Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Русские народные подвижные игры"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Верзилина Елена Ивановна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   «Русские народные подвижные игры» стартового уровня имеет физкультурно-спортивную направленность.

Она ориентирована на развитие физического потенциала и патриотического мышления у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста через изучение русских народных подвижных игр. Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством и школой воспитания, где дети не только развивают спортивные навыки - ловкость, меткость, быстроту и силу, но также учатся добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность будущего гражданина страны.

Сохранение и возрождение национальной культуры является одной из первостепенных задач современности. Русские народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания детей.  В них сохранились особенные черты русского характера.  Знакомя учащихся с русскими народными играми, мы через спортивно-игровую деятельность расширяем и закрепляем знания о русском народном творчестве.  Развиваем в них духовный творческий  патриотизм, интерес к истокам русского народного творчества.

Занятия русскими подвижными играми не только укрепляют здоровье учащихся, способствуют физическому совершенствованию, но и формируют у ребенка эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, воспитывают толерантность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_podvizhnye_igry_startovyy_uroven.docx114.42 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации

Староюрьевского района Тамбовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

Староюрьевского района Тамбовской области

Рекомендована к реализации

методическим советом

МБОУ Староюрьевской СОШ

Староюрьевского района Тамбовской области

Протокол от ___________2021 №____

УТВЕРЖДАЮ                                                                                            Директор _________  Т.И.Киселёва                                                                                              Приказ от ___________2021 №____

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной  направленности

 Стартовый (ознакомительный) уровень

                                                               Возраст учащихся: 6-8 лет

                                                               Срок реализации: 1 год

                               Автор-составитель: Верзилина Елена Ивановна,

                                                               педагог дополнительного образования

с.Староюрьево

2021

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Староюрьевская средняя общеобразовательная школа Староюрьевского района Тамбовской области

2. Полное название

 программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Русские народные подвижные игры» (стартовый уровень)

3.  Сведения об авторе-составителе:

3.1. Ф.И.О., должность

Верзилина Елена Ивановна, педагог дополнительного образования

4.  Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 года №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе»;

приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020 №533);

Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. N 326-р;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)(разработанные Минобрнауки России совместно с ГОАУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015;

Устав МБОУ Староюрьевской средней общеобразовательной школы Староюрьевского района Тамбовской области

4.2. Область применения

Дополнительное образование

4.3. Направленность

Физкультурно-спортивная

4.4. Тип программы

Модифицированная

4.5. Вид программы

Дополнительная общеразвивающая программа

4.6. Возраст учащихся

5-10  лет

4.7. Продолжительность обучения

1 год, 72 учебных часа (2 часа в неделю)

4.8.Форма обучения

Очная

Блок №1. Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Направленность программы

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   «Русские народные подвижные игры» стартового уровня имеет физкультурно-спортивную направленность.

Новизна программы заключается в том, что она ориентирована на развитие физического потенциала и патриотического мышления у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста через изучение русских народных подвижных игр. Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством и школой воспитания, где дети не только развивают спортивные навыки - ловкость, меткость, быстроту и силу, но также учатся добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность будущего гражданина страны.

        Актуальность программы

Сохранение и возрождение национальной культуры является одной из первостепенных задач современности. Русские народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания детей.  В них сохранились особенные черты русского характера.  Знакомя учащихся с русскими народными играми, мы через спортивно-игровую деятельность расширяем и закрепляем знания о русском народном творчестве.  Развиваем в них духовный творческий  патриотизм, интерес к истокам русского народного творчества.

Занятия русскими подвижными играми не только укрепляют здоровье учащихся, способствуют физическому совершенствованию, но и формируют у ребенка эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, воспитывают толерантность.

        Педагогическая целесообразность программы 

        Содержание образовательного процесса при освоении материала программы направлено на развитие личности на основе овладения учащимися русскими народными подвижными играми, укрепление здоровья через физкультурно-оздоровительную деятельность, обеспечение духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся.

        Изучаемые темы и разделы в программе выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий.

        Программа предусматривает проведение занятий, направленных на достижение цели, установленной правилами игр, которые складываются на основе национальных традиций и учитывают культурные, социальные и духовные ценности народа в физкультурном аспекте деятельности.

        Народные игры в программе являются компонентом, направленным на духовное совершенствование личности учащегося дошкольного и младшего школьного возраста, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания, мотивации к занятиям физкультурой и спортом через изучение культурных ценностей родной страны и своей малой родины.

Отличительные особенности программы

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов и др.), заботясь о просвещении, образовании и воспитании народа, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения народов, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Отличительной особенностью программы является то, что основу народных игр составляют спортивные движения, мотивированные содержанием, сюжетом игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.), для которых не требуется специальной физической подготовленности играющих и сложного спортивного оборудования. Программа охватывает широкий спектр русских народных игр, характерных для  Тамбовской области.

        Адресат программы

        Дополнительная общеразвивающая программа «Русские народные подвижные игры» (стартовый уровень) адресована учащимся в возрасте от 5 до 10 лет в количестве 10-12 человек.

Учащиеся данного возраста с удовольствием воспринимают любую новую информацию; могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выбрать еще не могут; способны сосредоточенно, без отвлечения работать 15-20 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности; способны оценить качество своей деятельности в целом, но нуждаются в ее положительной оценке; способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности; способны проявлять настойчивость, преодолевать трудности; проявляют интерес к коллективной творческой деятельности.

        В физическом плане у детей 5-10 лет слабо развиты мышцы спины и живота. Позвоночник у них гибкий, податливый к изменениям положения туловища, плечевого пояса и ног, дети быстро утомляются при однообразной относительно длительной работе. Следует уделять внимание упражнениям, направленным на всестороннюю физическую подготовку с развитием ловкости, прыгучести, гибкости, координации движений; выработку правильной осанки.

        Условия набора учащихся

        Для обучения по программе принимаются дети дошкольного и младшего школьного возраста независимо от уровня подготовленности.

        Образовательная   деятельность   по   программе   может осуществляться с учащимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (дети  с  нарушением  речи  (логопаты),  дети  с  нарушением слуха (слабослышащие), дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (самопередвигающиеся).  Для данных категорий  учащихся разрабатывается адаптированная  дополнительная  общеобразовательная  общеразвивающая программа на основании заключения ПМПК (дети с ОВЗ) или индивидуальный образовательный маршрут на основании ИПРА (дети с инвалидностью).

        Объем и сроки освоения программы

         Программа рассчитана на один год обучения в объеме72 учебных часов, по 2 учебных часа в неделю (1 занятие по 2 учебных часа).

Формы и режим занятий

        Обучение по программе стартового уровня «Русские народные подвижные игры» проводится в очной форме и предусматривает проведение аудиторных занятий и внеаудиторной работы (участие в состязаниях, соревнованиях для учащихся младшего школьного возраста, фестивалях детского творчества). При необходимости возможен переход на дистанционное обучение.

        Обучение ведется в групповой форме. Технология программы предусматривает также проведение занятий по подгруппам (4-6 человек), индивидуальные занятия (дети с ОВЗ).  

Схема возрастного и количественного распределения учащихся по группам,

количество занятий в неделю, их продолжительность

Год

обучения

Количество учащихся

в группах

Общее

количество

занятий

в неделю

Продолжительность

занятия, час.

Общее

количество часов

в неделю

Общее

количество часов в год

1

10-15

1

1(30 мин) х 2

2

72

        Формы занятий: теоретическое занятие (беседа, опрос, просмотр видеоматериалов, разбор игры); занятие-практикум (игра, упражнение, тренировка, соревнование), комбинированное занятие.

Цель программы: физическое развитие и патриотическое воспитание учащихся путем приобщения их к русским народным подвижным играм.

Задачи программы

Образовательные:

дать учащимся знания о народных играх, о традициях, истории и культуре народа;

обучить разнообразным правилам русских народных подвижных игр и других физических упражнений игровой направленности;

        познакомить с необходимыми теоретическими знаниями в области физической культуры, спорта, гигиены;

        сформировать у учащихся начальные навыки общей физической  подготовки.

Развивающие:

        развивать мотивацию учащихся к занятиям физкультурно-спортивной  деятельностью;

        способствовать развитию физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;

        способствовать гармоническому развитию функциональных систем организма учащегося, повышение жизненного тонуса;

        способствовать повышению физической и умственной работоспособности;

        развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;

        развивать у учащихся навыки коммуникативного общения;

        расширять общекультурный кругозор.

Воспитывающие:

        сформировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;

        привить интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;

        способствовать воспитанию культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;

        воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;  

        воспитывать у учащихся интерес к культурно-историческим особенностям малой родины;

        воспитывать культуру и сознательность, привить навыки соблюдения этики и дисциплины;

        воспитывать чувство коллективизма.

        

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

всего

теория

практика

Введение

2

2

-

Вводный  контроль (беседа)

1.

Основные правила народных подвижных игр

4

1

3

Текущий контроль (опрос)

2.

Командные народные подвижные игры

4

1

3

Текущий контроль (игра)

3.

Народные игры-эстафеты

8

1

7

Текущий контроль (игра)

4.

Игры на развитие основных физических качеств

10

2

8

Текущий контроль (контрольные упражнения)

5.

Зимние забавы

4

1

3

Текущий контроль (игра)

6.

Домашние и дикие животные

6

1

5

Текущий контроль (игра)

7.

Сюжетные игры

8

1

7

Текущий контроль (контрольные упражнения)

8.

Народные игры как традиционное явление культуры

8

1

7

Текущий контроль (контрольные упражнения)

9.

Народные праздники

6

1

5

Текущий контроль (игра)

10.

Игры сверстников прошлых лет

10

1

9

Текущий и итоговый контроль (беседа, игра)

11.

Итоговое занятие

2

-

2

Промежуточная аттестация (командные состязания)

ИТОГО

72

13

59

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Введение – 2 часа

        Теория: Основы знаний. Формирование группы, основы правил техники безопасности. Знания об основных правилах народных подвижных игр. Входной контроль знаний и умений по программе (начальная диагностика).

1. Основные правила народных подвижных игр - 4 часа

        Теория. Экскурс в историю народных игр, показ видеофильмов. Знания об основных правилах подвижных игр, способа выбора водящих, начальные навыки владения мячом.

Практика. Разучивание игр «Горелки с платочком», «Море волнуется раз», «Кто дальше бросит», «Лягушки на болоте».

2. Командные народные подвижные игры -  4 часа        

        Теория. Понятие о команде; цели, задачи команды, правило успеха, единый дух команды, командные виды спорта.

Практика. Разучивание игр командных «Бабки», «Борющаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк», «Платок», «Пирожок».

3. Народные игры-эстафеты  –  8 часов

Теория. Понятие «эстафета», основные правила проведения эстафет, судейство эстафет (слайд-шоу).

Практика. Начальные навыки владения мячом, передачи и ловля. Начальные навыки прыжков с ноги на ногу, на двух ногах, на одной ноге, через вращающуюся скакалку. Умение ориентироваться в игровом пространстве. Эстафеты «Перебежки», «Челнок», «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Колодка», «Зевака», «Скакалка». Эстафеты с лазанием по гимнастической скамейке, эстафеты с большим и малым мячом, эстафеты с различными предметами, эстафеты парами.

4. Игры на развитие основных физических качеств – 10 часов

Теория. История развития народных игр на развитие основных физических качеств. Упражнения для развития физических качеств. Комплекс упражнений для профилактики простудных заболеваний.

Практика. Разучивание игр «Нитка и иголка», «На прорыв», «Поймай хвост дракона», «Сохрани равновесие», «Бой петухов», «Удочка», «Волна», «Удержи круг», «Перестрелка», «Совушка».

5. Зимние забавы – 4 часа

Теория. Виды зимних народных подвижных игр. Спортивная экипировка для зимних прогулок, участие в зимних играх. Правила закаливания организма.

Практика. Разучивание игр «Два Деда Мороза», «Спуск с поворотом», «Слалом на санках», «Проехать через ворота», «Снежки», «Чей ком больше», «Снеговик-мишень».

6. Домашние и дикие животные – 6 часов

        Теория. Домашние и дикие животные. Отношение человека к животным в природе, показ видеофильмов.

        Практика. Разучивание игр «Гуси-лебеди», «Пастух и стадо», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Хромая лиса», «Филин и пташки», «Лягушата», «Медведь и медовый пряник».

7. Сюжетные игры – 8 часов

        Теория. Знакомство с играми на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т.п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.

Практика. Разучивание игр «Земля, вода, воздух, огонь», «Охотник и сторож», «Часовые и разведчики», «Жадный повар», «Море волнуется», «Мыши и две кошки», «Канатоходцы», «Почта»,  «Самовар».

8. Народные игры как традиционное

явление культуры  – 8 часов

Теория. Народные игры как традиционное явление культуры. История отечественной культуры. Забавы, обряды, игры.

Практика. Разучивание традиционных русских народных игр Тамбовской области - «Домики», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись, рыбка», «Птицелов», «Игры с песнями и хороводами», «Пирог», «Игра с солнцем», «Карусели» и др.

9. Народные праздники  – 6 часов

Теория. Народные праздники как давнее народное наследие наших предков. Народные праздники нашей местности.

Практика. Игры и забавы на масленицу: «Петушки», «Бой мешками», «Снежный лабиринт», «Снежная горка», «Три ноги», «Русская метла». Игры на Пасху: «Игры с крашенками», «Жары», «Мены», «Одиночка», пасхальные эстафеты. Игры на Ивана Купалу: «Хвосты», «Молчанка», «Бояре», «Ручеёк».

10. Игры сверстников прошлых лет – 10 часов

Теория. История игр сверстников прошлых столетий.

Практика. Игры «Перестрелки», «Горелки», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Третий лишний», «Лапта», «Разбивные цепи», «Народный мяч», «Выбивалы», «Жмурка и бубенец», «Садовник», «Просо».

11. Итоговое занятие – 2 часа

Практика. Промежуточная аттестация учащихся. Командные состязания. Игры «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Бои на бревне», «Разбивные цепи», «Колокол», «Лапта».

Планируемые результаты обучения

        По итогам реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стартового уровня «Русские народные подвижные игры» ожидаются следующие результаты:

        Личностные:

        учащиеся научатся вести совместную деятельность;

        узнают об историческом наследии русского народа и народных игр;

        познакомятся с традициями народных праздников;

        сформируют культуру общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;

        научатся уважительно относится к чужому мнению;

        научатся чувствовать себя уверенно, поверят в свои возможности.

2. Предметные: формирование универсальных учебных действий учащихся в области физкультуры.

учащиеся должны знать:

        историю русских народных подвижных игр;

        основные виды русских народных подвижных игр, в том числе распространенных в своей местности;

        знать правила проведения игр;

        знать основные приемы и упражнения на развитие общих физических качеств.

        учащиеся должны уметь:

        выполнять различные физические упражнения в игровой ситуации;

        проявлять смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;

        владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;

        применять игровые навыки в жизненных ситуациях;

        работать в организованной команде сверстников.

        

        3.Метапредметные результаты:

        учащиеся научатся характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

        находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

        общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

        организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.

Методическое обеспечение программы

Название

раздела, темы

Формы

занятий

Приемы

и методы

Дидактический материал,

техническое

оснащение

Формы

подведения итогов

Введение

Беседа

Словесный

Демонстрационно-наглядный

Компьютер, мультимедийный проектор, видеоматериалы, инструкции ТБ

Вводный  

контроль

(беседа)

1.

Основные

правила

народных

подвижных игр

Комбинированное занятие

Словесный

Демонстрационно-наглядный

Практический

Платочки, скакалки, мячи, гимнастические маты

Текущий

контроль

(опрос)

2.

Командные

народные

подвижные

игры

Упражнения, игра

Словесный

Демонстрационно-наглядный

Практический

Платочки, скакалки, теннисные и волейбольные мячи, палки, обручи, гимнастические маты

Текущий

контроль

(игра)

3.

Народные

игры-эстафеты

Комбинированное занятие

Словесный

Демонстрационно-наглядный

Практический

Платочки, скакалки, теннисные и волейбольные мячи, палки, обручи, гимнастические маты

Текущий

контроль

(игра)

4.

Игры

на развитие

основных

физических

качеств

Комбинированное занятие

Словесный

Демонстрационно-наглядный

Практический

Скакалки, теннисные и волейбольные мячи, палки, обручи, гимнастические маты, гимнастическая стенка, скамейки

Текущий

контроль

(контрольные упражнения)

5.

Зимние забавы

Комбинированное занятие

Словесный

Демонстрационно-наглядный

Практический

Санки, мячи, флажки

Текущий

контроль

(игра)

6.

Домашние и дикие

 животные

Комбинированное занятие

Словесный

Демонстрационно-наглядный

Практический

Скакалки, теннисные и волейбольные мячи, палки, обручи, гимнастические маты, флажки

Текущий

контроль

(игра)

7.

Сюжетные

игры

Упражнения, игра

Словесный

Демонстрационно-наглядный

Практический

Компьютер, мультимедийный проектор, мячи, флажки, обручи, скакалки

Текущий

контроль

(контрольные упражнения)

8.

Народные игры как традиционное явление культуры

Комбинированное занятие

Словесный

Демонстрационно-наглядный

Практический

Компьютер, мультимедийный проектор, мячи, флажки, обручи, скакалки

Текущий

контроль

(контрольные упражнения)

9.

Народные праздники

Комбинированное занятие

Словесный

Демонстрационно-наглядный

Практический

Скакалки, теннисные и волейбольные мячи, палки, обручи, гимнастические маты, флажки

Текущий

контроль

(игра)

10.

Игры

сверстников прошлых лет

Комбинированное занятие

Словесный

Демонстрационно-наглядный

Практический

Скакалки, теннисные и волейбольные мячи, палки, обручи, гимнастические маты, флажки, биты, городки

Текущий и итоговый

контроль

(беседа, игра)

11.

Итоговое

занятие

Занятие-практикум

Практический

Мячи, палки, обручи, гимнастические маты, флажки, биты

Промежуточная аттестация (командные состязания)

Блок 2. Комплекс организационно-педагогических условий

реализации программы

Календарный учебный график

Учебный год по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Русские народные подвижные игры» (стартовый уровень) начинается  15 сентября и заканчивается 31 мая. В соответствии с Федеральным законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучение ведется в течение всего календарного времени, включая сроки каникул.

Учебная

четверть

Даты

начала

и окончания четверти

Сроки

каникул

Число

учебных

недель по

программе

Число

учебных

дней по

программе

Количество

учебных

часов по программе

Первый год обучения

Первая четверть

15.09 - 30.10

31.10 – 08.11

7

7

14

Вторая четверть

09.11 - 30.12

01.01 – 12.01

9

9

18

Третья четверть

13.01 - 23.03

24.03 – 01.04

12

12

24

Четвертая четверть

03.04 - 31.05

8

8

16

ИТОГО

36 недель

36 дней

72 часа

Условия реализации программы

Материально-технические условия

        1. Кабинет (спортивный зал или спортивная комната), соответствующий требованиям СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»  (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %, оснащенный раковиной с подводкой воды, мебель, соответствующая возрастным особенностям учащихся 6-8 лет); спортивная площадка (в теплый сезон), Госпожнадзора, антитеррористической безопасности, требованиям охраны труда.

        2. Оборудование:

        гимнастические маты – 2 шт.; теннисные мячи – 15 шт.; наборы кубиков (по 9 штук в каждом) – 4 шт.;  гимнастические обручи – 5 шт.; гимнастические палки – 5 шт.; мячи резиновые – 10 шт.; мячи для баскетбола – 2 шт.; платочки – 10 шт.; скакалки – 10 шт.; флажки – 10 шт.; набора «Городки» - 2 шт.

3. Технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, фотоаппарат.

Методическое обеспечение

        Диагностические материалы:

        тренинг «Сплочение» (построение эффективного командного взаимодействия);

        карта личностного роста учащегося;

        анкеты для родителей и учащихся «Удовлетворенность качеством образовательного процесса».

Методические разработки:

        общие подвижные символические игры;

        игры на развитие общей физической подготовки (игры на развитие осанки, игры с бегом, прыжками);

        игры с предметами (со скакалкой, мячами);

        игры-эстафеты;

        хороводные игры;

        сюжетные игры;

        материалы для проверки знаний по технике безопасности.

Формы аттестации

Формой аттестации по дополнительной общеразвивающей программе стартового уровня «Русские народные подвижные игры» является промежуточная аттестация учащихся, которая проводится в конце учебного года (май) в виде командных состязаний. Промежуточная аттестация также учитывает участие в соревнованиях.

Для оценки результативности учебных занятий в программе используются следующие формы контроля универсальных учебных действий:

входной контроль (начальная диагностика) – осуществляется в начале учебного года. Задачами входного контроля - выявление уровня начальных показателей физической подготовки учащегося;

текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия для выявления уровня освоения материала, при этом объектом контроля являются: правильность исполнения, техничность, активность, уровень физической нагрузки, формами контроля являются: просмотр, анализ выполненного задания.

итоговый контроль (выходная диагностика) – проводится в конце учебного года (май). Задачами контроля являются выявление динамики прироста индивидуальных показателей физической подготовки учащегося, определение изменения в уровне развития творческих способностей по итогам освоения дополнительной общеразвивающей программы «Русские народные подвижные игры».

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:

журнал посещаемости творческого объединения «Русские народные подвижные игры»;

материалы собеседования с учащихся по изученным разделам и темам дополнительной общеобразовательной программы;

отзывы родителей о работе творческого объединения.

Формами  отслеживания и фиксации образовательных результатов программы при проведении промежуточной аттестации являются:

протоколы заседания аттестационной комиссии учреждения по проведению промежуточной аттестации учащихся;

протоколы по итогам соревнований и конкурсов учащихся на уровне учреждения и муниципальном уровне;

грамоты и дипломы учащихся;

отзывы родителей о работе творческого объединения.

Оценочные материалы

При оценивании учебных достижений учащихся по дополнительной общеразвивающей программе «Русские народные подвижные игры» (стартовый уровень) применяются следующие критерии уровня общей физической подготовки учащихся (приложение 2).

Критерии оценки:

Низкий уровень (1 -2 балла)  – контрольные нормативы по общей физической подготовке выполняются менее 50% от максимальных показателей, навыки проведения игры минимальны,  не принимал участия в соревнованиях.

Средний уровень (3 балла) – контрольные нормативы по общей физической подготовке выполняются на уровне от 50 до 75% от максимальных показателей, знает приемы проведения игры, но не может организовать ее проведение без помощи педагога, принимал участие в соревнованиях.

Высокий уровень (4-5 баллов) - контрольные нормативы по общей физической подготовке выполняются на уровне выше 75% от максимальных показателей, знает приемы игры и может самостоятельно организовать ее проведение, принимал участие в соревнованиях.

Методические материалы

        Принципы реализации программы:

        принцип всесторонности основывается на физиологических положениях о взаимосвязи и взаимообусловленности функций и физических качеств и предусматривает гармоническое развитие организма;

        принцип сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания роли и значения проводимых занятий в укреплении их здоровья, а также повышения умственной работоспособности;

        принцип постепенности предусматривает последовательное, но неуклонное увеличение сложности упражнений, переход от менее к более трудным;

        принцип повторности основывается на физиологических данных о значении повторных воздействий для образования двигательного стереотипа навыка;

        принцип индивидуализации предусматривает использование средств физической культуры, соответствующих возрастно-половым и функционально-психологическим особенностям школьников и доступных им.

        При реализации программы используются методы:

        общепедагогические

словесный (приемы: дидактический рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, лекция, инструктирование, комментарии и замечания, распоряжения, команды, указания);

демонстрационно-наглядный (приемы: показ упражнений, демонстрация учебных фильмов, рисунков, схем, выполнение упражнений в замедленном темпе, фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия);

практический (выполнение движений, повторение упражнений, отработка упражнений)

        специфические

        метод строго регламентированного упражнения (каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой - целостно-конструктивное, расчлененно-конструктивное, сопряженного действия, стандартно-непрерывные упражнения, стандартно-интервальные упражнения, переменно-непрерывные упражнения, переменно-интервальные упражнения, круговая тренировка);

        игровой метод (усвоение учебного материала, выполнение и отработка упражнений в игровой форме);

          соревновательный метод (выполнение упражнений в соревновательной форме).

        Для достижения цели и задач программы предусматриваются педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационные, творческих мастерских. Данные технологии позволяют создать ситуацию успеха, которая способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса. 

        Дистанционные занятия проводятся с использованием платформы ZOOM, также создается интерактивная группа в социальных сетях «ВКонтакте».

ЛИТЕРАТУРА

Для педагогов:

1. Барканов С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Учебно-методическое пособие /Владос, 2011.

2. Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом, 2003.

3. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 2011.

4. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление

дошкольным образовательным учреждением. - 2005

5. Игнатьева В.Я. Гандбол: Пособие для институтов. Образовательные программы и методические материалы для реализации третьего дополнительного и урока физической культуры /Под ред. к.б.н. Э.И. Абрамова/Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Kypган, 2005.

6. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной

культуры. Учебно-методическое пособие, 2006.

7. Константинов Ю.С. Туристическая игротека. Учебно-методическое пособие /Владос, 2000 г./ физической культуры, 2009.

8. Литвинов М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 2006.

9. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011.

        Для учащихся:

1. Богданов В.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие, 2010.

2. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту, 2005.

3. Железняк Ю.Д. Волейбол в школе, 2009.

4. Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 2006.

5. Панкеев И. Русские народные игры. - Москва, 2008.

        Интернет-источники: 

1. http://cnit.ssau.ru/do/articles/fizo/fizo1

Информационные технологии обучения в преподавании физической культуры

2. https://vashechudo.ru/raznoe/igry-i-konkursy-dlja-detei/igry-dlja-detei-zimoil

 Игры зимой.

3. http://www.school.edu.ru

 Российский образовательный портал.

        

ГЛОССАРИЙ

Быстрота - это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определённой частотой и импульсивностью.

Велосипед  — транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали или (редко) через ручные рычаги. Большинство велосипедов имеют два колеса, но бывают и трёх -, и четырёх -, и даже одноколёсные велосипеды.

Движение — изменение положения тела или его частей в пространстве (сгибание рук, наклон, поворот туловища). 

Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к различным воздействиям окружающей среды (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного или повышенного атмосферного давления). Систематически проводимое закаливание помогает предотвратить многие болезни, продлить жизнь и на долгие годы сохранить высокую работоспособность.

Зарядка - для детей является неотъемлемой частью полноценного физического и умственного развития ребенка.

Здоровье – означает не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое, духовно-нравственное благополучие.

Здоровый образ жизни - включает в себя: соблюдение рационального режима дня, чередование труда и отдыха; следование правилам личной гигиены, закаливание; рациональное питание; оптимальную двигательную активность (занятия физическими упражнениями и спортом).

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.

Мяч - в основном используемый в спортивных играх, таких как футбол, баскетбол, гольф, теннис и т. д. и т.п.

Наклон – термин, обозначающий сгибание тела.

Обруч - спортивный тренажёр кольцевидной формы.

Олимпиада – Международное спортивное соревнование, устраиваемое по образцу древнегреческих олимпийских игр.

Олимпийские награды – это медали и дипломы. Победители награждаются золотыми, серебряными, бронзовыми медалями.

Осанка - это привычное положение тела, когда человек сидит, стоит или идёт.

Ответственность – это обязательство выполнять поставленные задачи и отвечать за их решение.

Подвижные игры – могут развивать ловкость, меткость, быстроту, выносливость. Они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умений выполнять правила общественного порядка.

Прием игры - обусловленное правилами двигательное действие (технический прием) для ведения игровой и соревновательной деятельности. Выделяют приемы нападения и приемы защиты.

Ракетка – спортивный инвентарь, используемый в игровых видах спорта: теннисе (теннисная ракетка), сквоше, бадминтоне, настольном теннисе и некоторых других видах спорта.

Скакалка - прыжки на скакалке развивают гибкость, осанку, координацию движений, укрепляют дыхательную систему.

Соревнования – основной элемент спортивной деятельности. Без них спорт полностью утрачивает свой смысл и свою специфику.                                                                                           Спорт – это многогранное общественное явление, составляющее неотъемлемый элемент физической культуры общества, специфическим содержанием которого является соревновательная деятельность и подготовка к ней.

Спортсмен — лицо, систематически занимающееся спортом и выступающее на спортивных соревнованиях.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

дополнительной общеразвивающей программы

 «Русские народные подвижные игры» (стартовый уровень)

Дата

проведе-ния

Тема занятия

Кол-во часов

Форма

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

Введение – 2 часа

1.

Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика

2

Беседа

Спортивный зал

Беседа

1. Основные правила народных игр – 4 часа

2.

Основные правила народных подвижных игр. «Горелки с платочком», «Море волнуется раз»

2

Комбинированное занятие

Спортивная площадка

Упражнения

3.

«Кто дальше бросит», «Лягушки на болоте»

2

Комбинированное занятие

Спортивная площадка

Игра

2. Командные народные подвижные игры  - 4 часа

4.

Командные виды спорта. «Бабки», «Борющаяся цепь», «Редька»

2

Комбинированное занятие

Спортивная площадка

Упражнения

5.

«Бес соли соль», «Серый волк», «Платок», «Пирожок»

2

Комбинированное занятие

Спортивная площадка

Игра

3. Народные игры-эстафеты – 8 часов

6.

Основные правила проведения эстафет.

2

Слайд-шоу

Спортивный зал

Опрос

7.

«Перебежки», «Челнок», «Охотники и утки»

2

Комбинированное занятие

Спортивная площадка

Игра

8.

«Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки»

2

Комбинированное занятие

Спортивная площадка

Игра

9.

«Колодка», «Зевака», «Скакалка».

2

Комбинированное занятие

Спортивная площадка

Игра

4. Игры на развитие основных физических качеств– 10  часов

10.

История развития народных игр. «Нитка и иголка», «На прорыв»

2

Комбинированное занятие

Спортивный зал

Упражнения

11.

«Поймай хвост дракона», «Сохрани равновесие»

2

Комбинированное занятие

Спортивный зал

Упражнения

12.

«Бой петухов», «Удочка»

2

Комбинированное занятие

Спортивный зал

Упражнения

13.

«Волна», «Удержи круг»

2

Комбинированное занятие

Спортивный зал

Упражнения

14.

«Перестрелка», «Совушка»

2

Комбинированное занятие

Спортивный зал

Упражнения

5. Зимние забавы - 4 часа

15.

«Два Деда Мороза», «Спуск с поворотом», «Слалом на санках»

2

Комбинированное занятие

Спортивная площадка

Соревнование

16.

«Проехать через ворота», «Снежки», «Снеговик-мишень»

2

Комбинированное занятие

Спортивная площадка

Игра

6. Домашние и дикие животные – 6 часов

17.

Домашние и дикие животные. «Гуси-лебеди», «Пастух и стадо», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи»

2

Комбинированное занятие

Спортивный зал

Игра

18.

«Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Хромая лиса», «Филин и пташки», «Лягушата», «Медведь и медовый пряник»

2

Комбинированное занятие

Спортивный зал

Игра

19.

2

7. Сюжетные игры – 8 часов

20.

«Земля, вода, воздух, огонь», «Охотник и сторож»

2

Комбинированное занятие

Спортивный зал

Упражнения

21.

«Часовые и разведчики», «Жадный повар»

2

Комбинированное занятие

Спортивный зал

Упражнения

22.

«Море волнуется», «Мыши и две кошки», «Канатоходцы»

2

Комбинированное занятие

Спортивный зал

Упражнения

23.

«Почта»,  «Самовар»

2

Комбинированное занятие

Спортивный зал

Упражнения

8. Народные игры как традиционное явление культуры – 8 часов

24.

Забавы, обряды, игры

2

Слайд-шоу

Спортивный зал

Опрос

25.

«Домики», «Каравай», «Невод»

2

Комбинированное занятие

Спортивный зал

Игра

26.

«Охотники и утки», «Ловись, рыбка», «Птицелов»

2

Комбинированное занятие

Спортивный зал

Игра

27.

«Игры с песнями и хороводами», «Игра с солнцем», «Карусели»

2

Комбинированное занятие

Спортивный зал

Упражнения

9. Народные праздники – 6 часов

28.

Игры и забавы на масленицу

2

Комбинированное занятие

Спортивная площадка

Игра

29.

Игры на Пасху

2

Комбинированное занятие

Спортивная площадка

Игра

30.

Игры на Ивана Купалу

2

Комбинированное занятие

Спортивная площадка

Игра

10. Игры сверстников прошлых лет - 10  часов

31.

«Перестрелки», «Горелки», «Двенадцать палочек»

2

Комбинированное занятие

Спортивная площадка

Игра

32.

«Жмурки», «Третий лишний», «Жмурка и бубенец»

2

Комбинированное занятие

Спортивная площадка

Игра

33.

«Разбивные цепи», «Народный мяч», «Выбивалы»

2

Комбинированное занятие

Спортивная площадка

Игра

34.

«Садовник», «Просо».

2

Комбинированное занятие

Спортивная площадка

Игра

35.

«Лапта»

2

Комбинированное занятие

Спортивная площадка

Игра

6. Итоговое занятие – 2 часа

36.

Итоговое занятие

2

Занятие-практикум

Спортивная площадка

Командные состязания

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Оценочные и диагностические материалы

Критерии общей физической подготовки учащихся

Двигательные

способности

Контрольные

упражнения

Уровень

низкий

средний

высокий

Гибкость

наклон вперед

из положения сидя

5

9-12

18-20

Координационные

способности

челночный бег

3х10м, с

8,2-8,1

8,0-7,5

7,3-7,2

Скоростные

способности

бег на 30м, с

5,2-5,1

5,0-4,7

4,3-4,2

Скоростные и  

силовые

способности

прыжок в длину с места, см

233-230

205-220

235-240

Силовые

способности

Подтягивание,

количество раз

5

9

11-12

Выносливость

6-минутный бег, м

1200

1300-1400

1500

Анкеты для оценивания удовлетворенности качеством программы

Анкета для учащихся в начале учебного года

         1. Почему ты выбрал именно это объединение дополнительного образования?

А. Посоветовали в школе / детском саду  

Б. Ходят друзья, родственники, знакомые  

В.  Так решили родители

Г. Интересные направления обучения

Д.  Удобное местоположение (рядом с домом, школой Е. Твой вариант  

        2. Знаешь ли ты, чем будешь заниматься в объединении в этом году?

А. Да;

Б. Нет;

Г. В какой-то степени

Д. Затрудняюсь ответить.

        3. Что ты хочешь получить от занятий в объединении

А. Полезное времяпровождение. Б. Найти новых друзей.

В. Улучшить свои творческие и познавательные навыки.  

Г. Узнать много нового.

Д. Начать заниматься деятельностью, которая впоследствии станет твоей профессией.  

Е. Твой вариант  

 

Анкета для учащихся в конце учебного года

        1. Оцени уровень своего интереса к занятиям в объединении?

А. Всегда с удовольствием посещаю занятия

Б. Временами интерес к занятиям снижается

В. Родители часто уговаривают меня посещать занятия  

Г. Затрудняюсь ответить

        2. Доволен ли ты обучением в объединении?

А. Да.

Б. Нет.

В. Не знаю.

        3. Как, по твоему мнению, влияет посещение объединения на твою успеваемость в школе?

А. Положительно влияет (повышает школьную успеваемость)  

Б. Влияет скорее положительно, чем отрицательно

В. Никак не влияет

Г. Влияет скорее отрицательно, чем положительно

Д. Отрицательно влияет (снижает школьную успеваемость)  

Е. Затрудняюсь ответить

        4. Какие на твой взгляд черты личности развивают занятия в объединение?

А. Развитие личностных качеств (дисциплина, внимательность, аккуратность и т.п.)  

Б. Расширение кругозора, повышение эрудированности

В. Развитие  интеллектуальных  способностей (четкость мышления, способность делать выводы и т.п.)

Г. Развитие творческих способностей (рисование, моделирование, придумывание нового)  

Д. Развитие навыков общения

Е. Повышение общего культурного уровня (развитие речи, вежливость) Ж. Повышение интереса к учебной деятельности

З. Затрудняюсь ответить

        5. Что на занятиях нравятся тебе больше всего?

А. Когда мы узнаем что-нибудь новое Б. Когда мы рисуем эскизы на занятиях

В. Когда мы придумываем и изобретаем

Г. Когда мы создаем макеты того, что придумали

        6. Какие темы занятий в этом учебном году показались тебе наиболее интересными?

 

Анкета для родителей в начале учебного года

        .1 Что, на Ваш взгляд, поспособствовало выбору Вами и Вашим ребенком творческого объединения дополнительного образования?

А. Рекомендации друзей и знакомых;  

Б. Желание ребенка;

В. Реклама дополнительного образования;  

Г. Близость от дома;

Д. Качество услуг и гарантируемый результат;  

Е. Другое  

        2. Реклама из каких источников привлекла Ваше внимание в большей степени?

А. Реклама в школе  

Б. Интернет

В. Дни открытых дверей  

Г. Другое  

        3. Знакомы ли Вы с программой, по которой будет заниматься Ваш ребенок в объединении?

А. Да;

Б. Нет;

Г. В какой-то степени

Д. Затрудняюсь ответить.

        4. Что может привлечь Вас в педагоге выбранного Вами объединения дополнительного образования?

А. Профессионализм  

Б. Интеллигентность

В. Высокий рейтинг среди других педагогов  

Г. Что-то еще  

        5. Что может помешать занятиям Вашего ребенка дополнительным образованием?

А. Территориальная удаленность

Б. Нет того, что интересно ребенку

В. Нет учета особенностей личности ребенка

Г. Другое  

        6. Что, на Ваш взгляд, привело Вас и Вашего ребенка заниматься в объединение?

А. Надежда заняться любимым делом;

Б. Желание узнать что-то новое, интересное;  

В. Надежда найти новых друзей;

Г. Потребность в духовно-нравственном развитии;

Д. Надежда на то, что занятия помогут лучше понять самого себя

Е. Желание узнать о том, что не изучают в общеобразовательной школе;  

Ж. Желание подготовиться к выбору профессии;

З. Надежда на то, что занятия дополнительным образованием помогут преодолеть трудности в учебе;

И. Потребность развивать самостоятельность;

К. Желание провести свободное время с пользой.  

Л. Другое  

Анкета для родителей в конце учебного года

        1. Удовлетворены ли Вы деятельностью объединения?

Да.

Нет.

Отчасти.

Затрудняюсь ответить.

        2. Удовлетворены ли Вы качеством предоставляемых дополнительных образовательных услуг Вашему ребенку?

Да.  

Нет.

Отчасти.

Затрудняюсь ответить.

        3. Интересно ли Вашему ребенку посещать занятия объединения?

Да.

Нет.

Отчасти.

Затрудняюсь ответить.

        4. Посещая объединение, Вы считаете, что: Укажите нужные варианты

А. Знания и умения, которые здесь получает Ваш ребенок, имеют значение для его будущей

профессии;

Б. Занятия дополнительным образованием по-настоящему готовят Вашего ребенка к

самостоятельной жизни;

В. Ваш ребенок получает возможность поднять свой авторитет среди друзей;

Г. В объединении всегда хорошие отношения между взрослыми и ребятами;

Д. Ваш ребенок постоянно узнает много нового;

Е. Занятия в коллективе дают Вашему ребенку возможность лучше понять самого себя;

Ж. В посещаемом Вашим ребенком коллективе созданы все условия для развития его(ее)

способностей;

З. К педагогу Вашего ребенка можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной

ситуации;

И. Ваш ребенок проводит время с пользой;

К. Другое  

        5.Выберите из списка то, что, по Вашему мнению, стало результатом занятий Вашего

ребенка в объединении?

А. Ребенок приобрел актуальные знания, умения, практические навыки – тому, чему не учат в

школе, но очень важно для жизни

Б. Ребенку удалось проявить и развить свой талант, способности.

В. Ребенок сориентировался в мире профессий, освоил значимые для профессиональной

деятельности навыки.

Г. Ребенок смог улучшить свои знания по школьной программе, стал лучше учиться в школе.

        6. Удовлетворены ли Вы режимом работы объединения (дни, время, продолжительность занятий)?

А. Да;

Б. Нет;

В. Затрудняюсь ответить.

7. Какую форму взаимодействия Вы используете при общении с педагогом?

А. Консультации по телефону, в социальных сетях и при встрече.  

Б. Родительское собрание.

В. Совместная деятельность с ребенком и педагогом (участие в мероприятиях).

        8. Что Вы ожидаете от занятий Вашего ребенка в объединении?

___________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Общие подвижные символические игры

        «Борющаяся цепь»

        Описание: две команды становятся лицом друг к другу на линиях, расстояние между которыми составляет примерно 10 шагов, и затем сходятся, на средней черте так, чтобы соперники чередовались. Все берутся под руки. В образовавшейся цепи члены команд смотрят в противоположные стороны. По условному сигналу каждая команда старается оттеснить соперников за их исходную линию. Участники, допустившие разрыв цепи, выбывают из игры.

        «Редька»

        Описание: игроки выходят на луг, садятся один к другому на колени, сцепляясь один с другим в виде длинной гряды. Передний получает название бабушки, а все прочие считаются за редьку. Является купец покупать редьку.

        Купец. Бабушка! Продай редички!

        Бабушка. Купи, батюшка.

        Купец осматривает редьку, пробует на все манеры, ощупывает и старается выдернуть.

        Купец. Бабушка! Нет ли щуплавой редьки?

        Бабушка. Что ты, батюшка, вся молодая, горькая, одна к одной; выдерни себе любую на пробу.

        Купец начинает выдергивать — сколько есть силы.

        Купец. Бабушка! Твою редьку не выдернуть по доброй воле: уросла. Дай-ка косарик выкопать с корнем.

        Бабушка. Что ты, свет мой, позоришь мою гряду. Потряси: выплывет, словно как из воды.

        Купец начинает трясти игроков, кого за голову, кого за волосы, кого за руку. Выдернувши кого-либо из игроков, начинает стряхивать об землю, вытрясая, будто из него сор. В это время встают все игроки и прогоняют побоями купца.

        «Пирожок»

        Описание: играющие встают друг за другом, держась за пояс. Впереди стоит булочник, он ведущий, последний — пирожок. К булочнику подходит покупатель и спрашивает: «Где мой пирожок?» Булочник отвечает: «За печкой лежит». Последний игрок-пирожок кричит: «Я бегу, бегу!» С этими словами он бежит в сторону ведущего, а покупатель старается его поймать. Если пирожок успеет встать впереди ведущего, он становится булочником, а последний игрок — пирожком, и покупатель вновь идет покупать. Если же пирожок будет пойман, то он выполняет роль покупателя, а покупатель — булочника.

Игры с метанием, передачей и ловлей мяча

        «Охотники и утки»

        Описание: играющие делятся на 2 команды: одна — охотники, другая — утки. Чертится большой круг, за которым становятся «охотники», а «утки» внутри. По сигналу «охотники» стараются попасть волейбольным мячом в «уток», которые, бегая внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все «утки» будут выбиты, команды меняются местами, и игра продолжается. Игры можно проводить на время. Отмечается, какая команда выбила больше «уток» за одинаковое время. «Утка», которой коснулся мяч, считается осаленной.

         «Мяч среднему»

        Описание: участники делятся на 2—3 команды, которые образуют круги. В центре каждого круга находится капитан команды с мячом в руках. По сигналу капитан бросает мяч первому игроку своей команды. Тот ловит мяч и бросает его второму игроку и т. д. Получив мяч от последнего игрока команды, капитан поднимает руки с мячом вверх. Затем выбирают другого капитана, и игра продолжается. Передача мяча может выполняться определенным способом (двумя руками из-за головы, от груди, с отскоком от пола, одной рукой) или произвольно. Во время игры нельзя наступать на линию круга, за которой стоят участники. Игрок, уронивший мяч, должен взять его, встать за линию круга и продолжить игру. Выигрывает команда, которая первой правильно выполнит броски мяча.

Игры-эстафеты

        С эстафетной палочкой

        У каждой команды по эстафетной палочке. Команда садится на скамейку в колонну за линией старта. Участники поочередно пробегают дистанцию с эстафетной палочкой, обегая стойку, и передают ее у линии старта-финиша. Финишем эстафеты является пересечение линии последним участником. Эстафетная палочка передается правой рукой в правую руку, пробег осуществляется с правой стороны. За линию старта заступать нельзя.

        Передача мячей в колоннах

        Играющие делятся на 2 команды, каждая команда садится на скамейку в колонну по одному, одна параллельна другой. Впередисидящих в колоннах по мячу. По сигналу впередисидящие игроки передают мяч над головой сидящим сзади них. Те таким же способом передают мяч сзади сидящим. Каждый раз последний игрок в колонне, получив мяч, бежит справа от колонны обегает конус и садится первым на своей скамейке. И так все участники команды. За линию старта заступать нельзя.

        «Кто дольше?»

        Описание: В игре принимают участие 2-8 человек (мальчики).Встаньте прямо, ноги прямые или чуть согнуты в коленях на ширине плеч или чуть шире. Вес тела равномерно распределен по стопе, носки направлены слегка наружу. Возьмите обруч в руки. Напрягите мышцы брюшного пресса и поясницы и старайтесь держать их в таком положении на протяжении упражнения. Теперь можно отпустить обруч, задав ему при этом вращение. Движениями корпуса, ног и шеи заставляем обруч крутиться вокруг талии и бедер. Выигрывает тот учащийся, кто последним остановиться.

        «Зеркало»

        Описание: В игре принимают участие 2-8 человек (девочки). Выбирают водящего. Остальные участники становятся так, чтобы хорошо его видеть. Водящий прыгает со скакалкой, постепенно изменяя способы прыгания. Дети должны, не останавливаясь, повторять все его движения с максимальной точностью. Выигрывает тот учащийся, кто не сделает ошибок.

        «Метко в цель»

        Описание: Две команды располагаются в шеренгах, одна напротив другой. По середине площадки проводится черта. Вдоль черты ставятся кегли. Игроки команд получают по бите. По сигналу учителя участники команд бросают их в кегли, стараясь сбить больше чем соперник. Сбитая кегля  ставится на один шаг ближе к той команде, которая бросала биты. Каждая команда, по очереди, бросает биты. Выигрывает та команда, которая сумела приблизить к себе кегли от средней черты на общее большее число шагов.

 

Хороводные игры

        «Двойные горелки»

        Участники становятся парами в колонну. Если играющих в горелки много, то можно стать парами в две колонны (одна против другой) на расстоянии 15-20 м. Два «горельщика» стоят впереди колонн – каждый спиной к своей колонне. Со словами «…колокольчики звенят» последняя пара в каждой из колонн разъединяет руки и бежит навстречу игрокам из противоположной команды, стараясь образовать с ними новые пары. «Горельщики» ловят любого из бегущих. Оставшиеся без пар становятся новыми «горельщиками».

        «Жмурки «Ваня» и «Маня»

        Выбираются двое водящих (девочка и мальчик) и назначают одного из них «Маней» с тоненьким голоском, а второго – «Ваней», который говорит басом (для создания обстановки большего веселья мальчика можно сделать «Маней», а девочку «Ваней»). Водящим завязывают глаза, иногда кружат вокруг себя.

        Остальные играющие образуют вокруг водящих круг и берутся за руки. «Ваню» отводят подальше от «Мани» и предлагают ее найти.

        Протянув вперед руки, «Ваня»  начинает искать и звать: «Где ты, Маня?» - «Я здесь», - отвечает «Маня», но сама, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. «Ваня» может принять за «Маню» кого-нибудь из играющих. В этом случае ему объясняют ошибку. Вместе с тем играющие не дают и «Мане» выйти из круга и натолкнуться на  что-нибудь. Когда «Ваня» находит «Маню», их заменяют новой парой водящих.

        Стоящие в кругу дети не должны подсказывать водящим, где кто находится.

        Чтобы  поймать «Маню», достаточно коснуться ее рукой, не хватая и не удерживая.

        Если «Ваня» долго не может поймать «Маню», следует предложить им поменяться ролями или уступить место новой паре желающих.

         «Третий – лишний с гребешком»

        Играющие собираются на небольшой площадке или в зале. Выбирают двух водящих. Остальные становятся по кругу парами: один впереди другого. Один водящий убегает от второго и может стать впереди любой пары. Стоящий сзади оказывается лишним и должен убегать от второго водящего.

        У вторых водящих в руке – ремень или пояс (или жгут, скрученный из шарфа, платка). Второй водящий бежит вокруг играющих, стремясь осалить (стегнуть) ремнем первого водящего прежде чем тот станет впереди чьей-то пары. Если ему это удалось, он подбрасывает ремень вверх, а сам убегает. Осаленный должен теперь догонять и салить. Разрешается только один легкий удар ремнем.

        Чтобы игра проходила весело, водящие то и дело применяют неожиданные уловки. Например, второй водящий на бегу может незаметно передать ремень кому-то из стоящих, а сам продолжает гнаться за первым  водящим. Как только он пробегает около держащего ремень игрока, тот торжествующе «стегает» водящего ремнем. Затем подбрасывает ремень и убегает, став новым первым водящим. Первый же превращается во второго и должен, подобрав ремень, догонять убегающего. Бывший второй водящий становится в оставшуюся неполную пару. Заканчивается игра по договоренности.

        «Капканы»

        Из числа играющих выбирается несколько «капканов» (по 2 человека). Стоя в парах лицом друг к другу, они поднимают сомкнутые руки, образуя воротца, или «капканчики», через которые пробегают, взявшись за руки, остальные игроки.

        «Капканы» образуют круг и открыты, пока играет музыка (или звучит бубен). По сигналу (свисток, громкий хлопок, прекращение музыки) «капканы» закрываются, т.е. опускаются руки, задерживая оказавшихся между рук.

        Пойманные берутся за руки с участниками «капкана», образуя кружок из 3-4 человек. Они снова поднимают руки, а цепочка из остальных игроков опять бежит по кругу, пробегая через «капканы». Те закрываются снова и снова, пока не останется всего 2-3 пойманных, самых быстрых и ловких.

        Игра повторяется 2-3 раза.

        «Почта»

        Участвует любое количество играющих. Каждый из играющих задумывает и называет громко какой-нибудь город. Остальные должны запомнить – у кого какой город.

        Начать игру может любой, изобразив звуки почтового колокольчика: «Динь-динь-динь!». Кто-нибудь тут же спрашивает: «Кто едет?» - «Почта». «Откуда и куда?» - «Из Москвы в Париж» (называть надо только те города, которые выбраны игроками). Отвечает тот, кто выбрал Москву, а следующий говорит обязательно тот, чей город – Париж:

        - А что делают в Москве?

        - Все ходят, копают картошку, - может ответить «приехавший из Москва».

        Сразу все играющие, кроме «приехавшего», начинают изображать, как в «Москве копают картошку». Задания должны быть смешными и по возможности трудно выполнимыми, так как с тех, кто не сможет этого изобразить, «приехавший» берет фант (любую вещь) и складывает на виду у всех.

        Теперь выбравший Париж говорит «Динь, динь!» и т.д. Игра продолжается. В конце разыгрываются фанты.

         «Жмурки»

        Водящий – жмурка – становится в центре. Ему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя. Происходит диалог жмурки и играющих:

        -Где стоишь?

        -На мосту.

        -Что продаёшь?

        -Квас.

        -Ищи три года нас.

        Участники расходятся по комнате, жмурка идёт их искать. В ходе игры участники не должны сходить со своих мест. Им разрешается приседать, отклоняться, вставать на колени. Если водящий находит и угадывает ребёнка, он передаёт ему роль жмурки.

        «Жмурки наоборот».

        Выбирается жмурка. Но глаза ему не завязывают. Его сажают перед большим белым экраном. На небольшом расстоянии от экрана устанавливают фонарик. Играющие проходят между фонарём и экраном, а жмурка по теням должен узнать участников игры. Игроки, чтобы сбить водящего с толку, могут надеть на себя любые детали одежды. За каждого неправильно названного игрока водящий отдаёт фант.

Игры в помещении

         «Распутай круг»

        Описание:  выбираем водящего. Дети берут друг друга за руки и образуют круг. Водящий должен отвернуться, и дети начинают запутывать круг, перелезая, друг через друга всеми возможными способами. После этого водящий должен вернуть круг в первоначальное состояние не разорвав его, то есть не расцепляя ничьих рук.

        «Море волнуется»

        Описание: перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит:

«Море волнуется раз Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура замри!»

        В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).

        Можно использовать другой вариант игры, когда ведущий осматривает все фигуры и выбирает наиболее ему понравившуюся. В этом случае победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший свою фантазию.

        «Птицелов»

         Описание: в центре — «птицелов» с завязанными глазами. «Птицы»-дети ходят вокруг «птицелова» со словами:

   В лесу, во лесочке,

   На земле, на дубочке

   Птицы весело поют:

   «Ай, птицелов идет!

    Он в неволю нас возьмет.

    Птицы, улетайте!»

         «Птицелов» хлопает в ладоши, дети замирают. Он начинает искать. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. «Птицелов» угадывает название птицы и имя ребенка.

Сюжетные игры

             «Два Мороза»

        Из играющих выбирают водящих – двух Морозов. Они выходят на середину зала. Участники игры с одной стороны зала, на которой они собираются вначале, должны перебегать на другую сторону. Это происходит после следующего диалога. Подбоченясь, два «Мороза» обращаются к собравшимся:

        - Мы два брата молодые, два Мороза Удалые.

        - Мороз, Красный нос, - объявляет один.

        - Я – Мороз, Синий нос, - представляется другой и спрашивает с напускной угрозой в голосе: - Ну-ка, кто из вас решится  в путь-дороженьку пуститься?

        Дети хором отвечают:

        - Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!

        После произнесенных слов дети бросаются перебегать на другую сторону зала. Если никто из игроков не решается это сделать, «Морозы» объявляют, что все, кто не побежит на счет «три», станут проигравшими – будут «заморожены». Морозы читают: «Раз, два, три!» Все бросаются перебегать зал, а «Морозы» стараются осалить (коснуться) детей рукой. Осаленный должен остановиться, замереть без движения, как «замороженный». «Разморозить» его могут другие, еще не осаленные игрока, коснувшись рукой. Тогда он бежит вместе со всеми на противоположную границу зала, куда «Морозы» уже не имеют права забегать.

        В начале игры можно договориться, что «замороженных» водящие отводят в свой «ледяной дворец», где выручить их нельзя до смены водящих.

         «Волки и овцы»

        Описание:  по сигналу руководителя "овцы" бегут из дому в противоположную сторону площадки на пастбище и по дороге перепрыгивают через ров. "Волки", не выходя из рва, стараются осалить как можно больше "овец", за что "волкам" начисляются выигрышные очки.

        После 3-4 перебежек (по договорённости) выбираются новые "волки" и игра повторяется. Выигрывают "овцы", не пойманные ни разу, и те "волки", которые набрали большее количество очков.

         «Кошки-мышки»

        Описание:  играющие встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

        Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)

Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...

Спортивный час "Русские народные подвижные игры".

Мероприятие проводится на свежем воздухе, дает возможность познакомить детей с играми наших родителей, дедушек и бабушек....

программа дополнительного образования "Русские народные подвижные игры"

Программа рассчитана для учащихся 7-8 лет. Народные игры - это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «Спортивные и подвижные игры» 1-4 классы

Программа дополнительного образования «Спортивные и подвижные игры» рассчитана на один учебный год, 3 часа в неделю, и направлена на укрепление здоровья (физкультурно-оздоровительная направленность) д...

Рабочая программа дополнительного образования спортивно - оздоровительного направления «Подвижные игры разных народов»

В статье раскрываются особенности проведения внеклассной работы спортивно-оздоровительного направления учащихся 1-2 классов на основе разработки и апробации программ по народно - подвижным играм и рит...

Дополнительная программа физкультурно-спортивной направленности "Подвижные игры с элементами мини-футбола"

Дополнительная программа физкультурно-спортивной направленности "Подвижные игры с элементами мини-футбола"...