Социальный проект как средство нравственного воспитания подрастающего поколения.
статья по теме

Чувилкина Елена Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальный проект

как средство нравственного воспитания

подрастающего поколения.

 

Учитель начальных классов

РФМЛИ г. Владикавказа

РСО -Алания

Чувилкиной Е.Ю.

 

"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины

были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом

собственных стремлений и личного счастья".                   ( Свадковский И.Ф. 1977, - 11)

 

 

Пасмурный весенний день. Накрапывает дождь. Едва распустившиеся листья деревьев поникли под тяжёлыми каплями дождя. В такую погоду хорошо сидеть в кресле, укутавшись в мягкий плед, и читать интересную книгу. Но мы идём по улице, перепрыгиваем через лужи. Мы спешим туда, где нас ждут. Мы – волонтёры – девчонки и мальчишки, обычные ученики обычной школы, Ольга и Оксана – родители моих ребят, и я – их учительница. А идём мы в «Дом ребёнка»…

Однажды Глеб пришёл в класс и раздал ребятам анкеты с вопросами: «Знаешь ли ты, кто такие дети – сироты?», «Почему дети могут оказаться в детском доме?», «Хочешь ли ты помочь детям – сиротам?». Ответы были разные, но в одном мои ученики оказались единодушны: все хотели помочь детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Но что они, сами ещё дети, могут сделать? Они не имеют средств, чтобы что-то купить малышам, они не могут забрать их домой и, конечно же, они не могут вернуть им семью. По этому вопросу разгорелся целый диспут. Наконец, решили: сделаем подарки своими руками. Стасик и Тёма учатся играть на флейте. Они предложили сыграть что-нибудь весёлое для малышей. Мамы обещали подготовить небольшое угощение.

И вот долгожданный день настал! Флейты в футлярах ждут своего времени, заботливо склеенные ещё неумелыми руками ребят зайцы и мишки «едут» в моей сумке. Юные волонтёры вприпрыжку движутся по улице.

А вот и «Дом ребёнка»: чистый зелёный двор, небольшое двухэтажное здание, качели и лавочки во дворе. Очень похоже на обычный детский сад. Входим. Нас уже ждут, провожают на второй этаж в зал для музыкальных занятий. Вскоре в сопровождении воспитателей появляются маленькие детки лет трёх-четырёх. Они идут парами друг за другом, внимательно смотрят на незнакомых детей.

Мои волонтёры, так весело бежавшие по улице, вдруг присмирели, замолчали. Они смотрели на этих маленьких детишек и, казалось, забыли зачем пришли сюда. Пришлось их подбадривать, и вскоре ребята уже играли с малышами, танцевали, водили хоровод. Стасик и Тёма сыграли на флейтах весёлые композиции, а малыши не очень умело читали нам стихи. Мамы угостили всех вкусным печеньем. Все были довольны. Праздник удался…

А потом, когда детки ушли, логопед рассказала волонтёрам, что у многих из этих детей есть родители, что они их бросили или лишены родительских прав. Рассказала, что есть люди, которые помогают «Дому ребёнка»: привозят фрукты, приносят игрушки и вещи, приезжают с праздничными программами. Нам показали, где дети играют, какие у них комнаты для занятий и отдыха, новые игрушки, детская мебель. Мои ученики внимательно всё осматривали, но я заметила, что они не улыбаются так, как раньше, не бегают, не шумят. О чём думали в этот момент мои дети? Может о том, что у детей в «Доме ребёнка» есть всё. Всё… кроме семьи и любви самых дорогих для каждого человека людей – родителей!

Всё так же моросит дождь. Мы возвращаемся в школу. Мои ученики идут спокойно, им не хочется прыгать через лужи, они молчаливы и задумчивы. Но в глазах я замечаю знакомый огонёк. Так горят глаза у тех, кто хочет помочь другим людям, кто считает проблемы другого своими проблемами, кто не пройдёт мимо чужого горя.

Ещё долго они будут рассказывать друзьям о сегодняшнем нашем походе, делиться впечатлениями. Мы ещё сделаем подарки малышам и передадим их в «Дом ребёнка», мы будем репетировать спектакль, чтобы вновь придти к этим детям – маленьким, беззащитным, нуждающимся в нашем участии. А Глеб на школьной конференции представит проект, который доведёт комиссию до слёз. Называться он будет: «Подари радость нуждающемуся». В его работе будут такие слова: «Дети-сироты живут в очень теплом доме, играют в светлых и красивых комнатах, спят в уютных спальнях, их окружают своим вниманием хорошие специалисты: воспитатели, врачи, психологи, но… для них это ЧУЖИЕ ТЁТИ. Им не хватает родительской заботы, ласки и любви! И тогда мы собрали отряд волонтеров, чтобы подарить малышам хотя бы один час радости.»

Хочется верить, что нам удалось сделать жизнь детей ярче и теплее хотя бы на этот час!

 

В настоящее время перед обществом очень остро стоит вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения.

Только ребёнок, способный понять чувства и эмоции другого человека, для которого такие понятия как дружба, сострадание, справедливость, доброта, любовь не являются пустым звуком, не пройдёт мимо нуждающегося в помощи, только такой ребёнок не будет испытывать проблем в общении со сверстниками и не подвергнется негативному влиянию окружающей среды.

Как же привить детям нравственно-духовные ценности?

В воспитании нет мелочей. Каждое услышанное слово, каждый увиденный поступок – всё отпечатается в памяти маленького человека. Вот почему так важен положительный пример со стороны взрослых и сверстников. Но во много раз более действенными будут поступки и дела самого ребёнка. Ощущение значимости своих дел – вот что станет стержнем, определяющим нравственное воспитание личности ребёнка. В школе формируется так называемая «нравственная позиция» ребёнка. В сознании школьника нравственные нормы и понятия выстраиваются в определённую систему, которой он старается следовать в различных жизненных ситуациях. Нравственное воспитание наиболее эффективно тогда, когда ребёнок занимает в коллективе наиболее адекватное его возможностям место и чувствует себя на этом месте значимым и незаменимым. И социальные проекты волонтёров становятся в данном случае лучшим инструментом в воспитании нравственности.

«Я нужен! Во мне нуждаются! Меня ждут!». Эти слова звучат в душе юного волонтёра и движут им! Движут совершать добрые поступки, помогать тем, кто в этом нуждается, дарить радость другим и самому испытывать ни с чем не сравнимую радость быть нужным людям!

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сотрудничество школы и семьи в системе нравственного воспитания подрастающего поколения" Выступление

VIII Рождественские педагогические чтения. Выступление   "Сотрудничество школы и семьи в системе  нравственного воспитания подрастающего поколения"...

Статья "Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в системе интеграции общего и дополнительного образования"

Данная статья рассказывает о духовно- нравственном воспитании обучающихся в системе музыкальной школы и общеобразовательной.Содержит описание проведения предметной  недели музыки....

Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании целостной личности. Какие существуют проблемы духовно-нраственного воспитания....

«Нравственное воспитание подрастающего поколения»

Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, г...

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения

В данном материале представлен опыт в развитии духовно-нравственного воспитания...

«Историко-патриотическое воспитание подрастающего поколения как социально-значимая проблема»

Местный компонент в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста.     Патриотизм, любовь к своей Родине, к своим истокам должен формироваться с самого раннего детства, а ...

НПК "Школа - центр гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Программа научно-практической конференции "Школа - центр гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения....