Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков
статья по теме

косенко татьяна евгеньевна

Актуальной и новой задачей, в соответствии с требованиями Стандарта, становится обеспечение развития универсальных учебных действий .В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. С целью их решения мною была разработана и апробирована программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству – «МЫ ВМЕСТЕ», составленная на основе программы О.И.Крушельницкой и А.Н.Третьяковой «Все вместе». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

Актуальной и новой задачей, в соответствии с требованиями Стандарта, становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Всё это обусловило необходимость разработки программы формирования универсальных учебных действий. Программа составлена на основе требований  Стандарта второго поколения, к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,  примерной  образовательной программы начального общего образования, методических рекомендаций «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.

Реализация программы осуществляется комплексно через учебный процесс, внеурочную, внеклассную и внешкольную   деятельность,  преемственность от дошкольного к начальному общему образованию

Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования содержит:

1. Описание ценностных ориентиров начального общего образования.

2. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.

3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

4. Типовые задачи формирования универсальных учебных действий.

5. Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

6. Планируемые результаты сформированности универсальных учебных действий.

           7. Диагностика сформированности  УУД.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:

потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

позитивное отношение к процессу сотрудничества;

ориентация на партнера по общению;

умение слушать собеседника.

Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков, формирования коммуникативной компетентности представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Исходя из концепции Л. С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.

Какова же сегодняшняя ситуация, касающаяся вопроса формирования навыков взаимодействия у младших школьников?

Многие дети приходят к нам в начальную школу, не умея общаться и сотрудничать. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведет к тому, что их общение сразу делается конфликтным, причем конфликты эти они разрешать не способны. Это создает много проблем, как для самих ребят, так и для нас, педагогов. Если мы – взрослые не поможем детям наладить общение, у них может сформироваться стойкое отрицательное отношение к сверстникам как к помехе, препятствию, источнику отрицательных эмоций. В дальнейшем это осложнит их формирование как членов общества и граждан.

При анализе анкет и диагностических данных у первоклассников и их родителей  были выявлены следующие проблемы:

  1. отсутствие коммуникативных навыков;
  1. межличностные конфликты;
  2. психологические барьеры в общении (страх, застенчивость, неуверенность)

  1. изучение поведения детей с целью выявления трудностей в коммуникативной сфере, в том числе повышенной агрессивности осуществляется на протяжении 2-х лет.
  2. Результаты мониторинга коммуникативных трудностей и повышенной агрессивности представлены в следующей таблице:
  3. Таблица
  4. Результаты мониторинга
  5. коммуникативных трудностей и повышенной агрессивности

Уч.

год

Показатель

1  кл

2 кл.

2012 - 2013

Трудности в коммуникативной сфере

89

60%

В том числе повышенная агрессивность

50

32%

2011- 2012

Трудности в коммуникативной сфере

       80

77%

В том числе повышенная агрессивность

45

38%

  1. Анализ результатов, представленных в таблице, указывает на следующую тенденцию: из года в год в ОУ поступает учащихся с трудностями к коммуникативной сфере (учащиеся конфликтны, не научены сдерживать негативные эмоции, не умеют уступать, слушать и слышать другого, прислушиваться к мнению окружающих, не знакомы с элементарными правилами общежития и т.д.), из числа которых свойственна повышенная агрессивность, проявляемая как в вербальной, так и в физической форме (школьники, взаимодействуя с окружающими, обзываются, используют в речи нецензурные выражения, общаются с помощью кличек и других обидных слов; дерутся, задираются, провоцируют драки и т.д.)
  2. При этом число детей с трудностями в коммуникативной сфере в целом и повышенным уровнем агрессивности в частности значительно выше в начальном звене, особенно во 2 и 3 классах.

 С целью их решения мною была разработана и апробирована программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству – «МЫ ВМЕСТЕ», составленная на основе программы О.И.Крушельницкой и А.Н.Третьяковой «Все вместе».

        Программа «Мы вместе» опирается на использование групповых форм творческой деятельности детей на уроках и во внеурочное время и введения такого курса не предполагает. Данная программа рассчитана на 5 лет.

           Цель программы заключается в формировании у детей навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. Работа проводится с учениками 1-5-х классов общеобразовательной школы. Программа включает задания разных типов (учебные и игровые; такие, для выполнения которых надо рисовать, конструировать, мастерить поделки, сочинять тексты и т.д.).

Однако чем бы ребята не занимались, критерием оценки успешности работы будет их умение договариваться между собой и дружно трудиться для достижения общей цели. Программа определяет способ организации работы детей. Тематика заданий может быть любой.

   Задачи программы:

  1. Создание мотивации сотрудничества.
  2. Формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других.
  3. Обучение правилам эффективной организации совместной работы.
  4. Развитие эмоциональной сферы личности.

Принципы программы:

  1. Обучение в деятельности.
  2. Предоставление всей возможной самостоятельности в деятельности.
  3. Обеспечение позитивного опыта деятельности.
  4. Работа педагога в стиле сотрудничества.
  5. Приоритетное внимание учителя к отношениям, которые складываются между детьми по ходу работы.
  6. Привлекательность содержания деятельности.

Средства и методы  реализации программы:

Основное средство обучения детей взаимодействию и сотрудничеству – организация творческой деятельности в малых группах.

Сама форма творческой деятельности в группе имеет большой потенциал как раз для развития навыков общения, взаимодействия и сотрудничества у младших школьников. И реализовать его можно при условии учета возрастных особенностей членов группы.

Организация работы по программе.

 Программа рассчитана на систематическую работу. Предполагается, что дети выполняют хотя  бы одно групповое задание в неделю. Темы и содержание работ могут быть любыми: они определяются общими целями образовательного и воспитательного процесса в школе. Например: создание эмблем групп-команд, совместные коллажи и панно, групповые тематические сборники, концертные номера, творческие поисковые задания, групповые проекты различной тематики и т.п.

В первом классе детям предлагаются задания, которые позволяют быстрее познакомиться. Постепенно в соответствии с изменением опыта и возраста детей акценты смещаются с формирования мотивации сотрудничества на развитие привычки согласовывать личные интересы с интересами других, обучение правилам эффективной  организации совместной работы и становление эмоциональной сферы.

 Обязательно нужно придерживаться логики построения программы: от простых (по организации и уровню взаимодействия заданий), направленных в основном на формирование мотивации совместной деятельности к сложным.

           Программа не определяет, сколько часов следует отводить на выполнение конкретных заданий: все зависит от особенностей детского коллектива. Каким   будет набранный первый класс, как изменится его состав с течением времени, кто придет в него и кто уйдет - эти и многие другие факторы существенно влияют на выбор целей работы и уровня сложности заданий. Педагог  сам определяет, как лучше реализовать программу в своем классе.           

Содержание программы

Вся учебно-воспитательная направленность образовательного процесса в классном коллективе (с1-го по 5-ый класс) основана на деятельности  малых групп-команд (по 5 - 6 человек), у которых есть свои командиры. Они меняются по решению группы и согласованности с учителем-воспитателем в течение четверти. Таким образом, командиром группы побывает  каждый учащийся. Состав группы меняется 1 раз в четверть. Формируя группы учащихся по собственному усмотрению, а также, учитывая желания ребят, педагог руководствуется определенными принципами.

  1. Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.
  2. Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).

Таким образом, программа помогает развивать в ребенке те качества, которые позволят ему безболезненно адаптироваться в окружающем социуме. На каждом этапе идет формирование определенных коммуникативных универсальных учебных действий.

                                      Этапы реализации программы

Первый этап - 1 класс

«Я + Я… = МЫ»

Направление: Совместно-индивидуальная деятельность

Цель: формировать умение объединять продукт индивидуальной деятельности каждого члена группы-команды в единое целое – качественно новый продукт совместной коллективной творческой деятельности при руководящей роли педагога или родителей.

Задачи:

  1. Создание у детей мотивации взаимодействия и сотрудничества.
  2.  Приобретение первичных навыков общения в группе.            Прогнозируемый результат:

- уметь вступать в процесс общения, проявляя толерантное отношение друг к другу;

- проявлять интерес к коллективной деятельности и радость от продукта совместного труда;

- делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению.

- обогащение друг друга новыми идеями в ходе взаимодействия.

        Выпускник научится:

  1. задавать вопросы;
  2. использовать речь для регуляции своего действия;
  3. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  1. адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
  2. с учетом целей коммуникации достаточно точно, с последовательностью и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Второй этап - 2 класс

«Мы - в согласии»

Направление: Совместно-последовательная деятельность

Цель: формировать умение создавать продукт совместной коллективной творческой деятельности группы-команды, выполняя работу пошагово, в порядке очередности.

Задачи: Формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других.

Прогнозируемый результат:

- научиться придерживаться некоторых правил коллективной деятельности (соблюдать очередность, выполнять определенный объем работы, не уничтожать и не преобразовывать труд партнера без его разрешения);

- получить эмоциональный опыт взаимодействия;

- научиться различать давление и совет, адекватно реагировать на них;

- испытывать чувство принадлежности к группе.

Выпускник научится:

  1. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  2. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  3. формулировать собственное мнение и позицию;
  4. контролировать действия партнера.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;
  2. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  3. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Третий этап - 3 класс

«Мы принимаем решение»

Направление: Создание совместных композиций.

                          Коллективное принятие решений.

Цель: 

- формировать умение объединять личные результаты в одно целое – качественно новый продукт совместной коллективной творческой деятельности самостоятельно каждой группой-командой без помощи педагога или родителей;

- научить процедуре коллективного принятия решения.

Задачи:

1. Обучение правилам эффективной организации совместной работы.

 2. Развитие эмоциональной сферы личности.

Прогнозируемый результат:

- уметь обсуждать и согласовывать совместную деятельность, распределять обязанности;

- приобретение   опыта непосредственного физического и эмоционального контактов;

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности

- уметь принять тот факт, что результат коллективной работы может быть неожиданным, непредсказуемым и не соответствовать личным представлениям и планам;

- получить опыт коллективного обсуждения и освоить соответствующие правила: обсуждай проблему, не переходя на личности; обосновывай свою точку зрения; не перебивай и др.;

- уметь уступать друг другу.

  Выпускник научится:

  1. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  2. строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  2. понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  3. аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

                                                Четвертый этап - 4 класс

        «Мы – проектировщики»

Направление: Проектная деятельность

Цель: заложить основы групповой проектной деятельности у младших школьников при руководящей роли педагога.

Задачи:

1. Введение в образовательный процесс нового, более глубокого вида творческой деятельности учащихся – метода проектов.

2. Знакомство учащихся с основными требованиями к проекту, алгоритмом работы над ним.

3. Внедрение в практику различных типов групповых проектов в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Прогнозируемый результат 

Формирование различных ключевых компетенций – комплексных свойств личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности,  а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации:

- рефлексивные умения;

- поисковые (исследовательские) умения;

- навыки оценочной самостоятельности;

- умения и навыки работы в сотрудничестве;

- коммуникативные умения;

- презентационные умения и навыки.

        На последнем этапе более сложного группового взаимодействия – проектной деятельности продолжается активный процесс формирования тех коммуникативных универсальных учебных действий, которые были заложены на предыдущих этапах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход к решению проблемы воспитания младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры

Цель данной работы: показать  систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста,  связь семьи и школы в нравственном воспитании детей. Статья  в...

развитие коммуникативных навыков у учашихся младших классов с ограничинными возможностями развития .

У данной категории детей нет четких представлений о социальных законах, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не все...

развитие коммуникативных навыков у учашихся младших классов с ограничинными возможностями развития .

У данной категории детей нет четких представлений о социальных законах, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не все...

Комплексный подход в решении проблемы социальной адаптации учащихся школы 3-4 вида.

Проблема социокультурной интеграции инвалидов с сенсорными нарушениями является одной из актуальных проблем современного специального образования. Причём надо учесть, исходя из исследований учёных, чт...

Основные подходы к решению проблемы управления и воспитания в понятиях управления

Подходы к управлению качеством в образовательной организации в настоящее время широко исследуются. Так, системологический  подход к управлению качеством образования и его оценке развивается в исс...