Программа «Здоровье школьника»
методическая разработка на тему

Долгополова Светлана Рауфовна

Программа «Здоровье» составлена на основе государственных и региональных документов, в т.ч. Концепции реформы школы, программы ее реализации, СНиП, соответствующих документов Миасского управления образования, учитывает своеобразие микрорайона, контингента учащихся школы, условий, возможностей и перспектив работы по данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorove_mou_soshno21_dolgopolova_s_r.docx60.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21»

Миасского городского округа

Программа

«Здоровье школьника»

                                                                                   

                                                                                    Выполнила:

учитель начальных классов

                                                                                                   МОУ «СОШ № 21»

                                                                                               Долгополова С.Р.

                                                                    

                                                                                   

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Цель и задачи программы

3. Ожидаемые результаты

4. Этапы реализации

5. Основные направления реализации

6. Мероприятия по реализации  программы

7. Литература

Здоровье - это искусство, а искусству надо учиться…

Пояснительная записка

Программа «Здоровье» составлена на основе государственных и региональных документов, в т.ч. Концепции реформы школы, программы ее реализации, СНиП, соответствующих документов Миасского управления образования, учитывает своеобразие микрорайона, контингента учащихся школы, условий, возможностей и перспектив работы по данной проблеме.

      Главная задача: стать школой здоровья, где наряду с обучением детей существенное внимание уделяется максимальной реализации физического, психологического, социального потенциала и детей, и взрослых, приобретению учениками знаний и выработки навыков, необходимых для принятия решений, относящихся к их здоровью, а также для сохранения и улучшения благоприятной для здоровья окружающей среды.

     В целях осуществления задач по обеспечению охраны здоровья и физического развития учащихся необходимо определить следующие направления в качестве приоритетных:

1. Здоровье учащихся и основные виды деятельности школьников;

2. Психологический комфорт воспитанников школы

                Важную роль реализации Концепции призваны сыграть образовательные учреждения. Сложившаяся система образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни, школа не имеет опыта ведения систематической работы по формированию привычек здорового образа жизни учащихся. А между тем в настоящее время доказано, что основным направлением профилактики заболеваний населения является работа по формированию здорового образа жизни. Международный опыт показывает, что в структуре факторов, определяющих здоровье, равно как и болезни, более 50 % приходится на образ жизни человека. По данным и зарубежных и российских специалистов, таблица факторов, влияющих на здоровье детей, выглядит так:

50 % - образ жизни;
20 % - условия внешней среды;
20 % - особенности организма, наследственность;
8 - 12 % - система здравоохранения.

       Здоровье ребёнка характеризуется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту развитием. На современном этапе развития общества по новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых детей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью, тем более, что в настоящее время заболеваемость остаётся важнейшей официально регистрируемой реакцией населения на вредные воздействия окружающей среды. Для успешного решения этой задачи важно беречь здоровье смолоду, а также укреплять его с первых дней жизни. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно если в школе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма учащихся.

              Сегодня медики все чаще связывают состояние здоровья детей с негативным школьным  фактором: 60 % неврозов у детей от обучения в школе, значит, и от учителя. Поэтому важнейшей задачей является формирование у учителя валеологического мышления, т.е. способности видеть за каждым своим поступком влияние на здоровье ребенка.

Каково же состояние здоровья детей моего класса?

                 В 2009-2010 учебном году в  классе  обучаются 26 учащихся.

 По группам здоровья в 2009  - 2010  учебном году учащиеся распределились так:

I группа- 18 %
II группа- 65 %
III группа- 15 %
IV группа - 2 %

Наиболее распространенными заболеваниями являются:

Учебный

год

Заболевания

глаз

Лор

заболевания

Хирургические

заболевания

Терапевтические

заболеевания

Невралгические

заболевания

2009-2010

38%

48%

38%

21%

12%

На основании полученных данных выявлено:

  1. Среди первоклассников выявлено 32,7% детей, у которых показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки находятся на уровне низких величин.
  2. Дисгармоничное развитие выявлено у 24,3% детей, а резко дисгармоничное - у 11,1%. Диспропорция определялась избыточной массой тела по отношению к росту.
  3. Уровень физической подготовленности детей можно считать низким по всем показателям и недостаточным для детей данного возраста.
  4. Отмечены высокие уровни хронической заболеваемости болезнями нервной системы и органов чувств - 23%, болезни  костно-мышечной системы-64%.
  5. Среди выявленной ортопедической патологии имеют место:
  1. нарушение осанки - 30%,
  2. плоскостопие - 32%,
  3. кривошея - 1,5%.

По результатам проведенного анализа, очевидно, что состояние здоровья детей желает быть лучшим.

             Из 26 детей принесли справки на льготное питание  по состоянию здоровья 17 человек. По России только сегодня 10 % детей в возрасте до 18 лет являются здоровыми. 

                    Следовательно, необходима системная профилактическая работа по формированию здоровой среды, здорового образа жизни, убеждения, что легче предотвратить болезнь, чем потом долго её лечить.  Мой класс, к сожалению, не является исключением. Пытаясь исправить создавшееся положение, я разработала программу «Здоровье школьника», предусматривающую:

  1. целенаправленную систематическую работу в триаде:

учитель - ученик - родитель;

  1. деятельность школы во взаимосвязи с учреждениями здравоохранения.

                     Мой девиз:  «От охраны здоровья - к успеху в учебе»

Я считаю, что необходимо:

  1. В режим дня школьников ввести занятия лечебной физкультурой, продолжительностью 30 минут не менее трех раз в неделю.
  2. Формировать и постоянно закреплять у детей чувство правильной осанки.
  3. Полноценное питание, соответствующие умственные и физические нагрузки.
  4. Мониторинг за состоянием детей будет продолжен.

             

       

                           

Цель программы /на 4 года/

Главная цель - воспитание успешной личности, для которой являются главные жизненные ценности.

  1. Изучить  состояние здоровья младших школьника. Создать здоровый климат в детском коллективе.
  2. Содействовать сохранению здоровья каждого школьника.
  3. Сформировать у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.
  4. Расширить и разнообразить взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.

Основные задачи

1     Я ставлю  перед собой следующие задачи:

  1. поиск здоровьесберегающих оптимальных режимов учебно-воспитательной работы;
  2. валеологический анализ уроков;
  3. разработка, внедрение в практику лучшего опыта использования, совершенствование здоровьесохраняющих технологий обучения и воспитания, адекватных возможностей детей;
  4. содействие гармоничному развитию детей путем профилактики и коррекции возможных отклонений физического состояния и здоровья на каждом возрастном этапе;
  5. изучение физиологических возможностей организма детей,
  6. пропаганда среди родителей, педагогов и детей основ здорового образа жизни.

    2  В соответствии с основными задачами школы содержание моей работы                                            определяю следующими направлениями:

  1. научным, \изучающим закономерности роста и развития, формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов применения валеологических знаний в условиях учреждений системы образования;
  2. прикладным, осуществляющим научно-методическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания;        
  3. практическим(работа с детьми, родителями.)

3 Основными видами деятельности являются: диагностика, развитие, профилактика и коррекция, консультирование.

  1. диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности детей, контроль за состоянием функций опорно-двигательного аппарата и органа зрения;
  2. диагностика готовности ребенка к поступлению в школу с выявлением степени морфофункциональной зрелости ребенка;
  3. диагностика состояния адаптационных механизмов, предупреждение психосоматической  дезадаптации;
  4. контроль за сбалансированностью питания;
  5. мониторинг причин, влияющих на ухудшение состояния здоровья и нарушение гармоничности физического развития.

Профилактическая и коррекционная деятельность определяется необходимостью формирования у детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни. Профилактическая и коррекционная работа проводится как с отдельными детьми, так и с их группами. В процессе профилактической и коррекционной работы осуществляются следующие конкретные мероприятия:

  1. прием детей в первый класс, диагностика физиолого-гигиенической готовности, степень биологической зрелости с целью раннего выявления возможных отклонений в состоянии здоровья;
  2. разработка комплекса развивающих, профилактических и коррекционных упражнений для занятия с детьми. Совместно с родителями намечаю программу индивидуальной работы с целью их улучшения адаптации, высокой работоспособности и обеспечения нормального развития с учетом индивидуальной готовности ребенка к обучению на каждом переходном этапе.

Консультативная деятельность ориентирована на повышение валеологической культуры родителей. При осуществлении консультативной работы решаю следующие задачи:

  1. консультация родителей по проблеме оздоровления детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и групповой характер;
  2. индивидуальные и коллективные занятия с детьми по вопросам здорового образа жизни;
  3. повышение валеологической грамотности через родительские собрания;

4.   В  соответствии с этим я вижу следующую модель  оздоровления:

  1. Образование в области здоровья. Это последовательно спланированная программа на весь начальный школьный курс, ориентированная на физические, интеллектуальные, эмоциональные и социальные аспекты здоровья. Цель – здоровье как необходимая составляющая общей культуры.
  2. Физическая воспитание.  Это физическая культура и спорт, трудовые навыки.
  3. Работа медицинского кабинета ориентирована на профилактику и раннее вмешательство, включая оказание неотложной помощи, первой помощи, умение работать с хронически больными детьми, связь с медицинскими учреждениями по месту жительства.
  4. Система питания  обеспечивает детей разнообразной, вкусной и здоровой пищей, формирует и отслеживает правила питания в классах и столовой.
  5. Консультирование, психологическая и социальная служба
  6. Здоровая среда направлена на формирование благоприятного физического и психологического климата в школе.
  7. Вовлечение родителей и общественности включает широкий круг возможностей по сохранению и улучшению здоровья школьников

Ожидаемые результаты

  1. Сохранение и развитие здоровья учащихся.      
  2. Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
  3. Развитие физического потенциала школьника.
  4. Снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниям, заболеваниями позвоночника и глаз.
  5. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
  6. Социальная адаптация.  Повышение приоритета здорового образа жизни.                                  
  7. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
  8. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.
  9. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
  1. Участие в спартакиадах, командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

1 этап – сентябрь 2009-август 2010 год

 1   Диагностика уровня заболеваемости воспитанников, предварительное тестирование по определению физической подготовки и объема двигательной активности воспитанников

2   Внедрение здоровьесберегающих методик

2 этап – сентябрь 2010 – август 2011 год

 

 1   Разработать  модель системы воспитания культуры здоровья у младших  школьников

     2   Внедрение здоровьесберегающих методик

               3   Повышение валеологической грамотности через родительские собрания

3этап – сентябрь 2011 – август 2012 год

1  Внедрение здоровьесберегающих методик

           2  Индивидуальные и коллективные занятия с детьми по вопросам здорового образа жизни

4этап – сентябрь 2012 – август 2013 год

      1   Внедрение здоровьесберегающих методик

                2   Обобщить опыт работы по применению здоровьесберегающих                                                          технологий в форме дискуссионного клуба

3   Создать методические рекомендации педагогам по организации оздоровительной работы

Основные направления реализации программы

Как сделать здоровье главной ценностью в своем поведении, в общении, в жизни.

Как принимать решения и делать выбор в пользу здоровья своего, своих близких и других людей.

Что конкретное ты можешь сделать, чтобы быть здоровым.

Моя аналитическая функция направлена на получение и изучение информации о состоянии здоровья, психофизиологических особенностях, социальном и семейном окружении, о процессах становления нравственных качеств воспитанников.

Конструктивная функция играет важную роль при подготовке к учебным занятиям и внеучебным мероприятиям и содержит:

  1. постановку целей и задач, определение содержания учебных занятий и внеучебных мероприятий;
  2. отбор здоровьесберегающих приемов, методов, технологий и средств обучения и воспитания;

Организационно-исполнительская функция помогает мне формировать и регулировать системы взаимодействия классного руководителя и обучающихся посредством совокупности способов и средств, направленных на достижение целей учебных занятий и внеучебных мероприятий без ущерба здоровья школьников. Её составляющие:

  1. организация усвоения учебного материала с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика;
  2. создание ситуации успеха, положительного эмоционального настроя, благоприятного психологического климата в классе;
  3. применение педагогической техники классного руководителя, обеспечивающей охрану психического здоровья обучающихся.

Профилактико-коррекционная функция в моей работе раскрывается в принятых специальных мерах по предупреждению, устранению или снижению имеющихся у обучающихся отклонений от нормы психофизиологического и нравственного состояния. В ходе реализации профилактической функции я решаю задачи:

  1. создание психоэмоционального настроя и мобилизации обучающихся посредством музыкотерапии, психогимнастики;
  2. снятия психоэмоционального и статического напряжения;
  3. профилактики зрительного и умственного утомления обучащихся;
  4. формирования и коррекции духовно-нравственного аспекта развития личности.

Формы и методы коррекции определяю степенью отклонения, индивидуальными особенностями психического, физического и нравственного развития обучающихся, состоянием их здоровья и самочувствием.
Рефлексивно-оценочную функцию я определяю как вид деятельности классного руководителя по созданию необходимой среды для самопознания и анализа обучающимися собственных мыслей и действий.

Между данными функциями существует тесная связь, они взаимодействуют между собой и, сменяя друг друга, образуют единый цикл - от подготовки до подведения итогов учебных занятий и внеучебной деятельности

Мероприятия по реализации программы

Свою деятельность как классный руководитель я вижу так :

Взаимодействие функций классного руководителя  по формированию

культуры здоровья

АНАЛИТИЧЕСКАЯ                                КОНСТРУКТИВНАЯ

РЕФЛЕКСИВНО-                                ОРГАНИЗАЦИОННО-ОЦЕНОЧНАЯ                                             ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ

ПРОФИЛАКТИКО-

КОРРЕКЦИОННАЯ

             Я уверена, что формирование культуры здоровья невозможно без психосоциальной компетенции обучающихся, для развития которой необходимы жизненно важные навыки, т.е. способности человека демонстрировать гибкое и адекватное поведение, позволяющее успешно решать задачи повседневной жизни. В своей работе по формированию культуры здоровья обучающихся, я выделяю несколько жизненно важных навыков:

  1. умение творчески мыслить 
  2. умение мыслить критически 
  3. умение общаться
  4. умение устанавливать межличностные отношения
  5. самоосознание 
  6. умение сопереживать 
  7. умение владеть эмоциями
  8. борьба со cтpeccoм 

Данные жизненные навыки формируются в процессе учебной и внеучебной деятельности, между которыми существует тесная взаимосвязь

           

  Свою деятельность я выстраиваю по следующим направлениям: мониторинг показателей здоровья обучающихся, предупреждение заболеваний, организация психологической поддержки, профилактика вредных привычек, физическое воспитание, духовно-нравственное воспитание.

Мониторинг показателей здоровья обучающихся - длительное наблюдение за состоянием ряда жизненно важных функций организма путем регистрации показателей этих функций. Данное направление работы я рассматриваю как источник достоверной информации об основных характеристиках здоровья, используя модель комплексной оценки показателей здоровья обучающихся.

Предупреждение заболеваний в первую очередь связываю с профилактикой утомления и переутомления школьников, с этой целью ввожу в режим дня обучающихся динамические паузы, использую музыкотерапию, библиотерапию, методы ароматерапии, фито- и физиотерапии.

При организации психологической поддержки тесно сотрудничаю с  школьным психологом, который проводит психофизиологическую и социально-психологическую оценку состояния здоровья обучающихся, используя анкетные обследования для характеристики психофизиологической индивидуальности, выявления психоэмоциональных факторов риска и проблем психосоциальной адаптации.

Профилактика вредных привычек включает в себя моё сотрудничество со школьным врачом, психологом, социальным педагогом при осуществлении различных видов деятельности: проведение праздников здоровья, экскурсий, встреч с узкими специалистами медицины.

Физическое воспитание является центральным звеном сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Работая в данном направлении, я как классный руководитель изучаю и анализирую:

  1. причины пропусков занятий обучающимися уроков физической культуры;
  2. качество взаимодействия обучающихся и учителя физической культуры;
  3. активность участия обучающихся класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях в масштабах школы;
  4. наличие позитивного контакта учителя физической культуры с родителями детей, имеющих проблемы в физическом и моторном развитии;
  5. состояние психологического климата вокруг детей с ослабленным здоровьем, с недостатками физического и функционального развития.

Духовно-нравственное воспитание осуществляю с целью формирования у обучающихся моральной воспитанности. Для чего я провожу этические беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, конференции, создаю воспитывающие ситуации, используя ролевые игры, тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений. Организую поездки по Челябинской области для посещения музея, выставочного зала, городской детской библиотеки.

Применение здоровьесберегающих технологий. В своей работе я использую методы профилактической медицины (упражнения для коррекции осанки, зрения и т.д.). Внеклассная и внешкольная работа, проводимая мной с обучающимися, включает выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий для физического совершенствования школьников. Я провожу данную работу в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также в выходные дни и во время каникул.

В своей деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся я использую следующие формы и методы:

1. Методы формирования сознания включают следующие формы деятельности:

  1. классные часы, их проведение и тематику я заранее предусматриваю при составлении плана воспитательной работы;
  2. беседы и диспуты провожу с классом или индивидуально, предполагая интеллектуальную и эмоциональную активность школьников;
  3. читательские конференции помогают не только расширить кругозор обучающихся, но и усвоить нормы и принципы нравственности;
  4. мини-лекции использую как самостоятельную форму работы школьников, продолжительность которых не более 10-15 минут; для проведения некоторых лекций приглашаю сельского детского врачей, сотрудников ГИБДД и пожарной службы.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения включают в себя ряд форм:

  1. педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намека;
  2. приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражают сознательные установки личности; регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой личности;
  3. воспитывающие ситуации я применяю с целью формирования новых норм поведения по отношению к собственному здоровью;
  4. тренинги помогают мне изменить негативные внутренние установки обучающихся (в том числе и в отношении наркотизации), пополнить их психологические знания, сформировать определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям, к миру в целом; 
  5. круглый стол, данные формы я применяю для формирования четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности помогают мне формировать у обучающихся умения правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию ими своих потребностей, пониманию смысла жизнедеятельности. Поощрение применяю в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Наказание состоит в лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения. 

4. Метод игровых ситуаций я применяю, так как он позволяет легко, увлекательно усваивать обучающимся на практике правила здорового образа жизни. Очень часто использую игровые ситуации проблемно-поискового характера, при этом методы убеждения и упражнения максимально сближаются, взаимопроникают; создаётся атмосфера естественного «вхождения» в конкретную ситуацию определенного содержания.

5. Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, что благоприятно сказывается на здоровье обучающихся. Таким методом является внушение. Внушать - это, значит, воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.

6. Метод проектов. Исследовательские проекты (организация опроса среди своих сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); творческие проекты (санитарные бюллетени о здоровом образе жизни).

Моя доброжелательность, вовремя сказанные слова одобрения, справедливая, хотя и строгая, оценка успехов, уважительное отношение к обучающимся формируют благоприятный психологический климат в классном коллективе, создают положительный эмоциональный фон, который способствует лучшему усвоению знаний обучающимися и формированию культуры здоровья. 

             

На основании опыта работы мною создана «Программа по обучению жизненно важным навыкам младших школьников». Один час в неделю провожу урок «Час Здоровья»

1-й класс

1. Я и школа (3 часа)

Знакомство. Как взаимодействовать и контактировать друг с другом, с учителями в стенах школы. Мои интересы и здоровье.

2. Что такое здоровье? (8 часов)

Здоровье, от чего оно зависит. Основные факторы здоровья и их взаимосвязь. Здоровье тела и души. Здоровье и природа. Здоровье и общество. Образ жизни и здоровье.

Нездоровье, или болезнь. Какие бывают болезни, причины, их вызывающие. Что нужно знать, чтобы избежать инфекций. Основные правила личной гигиены: умывание, чистые руки, носовой платок, чистые зубы, баня, душ. Основные правила общественной гигиены: чистота жилища, улиц, чистота воды, воздуха и почвы.

3. Мир вокруг и я (10 часов)

Как я воспринимаю этот окружающий мир. Мои чувства, как они возникают. Органы зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Органы чувств у животных. Нервная система, зачем она человеку. Гигиена зрения, слуха и других органов чувств. Почему надо заботиться о зрении. Близорукость и дальнозоркость. Почему вредны шум, громкие звуки и громкая музыка.

Адаптация к условиям природы. Что такое погода, климат. Закаливание организма. Спорт. Игры на свежем воздухе. Как играть на улице, во дворе. Основные правила дорожного движения. Ты и транспорт.

Купание. Правила безопасности на водоемах зимой и летом. Как при этом не попасть в беду. Как оказать первую помощь.

Как я устроен. Мышцы и скелет. Что такое правильная осанка. Основные внутренние органы. Мой мозг и моя душа. Я — личность. Основные качества личности (эмоции, душевные качества, деловые качества, образованность). Какой я сейчас, каким стану.

Мои решения — моя будущая жизнь.

4. Дыхание и жизнь (8 часов)

Дыхание — основное свойство всего живого. Чем мы дышим. Как мы дышим, как дышат животные и растения. Чистый воздух — это здоровье. Режим и правила дыхания. Как дышат девочки и мальчики. Дыхательные упражнения. Правильно ли мы дышим. Какие опасности угрожают дыханию. Как уметь помочь человеку в беде, если он потерял сознание. Способы искусственного дыхания.

Чистый воздух и инфекционные болезни. Почему вредна пыль дома и на улице. Проветривание помещений. Гигиена жилища (влажная уборка). Как сохранять чистый воздух. Легкие и чистота.

5. Хотим быть здоровыми — действуем! (5 часов)

Знаешь, как быть здоровым, — расскажи своим близким. Помоги другим советом, добрым делом, своими знаниями. Как нужно это делать? Правила общения с товарищами, друзьями, взрослыми. Знакомые и незнакомые люди. Как себя вести среди людей. Стоит ли очень доверять незнакомым людям? Что такое осторожность. Как вести себя на «Уроках здоровья».

2-й класс

1. Вспомним, что такое здоровье (2 часа)

Что нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым.

Что такое здоровье и от чего оно зависит.

2. Питание и жизнь (10 часов)

Зачем мы едим. Кто и что употребляет в пищу. Значение питания для человека. Болезни и неправильное питание. Разнообразие в питании. Что такое рацион. Основные правила здорового питания. Твое здоровье определяется тем, что ты ешь, или Рациональное питание. Гигиена продуктов питания. Свежие и несвежие продукты. Консерванты и здоровье. Ядовитые ягоды и грибы. Пищевые отравления, их признаки и первая помощь в экстренных ситуациях.

3. Движение и жизнь (10 часов)

Что дает нам возможность двигаться (мышцы, кости, суставы, нервы, мозг). Что нужно двигательной системе для нормальной работы. Как в организме образуется энергия. Мышцы и тренировка. Утренняя зарядка и другие виды физической активности. Подвижные игры, физкультура, спорт. Физическая работа дома, в саду, на пришкольном участке. Почему это важно. Физическая активность. Здоровый образ жизни – залог долголетия. Заболевания двигательной системы, как их избежать. Травмы, переломы, мышечные растяжения. Как оказать первую помощь.

4. Развитие и жизнь (10 часов)

Непрерывность жизни. Рождение. Что значит расти и развиваться. Что необходимо маленькому ребенку, чтобы вырасти здоровым. Резервы нашего организма. Как чувствовать себя комфортно самому с собой, с родителями, друзьями, учителями, с другими людьми. Как правильно разговаривать. Задаем вопросы и отвечаем на них. Какие бывают люди и чего от них ждать. Как научиться жить среди людей.

5. Хотим быть здоровыми — действуем (2 часа)

Какие знания о здоровье ты считаешь наиболее важными. Как помочь другим задуматься о своем здоровье.

3-й класс

1. Еще раз о здоровье (2 часа)

От чего зависит твое здоровье. В чем ты можешь помочь себе и другим сам.

Когда надо звать на помощь взрослых. Когда нужно обращаться к врачу.

2. Непрерывность жизни (10 часов)

Рождение, жизнь и смерть. Сколько живет человек. Как продлить молодость. Мужчины и женщины, мальчики и девочки: внешние и внутренние различия между ними. Как нужно относиться друг к другу. Дружба, любовь, семья. Ты и твоя семья, настоящая и будущая. Твое отношение к членам семьи: любовь, уважение, доброта, взаимопомощь.

3. Здоровье и общество (18 часов)

Что такое общество? Почему люди живут вместе. Твое окружение: семья, друзья, школа, улица. Доброе и злое среди людей. Как возникают конфликты и как их разрешать. Что такое обида. Что делать, если ты кого-то обидел. Как относиться к обидам, неприятностям, горю, наказанию. Страх и тревога. Как уметь снять напряжение, избавиться от страха.

Что такое самовоспитание. Как правильно принять решение, как предвидеть последствия своих поступков. Ты и взрослые. Всегда ли нужно подражать взрослым. Дурные привычки. Опасности взрослого мира: курение, алкоголь, наркотики, насилие. Как они могут навредить твоему организму, изменить твою личность, общение с друзьями, родителями. Как это может сказаться на твоем будущем.

4. Хотим быть здоровыми — действуем (4 часа)

Что ты ценишь в жизни больше всего. Умеешь ли ты владеть своими эмоциями, мыслями и поступками. Почему это важно. Если умеешь, то посоветуй и помоги своим родным, друзьям, просто знакомым.

4-й класс

1. Познай себя (5 часов)

Твои жизненные ценности. Ты и твое здоровье. От чего зависит твое здоровье. Что дается тебе от рождения. Что ты можешь сделать сам для своего здоровья.

2. Правила общения (5 часов)

Почему важно общаться с другими людьми. Общение и здоровье. Основные правила общения с ровесниками, родителями, учителями и другими старшими людьми. Знакомые и незнакомые люди, правила общения. Нужно ли соблюдать осторожность при общении и в каких ситуациях.

3. Общение и конфликты (8 часов)

Что такое конфликты. Почему возникают конфликты между людьми. Кто может стать участником конфликта. Как найти пути решения конфликтной ситуации. Посредничество. Как научиться прощать. Можешь ли ты уступить, пойти на компромисс. Конфликты и здоровье.

4. Здоровье и эмоции (6 часов)

Твои чувства, эмоции и здоровье. Положительные и отрицательные эмоции. Оптимизм и пессимизм. Умеешь ли ты управлять своими эмоциями. Как влияют эмоции на общение с людьми. Эмоции и конфликты.

5. Школа и здоровье (7 часов)

Зачем человеку нужна школа. Как научиться учиться. Причина неудач и успехов на уроках. Как нужно слушать на уроке. Внимание и память. Правила познания и школьные предметы. Как работать с текстом учебника. Как готовиться к ответу на уроке. Составление планов и опорных конспектов.

6. Знаешь, как быть здоровым, — действуй! (3 часа)

         

 Как классный руководитель я выстроила  модель системы воспитания культуры здоровья у младших  школьников

Цель

Формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических процессов, снижение вероятности различных заболеваний и увеличение продолжительности жизни

Задачи

Воспитать у учащихся осознание того, что самое главное в жизни – здоровье. Привитие навыков рационального и умственного труда, умения беречь свое здоровье.

Создать условия для саморегуляции и самоактуализации личности школьника.

Создать условия для достижения учащимися базового и повышенного образования.

Формировать и воспитать личность, способную к адаптации в новых социальных условиях.

Ключевая концептуальная идея

Создание  здоровьесберегающего воспитательного пространства

Принципы

 

-  Принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни

- Принцип природосообразности

- Принцип культуросообразности  

- Принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья

- Принцип здоровьетворческой активности

- Принцип интеграции воспитательного воздействия

Компоненты

Целевой, содержательный, организационно-управленческий, результативный

Формы и методы

- дозированные домашние задания, динамические паузы во время уроков, использование новых педагогических технологий, профилактика состояний переутомления на уроках, подвижные перемены,

- спортивно-оздоровительный час, Недели здоровья, тренинги по профилактике поведенческих рисков, опасных для здоровья («Я выбираю здоровье», «Крутой» или уверенный в себе»), выпуск стенгазет, выставка рисунков «Мое здоровье»,  театр Здоровья; игра  «Здорово живешь»; семинары, территориальные акции, посвященных содействию здоровью («Нет наркотикам», «Курение опасно для здоровья»).

Организационно-педагогические условия эффективного функционирования

- признание педагогическим коллективом школы приоритетным и значимым направлением своей деятельности здоровьесберегающую организацию образовательного процесса;

- создание в школе целостной системы воспитания культуры здоровья, в которой все ее компоненты (когнитивная, эмоционально-чувственная и деятельностная) направлены на воспитание ценностей, среди которых Здоровье занимает особое место;

оптимальное сочетание методов положительного и отрицательного мотивирования на здоровый образ жизни;

создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей пространственно-предметной среды;

организация систематического мониторинга здоровья воспитанников и здоровьесберегающей работы в школе

Критерии эффективности

Положительная динамика физического и психического здоровья учащихся

     

 

Содержание программы  /1 класс /

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

"Спорт и здоровье"

- формировать понимание значимости здорового образа жизни;

- мотивировать на посещение спортивных кружков и секций.

"Азбука Здоровья"

Уроки Здоровья

"Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки"

"Панорама развивающих курсов"

"Зимние забавы"

конкурс рисунков

беседа о режиме дня

знакомство со спортивными секциями и кружками в школе

спортивный праздник на природе

"Труд и порядок"

- формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду.

"Любимая школа - чистая школа"

"Содержи в порядке книжки и тетрадки"

"Как трудится моя семья"

экскурсия

беседа

выставка рисунков

"Патриот"

- формировать нравственную культуру семьи;

- формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего.

"Ветеран живёт рядом"

"Достопримечательности нашего города"

"Символика родного края"

изготовление поздравительной открытки

игра- викторина

беседа

"Наука и образование"

- формировать любознательность, интерес к знаниям.

"Мои любимые уроки"

"Мы уже писать умеем"

"Кто лучше считает?"

"Клуб Почемучек"

викторина - игра

поздравительная открытка

математический ринг

поисковая деятельность

"Досуг"

- создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности.

"День рожденья только раз в году!"

"Мамы всякие важны, мамы всякие нужны"

праздник

концерт для мам и бабушек

"Мир прекрасного"

- показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей;

- направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей.

"Птицам нужна помощь"

"Алло, мы ищем таланты!"

"Картинная галерея"

изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку"

час творчества

путешествие в мир творчества

       

Забота о здоровье учащихся ведется в следующих формах:

1. Питьевой режим
2. Очистка воздуха
3. Проветривание помещений
4. Динамические паузы
5. Школьные спортивные секции
6.Походы
7. Спортивная секция /лёгкая атлетика/
8. Занятия учащихся в тренажерном зале (силовые тренажеры, беговая дорожка)
9. Час Здоровья
10. Третий урок физкультуры
11. Уроки ОБЖ
12. Классные часы и другие воспитательные мероприятия.
13. Консультации с психологом.

                Процесс формирования культуры здоровья не приводит к моментальным результатам. Эффективность моей работы в этом направлении подтвердилась положительными тенденциями по ряду показателей:

  1. активное использование обучающимися оздоровительных процедур: прогулки на свежем воздухе - 78 %; бег - 86 %; лыжные прогулки - 32 %; утренняя гимнастика - 90 %.
  2. рост числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях;
  3. уровень усвоения материала учебных занятий и внеучебных мероприятий - рефлексивно – созидающий, то есть у обучающихся возникает потребность создать свое, выразить себя в творческих работах
  4. обучающиеся овладевают практическими навыками оздоровительных методик, навыками укрепления здоровья, санитарно-гигиеническими навыками.

         

Литература:

  1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. –. 2005.- № 3.
  2. Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / Здоровье населения и среда обитания. – 2004. - № 2.
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
  4. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2007, 208 с. – (Мастерская учителя).
  5. Курбатова Л. Мозг, творчество.//Начальная школа плюс: до и после, 2003. №5.
  6. Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. – 2005. - № 3.
  7. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)
  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ. 2005.
  9. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды.//Школа здоровья, 2005, №3.
  10. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / Здоровые дети России в XXI веке. М. – 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутришкольная комплексная программа физкультурно-оздоровительного образования «Укрепление и сохранение здоровья школьников»

Проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна. Решить проблему здоровья в рамках учебно-воспитательного процесса может созданная система физкуль...

Программа "Психология здоровья школьников"Новое содержание образование

Участие в конкурсе "Новое содержание образования" .  В современных условиях развития общества появилось большое количество социальных факторов, которые крайне негативно сказываются на состоя...

Программа здоровьесбережения школьников 1-4 классов "Территория здоровья"

Программа поможет  создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникативной компетенции школьника, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в ин...

Программа "Здоровье школьника"

В программе здоровьесберегающие технологии для начальной школы....

Практический материал к индивидуальной программе здорового образа жизни младших школьников

Цель: овладение навыком плавания как жизненно необходимым условием здорового образа жизни.Задачи:-    Изучение техники плавания способом кроль на груди с работой ног и работой одной рук...

Программа по сохранению и укреплению здоровья школьников «Культура здоровья».

Культура здоровья – один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровь...