.

Припев: А дельфины добрые, а дельфины мокрые

        На тебя глядят умными глазами.

        А дельфины скромные, а дельфины чёрные

Просят, чтобы им сказку рассказали.

2.Есть в лазурном океане таинственный остров,

Но найти его в тумане матросам так не просто.

Среди волн отыщет берег только тот, кто в сказку верит,

Только тот, кто сам умеет людям сказку рассказать.

3.Ну, а если капитан и матросы угрюмы,

Будет бурным океан и пустыми будут трюмы.

Ну, а кто со сказкой дружен, тот вернётся с полным грузом,

И весёлые дельфины в порт проводят корабли.

Капитан. Ребята, а каких обитателей моря вы ещё знаете?

        Есть ещё так называемые промысловые рыбы. Их человек использует как продукт питания, из некоторых изготавливают консервы. Это треска, сельдь, скумбрия, ставрида, морской окунь, кефаль и др.

        В морских глубинах обитает много живых организмов. А живые организмы, как известно, дышат. Чем же они дышат? Откуда в воде берётся кислород? (Вырабатывают подводные растения, поступают из воздуха.)

Капитан. А сейчас слово «экологам».

1 ученик.

Шёл по морю лайнер.

В тот миг роковой

Кипела вода

За высокой кормой.

Но прямо по курсу,

Сквозь грохот и гул

Услышал старпом

За бортом: «Караул!»

Капитан. Как вы думаете, ребята, чей это зов о помощи?

        «Караул!» может кричать человек, упавший за борт судна, но в последнее время «Караул!» кричит море…

2 ученик.

        За последнее время люди нанесли огромный ущерб морю и его обитателям. Например: Плыл по морю огромный танкер, вёз в своих трюмах нефть. Беда случилась перед рассветом. Корабль наскочил  на подводную скалу, и нефть широко разлилась по поверхности воды.

3 ученик.

        Мы знаем, что нефть – маслянистая, тёмно-бурая жидкость, легче воды. Поэтому она растекается по поверхности моря огромным чёрным пятном.

        В первую очередь страдают птицы. Чайки, гагары, утки, садясь на воду, уже не могут взлететь, потому что нефть склеила их перья, и гибнут.

4 ученик.

        Тонкая нефтяная плёнка не пропускает солнечный свет. Морские растения, лишившись солнечных лучей, уже не могут вырабатывать кислород. Рыбам становится нечем дышать, и они погибают.

5 ученик.

        В последнее время в море очень много выбросов бытового мусора (бутылок, банок, целлофановых мешков, промышленных отходов.)

        Однажды у далёких берегов случилась беда: стали гибнуть киты. Они просто задохнулись, так как их дыхательные пути были забиты полиэтиленовыми пакетами, которые принесло морское течение.

Капитан.

        Мы хорошо поработали. И должны обобщить результаты нашей экспедиции.

-Что такое море?

-В чём отличие морской воды?

-Какие лечебные свойства морской воды вы можете назвать?

-О каких интересных обитателях моря вы узнали?

-Чем дышат обитатели моря?

-Как попадаем в море кислород?

-Почему нужно охранять моря и океаны?

Капитан. А сейчас слово нашим кокам.

1 ученик.

        У меня вопрос к ребятам. Какие блюда можно приготовить из рыб и других обитателей моря?

2 ученик.

        Море поставляет к нашему столу множество полезных для здоровья продуктов. Из этих продуктов человек научился делать очень вкусные блюда. Назовём их.

Капитан.

        Команда! Ровняйсь, смирно!

        Поздравляю с успешным выполнением задания.

        Ребята, спасибо вам за участие в нашей научной конференции, и в знак памяти об этом мы вручаем вам сувениры (бумажные рыбки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "МОРЯ. ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ".

ТИП УРОКА: ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ОБОРУДОВАНИЕ: МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР, ПРЕЗЕНТАЦИЯ "УЧИТЕСЬ ТАЙНЫ ОТКРЫВАТЬ", УЧЕБНИК А.А. ВАХРУШЕВА "НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ", РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ, КАРТА ПОЛУШАРИЙ, ИЛ...

Моря. Обитатели морей.

Знакомство с особенностями морей....

Море и его богатство

Интегрированный урок(окружающий мир и музыка)в режиме технологии проектного обучения...

Море и его богатство- проект

В практике учителей используются разные виды проектов, но общим является вовлечение учащихся в коллективную деятельность.  Важно, чтобы проектное обучение было личн...

Тема: Обитатели морей. Опасные животные Чёрного моря.

Тема:  Обитатели морей. Опасные животные Чёрного моря. Цель: познакомить с опасными животными Чёрного моряЗадачи:            Обра...

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Моря. Обитатели морей".

Цели: – Ознакомить с характерными особенностями морей, – Научить находить и показывать моря на карте. – Ознакомить ребят с обитателями морей и их богатством....

Презентация к исследовательской работе "Море и его богатства"

Слайд-шоу к защите исследовательской работы о море и его богатствах....