Программа воспитательной работы по правилам дорожного движения «Дорожная азбука» для учащихся 1- 4 классов
рабочая программа по теме

Порошина Светлана Алексеевна

Программа «Дорожная азбука» разработана для реализации в начальных класса в рамках личностно-ориентированной модели образовательного учреждения и построена на принципах личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию, цель которых - развить и заложить в младшем школьнике механизмы саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_pdd_dorozhnaya_azbukaporoshinoy_s._a.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

Программа

воспитательной работы  

по правилам дорожного движения

«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»

для  учащихся 1- 4 классов

Срок реализации: сентябрь 2013 – май 2017 года

Составитель:

Порошина Светлана Алексеевна,

учитель начальных классов

г. Покачи

2013 г.

  1. Паспорт Программы

Наименование образовательного учреждения

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Полное название программы

Программа  воспитательной работы  по правилам дорожного движения  «Дорожная азбука» для  учащихся 1-4 классов

Автор  Программы

Порошина Светлана Алексеевна

Целевая группа

Учащиеся  1-4 классов

Участники Программы

Сотрудники ГИБДД, родители

Реализатор

Программы

Классный руководитель

Сроки реализации

Сентябрь 2013-май 2017

Цель Программы

Формирование у младших школьников основ законопослушного поведения: изучение правил дорожного движения и овладение навыками безопасного поведения на улицах и дорогах

Задачи Программы

1.Освоение учащимися основных правил дорожного движения. 2.Отработка в повседневной жизни навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

3.Привлечение учащихся к массово-разъяснительной работе по пропаганде ПДД в школах, детских садах, внешкольных учреждениях; выработка у школьников активной жизненной позиции по вопросам безопасности на улицах и дорогах.

Специализация Программы

Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, воспитание законопослушных участников дорожного движения.

Основные мероприятия

Уроки, практические занятия, КВНы, викторины, конкурсы, выставки, беседы,  соревнования, ролевые игры, экскурсии, встречи с сотрудниками ГИБДД.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

Повышение уровня теоретических знаний по ПДД.

Умение анализировать типичные и нетипичные жизненные ситуации на улицах и дорогах.

Умение решать реальные проблемы на улицах и дорогах.

2. Пояснительная записка

Безопасность дорожного движения остаётся одной из основных проблем сохранения жизни и здоровья жителей нашего округа и страны в общем. За семь месяцев 2014 года на территории Югры с участием детей и подростков до 16 лет зарегистрировано 121 ДТП, в которых погибло – 5 и было травмировано - 125 несовершеннолетних.

Тяжёлые последствия имеют происшествия с детьми – пешеходами. На территории округа произошло 54 ДТП данного вида, в которых 2 ребёнка погибли (г. Ханты- Мансийск).

Произошёл рост аварийности с участием детей – пассажиров на 11,6 % или 48 ДТП, в которых 3 ребёнка погибли, 49 получили телесные повреждения.

По городу Покачи за данный период времени текущего года дорожно-транспортных происшествий с участием детей не зарегистрировано. Данные результаты получены благодаря слаженной профилактической работе ГИБДД и общеобразовательных учреждений города.

Вместе с тем инспекторами ГИБДД еженедельно выявляются учащиеся – нарушители правил дорожного движения, которые могут стать потенциальными жертвами дорожного движения.

В нашей школе проводится большая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, но мы не собираемся останавливаться на достигнутом.

При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

В связи с этим мною разработана программа «Дорожная азбука» (далее Программа).

Данная  Программа составлена на основе  Правил дорожного движения, а так же Программы правил дорожного движения для общеобразовательных школ и внешкольных учреждений I – IV классов и методических рекомендаций по обучению школьников правилам безопасности движения.

Сейчас в настоящее время существует огромное количество разработок веселых занятий по ПДД. Важно, чтобы данные уроки не были скучной лекцией, но в то же время  нельзя каждое занятие превращать в развлекательное мероприятие. Часть занятий может носить  теоретический характер. Дети должны чувствовать серьезность данных уроков и знаний, которые они получают.

Для закрепления знаний желательно широко применять настольные игры и подвижные игры в зале, викторины, конкурсы, праздники и т.д. Подвижные игры и тренировки  лучше проводить на школьном дворе, на специально размеченной площадке. Занятия надо строить так, чтобы теоретические сведения  по теме накапливались раньше, чем учащиеся приступят к выполнению упражнений и игр.

Важную роль в изучении ПДД играют экскурсии. Организация  их во многом зависит от  хорошо продуманного плана. При планировании экскурсии надо чётко определить цель, задачи, маршрут и в соответствии с этим разрабатывать план.

Проверку знаний желательно проводить в форме соревнований по группам с использованием карточек с задачами и вопросами.

На занятиях учащиеся:

  • приобретают знания и навыки поведения на улице (как безопасно перейти улицу, перекрёсток и т. д.);        
  • усваивают правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить её);
  • учатся понимать сигналы светофоров и регулировщиков;        
  • усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т. д.;
  • учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем (соблюдать правила ожидания         транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.);
  • знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной разметки проезжей части улицы (дороги).        

Знания и навыки, полученные детьми в 1 и 2 классах, расширяются в 3 и 4 классах. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников (приводятся конкретные примеры из жизни).

Основной задачей реализации Программы является: освоение учащимися основных правил дорожного движения.

Задачами Программы является: отработка в повседневной жизни навыков безопасного поведения на улицах и дорогах; привлечение учащихся к массово-разъяснительной работе по пропаганде ПДД в школах, детских садах, внешкольных учреждениях; выработка у школьников активной жизненной позиции по вопросам безопасности на улицах и дорогах.

  1. Концептуальные основы реализации Программы

Основные принципы реализации Программы

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.

Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.

Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

Важно иметь в виду и то, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.

Основные методы реализации Программы

Внушение. Дети младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.

Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.

Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.

В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.

Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично).

Поэтому важно окружить младших школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.

Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.

Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребёнка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.

Дидактические принципы:

  • систематическое изучение правил дорожного движения;
  • осознанность в их усвоении;
  • постоянное наращивание количества изученного материала в соответствии возрастными возможностями учащихся.

Направления Программы

Данная Программа – это действительно нетрадиционный подход в обучении младших школьников правилам дорожного движения. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях:

  • знакомство с историей ПДД
  • развитие практических  навыков
  • применение их в реальной  жизни

  1. Цель и задачи Программы

Цель: Формирование у младших школьников основ законопослушного поведения: изучение правил дорожного движения и овладение навыками безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи: 

1. Освоение учащимися основных правил дорожного движения.

2. Отработка в повседневной жизни навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

3. Привлечение учащихся к массово-разъяснительной работе по пропаганде ПДД в школах, детских садах, внешкольных учреждениях; выработка у школьников активной жизненной позиции по вопросам безопасности на улицах и дорогах.

5. Сроки реализации Программы

Реализация данной Программы рассчитана на 4года обучения в начальной школе: сентябрь 2013 – май 2017 года

  1. План мероприятий по реализации Программы

Учебно-тематический план

1 класс

Часы

Месяц

Тема урока

1

Сентябрь

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.

2

Улица полна неожиданностей.

3

Октябрь

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

4

Практические занятия.

5

Ноябрь

Это должны знать все.

6

Элементы улиц и дорог.

7

Декабрь

Мы – пассажиры.

8

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

9

Январь

Учимся соблюдать ПДД.

10

Тротуар, обочина дороги, правостороннее движение, пешеходы на загородной дороге.

11

Февраль

Пешеходный переход, перекрёсток.

12

Регулирование дорожного движения.

13

Март

Сигналы светофора и регулировщика.

14

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

15

Апрель

О правилах пользования общественным транспортом.

16

Дорожные знаки.

17

Май

Правила  посадки и высадки из автобуса, троллейбуса.

18

Практические занятия.

Учащиеся 1-го класса должны уметь:

- переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);

- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде

Учебно-тематический план

2 класс

Часы

Месяц

Тема урока

1

Сентябрь

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.

2

Элементы улиц и дорог.

3

Октябрь

Почему дети попадают в дорожные аварии.

4

История появления автомобиля и правил дорожного движения.

5

Ноябрь

Что такое Госавтоинспекция и кто такой инспектор ДПС.

6

Новое о светофоре.

7

Декабрь

Правила безопасного перехода улиц и дорог.

8

Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках.

9

Январь

Правила перехода перекрестка.

10

Мы пассажиры.

11

Февраль

Я - пешеход и пассажир.

12

Практические занятия.

13

Март

Элементы улиц и дорог. Дорожные знаки и разметка.

14

Виды светофоров. Сигналы светофора и регулировщика. Перекрёстки и их виды. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

15

Апрель

Правила перехода улиц и дорог. Правила перехода улицы при выходе из автобуса, троллейбуса, трамвая.

16

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.

17

Май

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

18

Практические занятия.

Учащиеся 2-го класса, кроме перечисленного выше, должны знать Правила:

- перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

- перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.

Учащиеся 2-го класса должны уметь:

- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

- обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;

- при посадке и высадке из общественного транспорта;

- ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений;

- не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

- не создавать помех движению транспорта;

- определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;

- дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.

Учебно-тематический план

3 класс

Часы

Месяц

Тема урока

1

Сентябрь

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.

2

Причины дорожных аварий.

3

Октябрь

Светофор и дорожные знаки.

4

Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта.

5

Ноябрь

Правила перехода проезжей части дороги.

6

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

7

Декабрь

Правила перехода железной дороги.

8

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм.

9

Январь

Виды транспортных средств.

10

Дорожные знаки и их группы. Сигналы регулирования дорожного движения.

11

Февраль

Выбрать  наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку.

12

Практические занятия.

13

Март

Правила езды на велосипеде.

14

Правила поведения в транспорте.

15

Апрель

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

16

Безопасность пешеходов.

17

Май

Я – пешеход.

18

Правила перехода улиц и дорог.

Учащиеся 3-го класса, кроме перечисленного для 1-2-го класса, должны знать:

- что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;

Правила:

- перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;

- перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;

- перехода железной дороги.

Учащиеся 3-го (4-го) класса должны уметь:

- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;

- переходить железнодорожные пути;

- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

- осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.

Учебно-тематический план

4 класс

Часы

Месяц

Тема урока

1

Сентябрь

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.

2

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (тест).

3

Октябрь

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

4

Опасные места в жилой зоне.

5

Ноябрь

Светофор и дорожные знаки.

6

Типы перекрёстков.

7

Декабрь

Правила перехода проезжей части дороги.

8

Наш путь в школу и новые маршруты. Проверка знаний ПДД.

9

Январь

Движение группами и в колонне. Железнодорожные переезды.

10

Практические занятия.  Причины возникновения ДТП.

11

Февраль

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

12

Правила перехода железной дороги.

13

Март

Правила езды на велосипеде.

14

Правила поведения пассажиров на посадочных площадках и в транспорте.

15

Апрель

Перекрёстки и их виды. Правила перехода улицы на перекрёстках. Дорожная разметка.

16

Предупредительные сигналы водителя. Оборудование автомобилей специальными сигналами.

17

Май

Я – пешеход.  Игра.

18

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Занятия на специальной школьной площадке.

Формировать и развивать у учащихся 4-го классов:

- устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;

- познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);

- понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;

- самоконтроль и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

7. Механизм реализации Программы

Данная Программа будет реализована для учащихся начальных классов с привлечением сотрудников ГИБДД, родителей.

Совместная работа  с отделом ГИБДД

  • Встреча сотрудников ГИБДД с учащимися  на классных часах.
  • Встреча сотрудников ГИБДД с родителями учащихся.
  • Совместное планирование деятельности  с ГИБДД.

Работа с родителями

  • Проведение родительских собраний по тематике ПДД.
  • Составление и распространение памяток «Ребенок и дорога».
  • Привлечение специалистов из числа родителей для проведения мероприятий информационного характера.
  • Совместные праздники, конкурсы.

Формы обучения младших школьников ПДД:

- тематические занятия;

- игровые уроки;

- практические занятия;

- конкурсы;

- соревнования;

- викторин;

- настольные, дидактические и подвижные игры;

- беседы;

- оформление маршрутных листов «Дом - школа – дом»;

- конкурсы рисунков и стенгазет;

- конкурсы агитбригад по ПДД;

- экскурсии;

- демонстрация фильмов и видеороликов;

- беседы с инспекторами дорожного движения.

Материально-техническое обеспечение

Материально – техническое обеспечение включает минимально – допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно–лабораторного оборудования и натуральных объектов, а также оборудование классной комнаты с учётом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики изучаемого курса.

Контроль над выполнением  Программы

Для осуществления контроля над выполнением программы используются:        

- отчёт о проведённых мероприятиях;

- мониторинг;

- проведение диагностических работ по теории ПДД;

- диагностика;

- проведение открытых мероприятий.

  1. Ожидаемые результаты:
  • Снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
  • Повышение уровня теоретических знаний по ПДД.
  • Умение анализировать типичные и нетипичные жизненные ситуации на улицах и дорогах.
  • Умение решать реальные проблемы на улицах и дорогах.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Знать:

  • все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы;
  • правила движения по загородной дороге;
  • все виды перекрёстков и правила перехода проезжей части на них;
  • все сигналы светофора и их значение;
  • правила перехода проезжей части;
  • правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса.

Уметь:

  • применять на практике основные правила перехода проезжей части;
  • перейти улицу, дорогу с односторонним движением;
  • выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

9. Используемые источники

  1. «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного
    травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.
  2. Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы/Авт.-сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.
  3. Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей младшего школьного возраста: кн. для учителя. – М.: ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
  4. Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  5. Жульнев Н.Я. «Правила и безопасность дорожного движения для 1–4 классов». – Москва, 2012 г.
  6. Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008 г.
  7. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части.  СПб.: ИД «МиМ», 2005 г.
  8. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  9.  Энциклопедия «Все обо всем».
  10.  Энциклопедия «Что? Где? Когда?».

Приложения

Вопросы итогового контроля знаний учащихся

Назови участников дорожного движения.

Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.

Назови части городской (загородной) дороги.

Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»

Как называется место, где пересекаются улицы?

Назовите типы перекрёстков.

Какие бывают пешеходные переходы?

Расскажи свой путь «Дом – школа - дом».

Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).

 Где следует ожидать общественный транспорт?

 Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.

Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.

 Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?

 Что такое «зебра»?

 Что такое «островок безопасности»?

 Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?

 Какие бывают пешеходные переходы?

 Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?

 Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?

 Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

Где должны ходить пешеходы?

 Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.

Какие дорожные знаки тебе известны?

Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?

 Какие бывают светофоры?

 Что означает каждый сигнал светофора?

 Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?

 Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?

 Какое движение называют правосторонним и почему?

 Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?

Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД

Контрольные вопросы

1 класс

Кого называют пешеходом?

Что такое транспорт?

Для чего предназначен тротуар?

Что такое перекресток?

Для чего служат ПДД?

Для чего служит проезжая часть?

Где надо переходить улицу?

Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?

Где можно играть?

Как нужно вести себя на улице?

Кому дает команды пешеходный светофор?

При каком сигнале светофора можно переходить улицу?

Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?

Зачем нужны дорожные знаки?

В каких местах устанавливается знак «Дети»?

Где можно кататься на велосипеде?

Почему опасно цепляться за автомобили?

Почему на санках нельзя кататься на улице?

Где нужно ожидать общественный транспорт?

Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?

Как нужно себя вести в общественном транспорте?

2 класс

Почему нужно всегда соблюдать ПДД?

Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?

Какие дорожные знаки помогают пешеходу?

Для чего служит дорога?

Какие улицы называются улицами с односторонним движением?

Для чего предназначен тротуар?

Для чего служит проезжая часть?

Для чего нужна обочина на дороге?

Какие транспортные средства вы знаете?

Где и как ходить по улице, если нет тротуара?

Каковы особенности движения пешеходов?

Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?

В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?

Как нужно идти по пешеходному переходу?

Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?

В каких местах можно переходить дорогу?

Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?

Кому дает команды пешеходный светофор?

При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?

Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?

3 класс

Что понимается под улицей, и на какие части она делится?

Какие вы знаете элементы дороги?

Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?          

Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?

Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?

Как отличить главную дорогу от второстепенной?

Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?

Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?

4 класс

Для чего нужны дорожные знаки?

Где и как устанавливаются дорожные знаки?

На какие группы делятся все дорожные знаки?

Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?

Какие   знаки   для   пешеходов   входят   в   группу   информационно-

указательных знаков?

Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?

Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?

Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник по правилам дорожного движения "Дорожная азбука"

Внеклассное мероприятие посвящается знаниям правил дорожного движения. Обучающиеся в игровой форме закрепляют знания о дорожных знаках, сигналах светофора и знакомятся с сигналами регулировщика....

Игра-соревнование в 1 классе по правилам дорожного движения «Дорожная азбука»

Цели: • повторении и закрепление знаний правил дорожного движения, правил              поведения в общественном транспорте; • трен...

Внеклассное занятие по правилам дорожного движения « Мы – пешеходы!» для учащихся 1 – 2 класса.

Внеклассное занятие по правилам дорожного движения сопровождается презентацией. Подойдет как для урока ОБЖ, так и для проведения классного часа....

Программа воспитательной работы "Один за всех и все за одного"(1-4 класс)

Программа рассчитана на 4 года и включает работу по направлениям: здоровье, интеллект, нравственность, общение, досуг, семья....

Конспект Классного часа по Правилам Дорожного Движения «Дорожная азбука» 1-4 класс

Цель для педагогов: познакомить с учебно – познавательной программой как активной формой работы по формированию у детей устойчивых знаний по ПДД.Цель для учащихся: способствовать развитию у школ...

Викторина по Правилам дорожного движения« Дорожная азбука безопасности»

В МБОУ Бутовская СОШ №1 во 2 е классе прошла викторина по ПДД ( в игровой форме). Форма проведения- команданная игра. Данный материал позволяет не только расширить знания учащихся в данном направлении...

«Правила дорожного движения» Игровое занятие по правилам дорожного движения для группы продлённого дня 1 классов

Цель: формировать представление школьников младшего возраста о правилах безопасного поведения на дороге через игровую деятельность. Задачи: выявить знания учащихся по правилам дорожного движения ...