Основные подходы к управлению качеством образования
статья (1 класс) на тему

Основные подходы к управлению качеством образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_podhody_k_upravleniyu_kachestvom_obrazovaniya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные подходы к управлению качеством образования

         Методы управления качеством всегда базировались на различных подходах. К примеру, системологический (функционально-системологический) развивается в исследованиях А.А. Аветисова. Согласно его концепции процессы, протекающие в образовательных организациях любого масштаба и вида, отождествляются с управляемыми динамическими процессами, подчиняющимися общим закономерностям. При этом сами образовательные организации рассматриваются в общем случае как адаптивные системы оценки и управления качеством образования с обратной связью и со всеми системологическими атрибутами, свойственными функциональным системам. К основным атрибутам образовательных организаций отнесены миссия, цель (программа), структура, процесс (алгоритм) и качество (эффективность) функционирования.
      В рамках данной концепции понятие «качество образования» представляется не просто неким отвлеченным, не измеряемым содержанием (присущие предметно-содержательному подходу), а это вполне функционально связанна со всеми параметрами система и измеряемая (диагностируемая) характеристика функционирования образовательной организации. Качество такого функционирования представляется как степень реализации главной цели, заключающейся в достижении обучающимися заданного (нормативного) уровня подготовленности.
      В данном подходе просматриваются кибернетические идеи, поскольку процессы оценки объекта и управления им взаимосвязаны и протекают одновременно в режиме совмещенной оптимизации.
      Другой подход к управлению качеством в образовательных организациях реализован Н.А. Селезневой и А.И. Субетто при разработке научных основ национальной системы качества высшего образования в России, которые рассматривают управление качеством, во-первых, как воздействие «субъекта управления» на процессы становления, обеспечения, поддержания развития (улучшения) качества объектов и процессов в их жизненном цикле и в цепи жизненных циклов, во-вторых, как организацию их обратной связи (контроля, анализа и оценки) в соответствии со сформированными целями, нормами и доктриной образования.
      Модель управления качеством, сформированная Н.А.Селезневой и А.И. Субетто, представляется следующим образом. Реализуемый образовательный процесс складывается из процессов трансляции знаний и развития структур личности обучаемых: знаниевой, мотивационной, информационной, ценностно-нравственной, деятельностной (профессиональной). При этом качество системы определяется результативностью всех ее компонентов: ресурсов (входа), потенциалов (потенциальное качество), процессов (технологий), результата (выхода). Управление качеством функционирования образовательной организации направлено на текущее обеспечение учебных процессов и на формирование потенциалов.
      Главными ресурсами образования считаются дидактически организованное знание (компонент содержания образования), учебная и научная литература, лабораторное, компьютерное и другое материально-техническое оснащение, фонды, финансы, кадры. К потенциалу образовательной организации отнесены экономический, кадровый, учебно-методический (знаниево-информационный), технологический (материально-технический), научный, педагогический, образовательный, управленческий, пространственный (учебно-аудиторный, лабораторный), метрологический (квалиметрический) и другие потенциалы.
      В данной модели качество результата рассматривается в одном ряду с другими компонентами образовательной организации. Очевидно, что эти компоненты функционируют не ради самих себя, а предназначены для обеспечении итогового качества результата обучения. Поэтому качество в отдельности каждого из них создает конечный результат – интегративный показатель качеств) образовательной организации.
      Несколько иной подход к управлению качеством в образовательной организации выделила М.Т. Громкова, которая структуру образовательного процесса рассматривает как единство воспитания (управление потребностями) обучения (присвоения социокультурных норм) и развития (совершенствования способностей). Причем здесь сохраняется целостность педагогического процесса как единства воспитания, обучения и развития личности. Управление же качеством образования может быть организовано как процесс освоения необходимыми потребностями личности, присвоения ей социокультурных норм и развития индивидуальных способностей.
      К примеру, В.П. Папасюк рассматривает управление качеством в образовательной организации как комплексные, целенаправленные, скоординированные воздействия на образовательный процесс в целом и его основные элементы. При этом целью является достижение наибольшего соответствием параметров его функционирования и конечных результатов соответствующий требованиям, нормам и стандартам. В таких условиях образовательная организация, спроектированная для обеспечения управления качеством образовательного процесса, представляется в виде интегративного образования, сложной социальной, целенаправленной, динамической, рефлексивной системы синергетического типа. Предназначение такой системы состоит в объединении и интеграции организационных, методических, научных, кадровых, управленческих и иных усилий и ресурсов. При этом в интересах достижения высокого уровня качества функционирования и результатов образовательного процесса, отвечающего лучшим образцам и соответствующим стандартам, на основе научных принципов и закономерностей и с учетом многообразных факторов и условий происходит задействование потенциала всех структур образовательной организации.
      В последние годы многие предприятия и организации уделяют значительное внимание идее тотального управления качеством (Total Quality Management – TQM). Основные положения данного подхода могут служить базой и для управления качеством подготовки специалистов в образовательных организациях. В них кроме достижения качества результата также подчеркивается необходимость использования внутренних резервов системы. При этом акцент следует делать на ценности человеческих отношений и человеческого потенциала. Управление качеством согласно данному подходу осуществляется с учетом следующих принципов:
      1) ориентация всей деятельности учебного заведения на удовлетворение потребителей образовательных услуг;
      2) непрерывное совершенствование учебного процесса и деятельности в области качества образования;
      3) реализация стратегии непрерывного совершенствования отношений и практики управления образовательной организацией;
      4) участие всего персонала учебного заведения в решении проблем качества («качество - дело каждого»);
      5) смещение центра тяжести усилий в сфере качества в сторону человеческих ресурсов;
      6) обеспечение качества образования как непрерывного процесса, когда качество конечного объекта является следствием его достижения на всех предшествующих этапах данного процесса;
      7) принятие решений на основе объективной, точно известной информации;
      8) самооценка ответственности за оценку своей деятельности;
      9) выбор индивидуальных методов работы.

Список использованной литературы

1. Адлер Ю. Черных Е. Управление знаниями: новые акценты поиска источников конкурентных преимуществ// Стандарты и качество. 2000. № 6. С. 48-55.

2. Адлер Ю.П. Анатомия организации с точки зрения физиологии// Стандарты и качество. 2001. № 2. С. 46-50.

3. Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. Чего же мы ждем от системы экономики качества? // Стандарты и качество. 2002. № 1. С. 50-53.

4. Боков В.А., Гаяев В.И. Проблема «качество»// Стандарты и качество. 1996. № 8. С. 49-51.

5. Версан В.Г. Стандарты ИСО 9000 версии 2000 года: стратегия внедрения/ Пичугин К.В. Принцип «постоянного улучшения» в стандартах ИСО 9000 версии 2000 года// Сертификация. 2001. № 4. С. 11-16.

6. Качалов В.А. «Изюминки» систем качества предприятий России и ближнего зарубежья по ИСО 9001:1994// Стандарты и качество. 2001. №5. С. 180-186.

7. Отраслевая система управления качеством продукции. Состав, содержание и организация работ по совершенствованию. М.: Изд-во стандартов, 1985.

8. Интернет библиотека AUP.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Деятельностный метод на уроках разной целевой направленности как фактор управления качеством образования

В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для практической жизни и научных исследований. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксиро...

Мониторинг - как средство управления качеством образования.

Важную роль в эффективности управления учебным заведением играет мониторинг, создающий необходимое информационное обеспечение образовательного процесса.             ...

Диагностика обученности как способ управления качеством образования

Комплексное педагогическая диагностика входит в систему контроля и оценивания результативности образования. Цели педагогической диагностики состоят именно в изучении и измерении обученности и обучаемо...

Оценка развития личности ребёнка как основа управления качеством образования в начальной школе

Методическая статья о различных видах оценки развития личностных качеств учащихся начальной школы. Качество образования подразумевает не только анализ качества знаний, но и сформированость у ученика ...

Участие общественности в управлении качеством образования, в контроле качества образования.

В основу стандартов второго поколения положен новый тип взаимоотношений: сегодня не только государство может требовать от ученика необходимого уровня образованности, но и ученик и его родители вправе ...