Свобода нравственного выбора "Хочу и надо"
классный час по теме

Дмитриева Елена Вячеславовна

Всреча в семейном клубе, где родители вместе с детьми обсуждают желания и обязательства, мечты и усилия для достижения цели

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hochu_i_nado.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК НРАВСТВЕННОСТИ

СВОБОДА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА «ХОЧУ И НАДО»

ЦЕЛИ:

1 .рассмотреть своё отношение к людям и тем нормам поведения, которые сложились в обществе.

2. Определить свободный выбор отношения «хочу» и «надо».

Сообщение темы, цель.

Чтение пословиц о дружбе.

  • Что же такое нравственность? Высказывания детей, родителей.
  1. Объектом нравственного отношения является человек. Именно он взаимодействует в реальной жизни с другими людьми.
  2. У человека есть свободный выбор этих отношений. По приказу или под дулом пистолета не ведется разговор о нравственности. Выбор нравственных отношений совершает сам человек, когда становится способным осознавать свое поведение. Отношение к другому человеку, тем более, к людям нельзя навязывать.
  3. Воспитание очень важно для человека. Именно оно формирует у человека принятые нравственные нормы, благодаря его каждодневному общению с другими людьми. Иногда человек сам не осознает, насколько ему важны окружающие. Острые ситуации, горе, конфликты открывают нам важность других людей в нашей жизни.
  • Мы с вами читали рассказ американского писателя Рэя Брэдбери «Каникулы» о том, чем завершилась религиозная мечта одной семьи, которой удалось избавиться от всех людей на планете.
  • Какие чувства ты бы испытал, оказавшись на месте героев рассказа?

- Почему?         

  • Свободный выбор нравственных отношений к окружающим вовсе не означает, что человек свободен от общественной морали. Как член общества каждый из нас обязан выполнять законы общежития. Принудительное исполнение принятых норм не гарантирует постоянного следования морали. Необходимость постоянно контролировать себя, спрашивать себя «Правильно ли я поступаю? Не накажут ли? Утомляет.
  • Действие, совершаемое под давлением, по приказу, под влияние старших, не является нравственными.

Свобода твоего «Я» кончается там, где начинается свобода Другого

Высказывание детей        

  1. Я могу слушать громко музыку, но до того момента, пока не появится Другой... Тогда я спрошу, не мешает ли ему музыка.
  2. Я могу расположиться удобно в любом кресле автобуса, но до того

момента... , пока не появится Другой, которому нужнее присесть.

  1. Терпеть не могу мыть посуду, но на маму и так ложится много забот. Ия помою грязную посуду. Я так хочу!

Одно «хочу» всегда порождает несколько «надо»

Как правило, чтобы достичь желаемого, необходимо предпринимать определенные действия. Как только в сознании зарождается какое-то «хочу», так следом за ним идет соответствующее «надо».

-Любезные друзья! Представьте, что у вас появилось сильное желание. Определите, что вам нужно для достижения этого желания.

  • Хочу быть умным человеком. Мне нужно для этого...
  • Хочу быть здоровым. Вот что мне нужно для этого...
  • Хочу, чтобы меня любили. Мне нужно для этого...

Жизнь человека - это бесконечная цепь из «хочу» и «надо». Они следуют одно за другим, и нет конца этой цепи. Дорога жизни человека - это сочетание его желаний и обязательств, это его мечты и усилия для достижения цели.

ТРЕНИНГ.        

- Разобьемся на группы по 4-5 человек. Кто-то один из группы произносит свое желание - остальные в ответ перечисляют, что необходимо сделать для исполнения желания.

Свобода человеку нужна для того, чтобы созидать что-то на Земле. Свободный человек - это человек действия. А действия могут быть двух видов: созидательные и разрушительные.

Нужно выбрать один из вариантов ответа:

  • Да, ты имеешь право на свободу
  • Ты загоняешь себя в несвободу.
  1. Не буду мыть посуду. Не хочу. Я свободный человек!...
  2. Нет, мне еще уроки делать... Не пойду гулять!
  3. Позволь мне помочь? У меня есть немного денег...
  4. Почему я должен уступать место? Я сам устал!

  • Если на вопрос: «Почему так надо поступать, делать?» нам не отвечают, а мы бездумно выполняем то, что нам приказано, то наши действия ненравственные. Если человек нарушил нравственные нормы, не желая другим зла, например, под влиянием страха совершил неблаговидный поступок, то его следует простить и научить другим способам сопротивления страху.

Но даже когда человек совершает хорошее действие, надо уточнить, что заставило его так поступить, если на благо Другому, то его поступок можно назвать нравственным.

Мораль рекомендует нам быть «великодушным», то есть уметь прощать человеку нечаянные проступки и его слабость, неумение управлять своим поведением.

  • Юные мыслители! Выделите, пожалуйста, ненравственное поведение из ряда предложенных ситуаций.

(Дети выходят, читают текст, высказывают свое мнение)

  1. Я всегда сижу тихо на уроке, потому что боюсь учителя.
  2. Я никогда не нарушаю правила тишины на уроке, потому что в тишине всем ученикам легче работать.
  3. Я всегда угощаю товарищей, потому что они меня угощают.
  4. Мне нравится угощать людей, я люблю, когда они радуются
  5. Я всегда говорю учительнице «спасибо» за урок, чтобы она меня любила.
  6. Я всегда и всем говорю «спасибо» после совместной работы, потому что без них не получилось бы то, что мне удалось сделать.
  7. Все на меня смотрели, пришлось встать и уступить место старику.
  8. Я не сажусь никогда, если вижу рядом стоящих пожилых людей.

- Внутренняя нравственная свобода - это состояние, когда ты хочешь сделать добро людям, и не можешь иначе.

  • Поступки «наедине с собой» это когда никто не видит наших действий.

Высказывания детей

  1. Нет контроля со стороны полиции - я все равно не иду на красный свет.
  2. Никого нет рядом, но все равно не возьму чужую («не мою») вещь.
  3. Никого нет дома, но я возьмусь за наведение чистоты в квартире.
  4. Человек нечаянно испачкал руки. Я протяну ему салфетку и пойду дальше, не дожидаясь благодарности

Свобода человеку нужна для того чтобы созидать на Земле. Свободный человек это человек действия. А действия бывают двух видов: созидательные и разрушительные. Какую свободу выбираете вы?

Свобода «для»                                                Свобода от

для созидания                                                от дисциплины

для познания                                                от труда

для творчества                                                от обучения

для общения                                                от морали

Каждый из нас постоянно решает для себя вопрос: «быть как все» или «не быть как все». Обычно ссылка на то, что «все так делают», оправдывает наши неблаговидные поступки.

Как же, по твоему мнению нужно поступать, когда «все» недостойно ведут себя?

  1. Если «все» говорят грубые слова, то я...
  2. Если «все» говорят, что главное быть богатым, то я...
  3. Если «все» вбегают в автобус, чтобы занять лучшие места, то я...
  4. Если «все» присваивают забытые кем-то вещи, то я...
  5. Если «все» очень громко разговаривают друг с другом, мешая окружающимся то я...

Всю жизнь мы производим свободный выбор: совершать добрые или дурные поступки. Бывает, что достойный выбор не очень-то выгоден для человека: он тратит деньги, лишается комфорта, напрягает силы, но порыв его добрых чувств воплощается в упорном «хочу» помочь, он не может поступить иначе..

Поступок на грани самопожертвования (т.е. жертвуя собой ради идеи) называется ПОДВИГОМ.

Есть подвиги, которые мы совершаем незаметно, ежедневно, например, мать по отношению к своему ребенку, отдавая ему всю себя.

А есть подвиги, потрясающие все человечество. Приведете свои примеры.

Подвиг польского врача Януша Корчака (рассказ учителя).

Подвиг - это всегда свобода выбора свободного человека. Только свободным человеком стать не просто, ведь свобода нравственного человека совсем не то же самое, что воля дикаря.

ИГРА «ПРЕДЛАГАЮ- ВЫБИРАЮ»

Предлагаю практически проверить, что «теряет» человек и что «приобретает» в ситуации свободного выбора.

  1. группа - ищущие решение проблемы
  2. группа - предлагающие помощь
  1. Надо идти к стоматологу, а я боюсь...
  2. У меня нет друзей, мне одиноко...
  3. Трудности с английским, не дается произношение...
  4. Боюсь темноты...
  5. Не хожу на праздники, не умею танцевать...

Каждый предлагает свою помощь, выслушав всех, выбирается только один вариант со словами «Я выбираю твою помощь»

(Выбирают человека на которого можно положиться)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семь советов о том, что надо и чего не надо делать в каникулы.

Скоро закончится самая длинная четверть в году. Может эти советы помогут родителям правильно планировать отдых детей....

«Свобода учиться, свобода учить» Книга больших идей Создавая демократическую культуру класса

Могут ли школы обучать демократии? Нет, если делают это «рассказами» о демократии; да если они создают  демократическую культуру класса. Любой учитель до небес восхваляет демократические основани...

Семь советов врача о том, что надо и чего не надо делать в каникулы.

Семь советов врача о том, что надо и чего не надо делать в каникулы...

Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Столкновение мнений детей. Как надо и не надо спорить"

Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые недели обучения первоклассников в школе...

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)

Теоретический материал. План-сетка работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма....

Конспект открытого урока по азбуке нравственности на тему "Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть"

Данный материал будет полезен как для начинающих педагогов, так и для педагогов с опытом....