Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы - второклассники"
рабочая программа (2 класс) по теме

Мухаметова Наталья Александровна

Внеурочная деятельность по социальному направлению. Учащиеся оформляют свои портфолио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-vtoroklassnik.docx35.63 КБ
Файл ya-_vtor_prodolzh.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шипиловская основная общеобразовательная школа»

Юрьев-Польского района Владимирской области

Работа с портфолио

учитель начальных

классов

Мухаметова Н. А.

 

2012г.

1.Пояснительная записка

Личностное портфолио – эффективное средство для плодотворной совместной работы учеников, родителей и учителей над формированием положительных качеств характера развивающейся личности. Особенно  актуально это для учащихся начальных классов, когда ребёнок только начинает понимать, что такое коллектив и какое место занимает он в коллективе, когда он только начинает учиться оценивать себя: свои сильные и слабые стороны.

Содержание его помогает ребёнку осознать свои изменения и применить свои знания в творческой деятельности.

Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика  в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

2.Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

  1. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей;
  2. Создание условий для творческого роста;
  3. Формирование положительных нравственных качеств личности;
  4. Развитие познавательных интересов;
  5. Развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;
  6. Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях

Функции портфолио.

Диагностическая функция.

  1. Позволяет проследить личностный рост ребёнка, формирование у него умения учиться.
  2. Даёт возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении с детьми.
  1. . Мотивационная

        Это оценка учащимися своих достижений в учебной деятельности. Причём эти страницы  помогают ребёнку реально осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт. Задуматься над результатами своего труда. 

  1. Развивающая

        Важно направить  сознание детей на воспитание в себе ученика,   человека, узнать о его ценностных ориентациях.

Кроме того , заполняя эти страницы, ребёнок пропускает через себя человеческие ценности, узнаёт значение слов, оценивающих человеческие качества. С помощью этих страниц можно проследить адекватность самооценки. Есть страницы, на которых ребёнок делится своим социальным опытом.

Функция творческого развития.

        Это самые интересные страницы, которые позволяют ученику проявить свои творческие способности.

  1. Содержательная
  2. Рейтинговая

Страницы портфолио включают в себя 5 основных разделов:

  1. Знакомьтесь, это я!
  2. Моя школа.
  3. Мой класс.
  4. Мои учебные достижения.
  5. Работы, которыми я горжусь.

Содержание каждого раздела углубляется с каждым годом.

Сроки реализации – 4 года. Программа рассчитана на проведение занятий в течение  учебного года – 33 недели (1 класс) 34 недели (2-4 класс). Продолжительность занятий – 35-40 минут. Занятия проводятся в учебном кабинете, игровой комнате,  школьной библиотеке.

        В ходе всего обучения  на занятиях доминирует познавательная  и практическая деятельность. Основными формами обучения являются:

  1. беседы;
  2.  игры;
  3. практические работы.

Особое место и значение отводится на каждом занятии игре:

  1. Это ведущий вид деятельности этого возраста (6-11 лет);
  2. Через игру ребёнок вступает во взрослый мир;
  3. Через игру формируется  чувство товарищества и дружбы между детьми, гуманистическая  атмосфера в группе.

Формы подведения итогов работы: беседа, заполнение и оформление страницы портфолио.

3.Планируемые результаты освоения программы:

Портфолио отражает динамику становления обучения, воспитания, развития и социализацию ребёнка. Оно даёт возможность проследить, как в течение школьной жизни меняется ребёнок: его отношение к обучению, степень овладения ЗУН, как постепенно меняется и обогащается мир ребёнка, как складываются и меняются его отношения с ребятами и взрослыми.

В большей степени портфолио отражает социализацию, которую мы понимаем как адаптацию ребёнка к реальной жизни через овладение разными сторонами социального опыта, ценностными ориентациями (этика, культура, гуманные отношения).

Положительные стороны портфолио

  1. Способствует личностному росту
  2. Повышает самооценку
  3. Максимально раскрывает индивидуальные возможности каждого
  4. Развивает мотивацию дальнейшего творческого роста
  5. Развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся
  6. Придает значение планированию учащимися  своих предполагаемых результатов (ставить цели, организовывать свою деятельность

Для учителя.

Портфолио позволяет проследить личностный рост ребёнка, способствует формированию у него умения учиться, помогает ученику перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает его в учебный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» учителю о чувствах, впечатлениях, страхах, предпочтениях, удачах и неудачах ученика. Это даёт педагогу возможность узнать особенности эмоциональной жизни отдельного ученика и учитывать их в своём общении с детьми.

        Но, вводя портфолио, важно соблюдать обязательное условие – демократический стиль общения учителя и учащегося. Важно, чтобы откровения ученика помогли учителю вовремя прийти ему на помощь, а ученику – осознать себя значимым субъектом учебной деятельности, видеть свои успехи, не бояться встречающихся трудностей. Ученик должен быть уверен, что рядом учитель и родители, которые всегда придут на помощь.

Для родителей.

Портфолио интересно и родителям, так как с его помощью они видят движение ребёнка в овладении ЗУН, его внутренние переживания, результаты творческой деятельности, трудности и радости.

        Важно, чтобы ребёнок в любое время мог взять своё портфолио, что-либо исправить или дополнить, вложить в папку «Мои шедеврики» свои работы.

        С разрешения детей можно выкладывать портфолио на родительских собраниях. Показывать его кому-либо можно только с разрешения ребёнка.

Собранные листы наблюдений отражают динамику следующих показателей:

сформированности и индивидуального прогресса в развитии таких навыков учения, как:  

  1. приобретение знаний,
  1. понимание,
  2. применение,
  3. анализ,
  4. синтез,
  5. оценка,
  6. диалектичность мышления,
  7. метазнание

сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков:

  1. способность принимать ответственность;
  2. способность уважать других;
  3. умение сотрудничать;
  4. умение участвовать в выработке общего решения;
  5. способность разрешать конфликты;
  6. способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе

сформированности и индивидуального прогресса в развитии ряда коммуникативных навыков:

  1. слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию);
  2. говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе);
  3. чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации);
  4. письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник)

                         

  4.Учебно –тематический план (2 класс)

Название тем

Количество часов

всего

Аудит.

Внеаудит.

1.

Моё первое школьное лето.

1

1

2.

Я иду во второй класс.

1

1

3.

Это я!

1

1

4.

Что в имени тебе моём?

1

1

5.

Скажи мне, кто твой друг?.

1

1

6.

Законы школьной жизни.

1

1

7.

Мои права и обязанности.

1

1

8.

Распорядок дня.

1

1

9.

Правила успешной работы.

1

1

10.

Традиции моей семьи.

1

1

11.

Одноклассники.

1

1

12.

Мои шаги к успеху.

1

1

13.

Учимся ставить цели.

1

1

14.

 Наш дружный класс!

1

1

15.

Мои цели: 2 класс.

1

1

16.

Моя школьная жизнь.

1

1

17.

Мои увлечения.

1

1

18.

Я о себе.

1

1

19.

Как я отношусь к людям.

1

1

20.

Традиции класса.

1

1

21.

Моя любимая книга.

1

1

22.

Школьные предметы: любимые и не очень.

1

1

23.

Мои добрые дела.

1

1

24.

Где я был.

1

1

25.

Пьедестал успехов..

1

1

26.

Портфель читателя.

1

1

27.

Оцени свои знания по ИЗО.

1

1

28.

Оцени свои знания по музыке.

1

1

29.

Оцени свои знания по технологии.

1

1

30.

Оцени свои знания по окружающему миру.

1

1

31.

Оцени свои знания по литературному чтению.

1

1

32.

Оцени свои знания по математике.

1

1

33.

Оцени свои знания по русскому языку.

1

1

34

Я закончил(а)  2 класс!

1

1

                             Итого:                               34                   17               17

5.Содержание программы (2 класс)

Название разделов

Название тем

1

Знакомьтесь, это я!

Моё первое школьное лето.

Я иду во второй класс.

Это я!

Что в имени тебе моём..

Скажи мне, кто твой друг?.

Я о себе.

Традиции моей семьи.

Мои добрые дела.

Мои увлечения.

Где я был.

Моя любимая книга.

.

2

Моя школа.

Чему учат в школе.

Законы школьной жизни.

Мои права и обязанности .

Распорядок дня.

Моя школьная жизнь.

3

Мой класс.

Одноклассники..

Наш дружный класс.

Моя школьная жизнь.

Традиции класса.

Как я отношусь к людям.

4

Мои учебные достижения.

Мои шаги к успеху.

Учимся ставить цели.

Мои цели: 2 класс.

Школьные предметы: любимые и не очень..

Портфель читателя.

Оцени свои знания по ИЗО.

Оцени свои знания по музыке.

Оцени свои знания по технологии.

Оцени свои знания по окружающему миру.

Оцени свои знания по литературному чтению.

Оцени свои знания по математике.

Оцени свои знания по русскому языку.

5

Работы, которыми я горжусь!

Правила успешной работы..

Пьедестал успехов

Я закончил(а)  2 класс!

6.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Особенности помещения: учебный кабинет, игровая комната.  Наличие ноутбука, проектора, экрана, принтер-сканер.

8.Список литературы:

  1. «Портфолио учащегося начальной школы»  Мишакина Т.Л. -   Москва, «Ювента», 2007.
  2. «Первоклассник: адаптация к новой социальной среде» Соловьёва Т.А., Рогалева Е.И. – Москва, «ВАКО», 2008.

  1. «Портфолио ученика начальной школы» Андреева Е.А., Разваляева Н.В. – Москва, «Планета», 2011.
  2. «Портфолио ученика. Оценка достижений школьников» - электронное пособие – Волгоград, «Учитель», 2009.

  1. «Я – первоклассник, портфолио учащегося»  Осетинская О.В.   – Волгоград, «Учитель», 2011.

6. «Я – второклассник, портфолио учащегося»  Осетинская О.В.   – Волгоград, «Учитель», 2012



Предварительный просмотр:

7.Календарно-тематический план

Тема

Основное содержание занятия

Формы и методы работы

Вид деятельности

Виды контроля

Дата прове-дения

1.

Моё первое школьное лето.

Где я был летом.  Мой лучший летний день. что я запомню надолго.

Беседа, практическая работа, игра.

коллективная

индивидуальная

заполнение и оформление страницы для  портфолио.

2.

Я иду во второй класс.

 С каким настроением я иду в школу. Что я жду от нового учебного года. Мои пожелания себе и одноклассникам.

Беседа, практическая работа, игра.

коллективная

индивидуальная

Беседа, заполнение и оформление страницы для  портфолио.

3.

Это я!

Рисование своего портрета. Имя, фамилия, отчество. Дата рождения. Хобби.

Творческая работа.

коллективная

индивидуальная

заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

4.

Что в имени тебе моём

Что означает моё имя. Поиск информации.

Беседа, творческая работа.

коллективная

индивидуальная

Беседа, заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

5.

 Скажи мне, кто твой друг?

Кого можно назвать настоящим другом. Какими чертами характера должен обладать твой друг. А какой друг я?

Беседа, практическая работа.

коллективная

индивидуальная

Беседа, заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

6.

Законы школьной жизни.

Законы школьной жизни. Законы класса.

Беседа,  дискуссия

коллективная

индивидуальная

Беседа, заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

7.

Мои права и обязанности.

Мои права и обязанности. Что нового.

Беседа, игра.

коллективная

индивидуальная

Беседа

8.

Распорядок дня.

Распорядок дня во 2  классе. Его значение.

Беседа, игра, дискуссия.

коллективная

индивидуальная

Беседа, заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

9.

Правила успешной работы.

Что необходимо для успеха.

Экскурсия, беседа, игра.

коллективная

индивидуальная

Беседа

10.

Традиции моей семьи.

Какие традиции есть в моей семье.

Беседа.

коллективная

индивидуальная

Заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

11.

Одноклассники.

Одноклассники и друзья. что общего?

Беседа, игра, дискуссия.

Коллективная парная

индивидуальная

Беседа, заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

12.

Мои шаги к успеху.

 Что я знаю и умею. Чего не знаю, но хочу научиться. Что для этого мне нужно.

Практическая работа.

коллективная

индивидуальная

оформление страницы  для  портфолио.

13.

Учимся ставить цели.

Что такое цель. Какой она должна быть. Намечаем цели.

Беседа, практическая работа.

коллективная

индивидуальная

Беседа, заполнение  страницы  для  портфолио.

14.

Наш дружный класс!.

Можно ли наш класс назвать дружным. Моё мнение.  Пожелание всему классу.

Игра.

коллективная

индивидуальная

Беседа, оформление страницы  для  портфолио.

15.

Мои цели: 2 класс.

К чему стремиться в каждой четверти 2 класса. Ставим цели.

Беседа, практическая работа.

коллективная

индивидуальная

Беседа, заполнение страницы  для  портфолио.

16.

Моя школьная жизнь.

Школьная жизнь. Школьные праздники.  Презентация «Школьные годы чудесные!»

Беседа, игровая программа.

коллективная

индивидуальная

Беседа, заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

17.

Мои увлечения.

Выставка работ. Чем я увлекаюсь.

Игра, выставка работ.

коллективная

индивидуальная

оформление страницы  для  портфолио.

18.

Я о себе.

Психологический портрет ученика. Рисуем значок настроения.

Творческая работа.

коллективная

индивидуальная

заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

19.

Как я отношусь к людям.

Отношение к людям. Тест.

Беседа, практическая работа.

коллективная

индивидуальная

Беседа, заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

20.

Традиции класса.

Традиции. Традиции моего класса.

Беседа, практическая работа.

коллективная

индивидуальная

Беседа, заполнение  страницы  для  портфолио.

21.

Моя любимая книга.

Презентация любимой книги.

Творческая, практическая работа.

коллективная

индивидуальная

заполнение и оформление страницы   для  портфолио.

22.

Школьные предметы: любимые и не очень

Какие предметы мне нравятся и не нравятся. Почему.

Беседа.

коллективная

индивидуальная

Беседа, заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

23.

Мои добрые дела.

Добрые дела. Копилка добрых дел.

Исследование, практическая работа.

коллективная

индивидуальная

заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

24.

Где я был.

Рассказ о своих впечатлениях о поездках, экскурсиях. Написание мини сочинения.

Практическая работа.

коллективная

индивидуальная

Беседа, заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

25.

Пьедестал успехов.

Чего я добился. Какие цели достигнуты..

Беседа, практическая работа.

коллективная

индивидуальная

заполнение  страницы  для  портфолио.

26

Портфель читателя

Успехи в чтении.

Практическая работа.

27.

Оцени свои знания  по ИЗО.

Что нравилось, что не понравилось. Чему научился.

Практическая работа,

коллективная

индивидуальная

 заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

28.

Оцени свои знания по музыке.

Что узнали нового? Что нравилось, что не понравилось? Чему научились?

Практическая работа, мини-концерт.

коллективная

индивидуальная

заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

29.

Оцени свои знания по технологии.

Чему научились? Любимый вид работы. Что не понравилось?

Викторина, практическая работа, игра.

коллективная

индивидуальная

заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

30.

Оцени свои знания по окружающему миру.

Что узнали нового. Что хочу узнать? Отгадывание загадок.

Чему научились. Что нравилось и не нравилось на уроках.

Викторина, практическая работа, игра.

коллективная

индивидуальная

заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

31.

Оцени свои знания по литературному чтению.

Анкетирование. Цветовая оценка знаний, умений и навыков. Чему научились.

Викторина, практическая работа, игра.

коллективная

индивидуальная

заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

32.

Оцени свои знания по математике.

Маленький экзамен. Цветовая оценка знаний, умений и навыков. Что понравилось, что нет на уроках.

Игра, практическая работа.

коллективная

индивидуальная

заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

33.

Оцени свои знания по русскому языку.

Маленький экзамен. Цветовая оценка знаний, умений и навыков. Чему научились. Что понравилось, что нет. Пьедестал успехов.

Игра, практическая работа.

коллективная

индивидуальная

заполнение и оформление страницы  для  портфолио.

34.

Я закончил(а)  2 класс!

Праздник «До свидания, 2 класс!»

праздник

коллективная

индивидуальная

Выставка своих лучших работ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

рабочая программа индивидуального обучения второклассников

Данная  рабочая  программа  может  использоваться при  индивидуальном  обучении детей 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...