Внеклассное мероприятие "Овеянные славою флаг наш и герб"
классный час (3 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas_oveyannye_slavoyu_flag_nash_i_gerb.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Методическая разработка

                       классного часа

                                     3-4 классы

                           Автор: Семенюта Наталья Владимировна

                                                           ОУ СОШ №39 г. Сызрани

                                                           учитель начальных классов

                                                           

                                      2011 год

ЦЕЛЬ:      формировать чувства патриотизма, гордости за свою страну,

               уважение к государственным символам.

ЗАДАЧИ:  - популяризация государственных символов Российской  

                  Федерации – флага РФ, Герба РФ, Гимна РФ;

               - расширение исторических знаний и представлений

                 обучающихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:  1. компьютерная презентация «Овеянные славою

                      флаг наш и герб»;

                      2. Компьютер, проектор, экран.

                      3. Текст викторины по количеству учащихся;

                      4. Плакаты с изображением флага, герба РФ;

                      5. Выставка книг по теме классного часа.

                 6. Запись гимна РФ.

                           

                                Ход  мероприятия:

1 ученик:  Свет добра, величие и силу

                  Сквозь века несла народам Русь,

                  Жизнь моя, любовь моя, Россия,

                  Я твоей судьбой горжусь.

                        Славлю путь твой благородный,

                         Твой неповторимый путь.

                         Вечно будь, страна моя, свободной

                         И счастливой вечно будь!

Учитель: Сегодня наш классный час посвящен Государственным символам России.

     В 11 веке начались первые крестовые походы на Восток.

     С криками «Бог того хочет!» рыцари, собирая отряды верующих во Христа, шли освобождать святой город Иерусалим. Закованным в железо с головы до ног рыцарям порой трудно было отличить в бою, кто есть кто. И тогда каждый стал себе придумывать какой-либо знак, который мог нести в себе самую главную информацию о его владельце. Именно крестовые походы положили начало созданию гербовой символики.

      В начале гербы были простыми, но с течением времени они становились сложнее, затейливее. Нужен был особый талант, чтобы составить толковый, красивый и умный герб. Появились специальные люди – герольды, которые этим занимались. Короли, герцоги поручали им изготовление родовых гербов, чтобы даровать их своим подданным. Эти гербы переходили от отца к сыну из рода в род.

     Гербами стали обзаводиться города и целые государства. Хороший герб мог о многом рассказать.

1 ученик:  очень интересна история Государственного герба России. Первый герб появился в конце 14 века. На нем изображался всадник с копьём, поражающий змея.

2 ученик:  Давайте мысленно перенесемся в 15 век. Наступает царствование Ивана 3 . (Слайд –портрет Ивана 3).Брак Ивана3 с византийской царевной Софьей Зоей Палеолог принес на Русь герб – двуглавого орла, а падение Византии сделало Москву единственным оплотом православия. До этого герба на Руси просто не существовало, а византийский герб с двуглавым орлом, который символично смотрит и на запад, и на восток, понравился Ивану 3. Когда пала Византия, Русь осталась единственной, которая владела таким гербом.

     3 ученик:  Двуглавый орел – это один из древнейших в истории        человечества символ власти, верховенства, силы и мудрости.

Не меньшее значение придавалось изображению всадника (его называли «ездец»), поражающего копьем дракона или змея. Популярность на Руси Святого Георгия – «змееборца», Георгия –

Победоносца побудила князя московского соединить эти образы в единое целое. (Слайд №3 с изображением герба).

1 ученик:  По мере укрепления царской власти неоднократно менялись изображения двуглавого орла и всадника.

  Так, в своих когтях Орел держал и крест, и меч, и державу, и просто яблоко, и Евангелие, и пальмовую ветвь, и молнии, и скипетр.

(Слайды с изображением герба при Петре 1, герб времен Екатерины 1, при Александре 1, при Николае 1.)

2 ученик:  И крылья были разные: опущенные, вздернутые, распрямленные, острые, круглые…На голове – венцы Царские и короны Царские, шапки Мономаха и короны двухъярусные, венцы королевские и короны императорские.

3 ученик:  Своеобразную «геральдическую реформу» провел Александр 2. (Слайд с изображением портрета Александра 2.) При нем появились большой, средний и малый государственные гербы, различавшиеся степенью сложности рисунка.

    Эти новые государственные гербы утвердил Александр 3. (Слайд с изображением портрета Александра 3) в 1882 году – большой государственный герб, а в 1883 г.- средний и малый.

    К ним было дано пояснение: «Двуглавый орел» - символ вечности России, символ сохранения в русском народе чистоты веры православной, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы Орла напоминают об исторической необходимости для России заботиться об обороне со стороны Запада и Востока, а три короны над ними, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов.

1 ученик:  Скипетр т держава в когтях Орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Щит на груди Орла с изображением Святого Георгия Победоносца подчеркивает роль Москвы как собирательницы и защитницы земель русских, державную преемственность России и Руси Московской.

     Учитель: Таким образом, на своих могучих крыльях двуглавый Орел держал Россию до 1917 года. Немного найдется таких долговечных гербов. Более четырех столетий олицетворял он нашу державу.

    1 ученик:  В результате Октябрьской революции Россия превратилась в Советскую республику (РСФСР). Республике Советов уже не годился старый герб – двуглавый орел.

   В 1920 г. был образован новый герб. Он был овальной формы, на щите с фигурными краями в лучах восходящего солнца – изображение серпа и молота и надпись «Р.С.Ф.С.Р.». Девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» располагался на ленте, покрывавшей колосья внизу. (Слайд с изображением герба РСФСР).

2 ученик:  30 декабря 1922 года образовался Союз Советских Социалистических республик (СССР). Поэтому снова нужен был новый герб – теперь уже союзного государства. (Слайд с изображением герба СССР). Щит заменен земным шаром, а пролетарский девиз 15 раз был повторен на лентах, обвивающих колосья (по числу союзных республик, входивших в состав СССР. В верхней части герба пятиконечная звезда.

3 ученик: В начале 90-х годов 20 века Советский Союз прекратил свое существование. В 1991 году наша страна вернула себе старое, но не забытое имя – Россия. Указом президента России 30 ноября 1993 г. был восстановлен двуглавый орел как традиционный государственный символ.

Учитель: Теперь подскажите мне, пожалуйста, где может изображаться герб?

Учащиеся: Герб изображается на официальных документах, на знаменах, печатях.

Учитель: Верно. Государственный герб Российской Федерации – отличительный знак, официальная эмблема на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах.)

    Есть у каждого государства и гимн.

1 ученик: Гимн – это официально принятая торжественная песнь в честь государства.

   Мы слышим его множество раз за свою жизнь, всегда, когда есть торжественный повод.

   Гимн России должен исполняться в точном соответствии с утвержденным редакцией текстом и музыкой.

2 ученик: В советское время (с 1917 по 1943 г.) Государственным гимном был «Интернационал» - международный пролетарский гимн ( текст Э. Потье – 1871 г., музыка П. Дегейтера.)

3 ученик: Музыку второго гимна СССР написал А.В. Александров на основе своей песни «гимн партии большевиков»; авторами текста были С.В. Михалков и Г.Г. Эль-Регистан.

1 ученик: Десять лет (с 1991 по 2001г.) в качестве гимна в России использовалась музыка из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».

Учитель: Гимн, который мы с вами слушаем сейчас, то же имеет своих авторов, которых мы должны знать. Может, кто-то из вас назовет их имена?

Ученик: Гимн РФ написали два человека: Сергей Михалков – текст и А. Александров – музыку.

Учитель: Правильно. 1 января 2001г. Государственным гимном снова стало произведение с модифицированным, современным текстом С.В.

Михалкова и музыкой А.В. Александрова. Текст гимна утвержден Государственной Думой и Президентом.

   (Звучит гимн России. На экран проецируется герб России).

                                   Викторина.

1. Что такое герб?  (Символ государства, города, рода).

2. В каком веке появился первый герб нашего государства? ( в конце 14 века).

3. Двуглавый орел на гербе появился во время царствования какого царя? (Ивана3).

4. Кто авторы гимна России? (С.Михалков, А. Александров).

5. Первая строка припева гимна? (Славься, Отечество наше свободное).

6. Откуда пришел к нам двуглавый орел? (Из Византии).

Учитель: Жюри подведет итоги викторины к завершению нашего классного часа.

   Ребята, как вы думаете, зачем государству нужна символика?

    (Ответы учащихся).

 Учитель: Символы говорят о величии нашей страны. Каждый русский     человек гордится своей символикой, видит в ней глубокий смысл и верит    в её предназначение.

Ученик:  ( читает стихотворение).

                    Я – русский человек.

Люблю на Кремль глядеть я в час вечерний.

Он в пять лучей над миром засверкал.

Люблю я Волги вольное теченье,

Люблю сибирских рек задумчивое пенье,

Люблю, красавец мой, люблю тебя, Урал.

Я – русский человек, и русская природа

Любовна мне, и я её пою.

Я – русский человек, сын своего народа,

Я с гордостью гляжу на Родину свою.

Учитель: Наряду с гербом является символом государства и государственный флаг.

   Кто может себе представить праздник без поднятия флага? Кто может себе представить парад без флага? Кто может себе представить государственное учреждение без флага?

    Флаг – необходимый атрибут.

1 ученик: Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флего», значение которого «служить, озарять, гореть». С глубокой древности

восточные славяне – русы имели свои слова для обозначения флагов. Наиболее древнее – «стяг». Оно сохраняется и в наше время.

2 ученик: Стяг у русских дружин был с языческих времен. На поле Куликовом воинов вдохновляло знамя – икона – хоругвь с образом Спаса Нерукотворного. Его, по преданию, вручил Дмитрию Сергий Радонежский со словами: «Вот оружие нетленное! Да послужит оно вам вместо шлемов».

3 ученик: Этот стяг – знамя темно-багряного, червленого, как тогда говорили, цвета, Если знамя утрачивалось, это означало ликвидацию и боевого формирования.

1 ученик: Один из древних символов Русского государств – красное знамя «Всемилостивейшего Спаса», бывшее с русским войском при штурме Казани в 1552Г. ныне хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

2 ученик: Основными регальными цветами власти московских князей и   царей были красный, золотой и белый.

    Любимыми цветами русского народа были красный, синий, белый.

Учитель: Пристрастие русского народа к красному цвету известно давно. Царские грамоты скреплялись печатью красного воска, красным бархатом обшивались изнутри царские суда и кареты, по красным балдахином появлялись цари перед народом. Именно красный цвет можно считать традиционным цветом русских царей и русской монархии до 19 века. Мы знаем, что до 1991 года флаг России был весь красного цвета.

   Голубой цвет считался цветом Бог7оматери, покровительницы русской церкви, голубые балдахины патриархов во время крестовых походов указывали на причастность к служению ей.

   Белый цвет был символом свободы и величия, отсюда фольклорный «белый царь», то есть независимый.

   Сочетание этих трех цветов, отлично видимых даже в пасмурную погоду, напоминает о свободе и православии того государства, кому принадлежит флаг.

3 ученик: В 1700 году Петр 1 дал русскому флоту и армии бело-сине-красный флаг. Расположение полос отражало древнерусское понимание строения мира: внизу – мир физический, красный; выше – небесный, голубой; ещё выше – мир божественный, белый (Слайд с изображением флага России).

1 ученик: В 1705 году Петр 1 дал своему любимому детищу, военно-морскому флоту, Андреевский флаг, флаг бело-сине-красный был передан торговым судам. (Слайд с изображением Андреевского флага).

2 ученик: С 1858 по 1883г. государственным флагом Российской империи был черно-желто-белый флаг. Цвета флага соответствуют цветам государственного герба, их трактовали как символы земли, золота и серебра. (Слайд с изображением герба).

3 ученик: 21 августа 1991г. Верховный Совет России постановил считать «исторический флаг – полотнище из равновеликих горизонтальных  белой, лазоревой и алой полос официальным национальным флагом Российской Федерации». Это решение потом было подтверждено Государственной думой и Президентом Р.Ф. 20 августа 1994г.  Б.Ельцин своим указом постановил считать 21 августа национальным праздником – Днем Флага РФ.

Учитель: Символика любого государства является неотъемлемой и очень важной частью. Когда мы слышим фразу «Овеянный славою флаг наш», мы испытываем национальную гордость.

   Сегодня наша страна вступила в 3 тысячелетие новой эры. В символах современной России отражается  многовековая история нашего Отечества. Двуглавый орел гордо парит над Россией уже более пяти столетий. Он стал эмблемой нашей станы в период её освобождения от монголо-татарского ига. Герб показывает долгий путь страны от первых русских княжеств к многонациональному независимому Московскому государству и к могучей современной России.

   Бело-сине-красный национальный флаг России был поднят на первых кораблях флота. Было это три столетия назад в эпоху рождения морской силы России на Балтике, северном и Азовском морях.

   Мелодия нынешнего Государственного гимна России впервые прозвучала, когда Советская Армия и Военно-Морской Флот сражались с фашистами. Гимн стал величественной песней – предвестником Великой Победы советского народа, внесшего решающий вклад в разгром фашизма в годы Второй мировой войны.

   Государственные символы России, которые должен знать и уважать каждый, воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Вы должны гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы величия и могущества России достались вам в наследство от предков. Какими они станут в будущем зависит уже только от вас.

        (Подведение итогов викторины, награждение победителей.)

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Овеянные славою флаг наш и герб

Сценарий классного часа "Флаг России"....

Конкурс "Овеянные славой флаг наш и герб"

В этой папке история флага и герба Росси...

ОВЕЯННЫЕ СЛАВОЙ ФЛАГ НАШ И ГЕРБ

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4-го класса...

Презентация "Овеянные славою флаг наш и герб"

Здест рассказывается о символике России и Республики Адыгея...

Конспект урока «Окружающего мира» по теме: «Овеянные славою флаг наш и герб»

Материал конспекта может быть использован не только на уроке, но и на воспитательном мероприятии....

Внеклассное мероприятие "Овеянные славою флаг наш и герб"

– Символы государства – это отличительные признаки государства. Государственные символы обычно основаны на исторических традициях. Чтобы лучше узнать, что представляют собой символы современной России...