«Роль народного творчества в воспитании младших школьников»
статья по теме

Осотова Татьяна Валерьевна

 

Обобщение опыта  работы творческой группы учителей (2008-2012 г.г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_tvorcheskoy_gruppy_uchiteley.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы творческой группы учителей «Роль народного творчества в воспитании младших школьников» (2008-2012 г.г.)

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.

                                                                                               Д. С. Лихачёв

В.А. Сухомлинский «Народная педагогика – фундамент педагогической теории». Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся.

« О народной педагогике никто до сих пор серьезно не думал, и, по-видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он. 

Мероприятие «Посиделки в русской избе»  (2008 год) положило начало работе над выше указанной темой. Оно проходило в детском саду, в группе «Русская изба». Задействованы были дети подготовительной группы, 1 и 2 классов. Хочется поблагодарить  коллектив педагогов детского сада: заведующую Пичиненко Н. А., воспитателей Редькину О. А.,Никонову А. С. за тесное сотрудничество  в данном направлении. После этого праздника нам захотелось сделать в начальной  школе тоже свой музей «Русская изба». Теперь мы там проводим свои праздники, факультативы «Введение в народоведение», уроки окружающего мира и приглашаем ребят из детского сада к нам на экскурсии (их проводит Выжанова Л. В.) Проводят мероприятия педагоги дополнительного образования на базе данного музея для наших ребят.

Уже несколько лет проводим мероприятия, посвящённые Христианской Пасхе в сельском доме Культуры. Степанова Е., Водяник А. с увлечением рассказывали, как творчески можно подойти к раскрашиванию пасхальных яиц, а также какие игры и состязания устраивали раньше для молодёжи и детей на Пасху, какие подарки можно дарить .

«Масленица - самый весёлый народный праздник.  Масленица – дань нашим далёким предкам, некогда отмечавшим  приход весны. Православие за века своего существования не смогло заставить людей забыть стародавние обычаи, и посвятила масленичную неделю заговению (подготовке) на Великий пост.

 Каждый день недели имеет своё название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Дети изучают на стенде ярко оформленные  сведения о празднике, о каждом её дне, почему надо её праздновать.

 В марте 2012 года была организована передвижная выставка рисунков «Масленица глазами детей». Реализовала её  Выжанова Л.В.  Ребятишки из детского  сада передали нам свои рисунки, а школьники передали детям свои.

Дети много учат фольклорного материала, несут знания народных обрядов в семью. Перед Масленицей, в феврале, на уроках труда, изготовили куклы – обереги. Эти куклы древние славяне делали из берёзовых палочек  и кусочков ткани. Они верили, что если сделаешь куклу – оберег к Масленице и поставишь её на окно или на двор, то она весь год будет охранять твою семью, твоё подворье.

 На  занятиях факультатива «Введение в народоведение»,  также на других уроках, уделяем внимание изучению традиций, обычаев и культуры русского народа. Нам удалось заинтересовать учеников и увлечь их исследовательской работой в данном направлении. Выбрали тему для исследования – «Как жили люди в старину». Выделили несколько направлений, по которым строим свою исследовательскую работу. Составили план:

  1. Русская изба.
  2. Предметы быта, крестьянская утварь. (Утварь – предметы домашнего обихода)
  3. Народный фольклор, праздники.

         Пройдя 1 этап работы, мы исследовали крестьянский дом снаружи и изнутри. Осенью 2009 года, на 20 летний юбилей, школе был сделан нашей творческой группой учителей и другими учителями и детьми нашей школы подарок: открытие музея «Русская изба».

1 музейное занятие называлось «Русское чудо» (Осотова Т. В.)  2 ведущих ребят рассказали детям от какого слова произошло слово «изба» (истопка , истоба). Прозвучало много загадок, пословиц, поговорок о печке, ведь именно её и называют «русским чудом». На других занятиях дети узнавали от учителей или из других источников о самоваре, ухвате, корзине, утюге, чугунке, коромысле и т.д. Например, самовар иностранцы называют «русской чайной машиной». А также, что он, как и матрёшка с балалайкой, является символом России. Большая работа предстоит по изучению прялок и забытого растения, воспетого в русских песнях - льна. (Работы Е. А. Луценко) Ребята 4 «Б» класса в музее оформили выставку образцов ткачества, вязания, вышивки в народном стиле. Также Е. А. Луценко и Л. В. Выжанова оформили выставку новогодних игрушек изготовленных ещё в советские времена.

Фольклорный праздник  
«Гуляют ребятки в зимние Святки!» ( 18 января 2012 год Осотова Т. В., Выжанова Л. В )
В гости к хозяевам пришли колядовщики с песнями, щедровками,  играми, забавами.  Хозяева не очень радужно встретили гостей, но как услышали песни да прибаутки, сердце хозяйки растаяло, и она сама не отпускала дорогих гостей. Загадывала им загадки, угощала пирогами.

Традиции как бы организуют связь поколения, на них держится духовно-нравственная жизнь народов.

В течение 2 лет наша группа проводит «Неделю русского языка». Ученики принимают активное участие в заочной олимпиаде, в викторинах, в конкурсе «Пишу красиво всегда»

В апреле 2012 года Осотова Т. В., Выжанова Л. В, Захарова Л. В. принимали участие в  мастер-классе «Чти следы прошлого»  (Развитие творческих способностей у младшего школьника средствами устного народного творчества)  на шестых региональных педагогических чтениях, проходивших в  «Центре гуманной педагогики»
негосударственной школы №2 «Наш дом»  г. Благовещенска Амурской области.

В данной работе мы рассказывали и доказывали,  что эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание – заключено в фольклоре, в педагогическом опыте и творческом гении  народа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в нравственном воспитании младшего школьника

В статье раскрывается понятие нравственности человека, даются практические советы родителям в вопросах воспитания нравственной позиции младшего школьника.Такая позиция способствует развитию чувства от...

Родительское собрание «О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников»

«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно до...

«Роль декоративной работы в воспитании младшего школьника»

«Роль декоративной работы в воспитании младшего школьника» г.о. Самара, ГБОУ СПО ССПК, преподаватель изобразительного искусства с методикой преподаванияКириллова В.М. Искусство - одна ...

Роль родительского собрания в воспитании младшего школьника

«Взаимоотношение школы и семьи – условие успешности ребенка.       Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и д...

Родительское собрание "Роль семьи в трудовом воспитании младших школьников"

Родительское собрание  может быть проведено в 3-4 классе.  Материал содержит анкеты, педагогические ситуации, рекомендации для родителей....

роль игры в патриотическом воспитании младших школьников

Надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообраз...

роль игры в патриотическом воспитании младших школьников

Надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообраз...