Русские народные подвижные игры
классный час (1 класс) по теме

 

Познакомить детей с русскими народными играми в их начальной интерпретации, в которые играли наши предки много лет назад. Некоторые игры дошли до нас несколько в другой форме и мы продолжаете играть в них.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkie_narodnye_igry.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16 с углубленным изучением отдельных предметов»

Спортивный час

«Русские народные подвижные игры»

                                                                           

                                                                                 Методическая разработка

                                                                                     внеклассного  мероприятия  

                                                                                  в группе продленного дня

  подготовлено воспитателями ГПД:

                                                                                          Амельчаковой Е.А. и Бачу Н.А.

Старый Оскол  

2012

Цели:- познакомить детей с русскими народными играми в их начальной интерпретации,

-расширять кругозор,

-развивать внимание, ловкость, быстроту реакции,

- воспитывать умение работать в коллективе.

Ребята! Сегодня в этот погожий осенний денёк мы хотим познакомить вас с играми, в которые играли наши предки много лет назад. Некоторые игры дошли до нас несколько в другой форме и вы продолжаете играть в них.

- Скажите, в какие игры вы играете с друзьями во дворе?

Летние праздники на Руси сопровождались веселыми играми, забавами, в которых принимали участие и дети, и взрослые. На Семик, Троицу, заводили хороводы с плясками, устраивали качание на качелях.

 Качели были одним из самых любимых развлечений детворы. На праздники общие качели ставили на возвышенных местах, на площадках, которые были как бы центром игр и забав для всей деревни или села.

Рядом с качелями устраивали веселые игры, пели песни под гармонь, иногда гармониста усаживали в центре между качелями.

 Для ребятишек качели устраивали так: либо подвешивали доску на веревке, перекинутой через балку, либо ставили качели на треногах («козлах»). Для самых маленьких детишек качели устраивали в доме.

В весенне-летней обрядности взлеты на качелях - обязательное ритуальное действие, призванное ускорить рост посевов.

 Однако игры и забавы являлись не только составной частью разнообразной обрядности, они функционировали при самых различных обстоятельствах в повседневной жизни.

Детские летние народные игры отличаются большим разнообразием. Проводятся они, как правило, на улице, в лесу, в роще, в поле, на озере или реке, очень подвижны, требуют находчивости, смекалки, дают массу навыков и умений. Подвижные летние игры закаляют не только тело, но и душу, приучают переносить боль от возможных падений, ушибов. Нет такого качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры, особенно летом.

Дорожки.

На земле проводят разные по форме линии -это дорожки. Играющие бегают по ним друг за другом, делают сложные повороты, сохраняя при этом равновесие. Бегать по дорожке нужно точно ступая на линию, не мешать друг другу и не наталкиваться на впереди бегущего.        

Змейка.

Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи играющих выбирают ведущим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия; водит цепь змейкой, закручивая её вокруг крайнего игрока, затем её развивает. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего.

Челночек.

Все участники игры встают парами лицом к друг другу и берутся за руки – это ворота. Дети из последней пары пробегают или проходят под воротами и встают впереди колонны, за нами бежит следующая пара, игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами. ( ворота по высоте могут быть разными: дети могут поднимать руки и держать их на уровне плеч или на уровне пояса. Чем ниже ворота, тем труднее пробегать под ними.)

Пустое место.

Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать по кругу дальше. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.

Пятнашки обыкновенные.

Начинают игру с выбора водящего, его называют пятнашкой. Все участники игры разбегаются по площадке, пятнашка их догоняет. Кого он коснулся рукой, тот становится пятнашкой.

Пятнашки с домом.

По краям площадки рисуют два круга- это дома. Дети, убегая от водящего, могут забегать в дом, где пятнашка салить их не может. Если он рукой касается игроков на поле, то осаленный становится пятнашкой.

Салка.

Водящий бегает за детьми, стараясь кого-то осалить, приговаривает: «Я осалил тебя, ты осаль другого!» Новый водящий, догоняя одного из играющих, повторяет эти же слова.

Платок.

Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идёт за кругом, кладёт его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берёт его в руку и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге.

Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде, чем тот займёт свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим останется игрок с платком. Он идёт по кругу, кому-то кладёт платочек на плечо, игра продолжается.

Много троих, хватит двоих.

Дети встают парами друг за другом, лицом в центр круга. Игру начинают двое, один из них- водящий, он стоит на 3-4 шага сзади того, кто убегает от него.

Убегающий хлопает три раза в ладоши, после третьего хлопка бежит от водящего. Чтобы не быть осаленным, он встаёт впереди какой-нибудь пары. Прежде чем встать, на бегу кричит: «Много троих, хватит двоих.» Тот, кто в этой игр стоит последним, убегает от водящего. Если водящему удалось осалить убегающего, то они меняются ролями.

Подводятся итоги мероприятия, награждаются самые активные участники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный час "Русские народные подвижные игры".

Мероприятие проводится на свежем воздухе, дает возможность познакомить детей с играми наших родителей, дедушек и бабушек....

Практикум "Русские народные подвижные игры"

Тематическое планирование, пояснительная записка, описание подвижных игр....

программа дополнительного образования "Русские народные подвижные игры"

Программа рассчитана для учащихся 7-8 лет. Народные игры - это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития....

проект "Русские народные подвижные игры"

Проект направлен на изучение русских народных подвижных игр....

"Русские народные подвижные игры"

О русских народных подвижных играх....

Занятие в группе продлённого дня по теме "Русские народные подвижные игры"

Данная методическая разработка поможет учителям начальной школы и воспитателям групп продлённого дня приобщить детей к русским народным традициям, русской культуре , а именно к русским народным подвиж...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Русские народные подвижные игры"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   «Русские народные подвижные игры» стартового уровня имеет физкультурно-спортивную направленность.Она ориентирована ...