Главные вкладки

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экологическая сказка"
    методическая разработка (4 класс) по теме

    Внеклассное занятие для учащихся 3 - 5 классов. В занимательной форме дети, благодаря своим знаниям, восстанавливают лес после пожара.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vneklvssnoe_meropriyatie.rar13.21 КБ

    Предварительный просмотр:

       

    Внеклассное занятие

    КВН

    «Экологическая сказка»

    Оборудование:      гербарий; рисунку грибов, насекомых; разрезные картинки с изображением животных; звукозапись «Голоса птиц»; презентация «Лес»

                                                 Подготовила Домарева Н. И. учитель начальных классов

    МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

    Белгородской области

    Ход занятия.

      Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами отправимся на прогулку, а куда – вы узнаете, если отгадаете загадки.

     Весной веселит,                                     Землю пробуравил,

    Летом холодит,                                    Корешок оставил.

        Осенью питает,                                    Сам на свет родился,

         Зимой согревает.                                  Шапочкой прикрылся.

    Она под осень умирает

    И вновь весною оживает.

    Иглой зелёной выйдет к свету,

    Растёт, цветёт она всё лето.

    Коровам без неё  беда –

    Она их лучшая еда.

     

            Если всё это собрать вместе, добавить зверей, птиц, насекомых – что получится? Сейчас зима, но я думаю, что вы вспоминаете о лете. Мы совершим прогулку в летний лес. Вы закроете глаза, я хлопну в ладоши три раза и мы попадём в летний лес (хлопки).

           Вот мы и в лесу… Но что здесь произошло? Почему все деревья голые? Это мы узнаем от Лесовичка. ( записка )

    Забывчивый охотник на привале

    Не разметал, не растоптал костра.

    Он в лес ушёл, а искры догорали

    И нехотя чадили до утра.

    А утром ветер разогнал туманы,

    И ожил потухающий костёр…

    Он всю траву с цветами вместе выжег,

    Кусты спалил, в зелёный лес ушёл…

    И лес гудел от огненной метели,

    С морозным треском падали стволы,

    И, как снежинки, искры с них летели

    Над серыми сугробами золы.

        В лесу по вине охотника произошёл пожар. Сгорели деревья, погибли животные. Но этот лес не простой и его можно спасти. Сделать это

    сможет только тот, кто знает и любит природу. Я думаю, вы сможете помочь этому лесу.

        Лесовичок приготовил вопросы, на которые надо ответить, чтобы спасти лес. Он предлагает нам игру. Для этого вы разделитесь на две команды. Послушайте условие игры: …

       Отгадав загадки, вы узнаете названия своих команд.

    Не заботясь о погоде,                                     Я прихожу с подарками,

    В сарафане белом ходит.                               Блещу огнями яркими.

    А в один из майских дней                                 Нарядная, забавная,

    Май серёжки дарит ей.                                   На Новый год я главная.

      - Команды готовы. Можем начинать.

    1. «Знаете ли вы деревья».

         Капитаны команд выходят к доске. На столе ветки разных деревьев. Найдите ветку, которая соответствует названию вашей команды.

      - Вы справились с этим заданием и в лесу ожили деревья.

    1. «Зелёная аптека».

          Знаете ли вы лекарственные растения? Как называется и чем полезно это растение? (показываю иллюстрацию)

          а) Мать – и – мачеха  (листья сушат, заваривают как чай и пьют от кашля).

         б) Подорожник  (прикладывают лист при ушибах, укусах насекомых – боль утихает).

         в) Зверобой  (казахи называют его  «джерабай» - целитель ран. Лечит ожоги. Приложишь к ране листок или цветок – боль пройдёт, рана заживёт.

         г) Тысячелистник  (повышает аппетит. Листья, приложенные к ране, останавливают кровь и заживляют рану.

     

      - Посмотрите, в лесу появилась травка и цветы. Значит, вы справились и этим заданием.

    (После выполнения очередного задания на плакате появляются животные, насекомые, птицы.)

    1. «Грибная полянка».

    В лесу на одной ножке

    Выросла лепёшка.

         Сейчас мы отправимся за грибами. Но сначала давайте вспомним правила сбора грибов:

    1. Грибы срезают ножом или выкручивают.
    2. Старые грибы не собирают.
    3. Если гриб не знакомый – пройди мимо.

         Перед вами грибы. Вы должны собрать только съедобные грибы. Так как лес у нас необычный, то и грибы мы будем собирать необычным способом. У капитанов есть листы бумаги. На них капитаны запишут номер и название грибов, а остальные члены команды будут им помогать…

    - На поляне остались… . Ребята, если они ядовитые, значит их можно растоптать? ( высказывания учащихся)

       Грибы, которые ядовиты для нас, могут приносить пользу животным. Например, мухомор является лекарством для лося. Да и в запасах белки тоже можно найти мухоморы.

    1.  «Телеграммы от животных».

    а)  Я очень интересный зверь. Только я умею строить на реках и ручьях плотины и, как заправский лесоруб, валить деревья, сооружать хатки.

    (бобры не только хорошие лесорубы, но и пловцы. В воде они развивают скорость до 10 км в ч.).

    б)  Ох и не любят меня люди. Голос им мой не нравится и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Всё это неправда! Польза от меня большая. Урожай я от грызунов спасаю (сова).

    в)  Меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится людям, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птиц, ни на зверей, но я друг человеку.

    (Летучая мышь может за 15 минут поймать 175 комаров).

    г)  Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Пользу я приношу. Своим длинным липким языком насекомых ловлю.

    (Движения языка у жабы очень быстрые: в секунду она может выбросить и втянуть его более 10 раз).

    - А как вы думаете, все ли животные нужны?

       Все, все на свете, на свете нужны.

       И мошки не меньше нужны, чем слоны.

       Нельзя обойтись без чудищ нелепых

       И даже без хищников злых и свирепых.

       Нужны все на свете, нужны все подряд.

                                    Кто делает мёд и кто делает яд.

    1. «Собери картинку».

       По одному члену команды из отдельных частей собирают картинку. Остальные работают с деформированным текстом ( четверостишие разрезано по строчкам).

    Дерево, цветок, трава и птица                    Нор звериных, птичьего гнезда

    Не всегда умеют защититься.                     Разорять не будем никогда.

    Если будут уничтожены они                        Пусть птенцам и маленьким зверятам

    На планете мы останемся одни.                 Хорошо живётся с нами рядом.

    1. Викторина «Насекомые».

      - В нашем лесу ожили деревья, появились звери. А вот насекомых нет, хотя на Земле обитают больше 1 млн. видов насекомых. Они живут в почве, на суше и в воде.

    а) – У кого глаза величиной почти с голову и состоят из множества маленьких глазков ? Об этом насекомом Крылов в басне говорил: «Лето красное пропела».

    (Да, у стрекозы огромные глаза, состоящие из тысяч маленьких глазков – фасеток. Такие глаза позволяют видеть в разных направлениях и определять расстояние до добычи. Стрекоза – самый искусный « пилот» среди насекомых.

    б) – Мелкая бабочка, гусеница которой поедает шерстяные вещи.

    в) - Широко распространённое насекомое, сильно докучающее человеку.

    (Человеку муха приносит вред. Невольно становится разносчиком болезней. Но в природе роль мух велика. Уничтожая гниющие остатки, мухи, проводят огромную санитарную работу. Без мух луга, поля, леса были бы покрыты разлагающимися остатками погибших растений и животных.

    г) – Маленькие насекомые, живущие большими группами. Их жильё напоминает холмик. Трудолюбие этих насекомых отмечено в сказках и баснях.

    ( Не все муравьи миролюбивы. Есть так называемые бродяги – муравьи, которые на своём пути пожирают всё живое. Известен случай когда содержащийся в клетке леопард, был за ночь уничтожен кочевыми муравьями.)

    1. «Птицы - наши друзья».

    а)  Послушайте звукозапись, определите, чей это голос.

    - Посмотрите, мы спасли лес благодаря знаниям, но в жизни лес после пожара так быстро не оживёт, и долгие годы на месте пожарища будет пустырь. Поэтому костёр надо обязательно затушить и убедиться, что он затух. А в засушливое время лучше не разжигать костёр. Мы должны беречь лес.

     

    Ведь лес не только для нашей забавы,

    Он – богатство нашей страны.

    Все деревья в нём, ягоды, травы

    Нам на пользу, друзья, взращены.

    Каждый куст берегите, ребята.

    Где росток ты увидишь простой

    Может вырасти дуб в три обхвата,

    Березняк иль малинник густой.

    А уж сколько орехов и ягод!

    Так, пожалуй, считать – не сочтёшь!

    Сердцу любо, коль знаешь, что за год

    В сосняке разрослась молодёжь.

                                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕ С.С. ПРОКОФЬЕВА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕС.С. ПРОКОФЬЕВА»ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В данной методической разработке помещён материал, направленный на изучение учащимися симфони...

    Методическая разработка по инсценированию сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

    В данной разработке педагог может найти сценарий "Сказки о рыбаке и золотой рыбке"....

    Методическая разработка " ИГРЫ И СКАЗКИ НАРОДОВ РОССИИ"

    Знакомство с народами России , через игры и сказки....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "В гостях у сказки"

    Методическая разработка для учащихся начальной школы в группе продленного дня....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия для первого класса "Игра по сказкам К.И.Чуковского"

    Игра призвана формировать у учащихся интерес к чтению, к творчеству К.И.Чуковского. Проведение игры требует предварительной подготовки....