Выступление "Система работы с семьёй"
статья (3 класс) по теме

Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей "Система работы с родителями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_s_semyoy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с семьёй.

                 Школа всегда отражала суть эпохи, цементировала ее, создавая ее фундамент. Смена эпох, безусловно, период болезненный для школьного образования. Может поэтому слово «реформа», зачастую понимается как нечто отрицательное, даже разрушительное. Тем не менее инновационное развитие экономики, смена технологий, индивидуализация потребностей, конкуренция заставляют школу кардинально изменяться. Она должна готовить ребенка к профессиональной мобильности, к возможному переучиванию, инициативности и умению творчески смотреть на окружающий мир. Все это заставляет школу становиться другой. Президентская инициатива «Наша новая школа» включает пять ключевых направлений. Одно из них «Развитие школьной инфраструктуры»  преследует цель: разработать и внедрить практику деятельности школьных Советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении образовательными учреждениями.                

      Семья это - первый устойчивый коллектив жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребёнка, его привычки.
Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями. Эти отношения определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребёнка восприятие мира, людей и самого себя.
     Совместное ведение хозяйства, проведение досуга, различные увлечения семьи - всё это накладывает неизгладимый отпечаток на ребёнка. В семье он приобретает знания, умения и навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений.
       Только в семье ребёнок получает опыт семейной жизни. У него складываются нравственные чувства, он приобретает то или иное представление о добре и зле, о чести, порядочности, долге.  Каким вырастет ребёнок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. В классе обучается 28 учащихся. Из них 24 – полные семьи, 4- неполные (воспитывает одна мама), многодетных – 1 семья (трое детей), малообеспеченных- 1. Неблагополучных семей нет. Большинство родителей имеют средне- специальное  образование.  По этим данным, можно сделать вывод, что родителям и учащимся школы необходима педагогическая помощь, что возможно только при сотрудничестве семьи и школы.
            Семья и школа несут ответственность за воспитание человека, поэтому нужно помогать друг другу, вырабатывать правильный системный подход к каждому ребёнку. Поэтому целью работы с родителями я считаю вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство,  т.е. формирование целостного образовательного процесса, полноправным субъектом которого являются родители. Единение семьи и школы; тесное сотрудничество «триады»: учителя - дети - родители. Этой задаче подчинены все проводимые мероприятия.

        Совместная  работа с семьей и общественностью планируется условно по четырем основным направлениям:
1.    Изучение социального и образовательного состава семьи.
2.    Психолого-педагогическое просвещение родителей: лекторий, тематические общешкольные собрания
3.   Совместные дела родителей с педагогами и учащимися: совместные деловые игры, совместное проведение различных дел и мероприятий с учащимися, создание и функционирование родительского комитета.
4.    Помощь родителей школе: деятельность родительских комитетов, организация дежурств.

           Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Большую  роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

         В начале учебного года ставятся определённые задачи:  

- Выработать совместно с семьёй единую тактику в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности.

- Изучить семейную атмосферу, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи.

- Защищать интересы и права ребёнка в трудных ситуациях

         Направления работы с родителями:

-  Установление и поддержание постоянной связи с родителями.
-  Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребёнка.
-  Привлечение родителей к организации работы с классом.
-  Педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры.
- Ведение документации по работе с родителями учащихся с целью изучения и развития воспитательной активности семьи.

      Я использую различные формы работы с родителями.

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успеваемости и прилежании их детей, смс- рассылки.

Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

     Ежегодно  один раз в четверть в классе проводятся занятия родительского университета по программе «Путь к успеху». На этих заседаниях  перед родителями  выступает классный руководитель, психолог, руководители кружков дополнительного образования.          « Особенности развития мальчиков и девочек 9-10 лет», «Права и обязанности детей. Права и ответственность родителей», «Воспитательный потенциал семьи», «Любовь в семье как моральная ценность»-это темы бесед, которые были запланированы в этом учебном году. Кроме лекций проводится анкетирование по вопросам воспитания.
     Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители проводят в классе «Уроки успеха», беседы «Встреча с профессией».

 Большую роль в жизни школы играет родительский комитет.  Он работает согласно плана, составленного в начале учебного года.
Функции родительского комитета:
- Проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей.
- Организует работу с родителями из неблагополучных семей, с трудными детьми.
- Оказывает помощь в организации и проведении общеклассных и общешкольных мероприятий.
- Взаимодействует с педагогами по вопросам профилактики правонарушений.
      В классе  родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях.  Не проводятся без участия родителей традиционные мероприятия:  «День знаний»,  «День матери», на котором родители являются не  зрителями, а активными участниками, Новогодние представления, праздники посвященные Международному женскому дню 8 марта,беседы отчеты кружков. Родители организуют поездки в Набережные Челны, в музеи города.  Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта.  

Неоценима помощь родителей в организации дежурства во время проведения  праздников.         

 Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.

 Только работая сообща,  школа и семья могут добиться конечной цели: воспитать ребёнка добрым, чутким, трудолюбивым, уважаемым человеком, творческой и активной личностью.

   Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

                

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ

   

  СИСТЕМА РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ

Донаурова Наталья Витальевна

 учитель начальных классов

1квалификационной категории

Елабуга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с семьёй ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Дети, имеющие проблемы в развитии, — сложная и разноо­бразная группа. Различные нарушения развития по-разному от­ражаются на формировании социальных связей детей. Как под­черкивают психологи и с...

Обновление содержания работы с семьёй

Общей целью образования является воспитание личности, соответствующей идеальному представлению о человеке, на обучение и развитие которой направлены усилия школы и государства. Эта цель может быть дос...

Программа работы с семьёй, 1 класс

Главным ориентиром в постановке целей и задач в создании Программы работы с семьей являются цели государственной политики в области  образования, которые определены в основных документах: За...

Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"

Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...

Работа с семьёй как основное направление профилактической работы.

Создав устойчивую сеть социальной поддержки для семьи, используя своевременно внешние и внутренние ресурсы, можно получить положительный результат в оптимизации внутрисемейных отношений....

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...