Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею
классный час (2 класс) по теме

Бажутова Наталья Викторовна

Данное мероприятие способствует повышению у детей интереса к благотворительной деятельности создателя Третьяковской галерее П.М.Третьякова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaochnaya_ekskursiya_v_tretyakovskuyu_galereyu.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Бажутова Н. В.,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 546 г. Москвы

Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею

Классный час для учащихся 1-2 классов

Цель: повысить интерес детей к благотворительной деятельности создателя Третьяковской галереи   П. М. Третьякова.

Задачи:

  1. уточнить понимание детьми слов меценат, галерея;
  2. познакомить учащихся с деятельностью братьев Третьяковых;
  3. рассмотреть картины В. М. Васнецова и М. А. Врубеля, созданные на основе сказочных сюжетов;
  4. познакомиться с картинами И. И. Левитана «Золотая осень» и  И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору»;
  5. побудить учащихся посетить Третьяковскую галерею.

Предварительная подготовка: прочитать народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,  «Три царства – медное, серебряное и золотое», «Сказку о царе Салтане»                А. С. Пушкина, былину «На заставе богатырской».

  1. Вступительное слово учителя.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим увлекательную экскурсию в Третьяковскую галерею, познакомимся с картинами, которые размещены в Третьяковской галерее, узнаем, кто их написал. И самое главное, мы узнаем, кого на Руси считали и считают  меценатами.  

  1. Кто-нибудь может объяснить значение слова меценат? В настоящее время мы чаще слышим слово спонсор.   

Ребята отвечают.

Учитель. По большому толковому словарю русского языка, МЕЦЕНАТ – это богатый покровитель наук и искусств. (Слайд 3.)  Символом меценатства стал приближенный императора Августа, древнеримский государственный деятель Гай Цильний Меценат (родился между 74-64 гг. – умер в 8 г. н.э.), чье имя как покровителя науки и искусства стало нарицательным. Меценат покровительствовал лучшим поэтам своего времени – Горацию, Вергилию, Проперцию.  В России меценатством стали заниматься намного позже, в конце XVIII в.

  1. Рассказ учителя о деятельности П. М. Третьякова, создателя Третьяковской галереи.

Учитель. Ребята, а знаете ли вы, что такое галерея?

Ребята отвечают.

Учитель. Галерея – специальное  помещение, в котором размещены для обозрения предметы искусства; художественный музей.  (Слайд 4.) 

Как вы думаете, почему Третьяковская галерея называется так, а не как-нибудь иначе? 

Ребята отвечают.

Учитель. Действительно, галерея получила своё название от имени своего основателя Павла Михайловича Третьякова, самого скромного из русских меценатов.  У Павла Михайловича был брат – Сергей Михайлович, который тоже очень любил искусство. Братья Третьяковы родились в потомственной купеческой семье  и получили прекрасное и утонченное образование (братья много читали и музицировали, не пропускали премьеры в Большом и Малом театрах). Вместе с тем успешно продолжили и расширили дело отца – торговлю льняным полотном. Московскую, главную контору фирмы, возглавлял старший брат – Павел Михайлович, имевший большой авторитет в деловой среде. По его приходу на работу служащие могли проверять часы. Он вникал в каждую мелочь, строго взыскивал с тех, кто нерадиво относился к обязанностям.  (Слайд 5.)

Вместе с тем братья страшно любили искусство. Сергей Третьяков за 60 лет жизни собрал 84 первоклассных произведения, которые после его смерти поступили в собственность старшего брата, Павла, который позже отдаст их в картинную галерею. (Слайд 6.) Картины Павел начал собирать  с далеко идущей целью. В своем  завещании он напишет, что завещает капитал «на устройство в Москве художественного музеума или общественной галереи».

Павел Михайлович, тративший на приобретение картин огромное состояние, являлся нерасточительным человеком. Неприхотливый и скромный в быту, он не любил роскошь, осуждал дочерей, которые могли позволить себе (с точки зрения отца) ненужные расходы. Вместе с тем, будучи весьма прилежным в расходах, Третьяков никогда не отказывал в материальной помощи художникам, попавшим в трудное положение. О художниках он не забыл и в завещании, передав собственный дом «…городу для устройства в том месте бесплатных квартир для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников». Для содержания дома Третьяков передал московской Думе 150,0 тыс. руб.
16 мая 1893 г. состоялось торжественное открытие «Городской художественной галереи Павла и Сергея Третьяковых». (Слайд 7.)  Москве Павел Михайлович (его брат уже скончался к этому времени) передал 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур, оцененных в полтора миллиона рублей. Галерею «высочайше» посетил император Александр III , предложивший Третьякову возвести его в дворяне, но Павел Михайлович отказался: «Я родился купцом, купцом и умру».

Павел Третьяков помогал не только художникам. По просьбе И.С. Тургенева он отправил несколько крупных денежных переводов в адрес экспедиции Н. Миклухо-Маклая, находившегося «в стесненном положении». Значительные средства переводились им на стипендии в московских коммерческих училищах. В память войны 1853-1856 гг. Павлу Михайловичу вручили бронзовую медаль за участие в пожертвованиях на военные нужды. Создатель картинной галереи содержал училище глухонемых, где жили и учились 156 детей, регулярно перечисляя деньги на питание и одежду учащихся, построил для них трехэтажный дом и больницу. Последние слова Павла Михайловича Третьякова родственникам были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы».

  1.  Экскурсия по залам галереи

Учитель. А теперь мы с вами пройдемся по залам галереи и остановимся перед некоторыми  картинами.  (Слайд 8.)

          Отгадайте, из какой сказки отрывок? «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы».  (Слайд 9.)

Ребята отвечают.

Учитель. Правильно, этот отрывок из русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».  А вот перед нами картина В. М. Васнецова «Аленушка».

           Отказавшись от конкретного сюжета и событийности, В. М. Васнецов сумел выразить в картине душу русской сказки, родственную неяркой среднерусской природе. В образе Аленушки, написанной с крестьянской девочки, передано страдание кроткой, одинокой, всеми отвергнутой сиротки, которую можно встретить во многих сказках. Она бесконечно долго сидит на белом камне, как будто сама окаменела от страданий, в ее глазах застыло немое отчаяние. Взгляд девочки притягивает к себе подобно омуту. Темная глубина воды, в которой проступает призрачное отражение, неумолимо манит Аленушку. Фигурка девочки словно сотворена из природных форм, гаснущих вечерних красок и узоров листвы и концентрирует в себе сосредоточенную грусть осенней природы, заботливо скрывающую и охраняющую героиню. Природа утешает ее, как мать утешает свое дитя. Пейзажные мотивы навеяны поэтическими фольклорными образами, например ласточки, что собрались на веточке над головой Аленушки – добрые вестницы, помощницы в беде, а трепещущие осины – символ горькой доли.

Учитель. Перед нами другая картина В. М. Васнецова. Посмотрите на неё внимательно и догадайтесь, кто эти богатыри?  (Слайд 10).

Ребята отвечают.

Учитель. Воскресив грандиозные в своей духовной мощи образы былинных защитников Древней Руси – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича – В. М. Васнецов стремился на пороге ХХ века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. При всей конкретности образов, богатыри воспринимаются как мифическое олицетворение созидательных сил русской земли. Могучие фигуры на конях вздымаются подобно горам или исполинским деревьям. Под копытами богатырских коней хрупкая молодая поросль елочки и сосенки – метафора преемственности поколений. Прибегая к изобразительной гиперболе, Васнецов наделяет своих героев исконными качествами русского характера. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче. А в образе Алеши Поповича нашло отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты.

Учитель. Чтобы увидеть следующую картину, вам нужно узнать, из какой сказки этот отрывок? «Пришел в золотое царство, потом в серебряное, а потом и в медное, взял- повел с собою трех прекрасных царевен, а те царства свернулись клубочками да за ними ж покатилися».  (Слайд  11.) 

Ребята отвечают.

Учитель. Действительно, эта сказка называется «Три царства – медное, серебряное и золотое» и картина, которую мы видим,  написана по мотивам этой сказки. Три царевны олицетворяют богатства подземных недр Урала. В. М. Васнецов изменяет сюжет сказки, он помещает в картине фигуры, символизирующие золото, драгоценные камни и уголь. Узорчатые одежды старших царевен кажутся сотканными из драгоценных металлов и усыпанными самоцветами, они искрятся и переливаются, озаряя пространство фантастическим светом. Хрупкая фигурка младшей царевны таинственно проступает на фоне темной скалы. Ее лицо светится во тьме.    В. М. Васнецов обобщает в картине сюжеты многих русских сказок, в которых старшие сестры высокомерны и горды по отношению к младшей. Меньшая сестра не может похвастаться красотой наряда, но именно она владеет секретом людского счастья. Неслучайно ее царство называют «черным золотом», ведь уголь дает людям тепло и свет. Старшие царевны властвуют лишь над алчными человеческими душами, а младшая – олицетворяет мудрый союз человека с природой.

Учитель. Мы останавливаемся перед следующей картиной. И вам опять нужно узнать, из какой сказки отрывок?  «… на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает —
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит».  (Слайд  12.)
 

Ребята отвечают.

Учитель. Да, конечно же,  это «Сказка о  царе Салтане» А. С. Пушкина. А это  –  Царевна-Лебедь – героиня "Сказки о царе Салтане", написанная М. А. Врубелем. Новое воплощение сказка Пушкина обрела в одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова (1900). Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебеди исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель (1868–1913). "Все певицы, поют, как птицы, а Надя – как человек!" – говорил о ней Врубель. Но картина – не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне ее проявления в мире. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести ее к познанию темных, таинственных сторон жизни. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Царевна-Лебедь – существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии – темную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Он передает ускользающее движение уходящей царевны. Изображение кажется бесплотным призрачным видением.

Учитель. Мы переходим к следующей картине, и я прошу вас отгадать загадку: 

Косолапый и большой, 
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?  (Медведь)  (Слайд 13.)

Ребята отвечают.

Учитель. Вы правильно отгадали загадку, и мы очутились перед картиной И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору».  Мотив хвойного леса, к которому обращается Шишкин в этой картине, типичен для его творчества. Вечнозеленые сосны и ели подчеркивают ощущение величия и вечности мира природы. Часто встречается в картинах художника и композиционный прием, когда верхушки деревьев срезаются краем холста, и огромные мощные деревья будто бы не вмещаются даже в достаточно большое полотно. Возникает своеобразный пейзажный интерьер. У зрителя возникает впечатление, что он оказался внутри непроходимой чащи, где уютно чувствуют себя медведи, расположившиеся на сломанной сосне. Их изобразил К.А. Савицкий, который сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю». Далее Савицкий сообщал, что ему пришлось поставить и свою подпись под картиной, однако затем он ее снял, тем самым отказался от авторского права.

Учитель. Мы переходим к следующей, не менее известной картине. Отгадайте загадку: 

Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.  (Осень.)  (Слайд 14.)

Ребята отвечают.

Учитель. Осень – самое любимое время года И. И. Левитана, и больше всего картин художник посвятил именно осени. Одно из самых известных полотен – «Золотая осень» - написано в 1895 году.
Картина «Золотая осень» дает ощущение жизненной энергии, внутренней напряженности, всплеска чувств. Художник изобразил уголок природы с бегущим ручейком и березовой рощицей на берегу. Стоит великолепный солнечный осенний день. Воздух прозрачен и свеж, в нем ещё разлито тепло. Торжественный покой царит во всей природе: прозрачна ясность далей, неподвижна листва на деревьях и по-осеннему спокойна вода в речке.

  1. Рефлексия. Работа в парах

Учитель. Вот и подошла наша экскурсия к концу.  А теперь давайте подведём итог тому, что вы узнали на сегодняшнем занятии. На ваших партах лежат листочки с кроссвордами. (Cлайд 15.)

Поработайте в парах и постарайтесь ответить на мои вопросы. Ответы вписывайте в клеточки кроссворда:

  1. Произведение живописи в красках на куске холста, доске, листе бумаги. Что это?  (Картина.)
  2. Так звали брата основателя Третьяковской галереи.  (Сергей.)
  3. Богатый покровитель наук и искусств. Кто это?  (Меценат.)
  4. Кто предложил Третьякову возвести его в дворяне? (Император.)
  5. Что вручили Третьякову за участие в пожертвованиях на военные нужды? (Медаль.)
  6. Специальное помещение, в котором размещены для обозрения предметы искусства; художественный музей. Что это?  (Галерея.)
  7. Третьяков по призванию своей души был меценат. А кто он был по роду занятий?  (Купец.)
  8. Какую медаль получил Третьяков за участие в пожертвованиях на военные нужды?  (Бронзовую.)
  9. Как звали создателя Третьяковской галереи?  (Павел.)

Посмотрите, какое слово получилось в выделенных клеточках?  (Слайд 16.)

Вам понравились картины, с которыми мы сегодня познакомились? Что вы можете сказать об этих картинах?

Вам захотелось посетить Третьяковскую галерею?

Ответы детей.

Учитель. Дорогие ребята! Третьяковская галерея ждёт вас в гости!  (Слайд 17.)