Организация работы с семьёй ребенка с ограниченными возможностями здоровья
статья (1 класс) на тему

Русанова Валентина Васильевна

 

Дети, имеющие проблемы в развитии, — сложная и разноо­бразная группа. Различные нарушения развития по-разному от­ражаются на формировании социальных связей детей. Как под­черкивают психологи и социальные педагоги, родители должны иметь правильное понимание сущности проблемы, особенностей развития ребенка с ОВЗ для успешной организации общения с ним, его воспитания. Отчетливое представление родителями при­чин отклонения от нормального развития ребенка, а также воз­можных последствий, является необходимым условием для пра­вильно организованного воспитания ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание № 1

Дети, имеющие проблемы в развитии, — сложная и разноо бразная группа. Различные нарушения развития по-разному от ражаются на формировании социальных связей детей. Как под черкивают психологи и социальные педагоги, родители должны иметь правильное понимание сущности проблемы, особенностей развития ребенка с ОВЗ для успешной организации общения с ним, его воспитания. Отчетливое представление родителями при чин отклонения от нормального развития ребенка, а также воз можных последствий, является необходимым условием для пра вильно организованного воспитания ребенка.

Помощь детям с выраженным нарушением интеллекта требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия ро дителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Выделяют следующие формы отно шения родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии.

  1. Родители стесняются неполноценности своего ребенка, из лишне оберегают его, прячут от людей, не посещают обще ственные места, лишая его жизненных впечатлений. Ребе нок развивается медленно, не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неуверен в себе.
  2. Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных ме тодов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.

3. Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви. Ребенок с проблемами в развитии занимает в семье положение «пасынка», его обижают, смеются над ним, подчеркивая его неполноценность. У ребенка часто появляется подавленное состояние, он обидчив, раздражителен, упрям.

4. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители преувеличивают его возможности, не замечая недостатков, постоянно подстегивают ребенка, предъявляя к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным.

5. Родители воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все.

Б. Спок (1990) подчеркивает, что ребенок будет счастливее, если его не жалеют, относятся к нему естественно, тогда семья начинает говорить не о нем, а с ним.

Цель  нашей с вами работы – знакомство с индивидуальными и возрастными особенностями развития ребенка с ОВЗ (УУО), причинами возникновения интеллектуального недоразвития, влиянием неверной родительской позиции в отношениях с детьми на психическое здоровье ребенка.

Результатом нашей с вами реабилитационной работы должно стать: знание и понимание ребенка родителями, принятие его таким, каков он есть.

Родители детей с ОВЗ должны иметь качества, которые способны их любовь сделать силой, формирующей характер ребенка, его психическое состояние:

  1. Веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своего ребенка тревогой;
  2. Веру в силы и возможности ребенка;
  3. Спокойствие, терпеливость, справедливость и последовательность в общении с ребенком;
  4. Осознание, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы;
  5. Способность развивать самостоятельность своего ребенка, с этой целью сократить (по возможности) свою помощь до минимума;
  6. Строить свои отношения к ребенку на успешности.

Многие родители основную роль в преодолении отклонений в развитии отводят медикаментозному лечению. Но необходимо при этом помнить, что даже самое лучшее медикаментозное лече ние является эффективным лишь при правильном семейном вос питании и проведении родителями целой системы специальных упражнений. Максимально возможного уровня развития ребенка можно достигнуть только при соблюдении ряда условий. К ним относятся:

  1. возможно более раннее начало коррекционной работы,
  2. благоприятная семейная обстановка,
  3. тесная связь специальных учреждений с семьей,
  4. применение адекватной программы и методов обучения, со ответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям ребенка с ограниченными возможностями здо ровья и целям его воспитания.

Воспитание ребенка в семье носит коррекционный характер. Поэтому родители не должны забывать и о собственном самооб разовании, так как помочь больному ребенку можно лишь тогда, когда обладаешь достаточными знаниями и представлениями о болезни ребенка.

Гармонизация отношений к ребенку со стороны родителей, учет его индивидуальных и возрастных особенностей в процессе воспи тания и обучения, стремление к созданию благоприятной психоло гической атмосферы в семье положительно влияет на психическое и социальное здоровье ребенка обеспечивает условия для опти мального процесса его социализации и интеграции в общество.

Инвалиды с умеренной умственной отсталостью в нашей стра не уже несколько лет являются объектом пристального внимания со стороны государства, системы образования, медицины, обще ственных фондов и организаций. Внимание в основном уделяется вопросам совершенствования дошкольных и школьных учрежде ний, призванных дать воспитание и образование детям с ОВЗ в рамках утвержденных и авторских программ. Наиболее изученной в науке оказалась категория детей с лёгкой степенью снижения интеллекта, обучающихся в специальных коррекционных школах для детей с нарушенным интеллектом. В настоящее время для этих школ разработаны учебные планы и программы, создаются учебники. Детей же с умеренной степенью умственной отсталости из-за тяжёлого недоразвития познавательной деятельности, а так же достаточно отчётливо выраженных физических и психических нарушений считали необучаемыми. Современными эксперимен тальными исследованиями подтверждено, что включение ребёнка с глубокими нарушениями интеллекта в процессе обучения воз можно и необходимо при обеспечении определённых условий для раскрытия потенциальных возможностей психического, физиче ского, эмоционального и социального развития (Л.В. Баряева, СМ. Виноградов, М.Л. Рабинович). Сегодня для таких детей открывают специальные классы при вспомогательных школах, но большая их часть воспитывается в детских домах-интернатах. В классы для детей с глубокой умственной отсталостью зачисля ются дети, имеющие умеренную степень умственной отсталости, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в коррекционном учреждении, владеющие элементарными навыками самообслуживания.

Определение программы обучения детей с УУО возлагается на ПМПК. Комплексное психолого-педагогическое обследова ние категории таких детей позволяет выявить наиболее устойчиво про являющиеся особенности физического и психического развития ребенка, выработать конкретный план психолого-педагогической и медико-социальной коррекционной помощи, а также способы сотрудничества всех специалистов, взаимодействующих с ребен ком: врачей, специальных психологов, учителей-дефектологов, логопедов, социальных работников, инструкторов ЛФК, музы кальных работников и др. Это необходимо для правильной ор ганизации коррекционно-развивающей среды, где каждый эле мент (подъем, гигиенические процедуры, занятия детей и т. д.) строится на принципах развивающего воспитания, итогом кото рого должна стать самостоятельная практическая деятельность во взрослой жизни. Необходимо психолого-педагогическими и медико-социальными средствами уменьшить тяжесть социальной зависимости ребенка с ограниченными возможностями здоровья во всех случаях, где это возможно и по силам самому несовер шеннолетнему.

Рождение особого ребенка делает и семью «особой». Семья ре бенка с нарушением интеллекта имеет много своих особенностей, так как ее жизненная ситуация совершенно иная, она находится в ином положении в обществе, чем семья здорового ребенка. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на типы семейного вос питания и на психологические проблемы родителей.

От успешности решения проблем в семье зависит гармоничность взаимоотношений и наличие необходимой комфортной микросреды для жизни и развития ребенка.

Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь ребенку является наиболее значимой для целей социальной интеграции людей с тяжелыми формами инвалидности, потому что овладе ние профессиональными навыками и умениями дает возможность реализовать себя в процессе созидательной деятельности, достичь признания в обществе. Детям с УУО трудно обрести профессию, чтобы затем конкурировать на рынке труда. Однако, с помощью объединенных усилий специалистов и родителей (законных пред ставителей), воспитывающих такого ребенка, и готовности обще ства и государства к оказанию поддержки своим согражданам в ситуации инвалидности, необходимо достичь такого качества жизни, при котором они смогут чувствовать себя полноценной частью своего сообщества.

47


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта: «Работа с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»

Дети с ОВЗ являются частью нашего общества. Отношение к ним определяет уровень культуры и социального развития. Равнодушие и жестокость по отношению к таким детям ведут к духовной деградации всего общ...

Какие специалисты организуют образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивном классе.

Какие специалисты организуют образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивном классе....

Статья на тему: «Работа с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья».

Семья - это социальный институт, базовая ячейка общества, где её члены связаны общностью быта, вступлением в брачные отношения; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей. Так случается, ...

Работа с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Семья - это социальный институт, базовая ячейка общества, где её члены связаны общностью быта, вступлением в брачные отношения; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей. Так случае...

«Артпедагогические технологии в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Артпедагогические технологии в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»...

Методическая работа с педагогическим коллективом по организации взаимодействия с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье речь идет о методах и приёмах работы педагогов по организации взаимодействия с семьёй ребёнка с ОВЗ....

ПРОГРАММА «Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

На современном этапе развития системы образования реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) и детей с инвалидностью на образование рассматривается как одна из...