«Право и обязанность»
классный час по теме

 

формирование представления у детей понятий: право и обязанность;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovo.docx31.52 КБ
Файл prezentaciya1.pptx3 МБ

Предварительный просмотр:

«Право и обязанность»

Цель: формирование представления у детей понятий: право и обязанность;

Задачи:

развивать интерес к нравственно- правовым вопросам;

коррекция памяти и речи через воспроизведение ранее полученных знаний, заучивания стихов, логического мышления через  объяснение значений пословиц;

воспитывать  уважительное отношение  к каждому человеку как к гражданину, гражданскую сознательность;

Оборудование: конверты с пословицами, листочки и ручки, ИКТ

Ход мероприятия:

«Обязанность без права есть рабство;

право без обязанности – анархия»

(Ф. Ламенне)

  1. Организационный момент

- Ребята. Давайте успокоимся. Сегодня у нас очень нужное и важное мероприятие, которое будет значимым вам не только сейчас, но и в дальнейшей жизни. А о чем мы будем говорить с вами, узнаете, если расшифруете слова.  

  1. Коррекционно- развивающая игра    (СЛАЙД 1 )

Вам надо заменить цифры буквами. При необходимости можете воспользоваться листочками и ручкой.

  1. Сообщение темы и целей мероприятия (СЛАЙД 2 )

-Правильно. Тема нашего мероприятия будет называться «Права и обязанность». На данном классном часе мы будем говорить о наших правах и обязанностях, которые мы имеем.

 И эпиграфом  к мероприятию будет высказывание Ламенне «Обязанность без права есть рабство; право без обязанности – анархия».  (СЛАЙД 3)

  1. Работа по теме

- Но прежде, чем начать данную тему, давайте попробуем сравнить два слова «право» и «права». По вашему мнению отличаются ли эти слова?

- И что они могут  обозначать?

- Давайте попробуем дать определению права. В данном случае имеется в виду «права человека- гражданина». Что это такое?

- Права человека-гражданина – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. (СЛАЙД 4)

-Что по вашему мнению означает понятие право?

- ПРАВО – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые приводить в порядок, в систему отношения между людьми. (СЛАЙД 4)

- А как считаете, на какое слово похоже данное понятие? (правда или правильно)

- А что нам позволяет говорить о том, что у нас есть права? Какой документ для этого существует?  Что нас защищает? (закон)

- А всегда ли он существовал? (нет)

- Теперь немного послушайте, как считали древние греки…

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный множеством богов. (СЛАЙД 5 ) С Олимпа рассылает он людям свои дары и утверждает на земле порядок и закон. В руках Зевса судьба людей, счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть. Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом – зла. Горе тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок.

У трона Зевса стоит хранящая законы богиня. Она созывает по повелению громовержца собрание богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, чтобы не нарушались порядок и закон. Это Фемида (СЛАЙД 5) – богиня правосудия в греческой мифологии. Она изображалась с повязкой на глазах  с рогом изобилия и весами в руках. 

- Почему, как вы думаете, именно с этими атрибутами греки изображали богиню правосудия? (символ беспристрастия)

- Человек не всегда мог надеяться на справедливое решение правосудия, т.е. закон был чаще всего на стороне сильного и богатого. Но в нынешнее наше общество закон принимает лишь одну сторону- сторону правды. И для этого существуют множество документов.

- Какие правовые документы вы знаете, которые защищают вас? (СЛАЙД 6)

Всеобщая декларация прав человека и гражданина (10 декабря 1948 г.);

Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год);

Конституция РФ (12 декабря 1993 года);

Постановление Президента РФ В. В. Путина “Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей”;

Президентская программа “Дети России”;

Законы РФ и РБ “Об образовании”, “О правах ребенка”, “О государственной поддержке молодежных объединений”, “Об общественных объединениях”.

- А теперь давайте вспомним, какие права мы изучали. Какие права имеет ребенок? (право на имя, жизнь, гражданство, образование, собственность, неприкосновенность, право иметь семью и родителей, свободу выражать свои мысли и чувства… и т.д.)

- Молодцы. А где прописаны данные права ребенка?  (Конвенция по правам ребенка)

- А когда она была принята? (20 ноября 1989)

- А где прописаны права человека и гражданина? (Всеобщая декларация прав человека и гражданина. (10 декабря 1948 г.))

-Мне бы очень хотелось остановиться сегодня на нескольких статьях данной декларации. Давайте посмотрим на слайд презентации (СЛАЙД 7), которая гласит: «Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту от дискриминации (ст.7)» -Как вы понимаете слово дискриминация? (неоправданное различие в правах и обязанностях человека по определённому признаку)

-Как понимаете данную статью? (часто мальчики любят обзывать девочек лишь по тому, что они девочки. Это дискриминация по половому различию. Обзывают другого потому, что он не такой, как большинство.  Бывает и такое, что не любят другого человека лишь потому, что он другой по национальности. Это дискриминация по национальному признаку. Таких примеров можно привести множество)

- А теперь давайте подумаем, есть ли какие-нибудь случаи дискриминации у нас в классе… И постараемся, чтобы таких случаев было как можно меньше.

- Часто дискриминация сопровождается нецензурной руганью, т.е. оскорблением личности. И хочу сразу же прочитать статью 8 из данной декларации: (СЛАЙД 8) «В случае нарушения основных прав, предоставленных Конституцией или законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда»

- Что может сделать оскорбленный человек в свою защиту? (подать заявление в суд)

- А как называется такое заявление в суд? (иск)

- А еще какие меры существуют? (штрафные санкции)

- Теперь давайте рассмотрим на следующем слайде еще одну статью  26 (СЛАЙД 9) , которая, я думаю, будет полезна некоторым из нас. Данная статья гласит: «Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Среднее образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное общедоступными.»

- Данная статья четко говорит, что гражданин нашей страны обязан получить  среднее образование.

- Мы с вами говорили о правах, но ничего не отметили про наши обязанности. Может их совсем нет? Где же они прописаны? (в уставе школы)

- Правильно наши обязанности прописаны в самом главном документе нашей школы- в уставе. С обязанностями, правилами поведения ученика, воспитанника мы с вами знакомы с первого класса.  И в статье 29 декларации сказано (СЛАЙД 10) : «1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом. 2. Права и свободы каждого человека могут быть ограничены лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей.»

- Какие ваши главные обязанности? (учиться,  получить образование, соблюдать устав школы)

- Как вы понимаете вторую часть статьи? (Права и свобода одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого)

Помните, я приводил вам пример, когда спорили два человека. Каждый из них говорил, что он свободный человек и имеет право делать то, что он хочет. Они бурно об этом спорили и один из собеседников во время спора случайно задел нос другому. Тот подал иск. В суде каждая из сторон говорила о своих правах и свободах. И каждая из сторон была права по- своему. И суд принял решение: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается нос другого человека» Согласитесь, смешное, но справедливое решение принял суд. Этого бы и не случилось, если бы в то время существовала данная статья декларации.

- А чтобы вы никогда не забывали свои обязанности, я подготовил для вас памятку об обязанностях ученика. Прочтите их внимательно и постарайтесь всегда выполнять. А еще я подготовил памятку для всех, кто занимается в этом классе, которая будет висеть на нашем классном уголке, к которой мы будем часто обращаться.

  1. Физкультминутка

Работа с пословицами

- Существуют много пословиц и поговорок о правах. Сейчас я вам раздам конверты, в которых  находятся слова. Работая в парах, вам нужно из данных слов собрать пословицу и постараться объяснить их смысл.

Давайте проверим, какие пословицы у вас получились….

(СЛАЙД 11)

Как нажито, так и прожито

Дракою прав не будешь

Кто злым попускает, сам зло творит.

Лучше десятерых виновных простить, чем одного невиновного «казнить».

Чего себе не хочешь, того и другому не твори.

Игра «Права литературных героев»:

А теперь давайте немного поиграем. Вспомним какие сказочные персонажи могли бы пожаловаться на то, что не соблюдаются его конституционные права

-Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (три поросенка, зайка из русской народной сказки «избушка»).12 (СЛАЙД 12)

-В какой сказке героиня  воспользовалась правом искать  и находить в других странах убежище и защиту от преследований? (Дюймовочка). 14

-В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? (сказка о попе и его работнике Балде). 23

-У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка). 24

-Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? (лягушка-путешественница).13

- У героев какой сказки нарушено право на гражданство («Сказка о царе Салтане…»)15

- Герой какой сказки мог пожаловаться на лишение права владеть имуществом («Буратино») 17

- В какой сказке нарушено право на жизнь и личную неприкосновенность? (Колобок)

  1. Заключительная часть

- Давайте еще раз обратимся к высказыванию Ламенне и попробуем ответить почему обязанность без прав- это рабство а права без обязанности- анархия?  (СЛАЙД 13)   (когда человек имеет только обязанности он превращается в раба, а когда все делают то что хотят, это приводит к анархии…..)

- Согласны ли вы с данным высказыванием?    

Для подведения итогов давайте послушаем стихотворения, которые нам прочитают Игорь, Сережа и Ваня. Слушаем внимательно.

Все лучшее, что в человеке есть:

Его права и жизнь его, и честь.

А жизнью пользуясь по праву,

Я гордо говорю: имею право!

Свободно жить под солнцем и луной

И восхищаться красотой земной.

Не быть рабом и пыток не терпеть,

А песню жизни вдохновенно петь.

А если причинят мне вред, урон,

Поможет Конституция. Закон.

Перед законом, совестью равны

Живут народы ни одной страны.

Могу я погостить за рубежом,

Потом вернуться в свой любимый дом.

Свободу мысли, слова я имею,

Но совесть есть, грубить другим не смею.

А подрасту – поможет мне держава

Работу выбрать – имею право.

Ну а пока я ученик:

Учу уроки, подаю дневник…

Досугу – час,

А школе – все внимание.

Использую я право

На образование.

Имеем право мы иметь права,

Но ведь морально люди связаны.

Поэтому чтобы достойно жить,

Мы очень многое обязаны.

  1. Итог

- Мне очень понравилось как вы себя умеете вести, как умеете размышлять и думать. И мне бы хотелось, чтобы каждый для себя четко уяснил, что не может существовать право без обязанности и обязанность без права. Спасибо всем за внимание. На этом мероприятие закончилось.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 3 4 5 2 6 2 7 11 13 4 8 8 2 9 10 12 Ключ: 1- П 7- Б 2- О 8- Н 3- Р 9- С 4- А 10- Т 5- В 11- Я 6- И 12- Ь 13- З

Слайд 2

ПРАВО И ОБЯЗАННОСТЬ

Слайд 3

«ОБЯЗАННОСТЬ БЕЗ ПРАВА ЕСТЬ РАБСТВО, ПРАВО БЕЗ ОБЯЗАННОСТИ- АНАРХИЯ» ЛАМЕННЕ

Слайд 4

Права человека-гражданина – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей ПРАВО – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые приводят в норму отношения между людьми

Слайд 6

- Всеобщая декларация прав человека и гражданина (10 декабря 1948 г.); - Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год); - Конституция РФ (12 декабря 1993 года); - Постановление Президента РФ В. В. Путина “Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей”; - Президентская программа “Дети России”; - Законы РФ и РБ “Об образовании”, “О правах ребенка”, “О государственной поддержке молодежных объединений”, “Об общественных объединениях”.

Слайд 7

Статья 7 «Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту от дискриминации » Дискриминация- неоправданное различие в правах и обязанностях человека по определённому признаку

Слайд 8

Статья 8 «В случае нарушения основных прав, предоставленных Конституцией или законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда»

Слайд 9

Статья 26 «Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Среднее образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное общедоступными.»

Слайд 10

Статья 29 «1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом. 2. Права и свободы каждого человека могут быть ограничены лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей.»

Слайд 11

- Как нажито, так и прожито. - Дракою прав не будешь. - Кто злым попускает, сам зло творит. - Лучше десятерых виновных простить, чем одного невиновного «казнить». - Чего себе не хочешь, того и другому не твори.

Слайд 13

«ОБЯЗАННОСТЬ БЕЗ ПРАВА ЕСТЬ РАБСТВО, ПРАВО БЕЗ ОБЯЗАННОСТИ- АНАРХИЯ» ЛАМЕННЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"

Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"...

Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.

Воспитание правового самосознания учащихся....

« Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте»

Цели: Отрабатывать навыки основных правил поведения в общественном транспорте; Развивать логическое мышление, память, внимание;Оборудование: Памятка прав и обязанностей пассажиров; кружки трёх цветов ...

Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.

В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....

Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)

Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню  прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия ...