Экологическое воспитание
методическая разработка на тему

Никитина Марина Александровна

В данном материале поднимается проблема экологического воспитания в начальной школе  во внеурочное время. Приводятся примеры  текстов для работы с детьми по данной теме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_katastrofa_perestala_byt_chem.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая катастрофа перестала быть чем-то призрачным, отдаленным в пространстве и времени. Это – горькая реальность. Но до сих пор экологические проблемы мыслятся людьми как нечто постороннее, внешнее по отношению к ним , а не как то , что заключено в них самих. Все большее количество исследователей приходят к выводу о том, что экология  - мировоззренческая наука и ее главная задача -  формирование у людей экологического мировоззрения, Эта проблема находит отражение и в образовательном процессе , так как в основе любой цивилизации лежит образование , т.е. передача следующим поколениям приобретенного опыта и знаний , передача культуры и нравственности.

         В нынешних условиях жесткого экологического императива, преодоление которого только и обеспечит сохранение человечества на планете, основой нравственного воспитания человека и его образования становятся прежде всего взаимоотношения человека и природы.

        Особая роль в решении данной проблемы отводится начальной школе , так как именно в ней закладываются основы экологического мировоззрения

Экологическое воспитание и образование под руководством учителя начальных классов , который пользуется у младших школьников непререкаемым авторитетом, протекает более плодотворно и является хорошей базой для следующего этапа экологического образования.

        Экологическое воспитание должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно должно иметь своей целью формирование мировоззрения человека, основанного на представлении о своем единстве с природой и о направленности своей культуры и всей практической деятельности человека не на эксплуатацию природы и даже не на  сохранение ее в первозданном виде, а на ее развитие, способное содействовать развитию общества.

        Современное состояние экологического образования и воспитания общества позволяет выявить явное противоречие между позитивными установками реальным уровнем экологической воспитанности личности. В связи с этим  в педагогике и методике начального образования идет активное переосмысление накопленного опыта по данной проблеме и осуществляется поиск новых подходов для реализации конечной цели экологического образования – становления экологической культуры личности. В настоящее время экологическая культура рассматривается как система духовных ценностей, этических императивов, экономических механизмов, правовых норм, которая формирует у общества потребности и способы их реализации, не создающие угрозу жизни на Земле.

         В качестве основных , структурных компонентов экологической культуры называются:

- экологическая образованность или система экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических);

- экологическое сознание, мышление, мировоззрение, экологические отношения, система ценностей, культура чувств;

- культура экологически оправданного поведения, природоохранительная деятельность.

Становление экологической культуры личности находится в прямой зависимости от развития экологического образования и воспитания на всех уровнях обучения , в том числе в группе продленного дня.

Среди форм работы по экологическому воспитанию в группе продленного дня можно выделить следующие: экологические чтения, интеллектуальные творческие игры (КВН ,викторины )проведение наблюдений, изготовление изделий из природного материала, просмотр фильмов о природе, конкурсы рисунков на темы: «Эти забавные животные», «Мой четвероногий друг»,»Зимушка-зима»,»Весна-красна»,»Осень-золотая пора». Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

  Одна из форм работы по экологическому воспитанию –экологические чтения. При работе используются различные материалы экологического содержания (ситуации, задачи, упражнения). Сюжет каждого задания завершается целевыми вопросами, которые предлагаются детям для формирования у них умения находить обоснованные аргументы для правильных ответов.

                                                       

                       Материалы, используемые для бесед.

                                                  Кормушка.

    Сережа прибил за окном кормушку. Первыми стали брать корм воробьи. Однажды мальчик заметил среди них синичку. Сережа стал вешать кусочки сала для синички.

  1. Каким представляется вам Сережа? Что в нем вызывает симпатию?
  2. Как бы поступили вы и почему?
  3. Какую пользу приносят птицы?                        

                                      Сурка.

В саду нашли маленького щенка. Мальчику стало жаль щеночка Он закутал его шарфом. Принесли молоко. Мама ткнула малыша мордочкой в блюдечко. Он начал лакать молоко. Назвали щенка Суркой. Он очень полюбил мальчика и его маму! ( По С. Аксакову)

1. Почему щенок привязался к мальчику и его матери?

2.В чем проявилась их забота о нем?

3. Как поступили бы вы, если бы увидели где-то крошечного, ничейного щенка или котенка?

                                         Мальчик с ландышами.

       В воскресенье мальчик спешил по дороге из леса к поезду. В руке у мальчика были ландыши, Упругие стебли не помещались в ладони. Они вырывались, как живые, и падали на дорогу, Прохожие осторожно обходили эти нежные колокольчики.

       Мальчик вошел в вагон. Один пассажир объяснил ему,что  губить душистые ландыши  нельзя.  Сорвешь цветок – погубишь семена. Не появятся  новые цветы. С каждым букетом скудеет красота земного шара. Человек должен сохранить зеленый наряд Земли.

       1. Почему ландыши вырывались, как живые, и   падали на дорогу? С чем или с кем их можно сравнить?

       2. Какие чувства вызывает у вас мальчик?

       3. Почему некоторые мальчики и девочки, да и взрослые, так ведут себя на природе? Дайте оценку такому поведению.

       4.Опишите какой- либо цветок, дерево, куст или отдельные уголки природы, постарайтесь передать всю их красоту.

                               Экологические ситуации

Пятилетний Дима со старшим братом Костей идут по влажной после дождя тропинке. Вдруг на тропинку выскакивает лягушка. Дима, ни разу не видевший ее, пугается. Костя утешает его, ногой отшвыривает лягушку и приговаривает: «Какая гадкая лягушка, она испугала нашего Диму». Мальчики идут дальше.

  1. Правильно ли поступил Костя? Какие чувства к себе он вызывает?
  2. Как поступили бы вы  в этой ситуации? ( Спокойно подвести Диму к лягушке и сказать малышу, что она не кусается и ловит злых комаров, что после дождя лягушки очень любят гулять, что их надо беречь. Тогда  и малыш повел бы себя иначе. Он осторожно обходил бы лягушат стороной и еще рассказал бы о них другим ).

Семья возвращается из лесу. В корзинке лежит еж. Он сердито фыркает, шуршит ветками. Марина и Света то и дело поглядывают      в корзинку, радуясь своей находке.

1.Правильно ли поступили девочки, взяв ежа домой? Почему?

2. Что бы вы рассказали Марине и Свете о ежах, о их жизни в городских условиях? ( За ежиком нужен специальный уход. Он не приспособлен к домашним условиям: девочки и их родители от ежа быстро устанут. Еж должен жить в лесу, у ежа есть детки, они ждут его и будут плакать одни, а потом могут и погибнуть. Девочки должны отпустить ежа на свободу).

2. Все ли так поступают, как Марина и Света?

3. Как поступите вы, если в лесу найдете птичье гнездо с птенцами?(Надо просто издали посмотреть на гнездо, послушать, как тревожно посвистывает над головой птица-мама, и уйти.)

     Вернувшись домой после прогулки, поделитесь увиденным, услышанным с родителями, с товарищами, порадуйтесь, что не разрушено гнездо, что вырастут красивые птицы и от них будет весело и шумно в лесу.

В лесу из автомашины вышел мужчина с двумя детьми и привязал к дереву привезенную с ними собаку. Люди уехали, а собака смотрела им в след такими глазами, будто плакала…

    1.Как вы оцените такой поступок взрослого?

     2.Что это? Наказание детей? Собаки? Или просто все устали от забот о животном? Или надо было ехать отдыхать, а собака мешала

    3. Какая причина может быть оправданием безнравственного поступка отца?

   4. Чему, может быть, сам того не понимая, отец учит своих детей?

   5. Как вы относитесь к животным? Находят ли они в вашем сердце защиту?

                         Экологические задачи.

Знойный летний день. Группа школьников стоит на перроне станции в ожидании электрички. Настроение у всех чудесное: слышатся разговоры, песни, смех.

      Наконец и электричка! Все быстро садятся, торопятся на лоно природы в лес. Какое удовольствие ощутить лесную прохладу в такой жаркий день! Так и хочется подальше забраться, в самую чащу.

      Вот наши «герои» в облюбованном уголке леса. Начинаются игры, песни…. Но время бежит быстро, близится обеденная пора. Надо приготовить пищу. Быстро разжигают костер, горя, потрескивают только что сломанные свежие ветки ели, корежатся от огня молодые листочки березы.

     Наконец кому-то приходит идея устроит шалаш. Трещат от молодой силы деревца, обламываются зеленые ветки берез и елей. Так появляется шалаш, а рядом с ним остаются жалкие деревья с торчащими во все стороны сучьями. Какая неприглядная, удручающая картина…

  1. Какие чувства должны возникнуть у каждого, кто увидит такую картину?
  2. Почему некоторые взрослые и дети так ведут себя на природе? Дайте соответствующую оценку такому поведению.
  3. Как бы вы посмотрели на такое поведение своих сверстников или старших ребят?
  4.  Как бы вы поступили, если бы это были ваши одноклассники?З

Задания отражают не только положительные, но и отрицательные проявления человека в природе, наиболее типичные недостатки, против которых следует бороться. Решение ситуаций, упражнений и задач должно  использовать в качестве дополнительного приема для экологического образования и воспитания, раскрытия определенных моральных качеств или закрепления навыков культуры личного поведения в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе

Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе...

Изучение понятий «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»

Статья о  понятиях «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»...

Проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов» (формирование экологической культуры)

Предлагаю Вам проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов». Проект рассчитан на детей преимущественно младшего и среднего школьного возраста. Основным критерием эффективности экологиче...

Открытое мероприятие по экологическому воспитанию "Путешествие по экологической тропе" во 2 классе

Данное мероприятие учит учащихся бережно относится к окружающему миру, ценить и любить природу....

Образовательный (педагогический) проект по экологическому воспитанию школьников «Экологическая сказка»

В результате реализации проект "Экологическое воспитание школьников" докажет, что проведённые нами мероприятия, облегчают усвоение, закрепление знаний о природе и повышают мотивацию обучения...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....

Экологическое воспитание как средство формирования основ экологической культуры

Цели и задачи экологического воспитания. Возможности школы в формировании экологической культуры. Практическая деятельность детей. Работа с родителями....