Значение аппликационных работ в учебно-воспитательном процессе
статья по теме

 

Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для  украшения одежды, предметов быта, для создания декоративных панно.

Декоративно-прикладное искусство – это вид (жанр) искусства, произведения которого представляют собой предметы, обладающие определенными художественно-эстетическими свойствами, но в то же время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначенные для украшения.

По своему происхождению декоративно-прикладное искусство – один из самых древних видов искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Значение аппликационных работ в учебно-воспитательном процессе.

Автор: Шмагина Галина Фуадовна – воспитатель ГПД МБОУ «Гимназия №2» г.Астрахань

Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для  украшения одежды, предметов быта, для создания декоративных панно.

Декоративно-прикладное искусство – это вид (жанр) искусства, произведения которого представляют собой предметы, обладающие определенными художественно-эстетическими свойствами, но в то же время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначенные для украшения.

По своему происхождению декоративно-прикладное искусство – один из самых древних видов искусства.

Издавна человек стремился сделать свое жилище, одежду, предметы быта не только удобными, прочными, но и красивыми. Основным источником вдохновения для людей служит окружающий их удивительный мир природы. Народы Севера изображали на узорах оленей, моржей, ели. В бескрайних степях основным мотивом для составления узоров были разнообразные ветвистые рога баранов. Богатства форм и ярких красок цветов полей были преобразованы мастерами в декоративные элементы орнамента. Вызывают восторг узоры вологодских кружев, сложные переплетения в орнаментальных украшениях минаретов и мечетей, иллюстрации древних книг.

Национальные стили узоров совершенствовались многими поколениями, становились лаконичными и доступными для подражания.

«Основоположниками искусства, - писал А. М. Горький, - были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные и вообще – ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи».

Произведение декоративно-прикладного искусства различаются по типу созданных изделий – мебель, кружево, ювелирные украшения, игрушки и т.д.; по материалу, из которого изделие создано – металл, дерево, стекло, фарфор, бронза, керамика и т.д.; по технике обработки материала – художественная резьба, роспись, чеканка, художественное литьё и т.д.

Декоративно – прикладное искусство живет вокруг нас в коврах, тканях, одежде, керамической посуде, оформление книг, денежных знаках, в украшении архитектурных сооружений. Орнаментальными узорами украшают афиши, стенгазеты, орнаментально-текстовые плакаты.

Дети рано начинают воспринимать окружающее, но, чтобы они могли оценить увиденное, отличить действительно красивое от пестроты и пошлости, этому необходимо учить, и чем раньше, тем лучше. Работа по развитию художественного вкуса ребенка начинается в семье и в дошкольных учреждениях.

На занятиях в школе ребята знакомятся с изделиями широко известных народно-художественных промыслов по обработке различных материалов: Палеха, Мстеры, Федоскина – миниатюрная живопись по папье-маше; Хохломы, Городца – роспись по дереву; Кубачей – гравировка по металлу; Вологды, Ельца – плетение кружев; Гжели – художественная роспись по керамике.

Учитель должен научить детей понимать и гордиться произведениями народных умельцев всех национальностей нашей страны. Учащиеся с удовольствием занимаются в кружках по чеканке и гравировке, вышивке и вязанию, резьбу по дереву и кости, инкрустации и живописи. Поэтому велика роль начальное школы, закладывающей основы изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста.

Техника выполнения аппликации располагает большими обучающими и воспитательными возможностями. В процессе художественно-трудовой деятельности ребенок осваивает целый ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой, угольником, циркулем), учиться анализировать явления и предметы окружающего мира, пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой, аккуратно наклеивать детали. У него развивается воображение, внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятия цвета; воспитывается любовь к прекрасному, к точности, аккуратности; формируется терпение, усидчивость, стремление довести до  конца начатое дело.

Искусство выполнения бумажной аппликации учащиеся в дальнейшем могут перенести на работу по ткани, дереву, коже, металлу.

В работе с детьми младшего школьного возраста при помощи аппликации можно организовать увлекательный и познавательный процесс обучения. Сенсорное воспитание дает возможность детям, выполняя аппликации, сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые. Дети определяют, что фигуры расположены высоко, низко, в центре, слева, справа. По выполненным аппликациям проводят беседы, способствующие развитию устной речи.

Аппликационные работы в начальных классах входят в программу по технологии. Воспитание у детей глубоких и устойчивых интересов к художественному труду продолжается и во внеклассной работе. Занятия в кружках расширяют индивидуальные познавательные интересы школьников. Дети используют в своей работе знания и умения, полученные на уроках. Не ограниченные жестким временем урока, дети проявляют больше творчества и фантазии. Руководители кружков обязательно должны применять личностно-ориентированный подход к каждому ученику и, учитывая педагогические требования, предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями.

Планируемые для выполнения изделия по своей конструкции, технологии, художественному оформлению должны быть посильны учениками младшего школьного возраста. Работа должна быть не только внешне привлекательна, но, главное, качественно выполнена. Очень важно сформировать у ребенка постоянное чувство интереса к процессу труда, чтобы любую работу он делал с удовольствием, творчески, радовался бы удачам, добивался аккуратности и красоты.

В то же время планирование упрощенных заданий ведет к снижению интереса детей к труду. Поэтому, как бы трудно ни было руководителю, задания для учащихся он должен подбирать индивидуально, чтобы каждый ребенок смог применить все свои знания, навыки при выполнении той или иной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Современные образовательные технологии и их значение в учебно-воспитательном процессе с позиции государственного стандарта общего образования второго поколения"

Современные образовательные технологии и их значение в учебно-воспитательном  процессе с позиции государственного стандарта общего образования второго поколения...

Роль и место внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе

Проблема внеклассной работы с обучающимися всегда была актуальной для любого учителя и воспитателя, так как она успешно выполняет триединую функцию обучения, воспитания и развития личности в любом общ...

Презентация по учебно -воспитательной работе на тему: "Виды УУД в воспитательном процессе на уроке"

Любой урок как звено системы обучения обладает определённым воспитательным потенциалом – совокупностью имеющихся возможностей для воспитания учащихся.Обучение обязательно воспитывает, формирует ...

Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном процессе специальной школы интегрированного типа

Когда говорят о коррекционно — развивающей работе, то она не может вычлениться из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие. Под коррекционно-развивающей работой пони...