Творческая работа по теме: «Воспитание нравственности и духовности в гражданах Российской Федерации»
методическая разработка (1 класс) по теме

Малютина Наталья Анатольевна

 

Творческая работа учителя начальных классов п теме "Воспитание нравственности и духовности в гражданах Российской Федерации" на конкурс "Самый классный классный 2013"

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_rabota_2013.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 пос. Советское Руно

Ипатовского района Ставропольского края

Творческая работа

по теме:

«Воспитание нравственности и духовности

 в гражданах Российской Федерации»

Подготовила:

учитель начальных классов

Малютина Наталья Анатольевна

2012-2013 учебный год

«Если ты думаешь на год вперёд  - посади семя.

 Если ты думаешь на десятилетие вперёд – посади дерево.

   Если ты думаешь на век вперёд – воспитай человека»

(народная мудрость)

         Неоправданно долго в обществе решался вопрос о том, что призваны делать педагоги: обучать воспитывая или воспитывать обучая. Брали за основу первое, поставив во главу угла обучение и забыв о том, что, по словам Я.А.Каменского, пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира.

В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных  стремлений и личного счастья`.

  Если попросить разных людей охарактеризовать современный мир, то мы услышим: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.

 Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о нравственном воспитании, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.

 Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.

 В связи с этим возникла необходимость систематизировать накопленный опыт работы по данной теме и создать воспитательную программу.

           Появление национального проекта «Образование» доказывает тот факт, что общество пришло к осознанию приоритетности в образовании именно воспитания, которое призвано стать «органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в единый процесс обучения и развития».

          Мы должны воспитать поколение людей, способных стать достойными гражданами России, любящих свою семью, свой дом, свое дело, свое Отечество, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей.

          В Концепции модернизации российского образования прописаны важнейшие задачи воспитания, заключающиеся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

         Воспитание нового поколения представляет собой проблему, которая становится национальным делом. Для решения этой проблемы, решения задач воспитания призван классный руководитель. На него возлагается важнейшая задача координации и направления усилий всех педагогов образовательного учреждения по формированию воспитательной системы, благодаря которой состоится самоактуализация личности растущего человека.

  Мною была разработана воспитательная программа  «Преображение».

(Приложение 1)

Цель программы:  формирование нравственных ценностей и качеств у школьников через систему воспитательных мероприятий.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

     - формирование  потребности и мотивации нравственного поведения;

     - формирование представления о здоровом образе жизни;

- формирование патриотических чувств: любви к Родине, гордости за свою малую родину и свой край;

- создание условий для обогащения эмоционального мира детей.

Прогнозируемые результаты программы:

- формирование навыков и привычек нравственного поведения;

- обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;

- накопление и обогащение опыта нравственного поведения у детей путем организации их практической деятельности;

- формирование у детей ответственности за свое здоровье;

- вооружение учащихся знаниями морали, формирование моральных норм;

- формирование коммутативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.

Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:

- педагогическое наблюдение;

-  использование методов специальной диагностики;

- тестирование;

- микроисследования.

Воспитательную работу веду по направлениям: (Приложение 2)

- духовно-нравственное;

- гражданско-патриотическое;

- научно-познавательное;

- общественно-полезное;

- художественно-эстетическое;

- спортивно-оздоровительное;

- проектная деятельность.

Актуальность моей воспитательной системы обусловлена тем, что на сегодняшний день наблюдается необходимость активизировать введение нравственного воспитания в учебный процесс: уроки, внеклассные мероприятия, кружковые занятия, факультативы. Детство это яркий расцвет жизни, период, в который воспитывает каждое явление, каждый человек. Память детства самая долгая память: то, что узнал, запомнил в детстве, остается на всю жизнь. Развитию любознательности способствует интересная содержательная и многогранная жизнь школы и семьи, которая стимулирует духовный рост ребенка.

Восприятие ребёнком мира, людей и самого себя формируется в первую очередь в семье, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями  т.д.; совместное ведение хозяйства, проведение досуга, различные увлечения. В семье он приобретает знания, умения и навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Здесь у него складываются нравственные чувства, здесь он приобретает то или иное представление о добре и зле, о чести, порядочности, долге  т.д.

 Каждый ученик - сложный организм, который, мы педагоги, должны

 изучать, направлять, обогащать. Душа изучается опытом и наблюдением, самосознанием своих внутренних душевных состояний и процессов.

 Главную сущность работы в формировании духовного облика личности учащихся я вижу в обеспечении единства обучения, воспитания и развития как деятельностного процесса, направленного на достижение цели.

Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, я учитываю их возрастные и психологические особенности:

 1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет - говорил А.С.Макаренко.

 2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

 3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения разбиваю на 3 уровня:

 -Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д.  Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.

- К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.

 Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению.

-  На 3 уровне осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»

 4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения).

 Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

 5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

         Преодолеваю эти особенности, основываясь на опыте великих педагогов.  В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности». В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, я раскрываю перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учу их азбуке морали:

 1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

 2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

 3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

 4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

 5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

 Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой, дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.

          Одной из форм воспитательной работы является классный час. Н.Е.Щуркова утверждает, что классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.

          Г.Н.Сибирцева выделяет такие основные компоненты классного часа:

- целевой. Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности, субъектности и креативности ребенка, с проектированием и составлением уникального образа его жизнедеятельности.

- содержательный. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для становления самостоятельности, самореализации и самоутверждения личности ребенка.

- организационно-деятельностный. Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие его индивидуальности.

- оценочно-аналитический. В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают: проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

         

Воспитательные результаты и эффекты

  1. Воспитательный результат –  непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.

  1.  Воспитательный эффект –  влияние того или иного духовно-нравственного приобретения  на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

Уровни воспитательных результатов

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)

     Достигается во взаимодействии с педагогом.

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

1.Диагностичесий этап

Предмет диагностики

1класс

2 класс

3 класс

4 класс


Самооценка

 

Методика «Лесенка»



 

Методика А.И.Липкиной «Три оценки»

Методика С.Л. Рубинштейна


«Мой круг общения», «Кто виноват?», «Радости и огорчения в моей жизни»

Графический приём Т.Ю Андрущенко

Изучение мотивационной сферы учащихся

«Градусник», «Краски»,

«Фотография»

Методика «Настроение»

Методика «Ранжирование»

Анкетирование,

Методика «Номинация»

Изучение детского коллектива

Методика «Солнце, тучка, дождик»

Методика «Социометрия»

Методика «Круги на воде»

Проективная методика

Исследование личности учащегося

Методика «Сказки»

Методика «10 моих «Я»

Методика «Что у меня на сердце»

анкетирование

Воспитан-

ность учащихся

Методика «Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы хорошо учиться и вести себя»

Тест «Воспитанный ли я? «Как  вам относятся окру-жающие?»

Изучение удовлетворён-ности учащихся школьной жизнью

Методика  «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева


Анкета «Моё мнение о классе»

Нравственные приоритеты учащихся

Диагностика нравственных приоритетов учащихся.

Методика неоконченных предложений.

Ранжирование понятий по степени личной значимости

Уровень развития нравственных качеств учащихся

Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащихся. (Метод: наблюдение)


Тест «Как к вам относятся окружающие?»

Удовлетворён-ность родителей школьной жизнью

Комплексная методика для изучения удовлетворённости родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения. (А.А.Андреев)

2. Содержательно–деятельностный этап

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

(1 уровень)

Приобретение школьником  социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в современной жизни. (Механизм: учитель – ученик)

                    Занятия в кружках и спортивных секциях

Классные собрания

Права и обязанности школьника

Школьный дневник. Как с ним работать?

Домашние задания и как мы к ним относимся

Наши читательские умения

Что такое поручение?

Режим дня школьника

Традиции класса

Как мы дежурим в классе

Как надо вести себя в библиотеке?

Наш класс на перемене

Анализ участия класса во внеклассном мероприятии. Умеем ли мы ответственно относится к порученному делу.

Наш класс в жизни школы

Как вести себя в столовой?

Как мы выполняем свои поручения

Мы переходим в 5 класс

Классные часы

Это – Я! (самопредставление)

От улыбки солнечной одной

Жадность. Что это такое?

Друг в моей жизни

Что такое «хорошо и что такое «плохо»?

О лени и лентяях

Правда и ложь – какие они?

Душевность и бездушность

Страна, в которой я живу

Об обидах и причинах обид

Что значит в жизни похвала

Читательская конференция «Будь человеком»

О невежах и вежливости

Эгоисты. Кто они такие?

Что такое характер?

Мои мечты и мои желания

Моя семья

Мой папа – защитник.

Один день из жизни моей семьи

Я имею право

Чем люди отличаются друг от друга

Когда говорят «извините»…

Что такое справедливость?

Ты и твои друзья

(2 уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности, получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. (Механизм: ученик – ученик)

Традиционные классные мероприятия

1 сентября – День знаний

Лучше друга нет на свете, чем бабушка моя  (1 октября - День пожилых людей)

Праздник, посвящённый Дню матери

День защитников Отечества

День здоровья

Прощание с Азбукой

Помощь в проведении праздника в 1кл.

Праздник, посвящённый 8 Марта

Этих дней не смолкнет слава (к Дню Победы!)

Праздник «До свидания, первый класс!»

Помощь в проведении праздника в 1кл.

Выпускной вечер «До свидания, начальная школа!»

Участие класса в общешкольных мероприятиях.

Выставка «Дары осени».

Концерт к  Дню учителя.

Осенний праздник.

Акция «Каждой пичужке по кормушке».  Мастерим и вывешиваем кормушки»

Конкурсы рисунков, стихов, сочинений.

Участие в спортивных соревнованиях.

Новогодний карнавал. Мастерская Деда Мороза.

Часы творчества (поделка небольших сувениров, открыток для вручения своим мамам, бабушкам, сёстрам, папам, ветеранам и т.д.)

Выставка детского творчества

Месячник военно-патриотической работы.

Ролевые игры, практикумы, викторины …

Своя-игра

 «По стране вежливых слов»

Конкурс «Знаток

Фольклора»


(В жюри приглашены родители)

Игровой практикум по культуре речи «Как по-русски говорят? Вот задачка для ребят!»

Игровой практикум «Будь воспитанным везде – не один ты на земле»

Час общения «Добрые слова о моей игрушке»

Деловая игра «Дарите комплименты»

Игровая викторина по басням «В  каждой басне есть намёк, добрым молодцам урок!»

Поисковая работа «Моя родословная»

Игра-путешествие «Путешествие в страну Мультфильмию»

Беседа «Что такое любовь к близким?»

Викторина по правилам дорожного движения для малышей и постарше

Развивающая ролевая игра «Планета истинных друзей»

(3 уровень)

Получение опыта самостоятельного общественного действия (Механизм: ученик – социум)

Ежедневные добрые дела «Улыбка» (общение  в семье, школе,  магазине,  библиотеке, Доме культуры, спорткомплексе, на улице)

Совместные проекты родителей  детей

«Моя азбука»

Посадка деревьев

с родителями около своего дома или на своей улице

Проведение классных мероприятий родителями. Игра «Что? Где? Когда?»

Участие родителей в классных часах.

Заочное путешествие «Я там был»

Совместное участие детей и родителей в общешкольных конкурсах:  «Папа, мама, я – спортивная семья»,  «Папа, мама, я – читающая семья».

Участие в конкурсах и концертах, проводимых Домом культуры, библиотекой.

Участие в акциях «Школьный двор», «Посади дерево», «Чистое село».

Помощь ветерану (выполнение посильной работы)

Участие в митингах, посвящённых Дню Победы (9 мая) и Дню памяти (22 июня)

Работа с родителями

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Тематические родительские собрания

Психологическая  физическая готовность детей к школе

Как относиться к школьной отметке

Воспитание и родительское время

Физиологическое взросление и его влияние на формирование личностных качеств ребёнка

Трудности школьной адаптации

Нравственность. Значение семьи в её развитии

Что такое мотивация?

Искусство наказывать и прощать

Эмоции положительные и отрицательные

Роль общения в семье и со сверстниками

Компьютер в жизни младшего школьника

Роль семьи в формировании у ребёнка интереса к учению

Воображение и его роль в жизни ребёнка

Секреты вежливых людей (Совместное заседание КВН детей и взрослых)

Проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте

Вредные привычки – профилактика в раннем возрасте

Совместные мероприятия

Помощь классному руководителю в организации и проведении мероприятий, в  подготовке кабинета к учебному году

Первый урок «Здравствуй, школа!»

Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?»

классный час

Заочное путешествие «Я там был»

Помощь детям в выполнении работ к выставкам и конкурсам, к  ярмарке

Совместные проекты родителей  детей

«Моя азбука»

Поисковая работа «Моя родословная»

Помощь в изготовлении новогодних костюмов

Праздник «До свидания, первый класс!»

Выпускной вечер «До свидания, начальная школа!»

Индивидуальная работа

Посещение уроков родителями.

 Беседа «Индивидуальные особенности ребёнка».

Общение по телефону на неотложные темы.

Индивидуальные беседы.

Выходы в проблемные и неблагополучные семьи.

Консультации на психологические темы «Как помочь ребёнку».

Рекомендации  по семейному воспитанию: «памятки», «советы», специальная литература по интересующему вопросу.

3. Рефлексивный этап

Изменение социальной  духовно-нравственной позиции младших школьников; определение системы дальнейшей деятельности.

Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённо направленной  нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Многолетний опыт воспитания младших школьников показывает, что этот процесс требует определённой системы. Это привело к созданию Программы воспитательной деятельности, главной целью которой является воспитание личности, умеющей воспринимать и понимать основные нравственные ценности, понимающей смысл своей жизни, осознающей ценность семьи. А  решение этой проблемы возможно только совместно с родителями. Стараюсь  наиболее полно использовать этот ресурс с первых дней знакомства с родителями своих будущих первоклассников, отношения строю на основе сотрудничества и сотворчества. Работу классного руководителя строю с опорой на правило: «только школа, встречающая родителей с улыбкой, может сделать её посещение привлекательным и желанным».  Заинтересованное посещение школы родителями стимулирует учащихся и в учёбе, и в творческой деятельности, наполняет их чувством гордости. Родители учащихся – мои первые помощники. Многие  мероприятия в классе не проходят без их помощи. Родительские собрания стараюсь проводить интересно, готовлю по их запросам беседы, обязательно даю родителям информацию о детях, об их достижениях, развитии личностных качеств, знакомлю с результатами различных диагностик, тестов, анкет. Обо всех проблемах ребёнка беседую только индивидуально.  

Я всегда верю в доброе начало, заложенное в каждом ребёнке, принимаю детей такими, какие они есть. Отношусь к ним с уважением, чувствую даже провинившегося ребёнка, стараюсь обеспечить каждому комфортность и социальную защищённость

Как мне кажется я достигла цели, пусть не в той мере в какой хотелось бы, но добилась, а результаты налицо: дети  добрые, воспитанные, умеют заботиться о младших, уважают старших, способные, талантливые.

 В заключении мне хотелось бы привести стихотворение Сэлли Фельдман, которая напоминает нам, что какую бы роль мы не играли в жизни ребенка, всем нам необходимо помнить то, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь.

Дети, привыкшие к критике,

 Учатся осуждать.

 Дети, враждою воспитанные,

 Знают, как нападать.

 Дети, в насмешках выросшие,

 Впитывают робость.

 Много и часто стыдимые

 С виною своей неразлучны.

 Те, кто воспитан терпимостью,

 Постигают науку терпения.

 Воспитанные ободряющим словом

 Умеют верить в себя.

 Дети, взращенные похвалою,

 Умеют видеть хорошее.

 А воспитанные справедливостью

 Учат детей доверию.

 Дети, воспитанные одобрением,

 Живут с собою в ладу.

 Одаренные дружбой, душевным теплом

 Находят в мире любовь.