"Я - гражданин. О выборах хочу всё знать".
методическая разработка (4 класс) по теме

Журавлева Ирина Николаевна

Внеклассное мероприятие - путешествие в 4 классе. На этом мероприятии учащиеся знакомятся  с понятиями «государство», «гражданин», «конституция», «выборы», «государственные символы страны» ( флаг, герб, гимн);     развивается интерес  к истории России;  воспитывается патриотизм, чувство гордости за свою страну.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие-

путешествие в 4 классе

«Я – гражданин.

О выборах хочу всё знать».

Учитель: Журавлёва Ирина Николаевна

МОУ СОШ №27

Краснодарский край

Темрюкский район

станица Старотитаровская

ул. Садовая № 151

Цели:

- познакомить с понятиями «государство», «гражданин», «конституция», «выборы», «государственные символы страны» ( флаг, герб, гимн);            

- развивать интерес  к истории России;                                                            

- воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

Оборудование:

Государственный флаг России, Государственный герб России, Государственный гимн России ( аудиозапись), физическая карта России, Конституция России, фотографии Москвы, Кремля, Красной площади, слайды с пейзажами России, запись песни «С чего начинается Родина?» (сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера), национальные танцы и песни народов России ( аудиозапись).

Ход внеклассного мероприятия

  1. Организационный момент.

Звучит песня «С чего начинается Родина?» ( сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера ).

  1. Сообщение темы .

    Ребята, сегодня мы проводим внеклассное мероприятие «О выборах хочу    

    всё знать». Каждый из нас является жителем России и её гражданином. И  

    все мы рано или поздно задаём себе вопросы: Кто мы? Откуда мы? Что

    такое Родина? С чего она начинается? Кого называют гражданином? Какие  

    есть символы у нашей страны? Когда я смогу проголосовать на выборах?

          Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?

          Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом – Родина. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями и друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?

   В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок –

   деревня или город, улица, дом, где он родился. Это маленькая родина, а из  

   множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая  

   Родина.

           Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

              Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.(Ю. Яковлев.)

Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нём ничего.

  1. Станция «Наша Родина – Россия».

- Как называется наша Родина?

Посмотрите её карту. ( Физическая карта России.)

- Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлёвских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске-на-Камчатке наступает полночь.( Демонстрируются фотографии с изображением русской природы. А учащиеся в это время читают стихотворение. )

  Мать Россия моя,                                     Ты мудра и добра,

  С чем тебя мне сравнить,                        И народы земли

  Без тебя мне не петь,                               Славят сердце твоё,

  Без тебя мне не жить.                              Славят думы твои.

  Всё, что в сердце моём,                           Ты, Россия моя, золотые края,

  Всё, чем в жизни живу,                           Ты, Россия, родная, заветная!

  Всё, что было и есть,                               За твою широту, за твою красоту

  Я Россией зову.                                        Я люблю тебя, родина  светлая!

  Мать Россия моя,                                    

  Соловьиный рассвет,

  Ранил душу мою

  Твой берёзовый цвет.

- Вот она какая, Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди. А как всех их можно назвать, одним словом?( Россияне.)

Но национальности у россиян разные. Россия – единое многонациональ-ное демократическое государство. Её населяют более 180 национальнос-тей, народностей и этнических групп.

                Много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордовцы, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краёв, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.

               Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. По-разному звучат на просторах нашей страны русская «Калинка», зажигательная «Лезгинка» и казацкая плясовая. (Учащиеся слушают аудиозапись мелодий.)

               В нашей Российской Федерации есть свои государственные символы.

- Какие государственные символы вы знаете?( Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн.)

- Во всём мире люди обращают взоры к государственным символам своей страны. Происходит это потому, что эти символы, как бы говорят людям: «Вы не одиноки в этом мире, за вами – ваша страна». И люди знают, что у их страны многовековая и славная история, что их предки под этими знамёнами, гербами, иконами выстояли в самых страшных испытаниях. А раз выстояли предки, значит и они выстоят. И душа наполняется гордостью за своё Отечество. Человек гордится Родиной – значит, готов помогать ей, готов защитить её.

               На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Но исторически сложилось так, что государство имеет три основных символа - Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Поэтому эти символы называются государственными.

  1. Станция «Государственный герб».

- Что такое герб? Где можно увидеть герб?(Герб – эмблема. Его можно увидеть на флагах, монетах, печатях и официальных документах. )

               Главный символ любого государства – его герб. В нём в образной форме выражена государственность страны.

               Ещё в первобытные времена, когда люди жили родами и племенами, у них было стремление как-то выделить себя среди других родов, показать своё отличие. Этому служил тотем – изображение какого-то животного или  птицы: медведя, льва, орла. По верованиям первобытных людей, тотем считался родоначальником племён. Род считал тотема своим покровителем и защитником. Прошли тысячи лет, и на гербах многих современных городов появились животные.

               С развитием общественной жизни и появлением государства возникли и более сложные символы.

- Рассмотрите на доске таблицу с гербами ( демонстрируются различные гербы). Покажите герб современной России. Что на нём изображено? Что вы знаете об истории современного герба России?

Учитель  ( дополняет ответы). На Руси в некоторых княжествах, в частности Московском, задолго до принятия христианства символом был сражающийся всадник. Его называли Ездец. Он сражается со змием – олицетворением зла. В образе змия – Змея Горыныча из русских сказок – наши предки представляли орды кочевников ( печенегов и половцев), своими набегами терзавших русскую землю.

               После крещения Руси Ездец старанием церкви превратился в Святого Георгия Победоносца.                                                                              

               Герб России – двуглавый орёл, на своих мощных крыльях взмывающий над страной, более четырёх столетий олицетворял нашу державу. Немного найдётся в мире таких долговечных гербов!

               Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.

               Грудь орла, защищённая щитом с изображением Святого Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как на собирательницу и защитницу земель русских. И недаром на пороге 21 века двуглавый орёл снова становится символом России.

               -Какова же история Российского Герба?

               На печати 1497 года двуглавый орёл изображён с опущенными крыльями и с короной на каждой голове.

               Во времена Ивана Грозного на груди орла был помещён щиток с гербом Московским – Святым Георгием, поражающим Змия.

               В начале 17 века между двумя коронами, украшавшими головы орла, появился православный крест. В 1625 году он заменяется третьей короной.

               Во времена царя Алексея Михайловича, отца Петра Первого, в когтях орла появился скипетр и держава. Три короны теперь символизировали Святую Троицу, а эмблемы трёх царств – Казанского, Астраханского и Сибирского – обозначали их вхождение в состав России.

               К концу 17 века крылья птицы поднялись вверх.

               После 1699 года орёл окружается цепью только что учреждённого ордена Андрея Первозванного.

               В 1800 году император Павел Первый был избран членом Мальтийского ордена. Под щитком герба сразу появился мальтийский крест. После смерти Павла Первого он немедленно исчез.

               В 1830 году при Николае Первом на распущенных крыльях орла появились щиты гербов важнейших областей государства и вошедших в него царств.

               В 60-е годы 19 века всадника на щитке, украшавшего грудь орла, развернули слева направо.

               В последний раз образец государственного герба был утверждён    2 ноября 1882 года. Над орлом появился навес из тяжёлой горностаевой мантии, лавровые ветви и развивающиеся кисти знамён. Добавилось изображение шлема Святого Александра Невского. На нём было начертано «С нами бог». Шлем венчался ещё и императорской короной. Она была четвёртой в изображении. Таким он просуществовал до начала 1917 года, когда двуглавый орёл сначала потерял все короны, мантии, шлемы и т.д., а затем и сам исчез из государственных символов.

               Сегодняшний герб России почти такой же, как и герб Российской империи.

Наследство наше означает герб.          

Оно – как воздух, как вода и хлеб.      

И как огонь нам в жизни очень нужен –

Герб укрепляет в вере наши души.

Орёл двуглавый – Царь и патриарх

У власти вместе: Церковь и народ.

Держава, скипетр, щит…не в силе Бог,

А в правде в той, что крепнет каждый год.

Георгий – всадник на лихом коне

В груди орла – святая Божья сила!

Мощней страны по духу в мире нет.

Россия в стольких битвах победила!

Историю, надежду, путь вперёд

Хранит, передаёт нам герб Российский.

Нас всех к служенью Истине зовёт.

Всему народу стал он сердцу близкий.

5. Станция «Государственный флаг».

- Что такое флаг?( Флаг – прикреплённое к древку полотнище определённого цвета или нескольких цветов.)

- Где можно увидеть флаги?

               Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флего», что означало «ожигать, озарять, гореть».

               Из глубины веков пришёл в наши дни нынешний Российский Государственный флаг. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трёх одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого, средняя – синего и нижняя – красного цвета. Именно такой флаг сейчас развивается над Кремлём в Москве. Именно он символизирует нашу Родину с её очень непростой судьбой  и её славным прошлым. Флаг как бы напоминает нам: предки ваши всё выдержали, значит выдержите и вы. Трёхцветный флаг появился в России ещё в 17 веке.

               Откуда же взялись эти три цвета Российского флага? Есть предположение, что Пётр Первый позаимствовал эти цвета у древнего города Москвы. Белый конь, синий плащ, красное поле – основные цвета этого древнего символа Москвы. Красный, белый и синий цвета были широко распространены в одежде русского народа. По русским понятиям 17 – 19 веков белый цвет символизировал мир, чистоту, правду, благородство; синий цвет символизировал небо, верность, веру; красный цвет – смелость, доброту, честность, огонь и кровь.

               Во второй половине 19 века появился в России новый государственный флаг – чёрно-жёлто-белый. Верхняя – чёрная и средняя – жёлтая полосы соответствовали чёрному орлу и жёлтому полю государственного герба России. Нижняя – белая полоса соответствовала белому коню на гербе Москвы. Герб же Москвы был частью герба России. Чёрно-жёлто-белый флаг просуществовал недолго. Не нравился он россиянам, потому что чёрный цвет считался в нашей стране знаком смерти и печали. Не был в почёте и жёлтый цвет. Любимыми цветами россиян оставались белый, синий и красный.

               Октябрьская революция 1917 года отменила трёхцветный флаг. Как государственный символ нового государства появился красный флаг. Вновь трёхцветный возродился в России в 1989 году 12 марта в 15 часов, развеваясь на площади им. Маяковского в центре Москвы, на митинге памяти Февральской революции. В1991 году он стал официальным флагом России.

- Часто ли вам приходится видеть Государственный флаг России? Где? В какой ситуации?

( Учитель раздаёт каждому ученику карточки с изображением контура флага.)

- Раскрасьте российский флаг в соответствующие ему цвета.

Ты гордость наша и слава,

Трёхцветный российский флаг.

Крепнет наша держава,

Врагов, превращая в прах.

Живи и цвети Россия.

Пусть будет неведом страх,

А души твои босые

Прикроет российский флаг.

И гордость волною нахлынет.

В веселье, в труде и в бою

Страна над собой поднимет

Святую трёхцветность свою.

6.Станция  «Государственный гимн».

-Что такое гимн?

               Помимо флага и герба высшим символом государства является  гимн – торжественное музыкальное произведение. В  переводе с греческого языка гимн – это торжественная песнь. При исполнении гимна люди, слушающие его, встают. Так они проявляют уважение к государству, чей гимн звучит.

- Как же менялся гимн нашей страны?

               Первым официальным ( признанным главой государства и правительством ) гимном России была «Молитва русских», слова которой в начале 19 века написал поэт В.А.Жуковский:

                                   Боже, царя храни!

                                   Славному долги дни

                                   Дай на земли…

               Музыка была заимствована у англичан.

               В 1833 году Россия получила новый гимн, который по инициативе императора Николая 1 из разных мелодий составлял композитор А.Ф.Львов. Он вспоминал: «Я чувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувственный, для всех понятный, годный для церкви, годный для войска, годный для народа – от учёного до невежды». Ещё одним автором слов второго государственного гимна России «Боже, царя храни» также был поэт В.А.Жуковский:

                                   Сильный, державный,

                                   Царствуй на славу:

                                   На славу нам!

                                   Царствуй на страх врагам,

                                   Царь православный!

                                   Боже, царя храни…

               Русский гимн был самым кратким в мире, всего 6 строк и 16 тактов мелодии. Он легко запоминался и западал в душу. С гимном «Боже, царя храни» Российская империя жила вплоть до революции 1917 года.

               С 1917 по 1943 годы Государственным гимном РСФСР и СССР был «Интернационал» - международный пролетарский гимн ( текст Э. Потье (1871г.), музыка П.Дегейтера):

                   Вставай проклятьем заклеймённый,

                   Весь мир голодных и рабов!

                   Кипит наш разум возмущённый

                   И в смертный бой вести готов.

               В годы ВОВ возникла необходимость в поднятии патриотического духа всего народа, в том числе и через создание нового гимна страны. Музыку второго гимна СССР написал А.В.Александров на основе своей песни «Гимн партии большевиков»; авторами текста были С.В.Михалков и Г.Г.Эль-Регистан. Впервые гимн прозвучал по радио 1 января 1944 года.

                   Союз нерушимый республик свободных

                   Сплотила навеки великая Русь.

                   Да здравствует созданный волей народов

                   Единый, могучий Советский Союз!

               С небольшими изменениями этот гимн просуществовал до распада СССР.

               Десять лет ( с 1991г. по 2001г.) в качестве государственного гимна Российской Федерации исполнялась «Патриотическая песня» из оперы великого русского композитора М.И.Глинки «Жизнь за царя». Но у этого гимна не было слов.

               С 1 января 2001 года Государственным Гимном стало произведение с изменённым, современным текстом С.В.Михалкова на музыку А.В.Александрова. текст гимна утверждён Государственной Дум    ой и Президентом.

                    Россия – священная наша держава,

                    Россия – любимая наша страна.

                    Могучая воля, великая слава –

                    Твоё достоянье на все времена!

Вопросы:

- Знаете ли вы слова нового Гимна России?

- Часто ли вам приходится слышать Государственный гимн России?

               Послушайте Государственный гимн России.

( Учащиеся слушают Государственный гимн России стоя и подпевают.)

- Какая это музыка по характеру?( Торжественная музыка, красивые слова. Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость. )

7.Станция «Основной закон России».

 -Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодёжь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: «…государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

- Что такое Конституция?(Основной закон нашей страны.)

- Конституция – это основной закон нашей страны ( в переводе с латинского означает «устройство, постановление»).

(Учитель демонстрирует Конституцию Российской Федерации.)

- Когда была принята Конституция, по которой мы сейчас живём?( 12 декабря 1993 года.)

                    В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия  - дружная семья равноправных народов.

- А вы являетесь гражданами России? Какие имеете права и обязанности?

- Вы правильно выделили ваше основное право и обязанность – учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины.

8. Станция «Выборы».

                    Наша страна является молодым демократическим государством и как формой прямого волеизъявления граждан являются выборы, о которых написано  в Конституции РФ. Выборы органов и должностных лиц местного самоуправления являются обязательными и периодическими. Когда в нашем районе подходят к концу сроки полномочий депутатов Советов и глав поселений, тогда Советами поселений назначается единый день голосования. В этот день будут избираться: депутаты представительных органов, главы поселений и депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края.

В территориальной избирательной комиссии полным ходом идёт работа по организации процесса выборов – образовываются избирательные округа и избирательные участки, производится приём документов рабочей группой для выдвижения в кандидаты, составляются списки избирателей, ведётся разъяснительная работа среди избирателей.

Кандидатом может стать каждый житель, достигший возраста 21 года. Для этого необходимо представить перечень документов в рабочую группу территориальной избирательной комиссии, установленных Законом Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае». Информационное обеспечение выборов осуществляется с участием государственных и муниципальных, а также не государственных организаций телерадиовещаний и редакций периодических печатных изданий. Другой формой информационного обеспечения муниципальных выборов является предвыборная агитация, которая осуществляется со дня выдвижения кандидата.

Правом избирать обладают  граждане, достигшие 18 лет. Предусмотрена возможность досрочного голосования избирателей при наличии уважительных причин.

В назначенный день голосования избирательные участки будут открыты для голосования с 8-00 до 20-00. Избиратель, для участия в процедуре голосования, должен предъявить паспорт гражданина РФ, на основании которого ему выдадут бюллетени по выборам. Бюллетень должен содержать сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов. Каждый избиратель заполняет бюллетень лично в  специально оборудованном месте для голосования.

9. Итог мероприятия – путешествия.

- Отгадайте загадку:

                     Стоят в поле сестрицы,

                     Платьица белены,

                     Шапочки зелены. (Берёзы.)

- Это дерево является символом России .

( Учитель открывает на доске плакат с изображением берёзы с прикреплёнными листочками из бумаги. На внутренней стороне листьев записаны вопросы для закрепления. Учащиеся выходят к доске, снимают листочки с берёзы с вопросами и дают ответы.)

1.Что такое символ?

2. Как называется наша страна?

3. Как называются люди, живущие в нашей стране?

4. Что такое Конституция?

5. Какой город является столицей России?

6. Какие символы государства вы знаете?

7. Что обозначает слово «герб»?

8. Что изображено на гербе России?

9. Что обозначает орёл на российском гербе?

10.Опишите флаг России.

11.Что обозначает каждый цвет на флаге?

12.Что обозначает слово «гимн»?

13.Как слушают гимн на церемониях?

14.Когда можно услышать гимн?

15.С какого возраста граждане могут участвовать в выборах?

- Молодцы! Вы хорошо работали. Какие чувства вы испытали на сегодняшнем внеклассном мероприятии?

Шопенгауэр говорил: «Самый распространённый вид гордости – это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и свою историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее и думать о будущем.

Нет на свете родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звёзды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса;

Где в реках стремительные воды

Голубеют словно бирюза,

Где, когда настанет непогода,

Весь народ выходит, как гроза!

Нет на свете Родины дороже.

Надо всё нам делать для неё,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым часом радовал её.

Всюду всё в раздольях – наше.

Отдадим ей думы и дела.

И кругом садами опояшем,

Чтобы вечно Родина цвела!

Использованная литература:

  1. Пчелов Е.В. «Государственные символы России. Герб, флаг, гимн». Москва, издательство «Русское слово», 2002 год.
  2. Соболева Н.А. «Российская государственная символика». История и современность, Москва, издательство «Владос», 2002 год.
  3. Конституция Российской Федерации.

 

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа "Хочу всё знать" детского объединения "Исследователь"

План работы кружка для детей 8-9-летнего возраста (2 класс) по математике и русскому языку. Содержит пояснительную записку ,учебно-тематический план, содержание (название тем),этапы педагогического ко...

Внеклассное занятие "О выборах хочу все знать!"

Дать учащимся первичное представление о выборах в нашей стране, о  необходимости участия в политической жизни общества, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом...

О выборах хочу все знать.

Воспитывать чувство гражданственности и патриотизма, способствовать пониманию  ответственности и важности участия в выборах в рамках классного коллектива, формировать активную жизненную позицию, ...

Гражданин и выборы

Парламентский урок...

Свобода нравственного выбора "Хочу и надо"

Всреча в семейном клубе, где родители вместе с детьми обсуждают желания и обязательства, мечты и усилия для достижения цели...

«О выборах хочу знать всё»

Выборы – это  избрание лиц. Российские граждане избирают своих представителей (депутатов) в Государственную Думу и доверяют им решение главных дел. Они избирают также Президента Российской ...