Классный час Древо жизни
классный час (2 класс) по теме

Стеценко Виктория Викторовна

Классный час знакомит учащихся начальной школы с коренными жителями Хабаровского края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час о малочисленных народов Приамурья «ДРЕВО ЖИЗНИ»

Автор: Стеценко Виктория Викторовна, учитель начальных классов МОУ СОШ села имени Полины Осипенко Хабаровского края.

Цели:

Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, толерантности.

Развивать у ребят  любви к родному краю, культуре негидальского народа.

Через игровую форму вызвать интерес к негидальскому языку.

Оборудование:

Компьютер, интерактивная доска, презентация, ЭУИ «Амгун бэйэнин».

Макет дома, карточки с названием малочисленных народов, деревья, на которых написаны правила дружбы.

Ход проведения классного часа.

Вводная беседа.

Ребята, в какой стране мы живём? В каком крае? Как называется наше село?

Россия страна многонациональная. В Хабаровском крае  тоже живут представители самых  разных национальностей.

Наш классный час называется «Древо жизни» (1 слайд) О каких народах мы поведём сегодня разговор? Как вы догадались?  (По картинке. На ней изображено дерево жизни. Такие деревья можно увидеть в узорах  народов,  которые издавна жили по берегам Амура.)

(2 слайд). Что изображено на этой карте? (Хабаровский край)

На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены.

Все малочисленные народы нашего края  живут в мире и согласии с другими народами

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зелёных рек,

Протяните руки, руки протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил человек!

Рассказ учителя. Презентация – знакомство с малочисленными народами Хабаровского края 3-16 слайды.

3 слайд Образ жизни и система хозяйства коренных народов Приамурья определяются географической средой и климатическими условиями. Основные традиционные занятия: рыболовство, таёжная и морская охота, собирательство.

4 слайд  В основе мировоззрения аборигенов Приамурья лежат древнейшие представления и верования. Наиболее значимы культ природы и шаманство. Коренные народы Приамурья являются наследниками самобытной культуры, насчитывающей более пяти тысяч лет.

5 слайд  Яркий пласт культуры составляет богатое различными видами и формами декоративно-прикладное искусство, тесно связанное с народным бытом и обрядами.

6 слайд Украшенная вышивкой праздничная и повседневная одежда из рыбьей и оленьей кожи, различные по функции изделия из бересты, тальника, дерева, кости, меховые ковры – такова обширная область народного искусства Приамурья.

7 слайд  Вершиной народного творчества является орнамент. Орнамент воплотил народные представления о мире и человеке.

8 слайд В наше время особое значение приобрело понятие «экология культуры». Бережное отношение к истокам, сохранение ценных культурных традиций – это забота о настоящем и будущем не только малочисленных народов, но и человечества в целом.

9 слайд Нанайцы Само название – нани – «здешний человек». Нанайцы, прежнее название – гольды, народ, проживающий в основном на территории Хабаровского края по нижнему течению реки Амур. Численность 12017 человек

10 слайд Негидальцы Самоназвание – амгун бэйэнин- «амгунский». Негидальцы, народ, проживающий на территории Хабаровского края по рекам Амгунь и Амур. Численность 622 человека.

11 слайд Нивхи. Самоназвание – нивх – «человек». Нивхи, прежнее название – гиляки, народ, проживающий в основном на территории Хабаровского края по нижнему течению реки Амур и острове Сахалин. Численность 4673 человека.

12 слайд Орочи. Самоназвание – орочили. Орочи – народ, роживающий в Приморье и Хабаровском крае по рекам Тумнин и Амур. Численность 915 человек.

13 слайд Удэгейцы. Самоназвание – удэхэ- «лесные люди». Удэгейцы – народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае. Численность 2011 человек.

14 слайд Ульчи. Самоназвание – нани – «человек земли». Ульчи, народ, проживающий в основном на территории Хабаровского края по нижнему течению реки Амур и острове Сахалин. Численность 3233 человека.

15 слайд Эвенки. Самоназвание – эвэн. Эвенки– прежнее название – тунгусы «оленные люди», народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока. Численность 30233 человека.

16 слайд Эвены Самоназвание –эвен. Эвены, прежнее название – ламуты, народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока. Численность 17199 человек.

Игра «Дом дружбы»

 А сейчас мы с вами заселим дом дружбы. Вспомните, какие малочисленные народы живут в Хабаровском крае? (ученики, которые первые произнесут название народа, выходят к доске и приклеивают в окна дома – макета карточки - названия народов проживающих в Хабаровском крае)

Нанайцы мы и русские, эвенки, удэгейцы,

Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.

В Хабаровском крае — на земле родной,

Живем мы все большой и дружной семьей.

Дружба народов — не просто слова,

Дружба народов навеки жива.

Дружба народов — счастливые дети,

Колос на ниве и сила в расцвете.

В нашем классе есть представитель одного из этих народов: Казаров Станислав.  Стас, кто ты по национальности? Расскажите, ребята, а как мы относимся к Стасу?

Правильно, главное мы должны с уважением относиться друг к другу.

 Как вы думаете, существуют правила дружбы?

Давайте познакомимся с правилами дружбы, и вокруг дома посадим сад Дружбы (дети зачитывают правила написанные на деревьях и прикрепляют на доске рядом с домом)

Правила дружбы:

Помогай другу в беде.

Умей с другом разделить радость.

Не смейся над недостатками друга.

Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.

Не обманывай друга.

Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

Не предавай своего друга.

Эти законы мы поместим в нашем уголке. И постараемся их запомнить и выполнять их. Я  надеюсь,  что мы теперь будем более внимательно относится друг к другу.

Берегите друг друга,

Добротой согревайте,

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Суету позабудьте,

И минуту досуга,

      Рядом с другом побудьте.

Знакомство с Надеиной Дарьей Ивановной, носительницей негидальского языка.

Ребята, к нам в гости пришла представительница негидальского народа Надеина Дарья Ивановна. Дарья Ивановна носительница негидальского языка. Именно она создала электронное пособие по негидальскому языку. Благодаря ей мы узнали историю негидальского народа и научились говорить несколько слов на негидальском языке. Давайте скажем на негидальском языке несколько слов, а Дарья Ивановна нас послушает:

«здравствуйте» -бакалдыяп

«до свидания» - аят бикэсун

«дети» - канакал

«мальчик»-омолгичан

«девочка» - асаткан

Сегодня Дарья Ивановна научит нас ещё нескольким словам (о семье, игра). ЭУИ «Амгун бэйэнин».

Дарья Ивановна, на уроках литературного чтения познакомились с русскими пословицами.

 Ребята, что такое пословица? О чём бывают пословицы?

Дарья Ивановна, а у вашего народа есть пословицы?

Рассказ Дарьи Ивановны о пословицах негидальского народа.

Дарья Ивановна ещё и мастерица. Она умеет вышивать национальные узоры и орнаменты. Изготавливает ковры, одежду и другие вещи, которые украшены национальным орнаментом. А вот что означает этот орнамент,  нам расскажет и покажет Дарья Ивановна.

Рассказ Дарьи Ивановны (рассказ сопровождается показом изделий на ЭУИ «Амгун бэйэнин»).

Древние истоки современного декоративно-прикладного искусства малых народов Приамурья наиболее отчётливо прослеживаются в орнаменте. В старину северянки украшали орнаментом одежду, головные уборы, рукавицы и обувь, постельные принадлежности, берестяную, деревянную, костяную посуду и т.п.

 В середине 19 века негидальцы шили одежду и обувь из рыбьей и оленьей кожи, нерпичьих и собачьих шкур. Женщины умели выделывать шкуры и кожи, шить из них одежду и обувь, украшать их затейливым тонким орнаментом, изготовлять утварь из бересты.

 В традиционный костюм входили халаты, шубы и куртки конго, наями, ноговицы мэйэвун, обувь амурского (олочи) и тунгусского (лобдирма) типов. Мужчины на охоте и рыбалке носили фартуки. Покрой мужских и женских халатов в низовьях Амгуни был сходен с покроем этой одежды у нижнеамурских народов. Нивхское влияние выражалось также в наличии у мужчин короткой юбки, которую надевали в дорогу. В верховьях Амгуни одежда была ближе к эвенкийской. Все женщины носили эвенкийский нагрудник с орнаментом характерным для амурских народов.

Негидальцев можно сразу узнать по узору на их одежде, коврах, сумочках. Его главный элемент – трилистник – символ самого малочисленного народа из восьми проживающих в Хабаровском крае. Негидальские мастерицы из села Владимировка соединяют разноцветные лепестки с «живописными» сюжетами на своих изделиях, где изображают реки, лесные тропинки, растительный и животный мир и «включают» тем самым их защитную функцию. Трёхлистник негидальцы ценят по - настоящему. Считается, что эта травка способна исцелить от самых тяжёлых недугов и заготавливают её на все случаи жизни

Показ выставки изделий  Дарьи Ивановны.

Дети дарят Дарьи  Ивановне рисунок с негидальским орнаментом.

Итоговая беседа.

В завершении нашего классного часа давайте образуем хоровод Дружбы. Все встаем в круг и называем свою национальность с гордостью.

Под музыку танцуют хоровод.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует тепло,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

Счастья Вам всем, мира и радости! До свидания! До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДРЕВО ЖИЗНИ Учитель начальных классов Стеценко Виктория Викторовна МОУ СОШ села имени Полины Осипенко

Слайд 2

Древо жизни На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены.

Слайд 3

Образ жизни и система хозяйства коренных народов Приамурья определяются географической средой и климатическими условиями. Основные традиционные занятия: рыболовство, таёжная и морская охота, собирательство.

Слайд 4

В основе мировоззрения аборигенов Приамурья лежат древнейшие представления и верования. Наиболее значимы культ природы и шаманство. Коренные народы Приамурья являются наследниками самобытной культуры, насчитывающей более пяти тысяч лет.

Слайд 5

Яркий пласт культуры составляет богатое различными видами и формами декоративно-прикладное искусство, тесно связанное с народным бытом и обрядами.

Слайд 6

Украшенная вышивкой праздничная и повседневная одежда из рыбьей и оленьей кожи, различные по функции изделия из бересты, тальника, дерева, кости, меховые ковры – такова обширная область народного искусства Приамурья.

Слайд 7

Вершиной народного творчества является орнамент. Орнамент воплотил народные представления о мире и человеке.

Слайд 8

В наше время особое значение приобрело понятие «экология культуры». Бережное отношение к истокам, сохранение ценных культурных традиций – это забота о настоящем и будущем не только малочисленных народов, но и человечества в целом.

Слайд 9

Нанайцы Самоназвание – нани – «здешний человек». Нанайцы, прежнее название – гольды, народ, проживающий в основном на территории Хабаровского края по нижнему течению реки Амур. Численность 12017 человек

Слайд 10

Негидальцы Самоназвание – амгун бэйэнин- «амгунский». Негидальцы, народ, проживающий на территории Хабаровского края по рекам Амгунь и Амур. Численность 622 человека.

Слайд 11

Нивхи Самоназвание – нивх – «человек». Нивхи, прежнее название – гиляки, народ, проживающий в основном на территории Хабаровского края по нижнему течению реки Амур и острове Сахалин. Численность 4673 человека.

Слайд 12

Орочи Самоназвание – орочили. Орочи – народ, роживающий в Приморье и Хабаровском крае по рекам Тумнин и Амур. Численность 915 человек.

Слайд 13

Удэгейцы Самоназвание – удэхэ- «лесные люди». Удэгейцы – народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае. Численность 2011 человек.

Слайд 14

Ульчи Самоназвание – нани – «человек земли». Ульчи, народ, проживающий в основном на территории Хабаровского края по нижнему течению реки Амур и острове Сахалин. Численность 3233 человека.

Слайд 15

Эвенки Самоназвание – эвэн. Эвенки– прежнее название – тунгусы «оленные люди», народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока. Численность 30233 человека.

Слайд 16

Эвены Самоназвание –эвен. Эвены, прежнее название – ламуты, народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока. Численность 17199 человек.

Слайд 17

Использованные ресурсы http://yandex.ru/yandsearch?clid=40931&yasoft=barff&text=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0+%D0%A5%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%8F&lr=76 карта Хабаровского края. http://images.yandex.ru/yandsearch?noreask=1&lr=76&ed=1&text = картинки фото малочисленных Набор открыток «Древо жизни» автор О.Шагаутдинова. Фотографии В. Спидлен, О.Шагаутдинова, В. Токарский, В Коробков, С Фокин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вечное древо жизни"

Исследование рода. Изучение истории своей семьи. Знать свои корни должен каждый, ибо без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация....

Классный час «Древо жизни» или «Что в имени моем?»

Ежедневно мы слышим, читаем, произносим или пишем десятки фамилий наших друзей, родственников, знакомых. У каждого человека есть фамилия, которая записана в паспорте, свидетельстве о рождении. Однако,...

Семейный праздник "Древо жизни".

Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме(конкурсы, викторина).К проведению мероприятия привлекаются родители и другие члены семьи....

Презентация Древо жизни о малочисленных народов Хабаровского края

В презентации рассказывается о коренных народов Хабаровского края....

Классный час "Семья-древо жизни"

Знакомство с понятием слова "семья", с ролью семьи в жизни человека.Воспитание уважительного отношения к членам семьи....

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Родословное древо - древо жизни, историческая память, связь поколений (изображение открытки ко дню матери)» (УМК «Перспектива»4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование умений ценить связь поколений и создание условий для обучения изображения обложки для открытки, посвященной Дню матери.Задачи урок...