Основные подходы к решению проблемы управления и воспитания в понятиях управления
статья

Подходы к управлению качеством в образовательной организации в настоящее время широко исследуются. Так, системологический  подход к управлению качеством образования и его оценке развивается в исследованиях А.А. Аветисова. Согласно его концепции, процессы, протекающие в образовательных организациях любого масштаба и вида, отождествляются с управляемыми динамическими процессами, подчиняющимися общим закономерностям.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_podhody.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

Основные подходы к решению проблемы

управления и воспитания в понятиях управления

Подходы к управлению качеством в образовательной организации в настоящее время широко исследуются. Так, системологический  подход к управлению качеством образования и его оценке развивается в исследованиях А.А. Аветисова. Согласно его концепции, процессы, протекающие в образовательных организациях любого масштаба и вида, отождествляются с управляемыми динамическими процессами, подчиняющимися общим закономерностям.  В рамках данной концепции понятие «качество образования» представляется не просто неким отвлеченным, не измеряемым содержанием, присущим предметно-содержательному подходу. Это функционально связанная со всеми параметрами системы и измеряемая (диагностируемая) характеристика функционирования образовательной организации. Качество такого функционирования представляется как степень реализации главной цели, заключающейся в достижении обучающимися заданного (нормативного) уровня подготовленности.

 Достаточно плодотворную структуру образовательного процесса, которую можно рассматривать как основу подхода к управлению качеством в образовательной организации, выделила М. Т. Громкова.
Структура образовательного процесса рассматривается как единство воспитания (управления потребностями), обучения (присвоения социокультурных норм) и развития (совершенствования способностей). В таком подходе сохраняется целостность педагогического процесса как единства воспитания, обучения и развития личности. Управление же качеством образования может быть организовано как процесс обеспечения качества управления потребностями личности, присвоения им социокультурных норм и развития индивидуальных способностей.
        Панасюк В. П. рассматривает управление качеством в образовательной организации как комплексные, целенаправленные, скоординированные воздействия как на ее образовательный процесс в целом, так и на его основные элементы. При этом целью является достижение наибольшего соответствия параметров его функционирования и конечных результатов соответствующим требованиям, нормам и стандартам.

        С точки зрения управления качеством в образовательной организации теория оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К. Бабанского, основанная на системном подходе, исходит из того, что образовательный процесс стал настолько многофакторным и многоплановым, что частными, автономными мерами существенно повысить его качество невозможно. Она представляет собой воплощение многих идей, относящихся к различным подходам теории управления социальными системами. Среди них можно выделить следующие основные идеи и положения: эффективность (качество) обучения и воспитания можно достичь при реализации стратегии оптимизации самого учебно-воспитательного процесса и его элементов; стратегия оптимизации учебно-воспитательного процесса осуществляется по определенным педагогически ориентированным критериям (учет конкретных условий обучения и воспитания, уровень реальных учебных возможностей обучающихся, оптимальные нормы времени); оптимизация учебного процесса возможна при управлении им как целостным единством учения и преподавания, системой закономерностей, принципов, содержания, форм и методов, внутренних и внешних условий обучения и др.
        При построении систем управления качеством образовательного процесса в образовательной организации необходимо: ориентироваться на реализацию системного подхода; максимально учитывать внутренние резервы образовательной организации; обеспечить как оптимальное функционирование, так и развитие качества образовательной организации; оптимизировать организационную структуру управления.
осуществлять комплексное применение вышеуказанных подходов к управлению социальными системами; использовать основные закономерности и принципы теории социального управления применительно к системе высшего профессионального образования;
проводить максимальный учет внутренних резервов образовательной организации; обеспечить при проектировании не только оптимальное функционирование организации, но и ее развитие.
      Необходимо отметить, что идея управления качеством образования через управление качеством компонентов образовательного процесса имеет широкую перспективу развития. В частности, в этом направлении просматриваются следующие стратегии: выделение ведущих сторон образовательного процесса, которые непосредственно влияют на знания, умения и способности личности и регулирование качества этих сторон;
определение структурных элементов образовательного процесса и обеспечение качества каждого элемента; изменение структуры и стратегии учебного процесса; применение в управлении современных информационных средств и технологий.

                                                Литература.

1.Коротков Э.М. Управление качеством образования. М.: Академический проект, 2007. 317 с.

2.Управление качеством образования. Под редакцией М. М. Поташника. М.: Издательство: Педагогическое общество России, 2006 г. 448 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход к решению проблемы воспитания младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры

Цель данной работы: показать  систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста,  связь семьи и школы в нравственном воспитании детей. Статья  в...

Городская научная конференция педагогов Статья "Теоретическое обоснование и научные подходы методистов к решению проблемы роста орфографических ошибок у учащихся начальных классов"

В данной статье дано научное обоснование для выбора эффективных методов борьбы с орфографическими ошибками.Раскрывабтся взляды методистов на проблему орфографических ошибок.  Было проведено иссле...

Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков

Актуальной и новой задачей, в соответствии с требованиями Стандарта, становится обеспечение развития универсальных учебных действий .В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуник...

Комплексный подход в решении проблемы социальной адаптации учащихся школы 3-4 вида.

Проблема социокультурной интеграции инвалидов с сенсорными нарушениями является одной из актуальных проблем современного специального образования. Причём надо учесть, исходя из исследований учёных, чт...

Основные подходы к управлению качеством образования

Основные подходы к управлению качеством образования...