Классный час « Путь к доброте»
методическая разработка (2 класс) по теме

Свечкарева Людмила Васильевна

 

Форма проведения  -  технология педагогических мастерских.

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_put_k_dobrote.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час                                                                      « Путь к доброте»

 

                                  Подготовила и провела

                                 учитель начальных классов

                                   МКОУ СОШ №7

Свечкарева Людмила Васильевна

        2012-2013 учебный год

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы обучающихся.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
  2. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  3. Формировать умение совместно работать в группе;
  4. Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
  5. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.
  6. Показать некоторые методы и приемы формирования этических представлений. 

 Ожидаемые результаты.

  1. Формирование  практических навыков, позволяющих правильно вести себя в различных  жизненных ситуациях,
  2. Организация процесса воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов нравственной компетенции: идеалов добра и зла, справедливости, отзывчивости, сопереживания.

 Форма проведения: педагогическая мастерская. 

Технология проведения: Педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе:

а) игровые (технологии имитационного моделирования) и коммуникативно – исследовательские технологии. Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы.

б) Коммуникативно – исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.

Ценность технологии – в наличии разных точек зрения, создание собственного продукта творчества. Итогом мастерской оказываются новые вопросы, над которыми ребёнок размышляет, находится в поиске ответов, формирует собственную культуру мысли, действия. 

                                           Ход классного часа

-Ребята, мы начнем наше занятие с одной удивительной песни. Послушайте её и подумайте, чему будет посвящен наш классный час.  (Дети слушают аудиозапись песни Дорогою Добра (из к/ф "Маленькй Мук", Энтин, Минков)

- Вы послушали песню. О чём она? (о добре, о друзьях…..)

- Как вы думаете, чему же будет посвящен классный  час? (Доброте)

- Итак, тема классного часа « Путь к доброте»

- Что значит слово «Доброта»?

- В толковом словаре Ожегова  можно прочесть следующее определение (подготовленный ученик читает определение из словаря).

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал А.Чепуров.

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

- С чем у вас ассоциируется слово «доброта»?

- Какого человека можно назвать добрым? (того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым).

Вывод: добрый человек творит добро и при этом становится лучше, чище, светлее. Первый шаг к доброте- доброе слово.

- Какие добрые, вежливые слова вы знаете?

-Послушайте стихотворение З.Бядули «Петрусь».

Обещал отцу Петрусь:
Я за вежливость возьмусь,
Буду всех благодарить,
Первым “здравствуй” говорить
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке:
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот! –
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой!
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку –
Как невежлива девчонка!
Нес знакомый стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи!
- Извините, добрый вечер!
- Ты, – знакомый закричал, –
- И невежа, и нахал!-
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?

-Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми?

Вывод: Добрые слова надо говорить спокойным и приветливым голосом. Сказанные  слова грубо, перестают быть волшебными.

-Вы иногда спорите  друг с другом о чем-то. Как вы чувствуете себя после спора?

-Сегодня я принесла «коврик мира». С его помощью вы будете учиться договариваться друг с другом так, чтобы найти путь к мирному решению проблемы.

Решение проблемы:

-Представьте себе, что и Аня  и Олеся хотят взять игрушку. Они сядут на «коврик мира» и попробуют самостоятельно найти выход из этой ситуации.

- Как вы понимаете выражение: худой мир лучше доброй ссоры?

- Русский ученый И.П.Павлов сказал: »Словом можно убить, словом можно воскресить»

Вывод: прежде чем сказать, что-то подумайте.

Ах, как добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас

На дне души, до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они необходимы.

- Второй шаг к доброте – это добрые мысли. Л.Н. Толстой писал:»Доброта.Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».Издавна люди стремились к добру и боролись со злом.Это они отразили в пословицах.

-Ребята, каждой группе даны пословицы, соберите их и объясните их смысл.

Пословицы:

1.Худо тому, кто добра не делает никому.

2.Не одежда красит человека, а  добрые дела.

3.Доброе дело само себя хвалит.

    4.Злой не верит, что есть добрый.

     5.Добрая слава лежит, а худая бежит.

      6.Добрые вести прибавят чести.

       7.Делай другим добро – будешь сам без беды.

    8. Живи добрее, будешь всем милее.

-Каким делает человека доброта?

Вывод: красивым и счастливым.

- Третий шаг к доброте – добрые дела.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

-Ребята, вы приняли участие в акции «Спешите делать добро».В знак благодарности награждаю вас грамотами.

Работа в группах.

- Сейчас каждая группа получит листок, на котором написана какая –то ситуация.Вы должны обсудить её и разъяснить: являются поступки героев добрыми или нет.

Ситуация 1.Олег не сделал домашнее задание, Он попросил у своего друга Ильи тетрадь, чтобы списать задание. Илюша выручил друга. Правильно ли он поступил? Как следовало поступить в этой ситуации?

Ситуация 2.Надя грубо разговаривала со взрослым человеком .Олю  возмутило поведение подруги, но она решила промолчать, чтобы не поссориться с Надей.Можно ли считать поступок Оли добрым? Как  бы вы поступили в этой ситуации?

Ситуация 3.Андрей нашел на улице мобильный телефон и подарил его Гене, потому что родители Гены не могли купить ему такую дорогую вещь. Правильно ли поступил Андрей? Как по-вашему мнению следовало поступить?

- Доброта проявляется не только в отношении к людям, но и к животным. Иногда бывает так: завел себе человек, например, собаку, она требует внимания и заботы, и выбросил он своего четвероногого друга на улицу. Предательство- одно из самых отвратительных поступков. Послушайте стихотворение Э.Асадова «Рыжая дворняга»

СТИХИ О РЫЖЕЙ ДВОРНЯГЕ

Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела...

Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!

- Это стихотворение никого не оставило равнодушно.Верю, что вы никогда  не станете похожи на этих людей, никогда не предадите друга, будь то человек или животное.

-Послушайте стихотворение М.Садовского «Доброе сердце»

Я как-то в дом принёс щенка,

Бездомного бродягу,

Чтоб подкормить его слегка,

Голодного беднягу.

— Ну что ж, — сказала мама, — пусть

Он поживёт немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдётся супа ложка…

Я во дворе нашёл потом

Котёнка чуть живого,

Его принёс я тоже в дом,

Сказала мама снова:

— Ну, что ж, — она сказала, — пусть

Он поживёт немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдётся каши ложка…

Я под гнездом нашёл птенца,

Над ним вороны вились,

Я спрятал в шапку сорванца,

Мы с ним домой явились.

— Ну, что ж, — сказала мама, — пусть

Он поживёт немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдётся хлеба крошка…

Однажды я принёс ежа,

Ужа и черепаху,

И заяц в нашу дверь вбежал,

Наверное, со страху.

Сказала мама: — Пусть живут

В квартире так чудесно,

Если потесниться, тут

И нам найдётся место!

- Послушайте песню «Пропала собака»

- Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек- в реку, реки – в моря добра, поэтому спешите делать добро.

- Путь к добру – нелегкий, долгий путь на котором человека ожидают влеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться  быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о совершенных  им поступках.

-Четвертый шаг к доброте- это доброе сердце. Имея доброе сердце, вы не сможете равнодушно смотреть на чужую беду.

- А теперь послушайте новую сказку и скажите, как она связана с нашей темой?

Даром ни одно доброе дело не пропадает . А.Неелова

Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка.

Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:

- Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.

- Так то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки.

- Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.

Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:

- Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.

И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи.

- Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин; — не останусь я теперь без хлеба.

Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.

- Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек.

- И я! И я! ИI я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.

Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски, Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.

- Так как же эта сказка связана с нашей темой? Какова её основная мысль? (ответы детей)

- Молодцы.

- Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. А закончить наше занятие я хочу ещё одним высказыванием о доброте.

Добрые слова – корни,

Добрые мысли – цветы,

Добрые дела – плоды,

Добрые сердца – сады.

- У вас на партах лежат изображения деревьев. Приклейте к ним цветы и плоды .Если у вас пока больше добрых мыслей, чем добрых дел, то пусть на вашем дереве будет больше цветов. Если у вас добрые мысли нашли отражение в добрых делах, то пусть на вашем дереве будут только плоды. Прикрепите ваши деревья к  листу ватмана. Как назовем нашу работу? Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарасти сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

А закончить наш классный час я предлагаю песенкой кота Леопольда «Если добрый ты», споем ее вместе.

Литература:

  1. Мой путь к доброте. Классный час для учащихся 2-3 классов. Андреева К.Е., учитель начальных классов. festival.1september.ru/articles/314477/
  2. «Воспитательная работа в начальной школе» Практическое пособие С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. ТЦ «Учитель» 2000г.
  3. «Сборник загадок, пословиц и поговорок» Пособие для учителя. М.Т.Карпенко Москва Просвещение 1988г.
  4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное издание (www.KM.ru)

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: «Мой путь к доброте».

Классный час рекомендуется провести 17 февраля, в День Спонтанного Проявления ДобротыЦель:формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сфе...

Классный час "Мой путь к доброте"

Внеклассное мероприятие для начальных классов....

классный час "Мой путь к доброте"

Классный час в з классе,который должен :Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сфер...

Классный час "Мой путь к доброте" с презентацией

Цель:             формирование этических норм поведения в обществе и общения друг         ...

классный час "Путь к доброте"

                          ...

Классный час "Путь к доброте"

Занятие нравственно-этической направленности, которое формирует этические нормы поведения обучающихся начальных классов в обществе и при общении друг с другом....