ПРОГРАММА «Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
рабочая программа (4 класс)

Елена Владимировна Фирсова

На современном этапе развития системы образования реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) и детей с инвалидностью на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально – экономического развития Российской Федерации.

Для успешного развития и социализации ребёнка с ОВЗ или инвалидностью необходимо в первую очередь организовать работу с семьёй. Исследования свидетельствуют, что в семье, где появляется ребёнок с особыми нуждами, зачастую меняется привычный уклад жизни, психологический климат, семейные отношения. Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rabota_s_roditelyami.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Пояснительная записка

Актуальность

На современном этапе развития системы образования реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) и детей с инвалидностью на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально – экономического развития Российской Федерации.

Для успешного развития и социализации ребёнка с ОВЗ или инвалидностью необходимо в первую очередь организовать работу с семьёй. Исследования свидетельствуют, что в семье, где появляется ребёнок с особыми нуждами, зачастую меняется привычный уклад жизни, психологический климат, семейные отношения. Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться.

Зачастую проблемы семей, воспитывающих детей с особыми потребностями, рассматривались в отношении самого ребенка. Работа с родителями таких детей сводилась к консультациям по вопросам его обучения и воспитания, но при этом не уделялось должного внимания эмоциональному состоянию самих родителей и недостаточной компетентности в преодолении трудностей в развитии и социализации ребёнка.

Деятельность педагогического коллектива образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети с ОВЗ и дети-инвалиды, в первую очередь должна быть направлена на развитие сотрудничества специалистов и педагогов образовательного учреждения с этими родителями.

Умение педагогов установить доверительные отношения с родителями является условием успешного взаимодействия с семьей, от которого зависит эффективность образовательной и коррекционно-развивающей работы. Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, детей-инвалидов сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку взаимодействовать друг с другом.

Необходимость разработки программы, для семей воспитывающих ребенка с ОВЗ , определена наличием в образовательном учреждении воспитанников с ОВЗ и инвалидностью .

Практическая значимостьпрограмма может быть использована сфере школьного образования, специалистами и педагогами, в работе с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Срок реализации программы: 3 учебный год (сентябрь 2020 год – май 2023 год).

Целевая группародители (законные представители), воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Цель программы: организация системы образовательной и коррекционно-развивающей работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, направленной на повышение активной позиции родителей (законных представителей) по преодолению трудностей в развитии и успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Задачи:

1) Провести анализ контингента участников программы для определения программных мероприятий.

2) Определить перечень ресурсного обеспечения, составить план работы с родителями по формированию компетенций конструктивного взаимодействия с ребенком, знаний о коррекционно-развивающих методах и формах.

3) Обеспечить реализацию мероприятий образовательной и коррекционно-развивающей работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

4) Проанализировать эффективность реализации мероприятий программы.

Для решения поставленных задач используются следующие методы работы:

  • исследовательские (анализ ресурсов, анкетирование);
  • организационные (планирование, информирование, координирование);
  • практические (методы активного обучения родителей, практические занятия);
  •  аналитические (обобщение по результатам проведенной работы).

Содержание программы

1. Этапы реализации программы

Срок реализации программы разделён на четыре этапа: подготовительный. организационный, практический, аналитический.

Подготовительный этап (сентябрь 2020 года): изучение особенностей семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детей-инвалидов для планирования и координации направлений работы.

Организационный этап (сентябрь - октябрь 2020 года): анализ и подготовка ресурсной базы для реализации программы; составление плана работы по реализации программы.

Практический этап (октябрь 2020 года – апрель 2023 года): реализация мероприятий по основным направлениям программы.

Аналитический этап (май 2023 года): анализ результатов реализации программы; корректировка программы (при необходимости); обобщение и распространение опыта.

2. Направления мероприятий по реализации программы

Направления

Задача

Формы работы

Диагностическое

Выявление потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Изучение мотивационной готовности родителей к сотрудничеству.

Проведение социологического опроса (анкетирование).

«Почтовый ящик».

Коррекционно-развивающее

Формирование у родителей практических навыков конструктивного взаимодействия с ребенком, знаний о коррекционно-развивающих методах и формах

Игры – тренинги с педагогическим содержанием.

Практические занятия по обучению методам коррекционных и развивающих занятий для организации непрерывной и самостоятельной работы с ребенком

Информационно-просветительское

Ознакомление родителей с особенностями развития и социализации детей.

Индивидуальные и групповые консультации.

Семинары-практикумы.

Родительские собрания.

Создание альбомов «Моя семья».

Организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей.

Наглядно-информационное

Ознакомление родителей с особенностями развития и социализации детей.

Информационные ознакомительные и просветительские проспекты для родителей в родительских уголках класса, на информационных стендах и официальном сайте

Досуговое

Установление эмоционального контакта с родителями

Конкурсы, смотры, выставки, акции, встречи.

Реализация программы предполагает проведение мероприятий по направлениям, которые определяют конкретные формы и содержание работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, детей-инвалидов, с учётом: типа семьи (полная, неполная и т.д.), особенностей причин, вызвавших трудности развития и социализации ребёнка, запросов и потребностей родителей.

3. План программных мероприятий 2020-2021 учебный год

С целью реализации практической части программы, направленной на организацию системы образовательной и коррекционно-развивающей работы с родителями воспитанников с ОВЗ и инвалидностью с сентября 2020 года был разработан план практических мероприятий.

Перечень мероприятий (тематика, форма)

Сроки проведения 

Семинар-практикум «Мы все разные, но теперь мы вместе!»

сентябрь

Тренинг «Особые дети-особое общение».

Октябрь

Родительская гостиная «Семейные традиции»

ноябрь

Коллаж ко Дню матери

Ноябрь

Папка-передвижка «Лексическая тема «Зима».

Декабрь

«Дни добрых дел» - изготовление совместно с детьми кормушек для птиц

январь

Семейная фотовыставка: «В здоровом теле, здоровый дух»

февраль

Буклет «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей»

март

Конкурс совместного детско-родительского творчества на тему «Космос»

апрель

Папка-передвижка «Береги себя» (ОБЖ: о чем можно побеседовать с ребенком)

май

План программных мероприятий 2021-2022 учебный год

Перечень мероприятий (тематика, форма)

Сроки проведения 

Практическое занятие «Развивающие игры и коррекционные упражнения с ребёнком дома - это весело, полезно и интересно».

сентябрь

Групповой тренинг «Общение с ребенком»

Октябрь

Семинар-практикум «Вечер в кругу семьи».

Ноябрь

Конкурс на лучшее украшение к Новому году

Декабрь

Практикум для родителей «Играем и память развиваем!»

январь

Фотогазета «Мой папа смелый, ловкий!»

февраль

Выставка детских работ «Портрет моей мамы»

март

Совместная проектная деятельность родителей «Огород на окне»

апрель

Родительская гостиная «Семейные традиции»

май

План программных мероприятий 2022-2023 учебный год

Перечень мероприятий (тематика, форма)

Сроки проведения 

Совместное посещение с детьми и родителями Смоленского зоопарка, полезно и интересно».

сентябрь

«Вечер вопросов и ответов» с приглашением специалистов

Октябрь

Стенгазета ко Дню матери «Ах, какая мамочка!»

ноябрь

Творческая мастерская «Игрушка на ёлку своими руками

декабрь

Психолого-педагогический тренинг «Коммуникативные игры»

январь

Фотоколлаж «Зимние забавы»

февраль

Оформление папки передвижки «Весна – наблюдаем, играем, читаем»

март

Стендовая информация «Ю.А. Гагарин – первый космонавт»

апрель

Открытый показ  образовательной деятельности

май

4. Условия реализации программы

Одним из условий успешной реализации программы является обеспечение соответствующей ресурсной базы:

Кадровые ресурсы

.

Учитель-логопед помогает определить уровень познавательно-речевого развития ребенка, знакомит родителей с методами и приёмами, направленными на коррекцию речевых недостатков (нарушений).

Учитель-дефектолог (олигофренопедагог) проводит деятельное обследование ребёнка и диагностирует его способности к обучению, организует практические коррекционно – развивающие занятия для родителей, направленные на максимальное восполнение недостатков в развитии и социализации детей.

Педагог-психолог анализирует детско-родительские отношения, организует совместные (групповые и индивидуальные) на развитие психолого-педагогической компетентности родителей при организации конструктивного взаимодействия с ребенком.

Материально-технические ресурсы. Реализация программы осуществляется имеющегося оборудования и технических средств (персональный компьютер, мультимедийное оборудование, принтер и др.).

Методические ресурсы. Диагностические методики, методические рекомендации и разработки (анкеты, конспекты мероприятий, сценарии тренингов, лекций), подборка и разработка наглядных материалов (презентации, видеофильмы, видеоролики и т.д.)

Информационные ресурсы. Размещение информации на сайте образовательного учреждения, подготовка и распространение информационных и консультационных материалов посредством оформления буклетов, памяток, флайеров.

5. Ожидаемые результаты и критерии эффективности реализации программы

1. Повышение родительской активности и компетентности в вопросах обучения и развития своего ребенка.

2. Снижение уровня тревожности и эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ. (Положительная динамика эмоционального состояния родителей).

3. Применение родителями полученных знаний при организации коррекционной и развивающей работы с детьми в домашних условиях

 4. Наличие положительных результатов развития детей с ОВЗ, детей-инвалидов (Положительная динамика уровня коммуникативных и социальных навыков детей).

Список используемой литературы

Артамонова Е.И., Зырянова Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Зырянова // Учебное пособие для ВУЗов. Изд-во Москва «Академия».

Горбатенко О. Ф. «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа "Детство") - Волгоград: Учитель, 2006.

Нищева Н. В. «Программа. Коррекционно- развивающая работа в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)». - Санкт- Петербург «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2007.

Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-   развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет».- СПб: Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

Ньюмон С. «Игры и занятия с особым ребенком» руководство для родителей. - Москва: «Теревинф», 2011.

Стребелева Е.А., Разенкова Ю.И. и др. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста». - 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: «Просвещение», 2004.

Ткачёва В.В. «Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование». — М.: Национальный книжный центр, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с семьёй ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Дети, имеющие проблемы в развитии, — сложная и разноо­бразная группа. Различные нарушения развития по-разному от­ражаются на формировании социальных связей детей. Как под­черкивают психологи и с...

Работа с семьей детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблема социальной адаптации инвалидов, проблема их приспособленности к полноценной жизни в обществе здоровых людей приобрела в последнее время особую важность. Это связано с тем, что в новом тысячел...

Мероприятие окружного уровня "Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума Центра, как основы комплексного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с проблемами в развитии".

"Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума Центра, как основы комплексного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с проблемами в развитии"...

Если в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья

Работа с семьей — важная составная часть социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции пр...

Психологические типы родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и перспективы семей, имеющих детей с ОВЗ/

Психологические типы родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (авторитарный, тревожный, психосоматический тип). Проблемы и перспективы семей, имеющих детей с ОВЗ...

Особенности работы педагогов школы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности работы педагогов школы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья....

«Артпедагогические технологии в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Артпедагогические технологии в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»...