Уроки Мойдодыра: правила личной гигиены
методическая разработка (4 класс) по теме

Материал содержит актуальность для детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по домоводству

Тема: Урок Мойдодыра: правила личной гигиены.

Цели: Формировать основы здорового образа жизни как одну из форм воспитания устойчивого поведения;

отрабатывать санитарно-гигиенические умения и навыки;

развитие грамматически правильной речи, восприятия, памяти, внимания, активности.

                                                 Ход занятия

I. Организационный момент.

Вступительное слово воспитателя.

 - Ребята, чтобы узнать тему занятия предлагаю отгадать вам загадки:

Слайд 1

- Гладко, душисто, моет  чисто,

Нужно, чтобы у каждого было

Что это такое? (Мыло)

Слайд 2

-Зубаст, а не кусается

Как он называется? (Гребешок)

Слайд 3

Я несу в себе водицу

     Нам водица пригодится.

         Можно мыться без хлопот,

       Если есть ….(водопровод)

Слайд 4

- Чтобы быть здоровым, сильным,

Мой лицо и руки с …(мылом)

Слайд 5                  

 - В ванной комнате висит болтается,

                     За него всяк хватается (полотенце).

Слайд 6

Лёг в карман и караулю

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос.    (Носовой платок)

Слайд 7

Резинка Акулинка

             Пошла плясать по спинке.

                                              Собирается она

                            Вымыть спину докрасна. (Мочалка)

Слайд 8

Дождик тёплый и густой,

Этот дождик не простой:

Он без туч, без облаков,

Целый день идти готов.  (Душ)

Слайд 9      

                  Целых двадцать пять зубков

           Для кудрей и хохолков.

               И под каждым под зубком

                            Лягут волосы рядком.  (Расчёска)

- Зачем вы пользуетесь каждый день этими предметами? (Чтобы быть чистыми).

Ещё одна подсказка находится в этой коробке.

Игра « Угадай меня»

С завязанными глазами участник на ощупь должен назвать предмет (мыло, мочалка, шампунь, загадка о бане).

Слайд 10

Чтение темы занятия хором.  Мыло, мочалка, шампунь и баня.

1 ученик:         Приветствуем всех, кто время нашел

И в  класс на праздник здоровья пришел!

Пусть осень стучит листопадом в окно,

Но в классе у нас тепло и светло!

2 ученик:  Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь

              И набираем, естественно, вес!

Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,

Нам спорт с физкультурой,

              Как воздух, нужны.

 3 ученик:         А с ними порядок, уют, чистота,

Эстетика. В общем, сама красота!

Здоровье свое бережем с малых лет.

Оно нас избавит от болей и бед!

II. Основная часть.

- Мы  начнём наш разговор  о чистоте и здоровье, с утра, как его провести, для того чтобы день удался, чтобы всё получилось, чтобы было радостно, чтобы нравиться людям, быть приятным. ( Ответы детей – нужно почистить зубы, умыться, привести себя в порядок, причесаться).

 Ученик:         Умываемся мы быстро,

Вытираемся мы чисто!

                       Так опрятны, аккуратны,

                           Что смотреть на нас приятно!

Слайд 11

Игра «Кто с кем дружит» (отвечает и стрелки…)

                                 Очки                                    Будильник

                                 Башмак                                Расчёска

                                 Мочалка                             Зубная паста

                                 Кран                                    Ножницы

                                 Нос                                      Ноги

                                 Ногти                                   Руки

                                 Зубная щётка                      Глаза

                                 Лохматая голова                Носовой платок

                                 Спящий человек                Мыло

Верно, ребята!  Все живые существа, не только люди, но и животные приводят себя в порядок.

Беседа по картинкам о животных (рассказы детей).

Слайд 12

 Кошка – вылизывает себя собственным языком, чтобы не выделять неприятный запах.

Слайд 13

Куры – чистят пёрышки и «моются  песком, пылью».

Слайд 14

Слон - из хобота обливает себя водой.

Слайд 15

Обезьяны – чистят друг другу шерсть.

Слайд 16

Медведи – часто купают своих медвежат, держа их за шиворот. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются.

Подумайте, зачем животные это делают?

Физминутка  «Как говорят части тела»

Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают движения.

-Как говорит голова «Да» и «Нет»?

-Как говорят плечи «Я не знаю»?

-Как говорит рука «До свидания»?

-Как говорит палец «Иди сюда»?

-Как ноги требуют «Я хочу»?

А зачем моется человек? Причин для этого у него уж конечно, не меньше, чем у животных. Человек моет все тело, а также отдельно лицо, руки, ноги. Чтобы делать это своевременно, надо знать в каких местах тело пачкается больше всего. Да конечно это руки,  лицо, ноги.

Слайд 17

Когда вы должны мыть:

Лицо - утром после сна, после игры, перед сном.

Ноги  каждый день перед сном.

Руки – после уборки комнаты, туалета, игры, прогулки, общения с   животными,    работы на огороде, поездки в транспорте, перед едой и приготовлением пищи.

Раз в неделю мойся основательно в бане (ванне, душе).

-Как вы заботитесь о чистоте своего тела?  (ответ детей)

- Какие средства использует человек для ухода лицом, руками, волосами, телом? (мыло, шампунь, мочалка)

Вода, какой температуры помогает смыть грязь с вашего тела?

(теплая, горячая, холодная)

Расскажите, с чего вы начинаете мыть свое тело в бане: голова (волосы), лицо, уши, шея, руки, туловище, ноги. При этом вы пользуетесь, чем? После мытья надо тщательно протереть тело полотенцем.

Помните! Что предметы личной гигиены - являются  индивидуальными,  т.е. принадлежат одному человеку,  пользоваться  чужими строго запрещается.

Практическое задание (выполнение личной гигиены).

  1. Что возьмешь с собой в баню? Выбери.

На столе лежат: чистые футболка, трусы, носки, полотенце; губка, мыло, зубная паста, щетка, туалетная бумага, бинт, нитки, шампунь, стакан, ножницы, расчёска.

  1. Вымой правильно руки. ( Мыло, вода, щётка, полотенце)

Итак, мы сегодня узнали о том, как о себе заботиться, как помочь своему здоровью, как быть опрятным и нравиться другим людям.

А что будет, если всего этого не делать.

Послушайте стих.

Кто зубы не моет, не моется с мылом,

      Тот вырасти может болезненным, хилым.

  Дружат с грязнулями только грязнули,

                             Которые сами в грязи утонули

                                       Из них вырастают противные бяки,

                                       За ними гоняются злые собаки.

                                       Грязнули боятся воды и простуд,

                                       А иногда вообще не растут.

Ребята, а теперь давайте подытожим наше занятие

Слайд 18

 Итог занятия:

1.От чего зависит здоровье?

2. Утренняя гигиена (перечислить) –

3. Зачем моется человек?

4. Чего боятся микробы?

5. Чьи это слова:

« Надо, надо умываться

   По утрам и вечерам,

   А нечистым трубочистам –

   Стыд и срам!»

6. Что нужно знать и уметь, чтобы быть всегда здоровым

* двигательный режим (подвижные игры на воздухе после уроков, зарядка по утрам, физминутки)

* правильное питание

* закаливание

* выполнение правил личной гигиены

* хорошее настроение

ГБС(К)ОУ Нурлатская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида

Открытое занятие по домоводству в 4а классе

на тему:

«Мыло, мочалка, шампунь и баня»

                                                Провела воспитатель I кв. категории

                                                           Бадыгина А. М.

                                             2012


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Г ладко , душисто, моет чисто, Нужно, чтобы у каждого было Что это такое?

Слайд 2

Зубаст, а не кусается Как он называется?

Слайд 3

Я несу в себе водицу Нам водица пригодится. Можно мыться без хлопот, Если есть ….

Слайд 4

Чтобы быть здоровым, сильным, Мой лицо и руки с …

Слайд 5

В ванной комнате висит болтается, За него всяк хватается…

Слайд 6

Лёг в карман и караулю Рёву, плаксу и грязнулю . Им утру потоки слёз, Не забуду и про нос.

Слайд 7

Резинка Акулинка Пошла плясать по спинке. Собирается она Вымыть спину докрасна.

Слайд 8

Дождик тёплый и густой, Этот дождик не простой: Он без туч, без облаков, Целый день идти готов.

Слайд 9

Целых двадцать пять зубков Для кудрей и хохолков. И под каждым под зубком Лягут волосы рядком.

Слайд 10

«Мыло , мочалка, шампунь и баня»

Слайд 11

Кто с кем дружит Очки Будильник Башмаки Расчёска Мочалка Зубная паста Кран Ножницы Нос Ноги Ногти Руки Зубная щётка Глаза Лохматая голова Носовой платок Спящий человек Мыло

Слайд 17

Лицо нужно мыть утром после сна, после игры, перед сном. Ноги – каждый день перед сном. Руки – после уборки комнаты, туалета, игры, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте, перед едой и приготовлением пищи. Раз в неделю необходимо мыться основательно в бане (ванне, душе). Основные правила личной гигиены:



Предварительный просмотр:

Открытый урок самоподготовки по внеклассному чтению в 4 А классе

Тема: «Приключение Буратино или золотой ключик».  А. Толстой

Цель:  обогащение внутреннего мира ребёнка через книгу;

- формирование основ читательских умений (умения читать, умение работать с текстом);

- развитие интереса к художественной литературе;

- воспитывать у учащихся интерес к чтению как средство успешного обучения;

- прививать любовь к чтению

- коррекция внимания, памяти, словесно-логического мышления, развитие связной речи, обогащение  словарного запаса;

Оборудование: иллюстрации; детские рисунки; фонограмма песни; числовые таблицы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в сказку. Вы читали её самостоятельно. Как она называется, вы скажите, угадав загадку.

 

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут,

Скажите, как его зовут?

(Приключение Буратино или золотой ключик)

  1. Вводная часть - Кто написал эту сказку?

(Алексей Толстой)

- Я расскажу немного об авторе этой сказки.

Алексей Толстой писал и для взрослых и для детей. Для детей он написал 57 сказок. Он узнавал, собирал русские народные сказки и записывал их для детей. Когда А. Толстой сам был маленьким мальчиком, ему очень нравилась сказка итальянского писателя Карло Коллоди «Пиноккио, или похождение деревянной куклы». И вот, когда Толстой вырос и стал взрослым, он решил рассказать детям эту сказку, но уже по другому, по-своему. Слово «Буратино» по-итальянски означает «кукла». Вот этим именем и назвал писатель главного героя своей сказки.

3.-Для того, чтобы вспомнить содержание сказки, я предлагаю вам узнать героев сказки с помощью загадок.  А за каждый правильный ответ, вы будете получать по одному золотому сольдо. Посмотрим, кто сегодня разбогатеет как Буратино.

Загадки

Алексей Толстой когда-то

Книжку подарил ребятам

«Приключения Буратино».

В ней Пьеро есть и ……………………………(Мальвина)

Папа Карло удивлён:

Стукнул по полену он –

И сучок стал носом длинным…

Так родился………………………………….(Буратино)

Кто за дверью жил сто лет

И картины знал секрет…

Этот мудрый старичок

Говорящий был…………………………………(Сверчок)

Верный друг у кукол был,

Помогал и сторожил…-

Благороден и умён

Белы пудель…………………………………..(Артемон)

Никого пёс не боялся:

С крысой Шушарой сражался

И рычал в бою он басом

На злодея ……………………………………..(Карабаса)

Хулиганили в округе

Кот Базилио с подругой…

Притворялась доброй лиской

Хитрая лиса …………………………………..(Алиска)

Кто пиявки добывал,

Всем леченье предлагал?

Сам был болен он и стар –

Друг злодея………………………………………(Дуремар)

Помните, как из кувшина

Слушал тайну Буратино?

Как сбежал он, ха-ха-ха…

На хвосте у ………………………………………(петуха)

Очутился на беду

Буратино, вдруг, в пруду…

До чего же страшно было,

Приплыла когда…………………………………….(Тортила)

Много приключений было

С Буратино в сказке той:

Дарит старая Тортила

Куклам ключик…………………………………….(золотой)

Он – актёр у Карабаса.

Он грустит, но он не плакса.

А для грусти есть причина –

Нравится ему Мальвина.

Даже больше, он влюблён,

Ей стихи слагает он, взяв бумага и перо.

Как поэта звать?......................................................(Пьеро)

Вот мы книжку прочитали,

Тайну ключика узнали.

И опять вернулись в дом

Папы Карло. За холстом

Дверь была…Пришли ребята

В чудный кукольный………………………………(театр)

  1. Давайте проведём речевую разминку:

Ча-ча-ча горит свеча

Ля-ля-ля сырая земля

Си-си-си в водоёме караси

Ша-ша-ша наша Маша хороша

Жа-жа-жа есть иголки у ежа

Ра-ра-ра начинается игра

Ло-ло-ло в дереве дупло

 - Сейчас каждый из вас прочтёт небольшой отрывок из разных глав сказки. Постарайтесь прочесть без ошибок, соблюдая знаки препинания и интонацию. (Первое чтение про себя, второе чтение шёпотом и третье чтение вслух для всех.) Но перед тем как начать читать, ребята: В сказке встречаются незнакомые слова, давайте все вместе разберём и объясним их значение:

5. Словарная работа очаг, шарманка, балаган, сольдо, шарманщик

6. Ребята, давайте вспомним имена некоторых сказочных героев, с которыми мы встретились, прочитав это произведение. (читают имена, кратко давая аннотацию – кто есть кто).  

  1. Кто такой Карабас Барабас – хозяин кукольного театра
  2. Кто такая Лиса Алиса- мошенница т.е та, которая выманивала у Буратино деньги
  3. Кот Базилио – «слепой» нищий тоже мошенник
  4. Дуремар – торговец пиявками
  5. Черепаха Тортилла – жительница пруда

   

 7. Физминутка  «Буратино»

Буратино потянулся.              Выполнять движения в соответствии с текстом

Раз – нагнулся.                                              

Два – нагнулся.

Руки в стороны развёл.

Ключик, видно, не нашёл.             Жест сожаления.

Чтобы ключик                                Повороты влево – вправо.

Нам достать                                    Руки вверх.

Нужно

На носочки встать

Крепче Буратино стой

Вот он ключик золотой                 Подъём на носки.

8. Пересказ заранее приготовленной главы сказки. Желающим ученикам предлагается пересказать понравившуюся главу сказки.

9. Дидактическая игра «Сыщики».

- Ребята, сейчас мы с вами по играем: Вам нужно назвать слова, которые я зашифровала с помощью специального шифра. (На парту одну, специальные числовые таблицы.)

16, 15, 30,4, 25, 45, 41, 15

55,85, 2, 95, 66

72, 6, 39, 8, 9, 26, 74

97, 15, 97, 15   42, 15, 69, 30, 59

84, 46, 95, 2, 64, 28, 95

42, 15, 69, 15, 61, 15, 77 – 61, 15, 69, 15, 61, 15, 77

36, 22, 32, 72   72, 36, 22, 32, 22

63, 66, 50   76, 28, 60, 87, 82, 87, 66

Молодцы ребята! А сейчас мы с вами будем подбирать к именам персонажей.

соответствующие черты характера

Дети по очереди выходят к доске и каждому персонажу подбирают черты характера.

Буратино – доверчивый, весёлый

Мальвина – красивая, воспитанная

Пьеро – грустный, влюблённый

Артемон – верный, отважный

Папа Карло – добрый, заботливый

Дуремар – болтливый, корыстный

Карабас-Барабас – злой, подлый

Лиса Алиса – хитрая, жадная

Кот Базилио – глупый, жадный

10. Итак, подведём итоги нашего внеклассного чтения в виде викторины, за который тоже будете получать бонусы т.е. сольды

Викторина.

  1. Откуда у папы Карло появилось полено?
  2. Почему у Буратино длинный нос?
  3. Почему могло не состояться первое выступление кукольного театра Карабаса-Барабаса?
  4. Зачем Карабас-Барабас дал Буратино деньги?
  5. Кто помог Буратино перебраться через озеро и удрать от разбойников?
  6. Почему Мальвину называют «девочка с голубыми волосами»?
  7. Как Буратино удалось сбежать из чулана Мальвины?
  8. Почему Пьеро всегда грустный?
  9. Что скрывалось за нарисованным очагом в коморке папы Карло?
  10. Как назывался кукольный театр за потайной дверью?

Подсчёт золотых монет.

Приложение 2

1. Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый нос.

Однажды ему попалось под руку полено, обыкновенное полено для топки очага в зимнее время.

Джузеппе надел очки, повертел в руке полено и начал его тесать топориком.

Но только он начал тесать, чей-то необыкновенно тоненький голосок пропищал:

-Ой-ой, потише, пожалуйста!

2.Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага – в стене против двери.

Но красивый очаг, и огонь в очаге, и котелок, кипящий на огне, были не настоящие – нарисованы на куске старого холста.

Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, повертев так и эдак полено, начал ножом вырезать из него куклу.

«Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесёт мне счастье. Я знал одну семью – всех их звали Буратино: отец-Буратино, мать-Буратино, дети-тоже Буратино…Все они жили весело и беспечно…»

3.Рано поутру Буратино положил азбуку в сумочку и вприпрыжку побежал в школу.

По дороге он даже не смотрел на сласти, выставленные в лавках, -маковые на меду треугольнички, сладкие пирожки и леденцы в виде петухов, насаженных на палочку.

Он не хотел смотреть на мальчишек, запускающих бумажный змей…

Улицу переходил полосатый кот Базилио.  Которого можно было схватить за хвост. Но Буратино удержался от этого.

Чем ближе он подходил к школе, тем громче неподалёку, на берегу Средиземного моря, играла весёлая музыка.

4.В школу нужно поворачивать направо, музыка слышалась налево.

Что есть духу, он пустился бежать к морю. Он увидел полотняный балаган, украшенный разноцветными флагами, хлопающими от морского ветра.

Наверху балагана, приплясывая, играли четыре музыканта.

Внизу полная улыбающаяся тётя продавала билеты.

Буратино дёрнул за рукав одного мальчишку:

-Скажите, пожалуйста, сколько стоит входной билет?

Мальчик ответил сквозь зубы, не спеша:

-Четыре сольдо, деревянный человечек.

5.Из-за картонных деревьев выскочило множество кукол – девочки в чёрных масках. Страшные бородачи в колпаках, мохнатые собачки с пуговицами вместо глаз, горбуны с носами, похожими на огурец…

Все они подбежали к свечам, стоящими вдоль сцены, и, вглядываясь затараторили:

-Это Буратино! Это Буратино! К нам, к нам, весёлый плутишка буратино!

Тогда он с лавки прыгнул на сцену.

Куклы схватили его, начали обнимать, целовать, щипать…

6.Но тут Карабас-Барабас, видимо не желая проговориться о какой-то тайне, обоими кулаками заткнул себе рот. И так сидел некоторое время, глядя выпученными глазами на погасающий огонь.

-Хорошо, - сказал он наконец, - я поужинаю недожаренным кроликом и сырыми цыплятами. Я тебе дарю жизнь, Буратино. Мало того…

Он залез под бороду в жилетный карман, вытащил пять золотых монет и протянул их Буратино:

- Мало того… Возьми эти деньги и отнеси их Карло. Кланяйся и скажи, что я прошу его ни в коем случае не умирать от голода и холода и самое главное – не уезжать из его каморки, где находится очаг, нарисованный на куске старого холста. Ступай, выспись и утром пораньше беги домой.

7. Лиса села на хвост, облизнулась:

- Я тебе сейчас объясню. В Стране Дураков есть волшебное поле, - называется Поле Чудес… На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землёй, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастит небольшое деревце, на нём вместо листьев будут висеть золотые монеты. Понятно?

Буратино даже подпрыгнул:

- Врёшь!

-Идём, Базилио, - обиженно свернув нос, сказала лиса, - нам не верят – и не надо…

- Нет, нет, - закричал Буратино, - верю, верю!.. Идёмте скорее в Страну Дураков!...

8.Буратино заметил, сидя на самой верхушке, что конец бороды Карабаса Барабаса, приподнятой ветром, приклеился к смолистому стволу.

Буратино повис на суку и, дразнясь, запищал:

- Дяденька, не догонишь, дяденька, не догонинишь!..

Спрыгнул на землю и начал бегать кругом сосны. Карабас Барабас, протянув руки, чтобы схватить мальчишку, побежал за ним, пошатываясь, кругом дерева.

Обежав один раз, вот-вот уж, кажется, и схватил скрюченными пальцами удирающего мальчишку, обежал другой, обежал в третий раз…

Борода его обматывалась вокруг ствола, плотно приклеивалась к смоле.

Когда борода окончилась и Карабас упёрся носом в дерево, Буратино показал ему длинный язык и побежал к Лебединому озеру – искать Мальвину и Пьеро.

9.Карло старательно обмёл паутину. Тогда стала видна небольшая дверца из потемневшего дуба. На четырёх углах на ней были вырезаны смеющиеся рожицы, а по середине – пляшущий человечек с длинным носом.

Когда с него смахнули пыль, Мальвина, Пьеро, папа Карло, даже голодный Артемон воскликнули в один голос:

- Это портрет самого Буратино!

- Я так и думал, - сказал Буратино, хотя он ничего такого не думал и сам удивился. – А вот и ключ от дверцы. Папа Карло, открой.

- Эта дверца и этот золотой ключик, - проговорил Карло, - сделаны очень давно каким-то искусным мастером. Посмотрим, что спрятано за дверцей.

10.Первое, что они увидели, когда пролезли в отверстие, - это расходящиеся лучи солнца. Они падали со сводчатого потолка сквозь круглое окно.

Широкие лучи с танцующими в них пылинками освещали круглую комнату из желтоватого мрамора. Посреди неё стоял чудной красоты кукольный театр. На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии.

С боков занавеса поднимались две квадратные башни, раскрашенные так, будто они были сложены из маленьких кирпичиков. Высокие крыши из зелёной жести ярко блестели.

На левой башне были часы с бронзовыми стрелками. На циферблате против каждой цифры нарисованы смеющиеся рожицы мальчика и девочки.

Приложение 1

     Приложение 3

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект детей Правила личной гигиены

Презинтация "Правила личной гигиены" + 2 буклета....

Урок "Правила личной гигиены" Окружающий мир 2 класс

Урок по профилактике личной гигиены...

Конспект урока "Правила личной гигиены"

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Правила личной гигиены"...

Урок окружающего мира Раздел "Правила личной гигиены" Тема: "Здоровые зубы"

Данный материал адресован учителям начальных классов. с переходом на ФГОС особую актуальность приобрел системно-деятельностный подход. Для его реализации я использую исследовательскую. творческую деят...

Урок "Правила личной гигиены"

Коррекционная педагогика...

Правила ухода за зубами. Правила личной гигиены.

Тема: Правила ухода за зубами. Правила личной гигиены.Цель: знакомство с правилами ухода за зубами, воспитание у детей привычек, потребностей к здоровому образу жизни, чистоте и правильному уходу за т...