Занятие кружка по этике
план-конспект урока (1 класс) по теме

занятие для работы во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_etike.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:


Урок этики: "Дружим с добрыми словами", 1-й класс

Константинова Л.О. ,учитель 

Цель: Формирование нравственного опыта младших школьников, обучение детей добру, дружбе. Научить детей жить по-добрососедски со всеми людьми.

Оборудование: Плакаты с “волшебными” словами, плакат с изображением дерева для составления “дерева мудрости”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Беседа

Вы помните рассказ В. Осеевой “Волшебное слово”?

Почему все отказали Павлику? Что ему помогло? Почему слово “пожалуйста” названо волшебным? Какие еще “волшебные” слова вы знаете?

Первые слова, которыми мы начинаем день, это "Доброе утро"! Произнося слова "доброе утро", мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым. Вот как хорошо сказано об этом в стихотворении “Я и солнышко”. (Ученик читает стихотворение)

Я И СОЛНЫШКО

Солнышко ясное встало.
- Доброе утро! –
Сказало.
- Доброе утро! –
Кричу я прохожим,
На утро похожим…
Но если проснешься,
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
Доброе утро, друзья, все равно…
Придумано мудро:
- Доброе утро!
В. Коркин

Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать:"Доброе утро!" - и сразу станет теплее, радостнее. А как надо произносить эти слова? Можно ли говорить "Доброе утро" нахмурясь, недовольным голосом? Почему?

Есть в русском языке еще одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово “здравствуйте”. А зачем мы его произносим?

Слово “здравствуйте” очень старое. Связано оно со словом “дерево”. Когда-то люди, произнося слово “здравствуйте”, желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб, например. И теперь мы, когда мы говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

Все эти слова - и “доброе утро”, и “здравствуйте”, и “добрый день”, и “спокойной ночи” - хороши тогда, когда человек человеку действительно желает добра, здоровья. Это почему-то никак не получается у Петруся из стихотворения И. Кульской “Невежливая вежливость”.

II. Чтение стихотворения и его обсуждение

Ученик читает стихотворение.

НЕВЕЖЛИВАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ

Обещал отцу Петрусь:
- Я за вежливость возьмусь:
Буду всех благодарить,
Первым “здравствуй” говорить!
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит - утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот! -
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
- Ты куда, Ярина, стой,
Я здороваюсь с тобой! -
Та отпрянула в сторонку…
Как невежлива девчонка!..
Нес вожатый горку книг,
А Петро с ограды - прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
- Извините, добрый вечер!
- Ты, - вожатый закричал, -
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
И. Кульская

  1. Какие “вежливые” слова произносил Петрусь?
  2. Почему же стихотворение называется “Невежливая вежливость”?
  3. Что бы вы посоветовали Петрусю?
  4. Какими словами и как должен был он вам ответить?
  5. А каким словом вы закончите разговор?

III. Слова благодарности

Добрыми, волшебными словами будут и слова благодарности: спасибо, благодарю Вас. Народная мудрость гласит: “Девочка спесива, не скажет спасибо”, школьная мудрость говорит: “Кисель в столовой ешь, а спасибо где ж?”. Вежливое, волшебное, доброе слово “пожалуйста”. Его мы произносим в ответ на “спасибо” и тогда, когда просим о чем-нибудь. Вежливый человек произносит это слово раз пятнадцать в день. И не только в школе, в библиотеке, на улице, но и дома. Часто школьники оставляют слово “пожалуйста” для гостей, на праздники.

Как-то один пятиклассник сказал младшей сестре: “Пожалуйста, дай мне твой карандаш”. Бедная девочка так испугалась, что заплакала: “Почему ты мне говоришь “пожалуйста”, я что тебе, чужая?”.

Как вы думаете, только ли чужим надо говорить “пожалуйста”? Может ли это слово потерять волшебную силу? Когда, по-вашему, это бывает?

Разобраться в этом вам поможет рассказ Н. Семина “Расколдованное слово”.

IY. Инсценировка и обсуждение рассказа

ЗАКОЛДОВАННОЕ СЛОВО

Н. Семин

Саша прочитал рассказ “Волшебное слово” писательницы Осеевой и крепко задумался. Оказывается, есть на свете волшебные слова…

Не откладывая дела в долгий ящик, Саша решил испробовать силу волшебного слова. Вечером, когда папа сидел за столом и читал какую-то книгу, Саша подошел к нему и сказал:

- Давай сыграем в шахматы, папа!

- Нет времени, сынок, ты видишь - я занят. К лекции готовлюсь, - ответил папа.

- Ну, папа, пожалуйста, я тебя очень прошу, - жалобно протянул Саша.

- Что с тобой делать! Ладно. Давай сыграем, - согласился папа.

Папа быстро проиграл одну партию, а одну сделал вничью. Он всегда играл плохо, когда у него желания не было. Но Саша чувствовал себя победителем. Довольный и веселый, он забрался на диван и сел рядом с мамой. Мама вязала шерстяные носки.

- Прочитай мне книжку, мама, - попросил Саша. - Я очень люблю, когда ты читаешь.

- Не мешай, - сказала мама. - Ты же видишь, что я тебе носки вяжу. Ты теперь сам хорошо читаешь.

- Ну, пожалуйста, мама, очень тебя прошу. Я ведь говорю - “пожалуйста”.

- Ладно, - согласилась мама, откладывая свою работу в сторону. - Носки подождут. Давай книжку. Целый час читала мама Саше, и это ему очень понравилось. На следующее утро, встав с постели и умывшись, он подбежал к маме и крикнул:

- Мама, подай мне полотенце, пожалуйста.

Мама посмотрела на Сашу с удивлением, но полотенце подала.

Потом просьбы посыпались одна за другой.

- Мама, положи мои книги в портфель, пожалуйста!

- Мама, принеси мне воды, пожалуйста!

- Это что еще за фокусы? - возмутилась мама. - Ты что, сам не можешь собрать портфель или себе самому воды принести?

- Могу, - ответил Саша. - Но ведь уже поздно. Я могу опоздать в школу. И, потом, я ведь говорю “пожалуйста”, а это волшебное слово. Его слушаться надо.

Мама как-то странно посмотрела на Сашу, но не сказала ничего. После школы Саша долго катался во дворе на коньках.

- Иди домой, -сказала мама, - уроки делать надо.

- Еще немного, - попросил Саша.

- Иди домой, Саша, пожалуйста, - сказал мама.

Но Саша не слушал и умчался на другой край катка. Через час он пришел домой усталый и грязный. И, скинув на стул свою меховую куртку, сказал:

- Мама, повесь, пожалуйста.

- Сам повесь, слуг у нас нет, - ответила мама.

Саша повесил свою куртку и начал решать задачу. Но задача не решалась.

- Помоги мне решить задачу, мама, - попросил Саша, - пожалуйста!

Мама молчала.

- Пожалуйста, - повторил Саша. _ Я ведь говорю волшебное слово.

- Нет, теперь это слово уже не волшебное, - ответила мама. - Теперь оно хитрое и ленивое. Все волшебство в нем пропало.

- Как это? - удивился Саша. - Разве слово может измениться?

- А ты сам подумай и реши, - сказала мама и вышла из комнаты, оставив Сашу одного.

“Жаль, расколдовалось волшебное слово, - подумал Саша. - Почему так получилось?” 

  1. Почему расколдовалось слово “пожалуйста”?
  2. Когда оно сохраняет свою силу?
  3. Что должен был сказать маме Саша, возвратившись со двора?

Y. Пословицы

Какие еще добрые слова вы знаете?

Чтобы эти чудесные добрые слова не потеряли свое значение, надо помнить, что слово не должно расходиться с делом. Народ давно заметил:

“Дела сильнее слов”.

“Доброе слово человеку - что дождь в засуху”.

“Худое слово и сладким медом не запьешь”.

YI. Задачи

“Умеют ли они здороваться?”

Петя и Юра спешили в буфет и бежали вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Сергеевна. Мальчики пробежали мимо, и где-то с нижнего этажа послышалось: “Здравствуйте, Анна Сергеевна”. Что им ответила учительница, мальчики не слышали: они первыми ворвались в буфет.

А когда на уроке читали рассказ “Волшебное слово”, то Анна Сергеевна сказала, что некоторые ученики в классе не умеют здороваться. И почему-то посмотрела в сторону Пети и Юры. Почему?

“Три ошибки”

Мальчик крикнул прохожему:

- Скажите, сколько сейчас часов?

Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие ошибки он сделал?

YII. Чтение сказки

БЕЗ ОДНОГО СЛОВА

Сказка

П. Дудочкин

Есть на свете такой сад, в котором, было время, никто не обижался друг на друга. Все жили в ладу, радостные, вежливые, добрые.

В жизни, конечно, всякое бывает. Иной раз Ветер так взвихривался, даже Дуб - и тот кряхтел, покачивался и начинал сердиться. Правда, Ветер вовремя спохватывался, стихал, и, виноватый, ласково просил:

- Извини!

И Дуб успокаивался, довольный, что Ветер сам утихомирил свои не в меру буйные порывы.

Случалось, Грач садился-усаживался на тоненькую Ветку, та, бедняжка, изо всей мочи старалась держать его, гнулась-сгибалась, еле-еле терпела, хотела расплакаться, заскрипеть и больно-больно хлестнуть птицу, но догадливый Грач замечал это, взмахивал крыльями, и, взмывая ввысь, говорил:

- Извини!

Повеселевшая Ветка вновь расправляла свои листочки и с облегчением вздыхала, счастливая тем, что такая большая и тяжелая птица попросила извинения у нее, тоненькой Ветки.

Пчела садилась на Цветок, и, чтобы не обиделся он под грузной ношей, нежно-нежно жужжала ему:

- Из-из-звини!

И Цветок ничуть не обижался, только лепестками встряхивал: ладно, мол, ладно, бери мед, бери, а я потреплю, подержу тебя на своих лепестках.

Лист падал с дерева на Траву и тоже лепетал успокоительно:

- Извини!

До чего ж хорошее слово! Сколько в нем доброты, ласки, уважения, успокоения!

Все бы хорошо было, да однажды над садом гроза разразилась, да с таким громовым раскатом - всех перепугала и оглушила. Всех, всех, всех! Ошарашенные небывалым громом, все - надо же так случиться - совершенно забыли слово “извини”. Остальные слова не забыли, помнят, а это будто никто не знал, - совсем из памяти вылетело.

С той поры никто не извиняется друг перед другом - ни Ветер перед Дубом, ни Грач перед Веткой, ни пчела перед Цветком, ни Лист перед Травой. Никто! Ни перед кем! По-иному пошла жизнь. Не стало в саду ладу. Вежливости и доброты как ни бывало. Все друг на друга сердятся, гневаются, злые, грубые. Дуб возмущается, шумит без умолку, протестует, что Ветер никому не дает покоя и ни перед кем ни извиняется. И Ветка вышла из терпения - и раз хлестанула Грача, и два, и три, а он сидит, как ни бывало и не думает просить прощения. Даже терпеливый Цветок и Трава-Мурава и те не шелестят, беспокойные, обиженные.

И никому невдомек, почему так плохо в саду стало, почему все шумят друг на друга, косятся и сердятся, друг друга ругают и виноватят. Может, гроза виновата, что так всех напугала, а может быть, виноват тот, кто чересчур растерялся и с перепугу позабыл то, что нельзя забывать никому и никогда.

YIII. Обобщение

Почему так плохо стало в саду?

Так как же надо говорить друг с другом?

IX. Рефлексия

Задание: Нарисуйте листочки, напишите на них добрые слова, которые вы часто употребляете, и раскрасьте зеленым цветом. Желтым цветом напишите слова, которые вы научились употреблять в своей речи сегодня, на уроке этики, и прикрепите их к “дереву мудрости”.

Литература:

  1. Стихотворение Н. Кульской “Невежливая вежливость”
  2. Рассказ Н. Семина “Расколдованное слово”
  3. Сказка “Без одного слова”
  4. Журнал “Начальная школа”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия кружка «История и культура кубанского казачества» Тема занятия: «Мой край любимый».

Методическая разработка занятия кружка " История и культура кубанского казачества"...

Разработка занятия кружка «История и культура кубанского казачества» Тема занятия: «Мой край любимый».

Методическая разработка занятия кружка " История и культура кубанского казачества"...

Технологическая карта интегрированного занятия кружка «Мастерская добрых дел» и Краеведения. Тема занятия «Зимующие птицы нашего края»

Занятие составили Гришина Е. А. учитель начальных классов и  Белик Л.С. учитель географии учителя МБОУ СОШ №5 п. Лениский...

Учебное занятие кружка внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» по теме "Дал слово- держи его"

Данное занятие учить детей держать данное слово и обещание.Верность к слову и обещанию - очень важное нравственное качество, без которого трудно стать хорошим человеком, хорошим другом, хорошим специа...

Занятие кружка "Основы светской этики" по теме "Золотое правило нравственности"

Цель занятия: способствовать усвоению «золотого правила нравственности» как условия оценивания собственного поведения.Задачи:Обучающий аспект: вывести золотое правило этики, усвоить «золотое пра...

Открытое занятие кружка "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности в 1 А классе.

Открытое занятие кружка «Этика: азбука добра» по внеурочной деятельности по   теме: «Улыбка ангела»  в 1 А классе    ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска...