Программа внеурочной деятельности "Эрудит"
рабочая программа (1 класс) по теме

Салова Венера Федоровна

Рассчитана на 1 час в неделю. для учащихся 1 класса. авторская, рецезент Кан. пед. наук, проректор УИПК ПРО Прохорова С.Ю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл erudit.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка.

  Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных  и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.

     Актуальность  работы кружка : необходимость развития способностей детей  с учётом их индивидуальных  психологических особенностей и склонностей.

    Цели курса :  создание условий для формирования интеллектуальной активности

    Задачи курса :  

  1. способствовать расширению кругозора
  2. развивать мотивацию к познанию и творчеству
  3. формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
  4. обучать  младших школьников работе с различными источниками информации
  5. развивать коммуникативную  компетентность через парную и групповую работу
  6. развитие критичности мышления

   Отличительные особенности курса :

      В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний : русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

     В основе заданий. которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают : разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.

   Участники образовательного курса :    учащиеся 1 классов школы.

   Сроки реализации :  один учебный год.

   Программа рассчитана на 36 учебных недель по 2 часа в неделю, всего 72 часа .

   Основные виды деятельности :

  1. исследование и решение логических задач по разным отраслям знаний
  1. работа с различными источниками информации
  2. составление собственных логических задач, ребусов, головоломок

   Предполагаемые результаты : 

-  повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

-  формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации

 -   развитие коммуникативной компетентности детей

  - развитие экологической культуры младших школьников.

   Формы проверки результативности занятий : 

  1. выпуск книг-самоделок, придумывание собственных логических заданий
  2. подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в своём классе
  3. участие в интеллектуальных играх
  4. индивидуальный, групповой проект
  5. экскурсия

   Форма подведения итогов реализации программы – индивидуальные и групповой проекты.

                           

                               Разделы  программы :

  1.  Языкознание- 20 часов
  2. Математика – 36 часов
  3. Экология – 16 часов

В рамках всех трех направлений осуществляется проектная деятельность – 7 часов.

Содержание учебного курса:

Языкознание:

Разделы:

Лексика и фразеология- 3 ч.

Загадки и их виды- 8 ч.

Ре6усы- 6 ч

Языковое творчество народа- 1 ч.

Проектная деятельность- 2 ч.

СОДЕРЖАНИЕ:

Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов

Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги

 Обучение решению и составлению рисуночных ребусов и решению и составлению ребусов, содержащих числа, шарад и загадок.

Знакомство с анаграммами. Обучение их решению и составлению

Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением

Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц

Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними

Математика:

Разделы:

 Математические головоломки- 23 ч.

Геометрия для маленьких- 4 ч

Задачи- 4 ч

 Из истории математики- 3 ч

Проектная деятельность- 2 ч.

СОДЕРЖАНИЕ:

Решение и составление задач-шуток, магических квадратов,

Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач

Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего»

 Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей

Выполнение и составление графических диктант.

Анализ и разрезание геометрических фигур.

Исследование и решение старинных задач, составление подобных

Игра «угадай число»

Решение логических задач.

Основные приемы составления задач в стихах.

Игра «Цифры в буквах»

Поиск информации о великих математиках.

Обучение приемам решения головоломок, составление головоломок.

Решение различных головоломок и задач на смекалку.

Экология:

Разделы:

Экология для малышей- 4 ч.

География для маленьких- 8 ч.

Краеведение-  2 ч.

Проектная деятельность- 2 ч.

СОДЕРЖАНИЕ:

Понятие об экологии, поиск информации об экологии края

Составление экологических сказок

Составление книги рекордов природы

Отгадывание загадок о природе, составление таких загадок

Многообразие природы Земли, просмотр слайдов, презентаций. Конкурс рисунков «Там, где я не был».

Изучение растений и животных Ульяновской области, экскурсия.

 Календарно – тематическое планирование занятий

                                   1 блок «Языкознание» - 20 часов.

( 1 четверть)

№ занятия

Тема  занятия

кол-во

часов

Содержание  занятия

1

Наши имена

1

Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов

2

Прятки с предлогами

1

Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги

3-4

Что скрывает сорока ?

2

Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа

5-6

Что бы это значило ?

2

Обучение решению и составлению рисуночных ребусов

7-8

Карусель загадок

2

Обучение разгадыванию и составлению загадок

9-10

Загадки - шарады

2

Обучение разгадыванию шарад

11-12

Путешествие в сказку

2

Решение загадок и логических задач о сказочных героях

13-14

Секреты анаграммы

2

Знакомство с анаграммами. Обучение их решению и составлению

15

Крылатые слова и выражения

1

Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением

16

Пословица недаром молвится

1

Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц

17-18

Шиворот - навыворот

2

Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними

19-20

Проектная деятельность

«Юные языковеды»

2

Выбор тематики проекта, постановка целей, задач, планирование , осуществление проекта, выступление.

                 

2 блок « Математика» - 36 часов

(2 - 3 четверть)

№ занятия

Тема  занятия

кол-во часов

Содержание  занятия

1-2

Веселая арифметика

2

Решение и составление задач-шуток

3-4

Волшебный квадрат

2

Обучение решению и составлению «магических» квадратов

5-6

Игры со спичками

2

Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач

7-8

Умные цепочки

2

Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего»

9-10

Что увидел Шерлок Холмс ?

2

Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей

11-12

Будь внимателен!

2

Выполнение и составление графических диктантов.

13-14

Геометрия для малышей.

2

Анализ геометрических фигур.
Разрезание геометрических фигур на части и
сложение новых фигур

15-16

Старинные задачи.

2

Исследование и решение старинных задач, составление подобных

17-18

Магазин головоломок

2

Открытый интеллектуальный марафон

19-20

Загадки о числах

2

Игра «угадай число»

21-22

Давайте порассуждаем!

2

Решение логических задач.

23-24

Сочиняем задачи в стихах.

2

Основные приемы составления задач в стихах.

25-26

Математические шифровки.

2

Игра «Цифры в буквах»

27

Кто открыл миру математику?

1

Поиск информации о великих математиках.

28-29

Путешествие в мир математики.

2

Выпуск математической газеты.

30-31

Математические головоломки.

2

Обучение приемам решения головоломок, составление головоломок.

32-33

Математический турнир

2

Решение различных головоломок и задач на смекалку.

34-36

Проектная деятельность «Юные математики»

3

Выбор тематики проекта, постановка целей, задач, планирование , осуществление проекта, выступление

3 блок « Экология» - 16 часов

(4 четверть)

№ занятия

Тема  занятия

кол-во часов

Содержание  занятия

1-2

Что такое экология?

2

Понятие об экологии, поиск информации об экологии края.

3-4

Экологические сказки

2

Составление экологических сказок.

5-6

Я познаю мир

2

Экологический брейн-ринг.

7-8

Книга рекордов природы

2

Составление книги рекордов природы.

9-10

Загадки о животных и растениях.

2

Отгадывание загадок о природе, составление таких загадок.

11-12

Путешествие в дальние страны.

2

Многообразие природы Земли, просмотр слайдов, презентаций. Конкурс рисунков «Там, где я не был».

13

Растения моего края

1

Изучение растений Ульяновской области, экскурсия.

14

Животные моего края

1

Изучение животных  Ульяновской области, экскурсия

15-16

Проектная деятельность «Юные экологи»

2

Выбор тематики проекта, постановка целей, задач, планирование , осуществление проекта, выступление

Литература:

  1. Г.Александрова «Занимательный русский язык» ( серия « Нескучный учебник» ), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
  2. Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
  3. М.Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
  4. Э.Вартанян « Крылатые слова» , М, Астрель, 2001
  5. В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
  6. В.Волина « Праздник букваря»,М, 1995
  7. В.Волина « Праздник числа» М, 19953
  8. Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
  9. Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989
  10. Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
  11. Л.Мищенкова « 25 развивающих занятий с первоклассниками» Ярославль, 2005
  12. Л.Мищенкова « 25 развивающих занятий со второклассниками» Ярославль, 2006
  13. «Речевые секреты» под. Редакцией Т.Ладыженской, М, 1993
  14. «Старинные вятские загадки» Киров, 1990
  15. И.Сухин «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все» ПКФ «Валёр», 1995
  16. Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993
  17. Белицкая Н. Г., А. О. Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  18. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Сост. Н.И.Удодова.-Волгоград: Учитель, 2008.
  19. Занятия математического кружка. 3-4 классы. Автор-сост. О. И. Белякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  20. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение. 3-4 классы. Автор-сост. Е. А. Чаус. – Волгоград: Учитель, 2007.
  21. Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2009.
  22. Андреева О.Г. Занимательная экология. М, П, 1999
  23. Сивоглазова П.Д. Экология в играх и загадках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...