Проектная деятельность учащихся
материал по теме

Совместный  воспитательный  проект "Моя Родословная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_uchashchihsya_-_rodoslovnaya.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Волосовская начальная общеобразовательная школа»

Совместный воспитательный  проект

по теме:

«Моя родословная»

                                                     Выполнила:

учитель начальных классов    

                                                                       Орлова Юлия Юрьевна

Совместный воспитательный проект «Моя родословная»

Тип проекта: информационно-исследовательский, долгосрочный, по содержанию «ребёнок и его семья», при участии детей и взрослых, коллективный.

Цели проекта:

  1. развитие интереса к тайне своего имени, к истории своей фамилии, своей семьи;
  2. создание генеалогического древа каждого ученика;
  3. воспитание чувства любви и уважительного отношения к родителям и предкам, гордости за свою семью формировать и развивать личность развивать партнёрские отношения с семьёй.

Проблема:

На Руси, как древней, так и современной, то есть России ХХ века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Безусловно, знали не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать.

До недавнего времени приходилось констатировать упадок знаний по этому вопросу. Однако в настоящее время общественный интерес к истории семьи растёт и набирает силу. Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из наиболее значимых. Дети должны знать ответы на вопросы: «Кто я? Кто мои предки? Кто мой дед и прадед? Кто мои прапрадед или четырежды прабабушка?» Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.

Работа над проектом.

Этапы

проекта

Темы

занятий

Практическая деятельность

I.Подготовительный

1.Областной конкурс рисунков «Моя семья»

Рисование на тему

II.Поисково-исполнительный

(проектировочный)

2. История возникновения фамилии

3. Мини-проект

« Что мы узнали о своей фамилии»

4.Источники информации для построения генеалогического древа. Способы изображения родословной.

5. «Моя родословная. Создание генеалогического древа»

6. Традиции моей семьи

7. Загляните в семейный альбом…

8. Выставка рисунков «Дом, в котором я живу»

9.Мир наших увлечений

10. Создание большой семейной книги

Классный час, беседа

Защита мини-проектов

Беседа, практическое занятие

Защита мини-проектов

Сочинение

Выставка альбомов и фотографий разных лет.

Экскурсия в ДХШ

Организация классной выставки

Создание творческих групп, выполнение работ по изготовлению книги

III.Обобщающий (проверка качества проекта)

11.Репетиционные занятия

IV. Заключительный (презентация)

12.Заседание семейной гостиной

Организация и проведение праздничного заседания

V. Итоговый

(рефлексивный)

13.Моя работа над проектом

Обмен впечатлениями

Мини-сочинение

Результаты проекта

Педагог пополнил и закрепил свои знания по истории, генеалогии. Работа в этом направлении способствовала активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнёрских отношений, сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению семей.

Родители получили советы и рецепты по составлению родословных, осознали значимость этой работы. У них возросла гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед своими детьми.

Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям.

Заседание семейной гостиной

Гремите громче трубы,

Звонче звените колокола,

На встрече нашей сегодня

Вся моя семья!

Всех, кого люблю я

И сердцем, и душой,

Сегодня в этом зале

На празднике со мной.

Ведущий

В нашем школьном доме действительно праздник

Думаю, что нет его важней.

Здесь сегодня с вами ваши мамы, папы.

Есть ли в жизни кто-нибудь на свете

Ближе и родней?

Песня «Неразлучные друзья»

1.Ехать замечательно на плечах на папиных,

Доставать макушкою до сигнала «Стоп!».

Папы, даже важные, все одноэтажные,

А вот так, с добавкою, папа – небоскрёб.

Припев:

Неразлучные друзья (2 раза)

Есть на белом свете.

Неразлучные друзья (2 раза)

Взрослые и дети.

2.До чего же вкусная булка калорийная!

Постовой не сердится, транспорт подождёт!

Переходит улицу мама двухсерийная

И вторую серию за руку ведёт.

Припев

3.Дети могут по морю плавать капитанами,

Докторскими каплями насморки лечить,

Управлять послушными башенными кранами –

Этому лишь только надо научить.

Припев

Ведущий

- Добрый вечер, дорогие ребята, добрый вечер уважаемые родители и гости! Приветствую вас в нашей семейной гостиной. Наша встреча сегодня посвящена подведению итогов работы над проектом «Моя родословная» Мы с вами очень долго и много готовились и хорошо поработали. Кем нам только нам не довелось быть в течение этого времени! Мы узнавали тайну происхождения своих имён и фамилий, составляли родословные, значит выступали в роли историков. Были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи. Журналистами и репортёрами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Мы узнали с вами много интересного и нового. Думаю, что вам сегодня есть, чем поделиться друг с другом, о чём рассказать нашим гостям.

Когда-то о нём не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева всё так же ответила: «Я».

- Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

«Я, я, - тихо молвила Ева. – Я, я».

Сказала она знаменитых семь «я»…

Вот так на Земле появилась семья.

Ведущий

-О каждой семье можно написать интересную книгу. Такая книга есть и у нас. И называется она «Наши 26 семей». В этой книге 7 страниц, ведь семья – это 7 «я». Давайте полистаем страницы нашей книги.

Первая страница – «Дети – цветы жизни»

Дети – цветы жизни. Рождается человек, получает имя. Оно даётся или по святцам - церковным книгам – в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребёнок, или  же родители дают ребёнку имя, которое им нравится, или модное в данный период, а в некоторых семьях существует традиция называть ребёнка в честь кого-то из членов семьи.

Что имя: звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет. И в именах есть тайна,

И таинство есть имянареченье.

И вот мы сами, силами своими,

Осознаём в начале века:

Не человек себе находит имя,

А имя выбирает человека.

- Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает?

Проекты  «Моё имя»

- У вас у всех красивые имена. А умеете ли красиво их произносить? Не торопиться, не «жевать» имя, а произнести его так, чтобы все видели: вы им гордитесь! Давайте попробуем.

Частушки про имена

      1.

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Тут народу очень много,

Можем постесняться.

      2.

В школе конкурс «Мисс Весна».

Кто Веснянка? Кто она?

Титул тот достался Коле,

Коля был в одежде Оли.

      3.

В школе длинный коридор.

Костя мчит во весь опор.

На скаку его не тронь,

Он не Костя – резвый конь!

      4.

Лёнечка ходил в спортзал.

Лёня мускулы качал.

Он девчонку защитил –

Комаров на ней побил.

      5.

Говорит на русском Юра:

«У меня температура,

Мне не рассказать стишок,

Моя память впала в шок»

6.

Две сестрёнки Галя с Валей

В школу чуть не опоздали,

Два шнурка они связали:

Левый Галин, правый Валин.

7.

С Петей конуса объём

Вычисляли мы вдвоём,

«Минус восемь» был ответ,

Конус есть, объёма – нет!

8.

Ната в школу так летела,

Форму в школу не одела.

Весь урок считал у Наты

Я горошки на халате.

9.

Петя наш на перемене

Занимается куреньем,

Был всегда румяный он,

Стал он жёлтый, как лимон.

      10.

Говорит учитель Толе:

«Что ты носишься по школе?»

«А кто ж меня будет носить?

Что ли, завуча просить?»

      11.

Даня опыт проводил                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

По вытравлению чернил.

Мама очень удивилась:

«Где же двойка?» «Испарилась!»

      12.

На уроке пения

У Вити нет терпения –

      Хочет петь, да где он слух?

Не зря ж фамилия – Петух.

      13.

Раз пошёл Алёша сам

За крупой в «Универсам».

«Мама, а крупы там нет,

Мне пришлось купить конфет!»

      14.

Мы немного пошутили,

Посмеялись над собой,

Если что присочинили –

Так проступок небольшой!

Вторая страница – «Наши фамилии»

Фамилий, каких только нету:

Смешных, горделивых, серьёзных,

Со смыслом двойным и с секретом,

Кричащих, угрюмых, курьёзных!

Фамилий немало есть вкусных:

Борщов есть, Сметанин и Блинный,

Фамилий немало есть грустных:

Плаксин есть, Беззубов, Невинный.

Фамилии есть и цветные:

И Чёрный, и Белый, и Рыжий.

Фамилии есть именные:

Петров, Иванов или Гришин.

Фамилии бродят по свету

И ищут по вкусу хозяев…

Фамилий, каких только нету:

И добрых, и злых, и отчаянных!

Горжусь я своею фамилией,

Ведь это не просто слово,

Оно дорогое мне, милое,

Его повторяю я снова.

Ведь это – моя фамилия,

Ведь это – моя реликвия,

Ведь это – моя семья,

Ведь это – истинный я!

Имена люди имели в течение многих тысяч лет, а примерно в 1066 году стали употреблять и фамилии, чтобы лучше различать людей. Например, в городе могло быть два Ивана, один из них был ленив. Поэтому люди стали называть его Иван Лежебока.

Другим способом различать людей стало упоминание местности, где они родились или проживали. Человек, живший или работавший на мельнице, стал называться  Мельников, проживавший в лесу – Лесников.

Ну и, конечно, исполняемая человеком работа позволила его отличать от другого. Так, появились Слесаревы, Токаревы, Плотниковы и др.

- А сейчас мы послушаем, что вы узнали о происхождении своей фамилии.

Проекты «История моей фамилии»

Песня «День фамилии»

Празднуем мы нынче День фамилии,

Хоть в календаре такого нет.

Тайну в этот день с тобой открыли мы,

И раскрыли мы с тобой секрет.

Припев

Знаем мы, знаем мы,

Отчего, почему.

Наши фамилии

Появились вдруг.

И понимаем мы,

Почему, почему

Лучше фамилии

Не найти вокруг.

Где б ты ни родился, дорогой дружок,

И в какой стране бы ты не жил,

Относись к фамилии ты хорошо,

И фамилией ты дорожи.

Припев

Ведущий

Между живущих людей бесфамильным никто не бывает,

В минуту рождения каждый – и низкий, и знатный,

Фамилию свою от родителей в сладостный дар получает.

Достойно несите свою фамилию, чтобы передать её внукам и правнукам. И тогда с полным правом, с чистой совестью сможете сказать о себе: « Я – представитель самой благородной фамилии! Я – представитель большого семейного рода!»

Третья страница – «Моя родословная»

Ведущий

-Человек рождается на свет, растёт, задумывается: кто я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит: ищи добра на стороне, а дом люби по старине» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни. Эта замечательная традиция возвращается в семьи. И все вы постарались составить свои родословные. Послушаем некоторые из них.

Проекты «Генеалогическое древо моей семьи»

Четвёртая страничка – «Весёлые нотки»

Выступления семей

Пятая страничка – «Дорогой наш человек»

Страна цвела. Но враг из-за угла

Свершил налёт, пошёл на нас войною.

В тот грозный час,

Стальною став стеною,

Вся молодость оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное.

Война – жёстче нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – светлее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Ещё не может быть, и нет!

Мы победили! Нами взят Берлин!

Спасли весь мир советские герои!

И вновь маяк стремительных годин

Зажгло для нас Отечество родное.

Победа! Победа!

Во имя Отчизны – победа!

Во имя живущих – победа!

Во имя грядущих – победа!

Проекты «Дорогой мой человек»

Мы – дети свободной и мирной страны,

Народ наш великий не хочет войны!

И матери наши, и наши отцы –

За мир, за свободу, за счастье борцы!

Мы учимся в школе, растим тополя,

Мы любим походы в леса и поля.

Нам в жизни открыты любые пути,

Под небом спокойным хотим мы расти!

Песня «Солнечный круг»

Шестая страница – «Оч.умелые ручки»                                                                                 

Ведущий

- Наши семьи не только музыкальны, но могут похвастаться своим рукоделием, умением создавать красивые вещи, которые приносят в дом тепло и, конечно же, какой дом, если в нём не пахнет пирогами, выпечкой.

Выступления семей

Седьмая страница – «Семья вместе – душа на месте»

- Тепло и уют в наших домах, в наших семьях создают не только вещи, окружающие нас. Ведь главное в семье – взаимопонимание, уважение, любовь, терпение, увлечённость общим делом.

Сочинения детей

Дом, в котором мы живём,

Самый лучший в мире дом.

Память добрую о нём

Мы всю жизнь в сердцах несём.

Пусть тепло и добрый свет

Будут в нём на тысячу лет!

Песня о России

- Вот и прочитана наша книга. Осталось только поблагодарить тех, кто помог нам её прочитать. Вас, дорогие ребята, и вас, уважаемые взрослые!

(Рефлексия: написание мини-сочинений «Мои впечатления от работы над проектом», обмен впечатлениями за круглым столом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Проектная деятельность учащихся. Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса по теме:" Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением".

Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса на тему " Безударная гласная в корне слове, проверяемая ударением" включает тренажеры, задания повышенной сложности, упражнения на развит...

Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности.

Цель: формирование мотивационной готовности педагогов к овладению проектной деятельностью Задачи:-демонстрация опыта работы по формированию у учащихся одной из исследовательской способности...

Доклад на тему"Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности"

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, в...

Доклад на тему: "Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности при реализации ФГОС"

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ...

Проектная деятельность учащихся в начальной школе на уроках и внеурочной деятельности

žОдной из действенных форм организации работы с детьми является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателя...

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...