Классный час "Россия из века в век. 1150 лет Российской государственности"
классный час (3, 4 класс)

 

Классный час был проведен в 4 классе. Учащиеся познакомились с этапами становления Российского государства и обобщили сведения о зарождении Древнерусского государства, о формировании Московского царства, о становлении Российской Империи, о развитии Советского государства и о начальном этапе Российского современного государства. Закрепляли знания учащиеся, принимая участие в дидактических играх.

Материал представлен для участия во Всероссийской интернет – конференции, посвящённой 1150-летию Российской государственности «Откуда есть пошла русская земля»

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rossiya_iz_veka_v_vek.zip2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Каменева Татьяна Анатольевна

Тема: Россия из века в век. 1150 лет  Российской государственности

Цели:

 - познакомить учащихся с основными этапами становления российской государственности;

 - обобщить знания о главных событиях разных периодов становления российского государства;

  - развивать умения самостоятельно работать  с текстом;

 -  учиться находить главное, делать выводы;

 - развивать речь, смекалку, логическое мышление;

 - воспитывать интерес к русской истории, активность, самостоятельность.

Оборудование: презентация,  карточки.

Форма занятия: заочное путешествие во времени и пространстве

Мобилизационный этап

Вводно - мотивационный этап

 - Как называется наше государство?

 - Всегда ли оно так называлось?

 - Сколько лет нашему государству?

Познавательный этап.                                                                                              1. Самостоятельное чтение текста по карточкам   Слайд 3- 7

      Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением раздробленности и утраты централизованного управления.

     Духовным отцом и основателем Древнерусского государства суждено было стать князю Владимиру Святославовичу, нареченному Красным Солнышком. При нем в 988 году Русь приняла православие как государственную религию.  Военным предводителем, верховным судьей, главой в городах и сёлах был князь. Функции князя точно определены в легенде о призвании варягов: "владеть и судить по праву". Князя окружала дружина. Дружинники жили на княжеском дворе, пировали вместе с князем, участвовали в походах, делили дань и военную добычу. Князь советовался с дружиной по всем делам. В городах Киев,  Новгород,  Ростов, Суздаль, Псков развивались ремесла и торговля; создавались памятники  письменности и архитектуры. Устанавливались и углублялись связи с южными и западными славянами, Византией, Европой, Кавказом, Азией. Древнерусские князья отражали набеги кочевников.

    Правление Ярослава Мудрого - период наибольшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались Русской правдой и другими документами.

     В боярско-княжеской среде детей не воспитывали самостоятельно. В три года мальчиков сажали на коня, а потом отдавали их на выучку и попечение пестуну (воспитателю). В двенадцатилетнем возрасте молодые князья вместе со своими боярами-советниками отправлялись на управление городами и волостями. В одиннадцатом веке богатые семьи стали обучать грамоте, как мальчиков, так и девочек. Любимым местом знатных и простых людей был киевский торг, где продавали продукты и изделия не только с городов русских, но со всего мира, включая Багдад и Индию.

     Своя, исполненная тревог и трудов жизнь, текла в скромных русских деревнях и селах, где люди жили в полуземлянках или рубленных избах с печками-каменками в углу. Там жители Древнерусского государства распахивали новые земли, охотились, бортничали, оборонялись от врагов и снова и снова отстраивали свои сожженные жилища. Они делали все, чтобы выжить и не заставлять свою семью голодать. Долгими зимними вечерами мужчины пили мед, хмельные напитки и вспоминали славные дни, а женщины занимались пряжей. Здесь слагались песни и былины. Именно благодаря деревням и селам появилась такая богатая литература и творчество, прошедшее сквозь века.

Одной из ключевых фигур в истории формирования Московского государства стал Иван Калита.  На иконе С. Ушакова "Богоматерь Владимирская" он изображен сажающим "Древо Московского государства". Гибкий, подчас жесткий политик умел поддерживать мирные отношения с Ордой, взял вверх в давнем споре с Тверью, добился покорности от Новгорода и Пскова. При нем Москва утверждается в роли политического лидера Руси и приведет к созданию единого государства. При Калите образуется территориальное ядро будущей Московской Руси.  

     Его политические успехи в постепенном обретении независимости от Золотой Орды были закреплены победой князя Дмитрия Ивановича Донского на Куликовом поле. Дмитрий сумел стать признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель.  Поддерживая дружеские связи с православной Византией, Дмитрий добивался признания независимости русской православной церкви от Константинополя. Однако понадобилось еще почти сто лет для того, чтобы Москва окончательно закрепила свою роль как организующий и духовный центр формирующегося Российского государства.

2.Игра « Древние города Древней Руси»      Слайд 8 - 10

     Из слогов нужно составить названия древнерусских городов. 

Ростов    Киев   Новгород    Ярославль   Суздаль    Муром   Москва           Смоленск

3. Сообщение учащейся     Слайд 11 - 13

      Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. Незначительному в середине XIII века удельному Московскому княжеству суждено было возглавить борьбу русских земель против Золотой Орды, а затем и против Литвы, преодолеть  раздробленность Руси и стать главной  политической силой. Территория Московского княжества была невелика. В правление Ивана III и Василия III завершился процесс расширения внешних границ великого княжества Московского за счёт других русских земель.  Основными этапами в этом стало присоединение Новгородской республики, Тверского великого княжества, Псковской республики и Рязанского великого княжества.  

В этот период меняется облик главного здания Москвы – Кремля. В конце 14 — начале 15 вв. продолжается каменное строительство, реставрируются белокаменные стены и башни, устанавливаются первые башенные часы. В это время работают знаменитые русские живописцы Андрей Рублёв, Феофан Грек и Прохор с Городца. Московский Кремль превратился в монументальный ансамбль, величественным центром которого была Соборная площадь с Успенским собором. Его построил итальянский архитектор Аристотель Фьораванти с русскими мастерами. Используя достижения русского зодчества, строители придали традиционному пятиглавому храму величественные формы. В данный период были построены стены и башни, существующие и теперь. В начале 16 века Московский Кремль был одной из самых мощных крепостей Европы.

В период становления Российского государства было организовано первое постоянное пешее войско - стрельцы. Первое боевое крещение московские стрельцы приняли во время осады и штурма Казани в 1552 году и в дальнейшем являлись непременными участниками всех основных военных кампаний. В мирное время стрельцы несли гарнизонную службу, выполняя в городах функции полиции и пожарных.

     Ярким проявлением повышения авторитета государя Московского явилось торжественное венчание Ивана IV на царство в 1547 году. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от зависимости Золотой Орды, завершился процесс «собирания земель» вокруг Москвы. За этим событием последовали важнейшие реформы органов государственного управления, судебной системы, армии, церкви. В XVI веке Россия успешно начала сотрудничать с другими государствами.  Значительно расширилась территория государства за счет успешных завоевательных походов на восток.
Все это привело к образованию великорусской нации.

 

4. Работа в группах «Мудрость русского народа»    Слайд 14 - 17

     Предлагаю  вашему вниманию русские пословицы и поговорки, которые были придуманы во время формирования и развития русского государства.

Русские пословицы несут в себе саму сущность бытности русского народа, сложившейся за всю его историю существования и развития. Пословица ярко

 и образно украшает русскую речь. Уникальность пословиц состоит в том, что в столь краткой форме отражается вся глубина мысли, жизненного опыта, переживаний русского народа. Каждая группа выбирает пословицы по определённой тематике.

Проверка: представитель группы зачитывает выбранные пословицы, на экране поочерёдно появляются пословицы по темам.

1 группа – о труде, 2 группа – о правде, 3 группа – об уме (по 5 пословиц)

Землю красит солнце, а человека – труд.

Всякий про правду трубит, да не всякий её любит.

С людьми советуйся, а своего ума не теряй.

Не ищи правды в людях, если в тебе её нет.

Чем труднее задача, тем приятнее победа.

Красота приглядится, а ум пригодится.

Не говори, что делал, а говори, что сделал.

Глупые ссорятся, умные договариваются.

Над чем постараешься, над тем и порадуешься.

Добрый разум наживают не сразу.

Горькая правда лучше сладкой лжи.

На свете всё меняется, а правда остаётся.

Делано наспех, сделано на смех.

Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.

Наша правда врагам глаза колет.

5. Рассказ учителя      Слайд 18 - 20

      Государство Российская империя охватывает эпоху с конца XVII до начала XX века. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии.
Основы Российской Империи были заложены русским царём Петром I (Пётр I Великий), который в ходе своих реформ изменил режим  монархии Русского царства  по образцу ряда западноевропейских стран.

По окончанию Северной войны Пётр I в 1721 году объявляет себя императором, а Россию — империей. В европейской традиции империей считалась единственная могущественная держава общеевропейского масштаба; таким образом, новый титул русских царей обозначал в глазах Запада резко возросший внешнеполитический вес России.

Петром I была проведена реформа государственного управления, преобразования в армии, был создан военный флот, была осуществлена реформа церковного управления.  Также была осуществлена финансовая реформа, предпринимались мероприятия по развитию промышленности и торговли.

Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Пётр I ясно сознавал  

необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. В начале 18 века в Москве были открыты школы математических и навигационных наук, артиллерийская, инженерная и медицинская школы в

 Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Уральских заводах. Целям массового образования должны были служить  цифирные школы, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Петром I были созданы новые типографии, в которых за 1700 - 1725 напечатано 1312 наименований книг (в 2 раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания).

Особое значение имело строительство каменного Петербурга,  которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и отдыха. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и многое другое.

Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу

     Эпоха Петра I явилась переломным периодом в истории России. Его реформы охватили все сферы государственной и общественной жизни, определив на длительную историческую перспективу развитие нашей страны.

     После смерти Петра I Российская империя вступила в эпоху дворцовых переворотов. За период с 1725 по 1762 год на российском престоле сменились шесть самодержцев, включая младенца-царя Ивана Антоновича.
    С 1741 года начинается 20-летнее правление дочери Петра I, Елизаветы Петровны, при которой в Российской империи появился первый университет, было продолжено закрепощение крестьян, наметились некоторые сдвиги в экономике, продолжилось расширение российской территории, а также полностью подтвердились высокая боеспособность и выучка русской армии в ходе Семилетней войны.

     В 1762 году в ходе очередного переворота к власти приходит Екатерина II (Екатерина II Великая), урождённая София Фредерика Августа, австрийская принцесса. Она свергает собственного мужа Петра III, и коронуется под именем Екатерина. В её правление Россия ведёт захватнические войны на юге, западе – и востоке.

     Общественный строй Российской империи в 19 веке состоял из 5 слоёв: дворянство, духовенство, городское население, крестьянство, казачество.

Самое привилегированное сословие царской России - дворяне, как правило, владели землей и до 1861 года жившими на этой земле крестьянами. С эпохи Петра I звание потомственного дворянина можно было получить по достижении определенного чина в военной или гражданской службе, при награждении некоторыми орденами, а также за особые личные заслуги.

Рабочих, которые составляли городское население,  в России было мало.

Крестьяне составляли основную часть населения Российской империи. Они были вольные и крепостные. Крестьяне обрабатывали землю, служили помещикам и дворянам.  

     XIX век - время культурного и духовного подъёма России. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов, продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело.

Развивается литература, популярность приобретают такие жанры, как поэзия, басня, проза. Творчество В.Жуковского, И.Крылова, А.Пушкина, М. Лермонтова, И.Тургенева, А.Фета, Ф. Тютчева составляет основу «золотого века» русской литературы.  С развитием литературы неразрывно связано развитие музыки.  XIX век - период достижений русской культуры связанный с именами М.Глинки, П.Чайковского, М. Мусоргского. XIX век ознаменован высоким расцветом русской живописи, в котором художники России оставили для потомков неизгладимый след в истории отечественного изобразительного искусства.

6. Игра «Золотые страницы науки и искусства Российской империи»    Слайд 20 - 25

     Учитель предлагает детям выбрать правильный вариант ответа из  предложенных трёх фамилий после ознакомления с краткой характеристикой деятельности известного деятеля науки или искусства. Вариант ответа выбирается указыванием стрелки на фамилию. Если верно – слово подчёркивается и выделяется другим цветом, если неверно – качание слова.

7. Рассказ учителя    Слайд 26 - 30

     Главными событиями с начала 19 века можно выделить Отечественную войну 1812 года с французской армией и победу русского народа при царе Александре I, отмену крепостного права в 1861 году царём Александром II,

Первую мировую войну 1914. Война приводит к крайнему напряжению сил всех воюющих держав. К зиме 1916/1917 годов вследствие огромных военных расходов, значительно возросших военных перевозок и мобилизации миллионов крестьян в армию резко обостряется продовольственный вопрос, особенно в столице империи. Нарастающие трудности приводят к появлению массового недовольства практически всех слоёв общества: крестьян, рабочих, солдат, интеллигенции, высшей аристократии.

В ходе революции 1917 года монархия рушится и  провозглашается власть Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Объявлено о передаче земли тем, кто её обрабатывает, начата национализация предприятий и банков. К власти в результате революции пришли большевики во главе с В.И. Ульяновым (Лениным). В ходе Гражданской войны большевизм, ставший идеологическим стержнем нового строя, сформировал Союз Советских Социалистических Республик (СССР).
    Большинство населения Советского государства было неграмотным и все  в возрасте от 8 до 50 лет были обязаны учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных. Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа

 обучения включала чтение, письмо, счёт. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической.
    В 20 – 30 годы XX века в стране уделялось большое внимание развитию экономики. Миллионы людей самоотверженно, почти вручную, строили сотни заводов, электростанций, прокладывали железные дороги, метро. Часто приходилось работать в три смены. В 1930 году было развёрнуто строительство около 1500 объектов. Был воздвигнут ряд гигантских промышленных сооружений: ДнепроГЭС, металлургические заводы в Магнитогорске, Липецке и Челябинске, а также Уралмаш, тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, Харькове, Уралвагонзавод, ГАЗ и др. В 1935 году открылась первая очередь Московского метрополитена общей протяжённостью 11,2 км.

     Благодаря трудолюбию и героизму нескольких поколений советских людей Советское государство в кратчайшие сроки стало мощной индустриальной державой, что позволило СССР не только выстоять, но и разгромить фашизм в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.).
    1941 года гитлеровская Германия без объявления войны напала на СССР. Началась Великая Отечественная война. Спустя несколько месяцев фашистская Германия заняла значительную часть страны: Прибалтику, Белоруссию, большую часть Украины, запад РСФСР.  

     Среди крупнейших событий второй мировой войны великая битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице  хваленая гитлеровская армия, в течение двух лет легким маршем прошедшая многие европейские страны, потерпела первое серьезное поражение. Разгром фашистских войск под Москвой явился началом коренного поворота в ходе войны. Окончательно был похоронен гитлеровский план «блицкрига»; перед всем миром была развенчана фальшивая легенда о «непобедимости» гитлеровской армии.

     В 1942 году битва за Сталинград (Волгоград) являлась крупнейшей сухопутной битвой в ходе  Второй мировой войны, которая стала переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу.

После поражения под Сталинградом немецкое командование решило взять реванш, имея в виду осуществление крупного наступления на советско-германском фронте, местом которого был избран так называемый Курский выступ (или дуга), образованный советскими войсками зимой и весной 1943 года. Курская битва, подобно сражениям под Москвой и Сталинградом, отличалась большим размахом и направленностью. В ней с обеих сторон участвовало более 4 млн. человек, свыше 69 тысяч орудий и минометов, 13,2 тысячи танков и самоходных установок, до 12 тысяч боевых самолетов. В ходе 50-дневных боев советские войска разгромили 30 немецких дивизий, в том числе 7 танковых.  Под Курском военной машине вермахта был нанесен такой удар, после которого фактически был предрешен исход войны. Это

 был коренной перелом в ходе войны, заставивший многих политиков всех воюющих сторон пересмотреть свои позиции.  

После боёв под Сталинградом и Курской битвы обозначился перевес в войне на стороне СССР. К лету 1944 года большая часть страны была освобождена от оккупантов. До мая 1945 года продолжалось освобождение Европы от фашистской Германии.

     1 мая  в Берлине над Рейхстагом советские воины водрузили знамя Победы, а 24 июня 1945 года состоялся исторический парад Победы, состоявшийся в Москве, на Красной площади в ознаменование победы СССР над Германией в Великой Отечественной войне.

     По площади прошли победители: командующие фронтами и армиями, офицеры и рядовые. Герои Советского Союза несли знамёна прославленных частей и соединений. Для каждого сводного полка оркестр исполнял особый марш. Марш завершала колонна солдат, нёсших 200 опущенных знамён и штандартов разгромленных немецких войск. Эти знамёна под дробь барабанов были брошены на специальный помост у подножия Мавзолея.      Благодаря неимоверным усилиям советских людей, страна быстро восстановила свою экономику после разрухи.

Во главе партийного управления государством с 1920 годов по 1991 год находились И.В. Сталин,  Н.С. Хрущев, Л.И.Брежнев, а политика «перестройки» последнего Генерального секретаря Центрального Комитета КПСС М.С. Горбачева завершилась распадом СССР в августе 1991 года.

8. Игра «Известные  люди Советского Союза»

Учащиеся получают карточки с фамилиями известных людей советского периода и родом их занятий. Нужно соединить стрелками фамилию и род занятий. Взаимопроверка.

Гагарин                             поэт

Ватутин                            космонавт

Паустовский                    учёный

Королёв                            композитор

Барто                                военноначальник

Дунаевский                      писатель      

Сахаров                            конструктор

9. Рассказ учителя    Слайд 31

     Эпоха Российской Федерации началась в декабре 1991 года и продолжается по настоящее время. За прошедшее время в стране произошли принципиальные перемены. Была принята новая Конституция РФ 1993 года, которая позволила сформировать демократическую политическую систему. Стала реальностью многопартийность. Россияне избирают Президента РФ, депутатов Государственной Думы, губернаторов, мэров, органы местного самоуправления.  

10. Графическая игра « Неофициальные  символы нашей страны»    Слайд 32

Учащиеся получают контур домика,  который разделён на 6 частей- окошек. В каждом окошке пишут и рисуют неофициальный символ России.

 - Дерево

 - Цветок

 - Зверь

 - Птица

 - Предмет (игрушка, одежда, музыкальный инструмент, посуда и т.д.)

 - Человек

Учащиеся обмениваются мнениями.

     Становление и развитие российской государственности насчитывают много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор.                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие, посвящённое 1150-летию Российской Государственности "Как появилась ты, матушка Русь..."

Внеклассное мероприятие способствует патриотическому, духовно-нравственному воспитанию учащихся, воспитанников, формирует чувство гордости за свою Родину,её историческое прошлое....

Классный час для 3 класса "Образование Российской государственности"

Цель: дать представление о возникновении государственности в России, расширить исторические знания, воспитывать в детях чувства патриотизма, любовь к Родине....

Методическая разработка классного часа, посвященного 1150-летию Российской государственности.

Классный час, посвященный Российской государственности. Материал предназначен для проведения мероприятия в 1 классе....

Урок Российской государственности

Первый урок в День Знаний в 3 классе....

Внеклассное мероприятие "Смоленск в веках", посвящённое празднованию 1150 - летия города Смоленска.

Мероприятие по назначению - культурно - воспитательное, по содержанию - историческое. Данное мероприятие, используя средства ИКТ, связывает прошлое и настоящее родного края,знакомит учащихся с несколь...

Классный час «Российская государственная символика»

Цель : дать представление о понятиях «Конституция», «гимн», «герб», «флаг», «знамя»; рассказать о преемственности и символике российского герба, флага, гимна....