«Артпедагогические технологии в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
консультация

Наталия Михайловна Кузина

«Артпедагогические технологии в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_semey.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Ханты-Мансийского автономного округа- Югры

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

«Артпедагогические технологии в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Кузина Наталия Михайловна

Учитель-дефектолог

Семья как социальный институт призвана еще в ранний период жизни ребенка с ОВЗ создать благоприятную среду для его вхождения в культуру, формирования культурно-познавательных, социально-нравственных и художественно-эстетических ценностей, закладывания и развития основ личности, качеств, необходимых для успешной адаптации ребенка во взрослой жизни, становления его как субъекта культуры.

В этом процессе значительную роль играют искусство и арттехнологии, которые являются частью учебного процесса как в учреждениях (школьных и дошкольных) общего (специального и инклюзивного) и дополнительного образования, так и всего культурного образовательного пространства (театр, музей, концертные залы, выставки).

В семье происходит не только разностороннее познание ребенком окружающего мира, получение разнообразной информации, накопление практического жизненного опыта, но и вхождение его в культуру, формирование субкультуры ребенка, определенной системы отношений с миром взрослых и сверстников. В связи с этим возрастает значимость создания семьей ребенка с ОВЗ социокультурной среды, обеспечивающей как познавательное, ценностное духовное развитие ребенка, так и раскрытие его потенциальных возможностей, самореализации в культурном пространстве.

В этом процессе артпедагогические технологии, связанные с различными видами искусства, играют важную роль и решают следующие задачи:

  1. создание родителями благоприятной социальной художественной среды, обеспечивающей социокультурное развитие ребенка с ОВЗ его социализацию;
  2. осуществление семьей субъектно-художественного подхода в социокультурном развитии личности ребенка с ОВЗ посредством использования артпедагогических технологий (музыка, изодеятельность, театр и др.)
  3. удовлетворение с помощью использования искусства, культурно-познавательных, информационных, эмоционально-эстетических, нравственных, коммуникативных, рефлексивных потребностей семьи и ребенка с ОВЗ;
  4. обогащение социального опыта семьи, включение в семейную жизнь основ художественной культуры;
  5. активизация потенциальных творческих возможностей ребенка с ОВЗ в разных видах художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, танцевальной, театральной) посредством использования искусства в семье.

Музыка, изобразительное искусство, театр дают возможность приобщить ребенка к основам художественной культуры, воспитать эстетический вкус, удовлетворить образовательные потребности, активизировать познавательную деятельность, творческие проявления. Свои первые шаги в мире искусства ребенок делает в семье. Здесь происходит процесс социализации ребенка через общение с матерью и близкими. В этот период важным является создание музыкальной среды.

Музыка раньше других видов искусства входит в жизнь ребенка. Звуко-интонационная и жестомимическая эмоционально окрашенная речь в общении наполняет жизнь ребенка звуками, мелодиями, обогащает его мир, создает художественно музыкальную среду. Очень важно чтобы мама ребенка с ОВЗ в раннем детстве создавала адекватную музыкальную среду, в которой могут использоваться аудиозаписи «Звуки природы» при засыпании, песенки-потешки, музыкальные игрушки при общении в бодрствовании.

Музыка постепенно входить в жизнь ребенка, делая ее более яркой, интересной, увлекательной, содержательной. Задача родителей – развивать у ребенка интерес к музыке, вызывать эмоциональный отклик на нее, желание участвовать в исполнении незатейливых песен, танцев, игр и т.д.

В школьном возрасте восприятие музыкальных произведений, а также исполнение (пение, игра на инструменте) для детей с ОВЗ означают постижение ими богатейшего и разнообразнейшего мира эмоций, чувств, переживаний. Наличие дома скромной фонотеки, аудиозаписей вокальных, инструментальных произведений и использование в жизни семьи музыкального инструмента (гитары, фортепиано и др.) может являться средством релаксации, высвобождения негативных эмоций у детей, средством коррекции эмоциональной сферы и коммуникации личности детей с ОВЗ.  Главная задача родителей детей с ОВЗ – содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживая и стимулируя стремление к игре, попытки самостоятельным действиям.

Изобразительная деятельность (рисунок, лепка, коллаж и др.), художественно-ручной труд, дизайн являются значимой артпедагогической технологией, которая может использоваться в семье ребенка с ОВЗ. Важно, чтобы родители на прогулках наблюдали и активизировали внимание ребенка к цветовому сочетанию в природе в разное время года, к краскам, линиям листьев, цветов, образам животных и насекомых, которых дети могли бы отражать в рисунке, лепке.

Ребенку важно видеть, что предметы окружающей жизни часто берут свое начало в природе (самолет и вертолет похожи на стрекозу, поезд – на гусеницу и т.д.) Понимание таких связей создает предпосылки развития не только познавательных процессов, но и проявления творчества у ребенка с ОВЗ. Совместная изобразительная деятельность, художественно-ручной труд, декоративное творчество могут использоваться в семье при оформлении квартиры к празднику, создании декораций для домашнего театра, украшений для благоустройства семейного пространства, детской комнаты.

Семейный досуг также занимает важное место в приобщении ребенка с ОВЗ к искусству, культуре, в его социализации. Формы досуга очень разнообразны: семейные праздники, экскурсии в музеи и выставки, картинные галереи, общение с природой, посещение профессионального театра и создание домашнего театра, различные виды развлечений (игры, забавы, веселые конкурсы и др.)

В процессе семейного досуга, общения членов семьи между собой, основанного на общих интересах, увлечениях, удовлетворяются духовные потребности семьи. В этом случае у ребенка постепенно формируется свой образ семьи.  

Успешность развития ребенка с ОВЗ в условиях семьи обеспечивается взаимодействием, сотрудничеством с педагогами образовательного учреждения. С их помощью родители обогащают свои знания и представления о том, как, какими средствами и методами, в каких формах можно осуществлять художественно-эстетическое развитие ребенка в домашних условиях.

Главной задачей использования артпедагогических технологий в семье ребенка с ОВЗ являются накопление и обогащение средствами искусства опыта эмоциональных переживаний, развитие художественно-творческих способностей, приобщение к художественной деятельности и самореализации через искусство, создание условий для личностного развития и социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с семьёй ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Дети, имеющие проблемы в развитии, — сложная и разноо­бразная группа. Различные нарушения развития по-разному от­ражаются на формировании социальных связей детей. Как под­черкивают психологи и с...

Работа с семьей детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблема социальной адаптации инвалидов, проблема их приспособленности к полноценной жизни в обществе здоровых людей приобрела в последнее время особую важность. Это связано с тем, что в новом тысячел...

Мероприятие окружного уровня "Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума Центра, как основы комплексного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с проблемами в развитии".

"Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума Центра, как основы комплексного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с проблемами в развитии"...

Если в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья

Работа с семьей — важная составная часть социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции пр...

Психологические типы родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и перспективы семей, имеющих детей с ОВЗ/

Психологические типы родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (авторитарный, тревожный, психосоматический тип). Проблемы и перспективы семей, имеющих детей с ОВЗ...

Особенности работы педагогов школы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности работы педагогов школы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья....

ПРОГРАММА «Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

На современном этапе развития системы образования реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) и детей с инвалидностью на образование рассматривается как одна из...