Методическая разработка классного часа "Твои права, ребёнок!" 3 класс
классный час (3 класс) на тему

На данном классном часе дети знакомятся с основными правами ребёнка, отражёнными в Конвенции о правах ребёнка, получают общее понятие о Конвенции  ООН. При обсуждении в группах различных ситуаций, определяют, какие права ребёнка нарушаются в каждой приведённой ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morozova_metodicheskaya_razrabotka.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка    классного  часа  "Твои права, ребёнок"

Автор: Морозова Марина Владимировна.

Цель: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка;

побудить  задуматься над проблемами детей и способами их решения.

Методы: беседа, работа в группах.

Необходимое оборудование: плакаты по теме, листы с текстами для групповой работы. 

Класс: 3

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Учитель(У).Здравствуйте, дети! Я с вами поздоровалась.

Как вы думаете, что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья)

 А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают).

2. Вступление.
(На доске два рисунка. Сюжеты - грустный и веселый.)

У.- Ребята, посмотрите на рисунки. Какое настроение вызывает этот рисунок? А этот? (Дети объясняют)
- А какое настроение у вас сейчас?  Почему? (Дети объясняют)
- Для чего  важно хорошее настроение
? (Ответы детей)
- Молодцы!

3. Беседа по теме.

 У.Мы все разные, но нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим. Я прошу вас об этом помнить, когда вы будете работать в группах.

Кто хочет стать взрослым; успешным человеком?

Видно, что вы все хотите вырасти, стать образованными, успешными людьми.

Думаю, что наш малыш тоже этого хочет (внимание - на  фото  ребёнка).

Что необходимо этому малышу, чтобы он вырос и стал умным, здоровым, успешным взрослым человеком?

Дети: Предполагаемые ответы:

любовь, забота, условия для жизни и развития и т.д.

( на доске закрепляются  слова рядом с фото  ребенка)

  1. Любовь
  2. Забота
  3. Защита
  4. Хорошие условия
  5. Образование

У: Все дети имеют право на заботу, любовь…..?

Ребята, как вы думаете, есть ли в мире такой документ, который бы закрепил все эти и другие права детей?

Кто из вас знает, как называется этот документ?

 Этот документ называется Конвенция о правах ребенка. (на доске закрепить лист с текстом:

Конвенция – это международный договор, содержащий перечень прав; документ носящий  обязательный характер.)        

 20 ноября 1989 год - принята  Конвенция о правах ребенка.

(Информация для учителя: Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Значение Конвенции о правах ребенка состоит в том, что она является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматриваются на уровне международного права. )

Тема нашего классного часа «Твои права, ребёнок»

В Статье  № 1 Конве́нции  ООН  о правах ребенка  сказано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

 У: Как вы думаете, для чего был принят этот  международный правовой документ ?

Дети: Для защиты прав детей.

У: Значит, нашему малышу может что-то помешать стать таким человеком, каким он хочет?   А что может помешать?

Предполагаемые ответы:

неблагоприятные условия помешают ему выжить; 

если не получит образование, он не сможет развиваться; 

если ему угрожает опасность, например болезнь, угроза его жизни, т.е. нет защиты; 

если ребенка ограничивать в участии жизни семьи, общества  

 (на доске закрепить лист с текстом:       

 4 важных группы прав  в Конвенции

                                 право на выживание  (жизнь)

                                 право на участие

                                 право на развитие

                                 право на  защиту )                          

У: Мы с вами назвали самые важные 4 группы прав детей, которые закреплены в Конвенции. Это право на выживание (жизнь), на развитие, защиту и участие.                   1.Что  необходимо, чтобы  выжить?

  Право ребенка на жизнь и реализацию основных потребностей, обеспечивающих его существование.

2. Что необходимо детям, чтоб развиваться как людям?

  Права, которые нужны детям для полноценного роста и развития как человеческого существа.

3.  Ребенок имеет право на безопасность   и защиту? 

 Права на защиту касаются вредных факторов, от которых должны быть защищены дети – формы дурного обращения, пренебрежения, причинения мучений и т.д.

4. Ребенок имеет право принимать    участие в жизни общества?

 Дети должны играть важную роль в жизни их сообществ и народов. 

  У. На что ещё имеют право все дети? 

Предполагаемые ответы:

  1.  Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.
  2.  Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.
  3. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.
  4.  Дети имеют право на медицинский уход.
  5.  Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.
  6. Дети имеют право на отдых.
  7. Дети имеют право на бесплатное образование.
  8. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.
  9.  Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат.
  10.  Дети имеют право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
  11. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

4.Релаксация. Упражнение “Вверх по радуге”.

Встаньте, дети. Закройте  глаза, сделайте  глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь  вверх по радуге, а, выдыхая, съезжаете вниз, как с горки. Проделаем  это несколько раз. Настроение и чувства улучшатся.

5. Групповая работа.

У: О чём  мы узнали с вами в процессе работы над Конвенцией?

Дети: О правах  детей. 

У: Что  же детям дает знание своих прав, мы сейчас с вами  и  узнаем.

Разбирая следующие ситуации, мы посмотрим, как работают статьи Конвенции.

Каждой группе даётся задание: прочитать текст, обсудить ситуацию ,слушая и уважая мнение каждого в группе и определить, какое право ребёнка нарушается в данном случае.  Определитесь, кто грамотно сможет высказать  перед классом мнение группы.(раздаются листы с ситуациями)                                                                          Ситуации.

1.10 летний Павлик проживает со своими родителями в селе. У них большое хозяйство. Родители на время перестали пускать сына в школу, так как много работы дома. Нарушены ли права мальчика?

2. 9-летнего Антона постоянно избивают старшеклассники. Он боится жаловаться, так как старшие ребята угрожают ему еще большей физической расправой. Он молчит и терпит. Нарушены права Антона? Как ему следует поступить?

3. 13-летняя Оксана на время летних каникул устроилась на работу. Ее рабочий день длится 8 часов, как у взрослого человека. Нарушены права Оксаны? Как она или ее родители могут поступить в этой ситуации?

4. Аня очень талантлива, она прекрасно поёт. В семье , кроме неё ещё 3 малыша и ей приходится по приказанию мамы после уроков приглядывать за малышами.  Девочка не может из-за этого нигде выступать. Нарушены права Ани?

5.Коля часто в школу приходит с синяками. На вопрос учителя говорит- упал, стукнулся. Оказывается, его родители часто бывают пьяные и бьют  Колю. Нарушены права Коли? Как он должен поступить?

(Заслушиваются ответы детей, дополнения из других групп)

6. Рефлексия.

 Коллективное резюме: «Что вам особенно запомнилось из сегодняшнего занятия?»

У. Права есть и у взрослых, и у детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и папа. И у нашего малыша есть эти гаранты и мы верим, что он  вырастет и станет умным, здоровым, успешным взрослым человеком. В современном обществе у каждого человека с рождения очень много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.    

И помните такие слова – обращение к каждому:

Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!

Спасибо за урок!

Литература.

  1. Классному руководителю о классном часе.  Под ред. Е.Н. Степанова,

М.А. Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

  1. www.krugosvet.ru/enc/.../PRAVA_REBENKA.html 
  2. blogi.vitebsk.biz/tuttsie/1305/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа во 2 классе. Тема. Умей дружить.

Цели.1.Выявление представления детей о том, что такое дружба  и каким должен быть настоящий друг.2.Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу.3.Содействие ...

Методическая разработка классного часа во 2 классе "Береги своё время и время других". Презентация.

Методическая разработка классного часа во 2 классе, презентация...

Методическая разработка классного часа для 2 класс"Матрёшка", построенная в форме защиты проекта.

Классный час построен в форме защиты информационного проекта. Соответствует требованиям стандартов 2 поколения....

методическая разработка классного часа в 4 классе по теме:"Здоровый ребенок в здоровой семье".

методическая разработка классного часа в 4 классе по теме:"Здоровый ребенок в здоровой семье".Пропаганда здорового образа жизни, сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровом...

Методическая разработка классного часа во 2 классе посвященная Великой Отечественной Войне.

Методическая разработка классного часа во 2 классе  посвященная Великой Отечественной Войне на тему: «Дорогами войны в мирное будущее…»...

Методическая разработка классного часа в 1 классе "Я здоровье - сберегу, сам себе я - помогу!"

Цель классного часа: подвести детей к определению "здоровье", ЗОЖ.Задачи. Здоровье и его отличие от болезни; вырабатывать стремление всегда быть здоровыми, уметь быстро поправить своё здоровье - помоч...

Методическая разработка классного часа во 2 классе «Традиции – семейные и классные»

Цель: углублять представления воспитанников  о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. Задачи:- раскрывать значение понятия «семейные традиции»...