Воспитательное мероприятие по ПДД «Дорожная азбука» (для детей 11-12 лет)
классный час (3 класс) на тему

Федосеева Светлана Николаевна

воспитание культуры поведения на дорогах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnoe_meropriyatie.docx580.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Шолоховский Центр внешкольной работы

Воспитательное мероприятие

по ПДД «Дорожная азбука» (для детей 11-12 лет)

Составила: педагог – организатор МБОУ ДОД ЦВР

п. Шолоховcкий

Федосеева Светлана Николаевна

        2011г.

Цели:

Познакомить с историей появления светофора и дорожных знаков жестами регулировщика, которые соответствуют сигналам светофора.

Закрепить знания обучающихся о дорожных знаках; проверить понимание обучающихся их схематическое изображение.

Развивать навыки практического выполнения правил уличного движения.

Формировать привычку переходить улицу только на зеленый сигнал светофора.

Выработать у ребенка алгоритм безопасного поведения в тех или иных дорожных ситуациях и закрепить его через игровую форму.

Снятие неоправданного чувства страха перед дорогой и транспортом.

Воспитывать уважение к правилам дорожного движения, чувство дружбы, взаимовыручки.

Оборудование

Дорожные знаки.

Плакаты, таблицы.

Жезл, свисток.

Песня из к/ фильма «Про Красную шапочку»

Светофорчики.

Машинки с дистанционным управлением, коврик с дорожной разметкой.

Ход занятия

Огр. Момент.

- Сегодня у нас много гостей. Поздоровайтесь ребята. Начинаем занятие.

II.  Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

- Ребята к вам в гости спешат сказочные герои.

1-й Ведущий:

Давайте вспомним сказку,

А может и не сказку,

Простой типичный случай

Из жизни городской,

О том, что помнить нужно,

О правилах дорожных,

Когда шагаешь в школу

Или идешь домой.

Возьмем сюжет известный,

Из сказки интересной:

Кто раньше доберется

До бабушки больной?

(звучит песня из к/фильма «Про Красную  Шапочку», входят герои сказки «Красная Шапочка», музыка выключается)

1-й Ведущий:

Вот Шапочка Красная,

Девочка умная, прекрасная,

Достойная вашего уважения,

Соблюдает правила движения.

 2-й Ведущий:

И серый волк зубастый.

Себя крутым считает.

Волк: Я не крутой, а суперклассный.

Куда идешь ты, Шапочка?

Прилежная девочка, лапочка?

Красная Шапочка:

Я к бабушке своей иду,

Маслице и пирожки несу.

К ней напрямик лежит дорога,

Но опасностей там много.

А есть ещё одна: по ней

Путь безопасней, но длинней.

Пойду по длинной я дороге.

Волк: Иди, иди. Устанут ноги.

Я ж покороче дорогу найду.

К бабке твоей побыстрей добегу.

Красная Шапочка:

Смотри, осторожней,

Не попасть бы в беду.

Волк: Подумаешь, дорога!

Подумаешь машины!

Чего боятся люди?

Машины ведь не мины.

Вон на бугорочке

Там за перекрестком

И живет старушка.

2-й Ведущий: Волк побежал наискосок….( Вдруг раздается визг тормозов)

Волк:

Ой, еле ноги уволок.

Не пойму, где перейти,

Где дорогу мне найти.

Волк: А это что за истукан трехглазый? Я не видел его ни разу.

Ведущий: Три глаза есть у светофора.

Подчиняйся им без спора.

Красный свет (показывает) – прохода нет,

Желтый- будь готов к пути,

А зеленый свет – иди.

Волк: Пусть другие люди ждут,

Пока зеленый свет дадут.

Я не буду ждать напрасно,

Проскачу-ка я на красный.

( Визг тормозов, грохот. Волк, прячась за участниками, очень быстро надевает на руку заранее подготовленный «реквизит» - небольшой кусок картонной трубы, обернутый бинтом, и тут же появляется со «сломанной» рукой).

2-й Ведущий:Он на красный свет бежал

 И в аварию попал.

Хорошо, что жив остался.

Волк (шепелявя):

Лишь зубов не досчитался

Хоть и раньше прибегу я,

Нечем будет есть бабулю.

Педагог: Почему с Волком случилась беда? (он не знает ПДД, не знает, что такое светофор)

III. Сообщение темы и целей занятия.

Педагог: Ребята, вот  что происходит с теми, кто не знает правил дорожного движения. Пусть сегодня герои сказки останутся на нашем занятии, а Волку нужно научиться правильно, переходить дорогу на зеленый сигнал светофора. Вы поможете ему? Сегодня вы узнаете новое о светофоре и о дорожных знаках, встретитесь с «хозяином дороги».

Девочка:

У любого перекрестка

Вас встречает светофор,

И заводит очень просто

С пешеходом разговор

Работа по теме занятия

Педагог: Встречайте нашего маленького помощника Светофорчика

Светофорчик: Ребята, где стоят светофоры?

Дети: на наиболее оживленных перекрестках.

Светофорчик Для чего ставят на дорогах светофоры?

Дети: Они регулируют движения транспорта и пешеходов.

 Светофорчик: Светофор добр не всегда

Кто подскажет мне когда?

Изменив в окошке свет,

И когда прохода нет?

Дети: Когда горит красный свет.

Светофорчик: А когда скажите мне,

Изменив свой свет в окне,

Светофор нам говорит:

- Скоро будет путь открыт?!

Дети: Когда горит жёлтый.

Светофорчик: Что обозначат этот цвет? (дети рассказывают о желтом свете светофора)

Свет зеленый на пути-

Значит, можете идти!

Свет зеленый- каждый знает-

Вам дорогу открывает!

И тогда что делают пешеходы?

Дети: Они переходят улицу.

Светофорчик: А вы ребята знаете, какие машины могут свободно проехать при зеленом сигнале для пешеходов?

Дети: Вы сразу узнаете по тревожному сигналу, который они издают, и синим или жёлтым маячкам на крыше. Это машины скорой помощи, полиции, пожарной охраны и аварийной службы, они спешат спасти людей, попавших в беду, поэтому на дорогах для них всегда «Зеленый свет». И если переходя дорогу по зебре, ты увидел вдали такие машины, остановись и пропусти их. Не беги и не пугайся.

Светофорчик: А теперь я проверю, какие вы внимательные пешеходы. Я проведу с вами игру «Светофор». Правила простые:

Если я покажу красный сигнал, вы делаете шаг назад,

Если желтый – стоите на месте,

Если зеленый- делаете шаг вперед. (игра повторяется с разной последовательностью)

Педагог: Спасибо тебе,  Светофорчик, садись к ребятам и послушай, что они ещё про тебя знают.

Ребенок 1. Первый светофор появился в 1868 году в Англии в Лондоне. А в нашей  стране первый светофор установили в 1929 году в Москве. Светофор был похож на часы с круглым циферблатом, разделенным на секторы красного, желтого и зелёного цвета. Стрелку- указатель регулировщик поворачивал в ручную. Потом появились электрические светофоры, которые действуют и сейчас, хотя внешне они и изменились. Но всегда цвета в светофоре идут в таком порядке: для лучшей видимости наверху размещен красный сигнал светофора как самый важный и опасный, потом желтый, а внизу- зеленый.

Педагог: Ребята, как вы думаете,  почему выбраны именно эти цвета?

Ребенок 2: Красный цвет хорошо виден в темноте, тумане. Красный цвет- сигнал опасности, сигнал тревоги. Он самый заметный, виден издалека, его трудно спутать с другим. Поэтому он выбран для самого строгого сигнала, запрещающего движение.

Желтый цвет также хорошо заметен в любую погоду. В тумане его можно принятьза красный. Но все равно он будет предупреждать водителя.

Зеленый цвет нельзя спутать с красным или желтым. На светофорах есть козырьки, чтобы сигналы были хорошо видны при ярком солнечном свете.

Бывают чрезвычайные ситуации, или когда светофор не работает по какой- нибудь причине. Кто помогает соблюдать правила движения?

Здесь на посту в любое время

Дежурный- ловкий постовой,

Он управляет сразу всеми

Кто перед ним на мостовой

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

Педагог: Давайте сейчас вспомним, какие сигналы пешеходам подает регулировщик. (выходит инспектор ГИБДД).

Инспектор ГИБДД: Добрый день, ребята! Как называется предмет у меня в руках? (жезл) Для чего он нужен?

-Ещё у регулировщика есть свисток. Как вы думаете, для чего он нужен? (Регулировщик показывает предметы). Дети отвечают. Регулировщик рассказывает.

- Для лучшей видимости часто применяется жезл или диск с красным сигналом. Для того чтобы в темное время суток жесты регулировщика были видны, используют специальный жезл с подсветкой внутри или световозвращающее покрытие. Сигнал свистком служит, чтобы привлечь внимание участников движения: водителей транспортных средств и пешеходов.

- Регулировщик «Разговоривает» только жестами. Поворачивается налево и направо, взмахивает жезлом- то поднимает его, то опустит. Давайте разберемся, что означают жесты

«хозяина дороги».

Для пешеходов сигналов немного.

Если регулировщик стоит к вам грудью или спиной- это то же самое, что красный сигнал светофора.

Поднял регулировщик жезл вверх- можно считать, что на светофоре зажегся желтый свет.

Движение транспорта во всех направлениях запрещено.

Если регулировщик повернулся к вам боком, руки опустил вниз или развел в стороны, то можно переходить дорогу. Это как зелёный сигнал светофора.

Если при работающем светофоре на перекресток выйдет регулировщик, то все участники движения – водители транспортных средств и пешеходы должны подчиняться только жестам регулировщика, независимо от сигналов светофора. Поэтому жесты регулировщика надо хорошо знать и помнить.

Педагог: А сейчас давайте поиграем в игру «Регулировщик». Кто хочет исполнить роль регулировщика? (ребенку вручается жезл). Приглашают  2-3-х желающих на роль пешеходов. (пешеходы выполняют сигналы регулировщика).

Инспектор ГИБДД: Молодцы! Вы хорошо справились. Желаю вам быть грамотными пешеходами и всегда соблюдать правила дорожного движения. (инспектор занимает свое место).

Педагог: Посмотрите на доску. Вы догадались, что это за карта? (район Цетра Внешкольной работы).

-Назовите знакомые объекты. На доску вывешиваются таблички.

- Вспомните, есть ли здесь светофоры?  поставьте их в нужные места.

- Молодцы! Проверьте себя.

Педагог: Волк, ты понял, как важен светофор? Будешь выполнять его сигналы?

Волк: Нужно слушаться, бесспорно

Указаний светофора.

Нужно правила движенья

Выполнять без возраженья!

Педагог: А теперь, ребята давайте сделаем вывод и запомните:

Пусть запомнят твердо дети:

Верно поступает тот,

Кто лишь при зеленом свете

Через улицу идет!

Молодцы! Светофор стоит, подает сигналы и нам легко можно перейти улицу на зеленый свет. Это регулируемый пешеходный переход. (показ слайдов или плакатов) А как быть пешеходу, когда нет светофора? (читать дорожные знаки)

Педагог: Дорожные знаки имеют свою историю. Послушайте ребята.

Ребенок 1: Самые старые из всех дорожных знаков- указатели расстояний, люди устанавливали каменные столбы, чтобы пометить дорогу; на перекрёстках ставили каменные или деревянные кресты, строили часовни.

Ребенок 2: Более 300 лет назад в России появились высокие столбы на дороге через каждую верстку (1 км 67м) их стали называть верстовыми. Позднее стали устанавливать столбы на перекрестках и делать на них надписи, куда какая дорога ведет. Дороги, на которые ставили столбы, стали называть столбовыми, а на второстепенных дорогах столбов небыло.

Ребенок 3: Раньше каждая страна имела свои дорожные знаки. Попытка ввести единые дорожные знаки бала предпринята в 1909году в Париже. Были приняты четыре международных дорожных знака, эти знаки имели символы, которые почти полностью соответствуют современным дорожным знакам.

Ребенок 4: В 1968 году были приняты 126 международных дорожных знаков, а в 1978 году был принят новый стандарт, который установили 7 групп дорожных знаков.

Педагог: Давайте вспомним группы дорожных знаков. Помогите знакам встать на место.

(игра «Найди свое место». На доске хаотично расположены предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные, предписывающие знаки и знаки сервиса. Их нужно распределить по смысловым группам). – Светофорчик проверит, хорошо ли вы справились  с этим заданием.

Ролевая игра «Я- водитель»

Участникам дорожного движения являются и пешеходы, и водители. Мы сейчас с вами поиграем, и вы попробуете себя в роли водителя.

(используются машинки с дистанционным управлением. Выбирается водитель, который с помощью пульта движет машину к определенному пункту через указанные знаки и называет их смысл)

В игре участвуют 2-3 человека. Знаки и водители меняются.

- Какие вы молодцы, ребята! Вы знаете не только те знаки, которые нужны пешеходу, но и знаки, необходимые водителю.

Отгадывание загадок:

-А теперь послушайте, что могли бы рассказать знаки о себе, если бы ожили.

В городские наши дебри

Забежали чудо –зебры.

Зебра не лягнет копытом, зебра не мотнет хвостом,

Растянулась любопытным

Через улицу мостом. (пешеходный переход).

На дорогах пешеходам

    Стало проще с переходом

    Под землею даже площадь

    Перейти гораздо проще   (подземный переход)

Затихают все моторы

  И внимательны шоферы,

Если знаки говорят:

«Близко школа!», «Детский сад!»   (дети)

   Проверочная работа

А теперь, вы, обучающиеся Школы светофорных наук, должны проверить свои знания и выполнить контрольную работу. После каждого вопроса дается три ответа. Надо выбрать один  правильный ответ и подчеркнуть его.

Какая часть улицы предназначена для пешеходов

А) мостовая

Б) тротуар

В) велосипедная дорожка?

2.  Как пешеходы должны ходить по тротуару:

А) придерживаясь середины

Б) придерживаясь левой стороны

В) придерживаясь правой стороны?

3.  При каком сигнале светофора можно переходить улицу:

А) при красном

Б) при желтом

В) при зеленом?

4.  При каком положении регулировщика можно начинать переход:

А)  если он стоит к вам боком с вытянутой от плеча к плечу рукой,

Б)  если он стоит к вам лицомт        

В)  если он стоит к вам спиной?

Правильные ответы: 1б, 2в, 3в, 4а

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Ведущий читает стихи, дети отвечают «Это я, это я, это все мои друзья!» или молчат.

Ведущий: Кто из вас идет вперед, только там где переход?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

Ведущий: Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?

Дети молчат.

Ведущий: Кто из вас идя домой, держит путь по мостовой?

Дети молчат.

Ведущий: Знает кто, что красный свет- Это значит –хода нет?

Дети: «Это я, это я, это все мои друзья!»

IV. Итог занятия

Дорогие ребята! Спасибо вам за работу. Понравилось ли вам занятие в «Школе светофорных наук»?

Светофорчик:

Будьте, дети, осторожны!

Уважайте каждый знак!

Знаки- важные дорожные-

Компас взрослых и ребят.

Литература:

Максиняева М.Р. «Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)

 Основы безопасности жизнедеятельности. 1 – 4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками/ авт.-сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 104 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник по правилам дорожного движения "Дорожная азбука"

Внеклассное мероприятие посвящается знаниям правил дорожного движения. Обучающиеся в игровой форме закрепляют знания о дорожных знаках, сигналах светофора и знакомятся с сигналами регулировщика....

Игра-соревнование в 1 классе по правилам дорожного движения «Дорожная азбука»

Цели: • повторении и закрепление знаний правил дорожного движения, правил              поведения в общественном транспорте; • трен...

Мероприятие по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма "Дорожная азбука"

Мероприятие по профилактике детского  дорожно – транспортного травматизма "Дорожная азбука"Цели:1.    Проверить и закрепить знания о  дорожных знаках, предупредить наиболее ра...

"Дорожная азбука" Рисуем дорожные знаки

Познакомить детей с дорожными знаками, повторить ПДД.Развивать творчество, придумывая рисунок и изображая его на бумаге....

Программа воспитательной работы по правилам дорожного движения «Дорожная азбука» для учащихся 1- 4 классов

Программа «Дорожная азбука» разработана для реализации в начальных класса в рамках личностно-ориентированной модели образовательного учреждения и построена на принципах личностно-ориентирова...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»

Методическая разработка будет полезна педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов для повторения с учащимися правил дорожного движения....

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 3 классе для детей с ОВЗ по изучению правил дорожного движения « ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»

Аннотация.    Мероприятия, посвящённые теме ПДД, актуальны в обучении детей. Особенно в наше современное время, когда транспорта на улицах становится больше и больше. ...