Тема проекта: «Работа с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»
проект (4 класс)

Огнева Лариса Викторовна

Дети с ОВЗ являются частью нашего общества. Отношение к ним определяет уровень культуры и социального развития. Равнодушие и жестокость по отношению к таким детям ведут к духовной деградации всего общества. Таким образом,  гармонично организованная работа педагогов образовательных учреждений с семьями, имеющими детей с ОВЗ – гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса, адаптации детей-инвалидов в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.ovz_.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта:

«Работа с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»

                                          Выполнила:

                                                                  Огнева Лариса Викторовна

                                                                   учитель начальных классов

                                                   высшей категории

                                                                             МКОУ СОШ №5 пос. Красочный

                                                       Ипатовского района

                                                          Ставропольского края

                                                                           

 2018 год

Актуальность проекта. Дети с ОВЗ являются частью нашего общества. Отношение к ним определяет уровень культуры и социального развития. Равнодушие и жестокость по отношению к таким детям ведут к духовной деградации всего общества. Таким образом,  гармонично организованная работа педагогов образовательных учреждений с семьями, имеющими детей с ОВЗ – гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса, адаптации детей-инвалидов в обществе.

Проблема: без поддержки семьи ребёнок с ОВЗ не в состоянии справиться с нагрузками обычной школы, медленно вливается в коллектив и может получить серьёзную психологическую травму, приводящую к домашнему обучению и одиночеству; дети с ОВЗ даже с нормальным и высоким умственным развитием требуют особого ресурсного обеспечения.

Цель проекта: создание программы психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.

Задачи проекта:

- установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания;

-формирование у родителей адекватного отношения к ребенку;

-укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;

-расширение сферы общения семей;

-формирование навыков адекватного взаимодействия с окружающим миром;

-повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей;

-формирование навыков эффективной коммуникации;

-изучение, сохранение и передача семейных традиций и ценностей.

Ожидаемые результаты проекта:

1. В результате проведенной работы с родителями должна быть достигнута положительная динамика в формировании межличностных отношений родителей и детей.

2. Ожидается улучшение психологического климата в классах (до 25%) и в семьях (до 20%).

3. Снижение уровня тревожности у детей и родителей (на 15-20%).

4. Повышение активности родителей.

5.  Ускорение адаптационного периода в  коллективе до 1-2 недель.

Сроки разработки и реализации проекта: учебный год

Ресурсы проекта:

  • Актовый зал
  • Учебная аудитория с компьютерами
  • Спортивная площадка
  • Проектор, ПК, принтер, колонки, экран, бумага, канцтовары.
  • Психолог,  классные руководители, преподаватель физкультуры.

Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и коррекционной педагогики), а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в системе школьного образования. Следует подчеркнуть необходимость описания квалификации и специальной подготовки специалистов в общей педагогике и психологии, вовлеченных в процесс образования ребенка с ОВЗ (все варианты стандарта).

Материально - техническое обеспечение.  Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процесс образования.

Информационное обеспечение включает необходимую нормативную правовую базу образования детей с ОВЗ и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса. Все специалисты должны иметь возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных специалистов. Должна быть организована возможность регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей.

В реализации проекта будут участвовать:

  • семейные группы, сформированные на базе классов начальной школы;
  • группа самоподдержки для родителей, выразивших желание принять участие в проекте;
  • музеи, библиотеки.

Планирование проекта:

I этап. Диагностический

II этап. Коррекционный

III этап. Заключительный

Практическая часть проекта.

I этап. Диагностический

Для составления чёткой, ориентированной на решение конкретных задач программы необходимо пройти диагностический этап: наблюдение за семьями в неформальной обстановке, беседа с детьми и родителями, тестирование (определение стиля воспитания, отношения к семейным обязанностям, отношения ребёнка к родителям и наоборот, выполнения традиционных функций мужчины, женщины и ребёнка в семье).

Диагностический этап разбивается на 2 ступени:

1. До прохождения программы проходят тестирование как дети с ОВЗ (совместно с родителями), так и здоровые дети тех же классов (совместно с родителями).

2. После прохождения программы тестирование проходит только основная группа.

II этап. Коррекционный

Коррекционная работа - обучение эффективным способам общения с ребенком осуществляется путем проведения детско-родительских игр, тренингов, совместных занятий с детьми. Стимуляция оптимальных взаимоотношений между детьми и их родителями достигается успешно в семейных и детско-родительских группах, состоящих из нескольких семей. Групповая форма работы способствует конструктивному переосмыслению личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые, более адекватные эмоциональные реакции, вырабатывает ряд социальных навыков, особенно в сфере межличностного общения. В этих целях используются детско-родительские игры.

В ходе коррекционного этапа реализации проекта планируется провести:

  • 7 занятий для каждой детско – родительской группы.

Формирование групп происходит на добровольной основе. Комплектование проводится с учетом проблем, имеющихся у детей. Как правило, в группу входят дети близкого возраста: 7-8  и 9-10 лет.

Вместе с ребенком занятия посещает кто-то из родителей (можно по очереди), либо лицо, заменяющее родителя, но обязательно тот, кто непосредственно занимается его воспитанием. В особых случаях, когда конфликт отношений связан с одним из родителей, рекомендуется посещение группы именно этим родителем. Количественный состав группы 5-6 пар (10-12 человек).

«Таблица 1»

План занятий в детско-родительских группах

Наименование разделов и тем

Количество часов (практические занятия)

1

Вырази свои чувства

2 часа

2

Полянка

2 часа

3

Автопортрет

2 часа

4

Разговор на листе бумаги

2 часа

5

Мой силуэт

2 часа

6

Семейный альбом

2 часа

7

Разговор цветов

2 часа

Всего

14 часов

  • 4 занятия для группы взрослых, которые будут способствовать росту реабилитационного потенциала и повышению уровня психолого – педагогической и социальной компетентности родителей.

«Таблица 2»

План работы с родителями

Наименование разделов и тем

Количество часов (практические занятия)

1

Знакомство

2 часа

2

Путь доверия.

Все мы чем-то похожи.

2 часа

3

Воспитание без наказания.

2 часа

4

Общение с ребенком.

Мир детский и мир взрослый.

2 часа

5

Мои чувства

2 часа

Всего

10 часов

  • 2 выезда в музеи по выбору

С помощью средств музейной терапии происходит передача опыта человечества, накопленного во времени. В пространстве музея актуализируются базовые межпоколенные ценности, сохранение и передача которых является не только важнейшим условием развития общества, но и залогом сохранения ресурсного потенциала, стабильности семейных связей и гармонизации внутрисемейных отношений.

  • 2 занятия в библиотеке

III этап Заключительный

  • Проведение итогового мероприятия «Праздник семьи». Выставки и презентации работ семей – участников группы.
  • Итоговое анкетирование семей по окончании проекта

«Таблица 3»

Календарный план реализации проекта

№ п/п

Наименование мероприятий

Срок реализации проекта в месяцах

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1

Создание рабочей группы проекта

+

2

Формирование групп

+

3

Анкетирование семей – участников проекта

+

4

Разработка программы занятий «Семейного клуба»

+

5

Проведение информационной кампании о начале реализации проекта

+

6

7 занятий детско – родительских групп

+

+

+

+

+

+

+

7

5 занятий   для группы родителей

+

+

+

+

+

8

2 выездных мероприятия в музеи

В течение учебного года

9

2 мероприятия в библиотеке

В течение учебного года

10

Проведение итогового анкетирования

+

11

Проведение заключительного мероприятия

+

Заключение

Психологическая поддержка является важным звеном в системе психологической помощи родителям детей с ОВЗ. Основная цель психологической поддержки – повышение восприятия родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с отклонениями в развитии ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях детей с ОВЗ, оптимизация их педагогического потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и детей.

Литература

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06
  2. Андреева, Т.В. Семейная психология (Текст): Учебное пособие / Т.В.Андреева - СПб: Речь, 2004.-244с.
  3. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования (Текст): Учебное пособие/ О.А.Карабанова – М.: Гардарики, 2005.-320с.
  4. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. (Текст)/ И.М. Марковская – СПб: Речь, 2005.-150с.
  5. Осипова, А.А. Общая психокоррекция (Текст):Учебное пособие/ А.А.Осипова- М.: Сфера,2002.-510с.
  6. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.
  7. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336с.

Приложение.

Психогимнастическое упражнение «Поменяйся местами…» «Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть сестры”, и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы больше узнать друг о друге».

Упражнение «Разговор двух рук». Работа с сухими художественными материалами. Каждый участник группы выбирает два
 художественных материала (это может быть сухая пастель, масляная пастель,
восковые мелки, уголь, сангина, цветные карандаши или фломастеры), затем
берет чистый лист бумаги и прочно закрепляет его на горизонтальной
- поверхности, находит себе место в пределах рабочего помещения и комфортно устраивается. При звучании спокойной музыки берет художественный материал в обе руки и «разрешает» им свободно двигаться по поверхности листа. Окончание музыки будет сигналом для завершения этого упражнения. Затем все участники вновь собираются в круг и обсуждают проделанную работу следующим образом: сначала дают название своему рисунку, затем делятся с окружающими своими чувствами и переживаниями, возникшими во время рисования.

Психогимнастическое упражнение «Атомы». Инструкция: «Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и я время от времени буду говорить какое-то число, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы потри атома в каждой. Молекулы выглядят так (тренер вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями). Последнее число, которое называет ведущий, будет число два. Таким образом, группа разделилась на пары.

Упражнение «Слепой и поводырь». Участники группы разбиваются на пары. Один участник пары – «слепой», он закрывает глаза, а другой – «поводырь». Задача поводыря – охранять своего напарника, когда тот будет передвигаться по пространству комнаты, 15 минут участники упражнения меняются ролями. Обсуждение упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с семьёй ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Дети, имеющие проблемы в развитии, — сложная и разноо­бразная группа. Различные нарушения развития по-разному от­ражаются на формировании социальных связей детей. Как под­черкивают психологи и с...

Тема: Индивидуальный маршрут психологического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.

Чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать особенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умстве...

Основные пути развития, реабилитации, социализации и интеграции в обществе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями, обучающимися на дому по состоянию здоровья (ДЦП), заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со с...

Статья на тему: «Работа с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья».

Семья - это социальный институт, базовая ячейка общества, где её члены связаны общностью быта, вступлением в брачные отношения; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей. Так случается, ...

Работа с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Семья - это социальный институт, базовая ячейка общества, где её члены связаны общностью быта, вступлением в брачные отношения; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей. Так случае...

Методическая работа с педагогическим коллективом по организации взаимодействия с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье речь идет о методах и приёмах работы педагогов по организации взаимодействия с семьёй ребёнка с ОВЗ....