Классный час по теме: Права человека"
классный час (4 класс) по теме

На классном часе дети знакомятся с Конвецией о правах ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_prava_cheloveka.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по теме: «Права  человека».

Цели: формирование представления об основном правовом документе:  "Конвенция о правах ребенка.

Задачи:

  1. на примере литературных произведений ознакомить со статьями Конвенции;
  2. показать единство прав и обязанностей;
  3. расширять правовые знания воспитанников
  4. воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека.                                  

Оборудование: толковый словарь С.И.Ожегова, брошюры - "Декларация", "Конвенция", "Конституция"; плакаты для оформления зала; карточки с определениями, ноутбук, (презентации  правовой  и  сказочной  викторины);

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Постановка цели занятия.

- Ребята, сегодня наша встреча посвящена теме "Права  человека ".

- Вы познакомитесь с новыми понятиями и постараетесь вспомнить все, что уже знаете по этой теме.

2. Вступительная беседа.

- Подумайте и скажите, что означает слово "право"? (дети высказываются).

- За точным определением обратимся к словарю Ожегова.

ПРАВО - есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

- Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.

Права человека – это  правила, по  которым  живет он  сам и  окружающее  его общество  людей.

- Люди должны  жить  по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным  опытом  многих   поколений, тогда  в  этом обществе  будут  действовать  принципы  разума,  справедливости,  совести  и порядка.

20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка. (карточка). - Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши  интересы  и  права? (Отвечают дети).

- Конечно же, в первую очередь взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами.

- Но о детях также заботятся общественные и государственные организации, которые  главной  своей  задачей  считают  защиту  детей.

Наиболее авторитетной среди них является Организация Объединенных Наций - (ООН).

- Она возникла после Второй мировой войны, чтобы предотвратить глобальную катастрофу,  народы  многих стран  решили объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций (ООН).

- В результате, 10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека. (Показ документа).

-1-

- Это документ, в котором государства пообещали своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.

- Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства, так-как по-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, аварии, стихийные бедствия, эпидемии, совершаются преступления, в результате которых страдают и дети.

(карточка) - Именно поэтому 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием "Конвенция о правах ребенка". (Показ документа).

- Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии".

- В Конвенции 54 статьи.

Статья 16. Первое! "Каждый человек имеет право владеть имуществом"!

Второе! "Никто не может лишить его имущества"!

Статья 37. "Ни один ребенок не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению"!

Статья 6. Каждый ребенок имеет право на жизнь!

4. Знакомство со статьями Конвенции о правах ребенка.

- Какие еще права детей вы можете назвать? (Отвечают дети).

 

 Статья 1 "Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста".

- До 18 лет за вас несут ответственность взрослые, после 18 - за свои поступки отвечаете вы сами.

 Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на жизнь".

- Это главное право каждого человека. Разумеется, маленький человек тоже имеет это право. Но часто то в одном, то в другом государстве приходится сталкиваться с вопросами о ценности жизни.

- Скажите, нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других больных детях?

- Было в древности государство Спарта. Спарта славилась своими непобедимыми воинами - выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если слабый, больной - он не нужен Спарте. Сбросить его со скалы! А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким: он может стать ученым-изобретателем или талантливым художником, мудрым врачом или даже полководцем! Просто больного надо лечить, слабому - помогать...

Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя".

- У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество.

- Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию?

- Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении (4слайд). Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!

- А когда исполняется 14 лет, выдается другой документ.

- Как он называется? (паспорт) (5 слайд.)

-2-

- На следующих страницах изображена Красная площадь, герб России, фото, ФИО, дата и место рождения. (6 и 7 слайды)

- Паспорт меняется в 20 лет и 45.

 Статья 13 "Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение".

- Ребенок может высказывать вслух все, что думает; написать и даже напечатать в газете или журнале. Только помните, прежде, чем что-то сказать или написать, нужно хорошо подумать.

 Статья 16 "Каждый имеет право на владение имуществом, на неприкосновенность жилища".

- Никто не имеет права лишать вас имущества или жилища. С этой статьей вас уже познакомили сказочные герои.

 Статья 28 "Ребенок имеет право на бесплатное образование"

- Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.

 Статья 31 "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг".

- А в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям содержать семью.

- К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других. (12 слайд).

- Вы обязаны уважать права других людей. (Карточку на доску).

 Статья 32 "Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации".

- Что означает слово "эксплуатация"? (Из словаря С.И. Ожегова: "Эксплуатация - это присвоение результатов чужого труда").

- Незаконное использование в собственных целях труда других людей. При 8-ми часовом рабочем дне у взрослых, дети с 14 до 16 лет имеют право работать по 4 часа в день, с 16 до 18 лет - 6 ч в день в свободное от учебы время с согласия родителей или опекунов.

- Очень часто заявление о своих правах служит оправданием нежелания что-либо делать, получать все и ничего не отдавать взамен. Например, вас просят вынести мусор, убраться в комнате или в шкафу с личными вещами.

Вы скажете: "Не имеете права использовать труд детей".

- Скажите, вы будете правы?

- Конечно - же, нет. Это не принудительный труд, а посильная для вас помощь по хозяйству, самообслуживание.

Статья 37 а) "Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким видам обращения и наказания"; б) " Ни один ребенок не может быть лишен свободы незаконным способом".

- Арест или задержание ребенка осуществляется согласно закону и лишь в качестве крайней меры.

- Со скольки лет наступает уголовная ответственность? (С 16 лет, за особо тяжкие преступления - с 14 лет).

- Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от национальности. Права нельзя отобрать - никто не может лишить прав другого человека, ни по какой причине. Мы все рождаемся свободными и равными.

- Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права.

- Я предлагаю вам воспользоваться своим правом на отдых.

5. Физкультминутка (под музыку).

-3-

Ш. Актуализация новых знаний. Правовая викторина.

- А сейчас мы проведем викторину и узнаем, кто из вас самые лучшие знатоки прав.

Задание 1. Экспресс-опрос. (Презентация 2).

- Выбрать и назвать правильный ответ.

1. Назовите основной закон государства. (Декларация, Конвенция, Конституция.)

2. Какой международный документ закрепляет права детей? (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребёнка.)

3. В каком году была принята Конвенция ООН о правах ребёнка: 1949, 1989, 1990.

4. Что такое право?(Закон, совокупность правил, обязанность.)

5. Ребёнок - это человек, :

Который ходит в школу, который ходит в детский сад, которому не исполнилось 18 лет.

6. Какие дети имеют право на особый уход и защиту?

Дети-инвалиды, дети в возрасте с 15 до 18 лет, все дети имеют такое право.

7. Ребёнок имеет право: на жизнь, свободно выражать своё мнение, оба ответа верны.

8. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью? (с 18 лет, с 14 лет, с 20 лет.)

Задание 2. "Сказочная викторина". (Презентация 3)

- Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.

(1 слайд) - Как называется сказка? Кто автор? (русская народная сказка "Колобок").

- Лиса говорит: "Колобок, колобок, я тебя съем!"

- Какую статью нарушила Лиса? (статью 6)

- Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).

(2 слайд)- Как называется эта сказка? Кто её написал? (рус. нар. сказка "Маша и Медведь", в книгах встречается в обработке А.Н. Толстого).

- Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37)

- Медведь говорил: "Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить".

- Как должна ответить Маша, защищая свои права?:... (Не имеешь права лишать меня свободы).)

(3 слайд)- Назовите сказку. Кто автор?

- Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер? (статья 37) "Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению".

 (4 слайд)- Кто знает название и автора этой сказки? (Лиса и Заяц).                                     - Какую статью нарушила Лиса, выгнав Зайчика из дома? (статью16)

- Как должен ответить Зайчик? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно).

(5 слайд)- Назовите сказку. Кто знает автора? ("Золушка" Шарль Перро).

- Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться. Ей было запрещено участвовать в забавах и развлечениях сестер.

- Какую статью нарушала мачеха? (статью 31 и 32).

Золушка: "Не имеете права лишать меня отдыха и досуга".

(Подведение итога викторины. Награждение знатоков права).

IV. Повторение ранее изученной темы.

- Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права.

- Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.

- Скажите, что такое обязанность? (Отвечают дети).

-4-

- Напоминаю точное определение.

(Читаю с доски определение).

Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

- Вспомним высказывание известного политического деятеля XX века К. Маркса.

-(Читают хором) "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав".

- Какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).

- Главная ваша обязанность - хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране.

- Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью.

- Кто сможет ее назвать? "Уважать права других людей". (Ставлю карточку в обязанности).

- Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать.

- Помните золотое правило морали: " Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе".

- Эти слова принадлежат древнему философу - мыслителю Китая Конфуцию.

V.  Итог занятия.

- Ребята,  скажите,  что  важного  для  себя  вы  поняли  сегодня  на  занятии?

- Нужно  ли  знать  свои  права?

- Для  чего  их  нужно  знать? (чтобы уметь защитить себя).

- Знать  свои  права  очень  полезно,  это дает  уверенность  в  себе.

- Нужно не только знать  свои  права, но  и  всегда  помнить  про  обязанности.

- Надеюсь,  что полученные  знания  обязательно  пригодятся  вам  в  дальнейшей жизни.  Наше  занятие  подошло  к  концу.  Спасибо  всем  за  участие.

-5-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час в начальных классах на тему "Права человека"

Цель:   раскрыть понятия «права человека», «права ребенка»; познакомить учащихся с                 Декларацией...

разработка классного часа в начальных классах на тему "Права человека"

Цель:   раскрыть понятия «права человека», «права ребенка»; познакомить учащихся с                 Декларацией...

Классный час, 4 класс, Тема "Права человека"

Данный класс час разработан для учащихся 4 класса в рамках проведения декады по защите прав человека. Данный материал наглядно и доступно знакомит учащихся с такими понятиями, как "Конституция РФ", "К...

Конспект урока на тему "Права человека"

Конспект урока для учащихся 4 класса по программе "Школа 2100" на тему "Права человека"...

Урок для 4 класса по программе "Школа 2100" на тему: " Права человека в обществе"

Урок по окружающему миру по программе "Школа 2100" разработан в соответствии ФГОС. Данный урок способствует формированию у учащихся стремления знать и изучать свои права, формирует представления о зна...

Классный час ко Дню прав человека

Материал к классному часу о правах человека....

Классный час на тему:«Права человека – мои права».

Цель: познакомить обучающихся с основными документами: "Всеобщая декларация прав человека", Конвенция "О правах ребёнка", отражающими права ребёнка в обществе....