Нравственное воспитание младших школьников
статья по теме

Хусаинова Галина Николаевна

Основной целью моей работы считаю формирование у детей младшего школьного возраста таких нравственных качеств,как доброта,трудолюбие, сострадание, почитание старших, патриотизм. забота о младших, уважение к себе. Эти нравственные качества всегда были характерны для русского народа.В своих внеклассных мероприятиях я использую национальные гуманистические традиции нашего народа в качестве источника и седства нравственного воспитания младших школьников.В статье представлена программа нравственного воспитания младших школьников, описаны этапы прохождения программы, формы и методы работы по воспитанию нравственных качеств. Дана разработка внеклассного мероприятия и народных игр,которые можно проводить на переменах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_ml._shk.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Нравственное воспитание младших школьников»

                   учитель МОБУ СОШ №34 г. Таганрога

                   Хусаинова Галина Николаевна

 На протяжении многих лет своей педагогической деятельности я работаю над проблемой нравственного воспитания младших школьников.Основной задачей моей работы считаю формирование у детей таких нравственных качеств, как доброта, трудолюбие,сострадание,бережливость,почитание старших,патриотизм,уважение к себе,гостеприимство,забота о младших. Эти нравственные качества всегда были характерны для русского народа. Поэтому в своей работе я использую национальные гуманистические традиции нашего народа в качестве источника и средства нравственного воспитания младших школьников.Развивая данные качества у учащихся, стараюсь воспитывать гуманных, духовно богатых людей, настоящих патриотов своей Родины, уважающихнациональную культуру и отечественные ценности. В современных условиях – это сложная задача,так как мы видим упадок духовной культуры в обществе, уподобление западному образу жизни. Поэтому в новом ФГОС одним из основных требований является духовно – нравственное развитие личности.

  Психологические и возрастные особенности младших школьников позволяют им через знакомство с фольклором, историческим материалом усвоить нравственные понятия. В результате совместной работы к.п.н.Перчун Н.В. и моей по данной проблеме  было выпущено методическое пособие «Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа». В пособии раскрыто содержание программы:перечислены методы,приемы,формы работы с учащимися, представлены разработки внеклассных мероприятий,а также русские народные игры,которые можно использовать для проведения внеклассных мероприятий,на переменах.

  Особенности данной программы:

 1.Программа «Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа» нацелена на реализацию образовательны и воспитательных стандартов в начальной школе.

 2.Программа предусматривает развитие таких нравственных качеств,как доброта, трудолюбие, сострадание, патриотизм,почитание старших, забота о младших. Ее содержание способствует повышению познавательного нтереса к изучаемым предметам.

 3.Для развития нравственных качеств учащихся  используются источники и средства народной педагогики, к которым относятся все жанры фольклора, историчческий материал,труд.Поэтому на уроках,во внеучебное время мы применяем все жанры сохранившегося фольклора,приводим примеры поступков известных соотечественников, говорим о легендарных событиях, происходивши в нашей стране, вовлекаем учащихся в трудовую деятельность.

 4.В программе используется только гумманистическое направление народного педагогического опыта.

 5.программа предусматривает привлечение всех членов семьи к ее реализации,а также специалистов различных областей знаний.

 В программе испольуются такие фольклорные жанры:народный календарь,народный быт.устное народное творчество,детский фольклор,музыкальный и танцевальный фольклор,народный театр.

 В основе методики преподавания программы лежат:

 -устная форма представления фольклорного и исторического материалов; вовлечение учащихся в трудовую деятельность;

 -игра, как средство организации активного процесса тврчечкой деятельности ребенка;

 -учет возрастных особенностей детей;

 -доступность материала.

Программа рассчитана на три этапа, содержание и задачи каждого из них взаимосвязаны. От этапа к этапу идет усложнение и насыщение материала.

 Первый этап

Этот отрезок программы проходит под общей темой «Я и мой город».Большая часть работы на данном этапе посвященаэтой теме.

 Второй этап

Проходит под темой «Я и мой край»

 Третий этап

Проходит под темой «Я и моя Родина»

Параллельно с развитием нравственных качеств школьников учитель преследует следующие цели:

- приобщение к традициям воспитания детей в русских семьях;

-знакомство с национальными обычиями,обрядами;

-развитие национального самосознания;

-уточнение словаря,расширение словарного запаса;

-знакомство с историей города, в котором живешь, области, страны.

В программе использованы следующие формы работы с младшими школьниками:урок, экскурсия,праздник,соревнование,субботник.

 В программе были использовани две группы методов:

 1.Убеждение и пример (для формирования нравственных понятий)

 2.Педагогическое требование,приучение,упражнение, создание воспитывающих ситуаций (для формирования нравственного поведения учащихся)

Мероприятия,проводимые с учащимися

1.Внеклассные мероприятия:

«Масленица»

Цель:развитие добротворчества,благотворительности,воспитание дружелюбия,уважения к сопернику в соревновании,знакомство с обычаями празднования на Руси масленицы.

В.Ребята,сегодня мы поговорим о русском народном празднике,который отмечают в конце февраля – начале марта. Он «закрывает» зимние обряды и гуляния.

Вы знаете,как он называется? Конечно, Масленица.

Послушайте,ребята,как раньше праздновали на Руси этот праздник. Сначала люди мастерили куклу из соломы – Масленицу. Одевали ее в женскую одежду и торжественно возили по деревне. В конце праздника ее трепали,солома разлеталась по ветру, символлизируя улетевшие зимние трудности. Иногдо чучело сжигали на высоком месте,чтобы огонь сжег все старое и ненужное.

Традиции празднования Масленицы пришли к нам из глубоких веков. Это один из самых веселых и шумных праздников в нашей стране.

  Иначе его называют «Проводы русской зимы». По народным традициям ,Масленицу праздновали целую неделю. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горки,поливали их водой и приговаривали:

Приезжай ко мне в гости,Масленица,

На широкий двор:

На горке покататься,

Блинов объесться,

Сердцем потешиться!

 Сбегая или скатываясь с горки на санках,дети приговаривали: «Приехала Масленица»!

В это время устраивали и веселые соревнования:кулачные бои,мерялись силой. Правила были очень строгие:нельзя нападать сзади, бить в лицо или ниже пояса, прятать что- нибудь тяжелое в рукавицу, бить лежачего или нападать вдвоем на одного.

  Давайте и мы проведем конкурс силачей среди мальчиков.

Мальчики по парам садятся за стол и меряются силой в руках,выигравшие продолжают соревноваться,пока не останется один победитель.

Люди устраивали соревнование, кто лучше и быстрее раскажет скороговорку. Давайте и мы устроим такой конкурс.

Купи кипу пик.

Добр бобр для бобрят.

На дворе погода размокропогодилась.

Во время Масленицы обязательно устраивались различные игры. Давайте,ребята,и мы поиграем.

Игра «Пряли».

Сначала выбираем «водящего» с помощью считалки. Затем разбиваемся по парам и станем друг за другом. «Водящий» станет спиной к остальным на два шага вперед. Ему нельзя поворачиваться назад. Игра начинается. Все кроме «водящего» говорят такие слова:

Гори,гори ясно,чтобы не погасло.

Стой подоле – гляди в поле.

Едут там трубачи да едят калачи.

Погляди на небо – звезды горят,журавли кричат –

Гу,гу,гу,убегу.

Раз,два,не воронь,беги на огонь.

 После этих слов «Водящий» смотрит на небо,а между тем последняя пара разъединяется и бежит вперед,чтобы снова соединиться. «водящий» должен поймать кого- нибудь из пары. Если он успел это сделать, то оставшийся непойманным становится «водящим», а новая пара становится вперед.

В. На Масленицу люди приглашали в дом гостей. Старались показать свое гостеприимство. По обычаю этот праздник надо встречать сытостью и довольством.

Основным блюдом на празднике были блины. Блин – символ Солнца. Чтобы оно было добрым и ласковым, его следовало обильно смазать маслом и медом. Считалось, чем богаче и сытнее Масленицу отпразднуешь – тем богаче год будет.

 Говорили так:

-Масленица годовая,

-Гостья наша дорогая!

-Мы встречаем тебя

-Сыром,маслом,

-Калачом

-И печеным яйцом!

Давайте мы с вами прочтем поговорки о Масленице.

 Масленица – объедуха,денгами приберуха.

Не житье,а масленица.

Блин – не клин,брюхо не расколет.

В.Ребята, если мальчики устраивали на праздник соревнования, то девочки водили хороводы вокруг Масленицы.

Девочки поют песню и ходят вокруг чучела, а мальчики слушают

Наша гостьюшка Масленица,Авдотьюшка Изотьевна,

Шла сторонкою к нам: по заулочкам,

Несла блинов чугуны, надорвала животы.

Сама все съела,а нам редьки хвост дала на пост.

Весело гуляла,песни играла.

Протянула до поста,гори,сатана.

В.Вы,наверно,заметили,что отмечая праздник,мы говорим о добрых делах,которые совершали люди в это время.вот и во время Масленицы хозяйки обязательно угощали нищих,бедных блинами,пирогами.А в последний день праздника  все ходили в храм и просили у всего «мира» прощения.

Этот день так и называется «Прощенное воскресенье». Все люди мирились, прощали друг другу старые обиды.

 Заканчивался праздник сожжением чучела.

При этом приговаривали:

Гори, Масленица! Прощай,прощай.

Наша широкая!

Ты не в среду пришла и не в пятницу,

Ты пришла в воскресенье, всю неделюшку веселье.

С блинами,пирогами,да оладьями.

А сегодня в воскресенье наше кончилось веселье.

Прощай,прощай,наша Масленица!

2.Русские народные игры, проводимые на переменах.

«Круговая веревочка»

  Берут веревочку,играющие становятся в круг,держась обеими руками за веревочку.

Один из играющих становится внутрь круга и старается ударить кого – нибудь из играющих по пальцам. Получивший удар,сменяет стоящего в кругу. Тот.кого хотят ударить,может отпустить веревочку,но как только миновала опасность,должен опять ее схватить.

«Мартышки»

 С помощью жребия выбирают водящего. Он показывает множество забавных движений. Остальные дети,сидящие напротив него,должны в точности воспроизвести их. Играющий,повторяющий движения неверно или пропустивший его по рассеянности,отдает фант.

Когда ведущий насобирает много фантов,происходит их розыгрыш.

Данная программа несложна для усвоения младшими школьныками. Дети становятся активными участниками праздников.Совместная деятельность учеников,учителя и родителей в подготовке  и проведении мероприятий благоприятно отражается на создании особого микроклимата в классном коллективе.

  Результаты использования данной программы показывают,что дети научились уважать старших, заботиться о младших, бережно относиться к природе стали отзывчивее,добрее,охотно выполняют трудовые поручения.

Использованная литература:

1.Перчун Н.В. Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа. Таганрог 2002г.

2.Осенины,Рождество,Масленица…Сценарии школьных праздников /Отв. ред.Л.И.Глизерина.Йошкар – Ола:Редакция журнала «Марий Эл учитель»,1999.

3.Русские дети и их игры. Шангина И.И. СПб.:Изд-во «Искусство-Спб»,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа нравственного воспитания младших школьников "Азбука добра" 1 класс

Авторская программа для 1 класса "Азбука добра" по этическому, эстетическому и нравственному воспитанию...

Методическая система нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"

Данный материал является кратким  описанием моей педагогической системы с указанием целей, задач, принципов, технологий и результатов....

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...