Диагностико-аналитическая деятельность в воспитательном процессе как возможность анализировать учебно-воспитательный процесс.
статья на тему

Стаханова Любовь Николаевна

Анкеты для детей и для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stahanova_l.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностико-аналитическая деятельность в воспитательном процессе как возможность анализировать учебно-воспитательный процесс

Диагностика – это особый вид познания и руководство к действию, один из начальных этапов воспитательной работы. Это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности.                                                                                                  Принципы диагностики: изучать, понимать помогать.                                                Функции: аналитическая, диагностическая, оценочная, коррекционная, ориентационная, информационная.                                                                         Типы диагностики: начальная, коррекционная(текущая), обобщающая (итоговая)                                                                                                         Направления диагностики:

  • Изучение личности обучающихся;
  • Изучение ученического коллектива;
  • Изучение личности и воспитательной деятельности педагога;
  • Изучение семьи как условие развитие личности обучающегося

Чтобы учебно-воспитательный процесс протекал успешно, классному руководителю нужно работать по всем направлениям.                                             Когда набираешь новый класс, прежде всего знакомишься с семьёй ребёнка. Очень важно знать не только материальные условия, но нравственные приоритеты семейного воспитания. Выясняю с помощью анкет какого мнения родители о школе

Анкета  «Знакомство с родителями»

1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?

2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?

3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться

вашему ребенку?

4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в коллективе класса?

5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании коллектива класса?

6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка»

1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?

2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?

  3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе?

4. Как складываются его отношения с учителями – предметниками?

5. Создает ли школа, но вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?

6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

Определение самостоятельности ребенка

С помощью данной  таблицы родителям можно определить степень самостоятельности собственного ребенка.

Перечень действий ребенка предлагается. Вы должны распределить  эти действия в две колонки таблицы самостоятельно.

Ваш ребенок делает самостоятельно

Только по вашему требованию,

с вашей помощью,

 с вашего разрешения

Перечень действий:

Собирается в школу;

Выбирает себе одежду для школы и праздника;

Делает уроки;

Определяет, с кем ему дружить;

Готовит еду, если это необходимо;

Убирает квартиру по собственной инициативе;

Ходит в магазин за покупками;

Помогает по дому или на даче;

Приглашает друзей к себе;

Определяет время возвращения домой после школьного вечера и после дискотеки;

Принимает решения в различных ситуациях повседневной жизни;

Распоряжается денежными средствами, которые вы даете ребенку;

Оценивает объективно себя и свои поступки;

Сдерживает свои негативные эмоции в общении с другими людьми;

Терпимо относится к младшим братьям и сестрам;

Помогает в воспитании младших.

Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребенок, которому не дают возможности быть самостоятельным, предупреждают все его желания, действия и поступки, сдерживают проявление им какой бы то ни было самостоятельности.

Для изучения традиций и обычаев семей обучающихся, нравственных ценностей семьи на начальном этапе и  на протяжение всех лет обучения использую рисуночные тесты «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье»

1)Детям предлагаю нарисовать рисунок на заданную тему

2) И детям и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, в которые нужно поместить предметы или членов семьи в выходной день. Члены семьи должны что-либо выполнять. Это может выглядеть так:

Мама – книга, кухня, телевизор, подруги, рукоделие…

Папа – газета, диван, спорт…

Я – уроки, друзья, игры, компьютер…

Сравнительный анализ рисунков позволяет классному руководителю выявить различные противоречия в организации жизни семьи, помочь детям и родителям найти взаимоотношения

Выявление эмоциональной атмосферы в семье

Ещё  одна таблица, которую уместно заполнить родителям – это показатель словесного проявления положительных эмоций в семье по отношению к ребёнку. Такая диагностика помогает определить причину высокой тревожности ребёнка

Таблица для родителей

Слова и фразы, с помощью которых я

поддерживаю ребёнка

ругаю его

Таблица для детей

Слова и фразы, которыми мои родители меня:

поощряют

как часто

ругают

как часто

Такую диагностику можно использовать и на протяжение всех лет обучения в начальной школе, она позволяет проследить как меняется эмоциональное восприятие ребёнка в семье по мере его взросления

Тест «Мера заботы о ребёнке»

Для определения степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребёнку

1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребёнок, чтобы помочь ему в их преодолении

2. Для того, чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьёй.

3. Маленького ребёнка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.

4. Если ребёнок делает то, что, он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.

5. Ребёнок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям.

6. Воспитание ребёнка – труд тяжёлый и зачастую неблагодарный.

7. У ребёнка не должно быть тайн от родителей.

8.Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из – за собственной профессиональной деятельности, значит, отец плохо содержит семью материально.

9. Любовью родителей не испортить.

10. Родители должны ограждать ребёнка от негативных сторон реальной жизни.

11. Главное, чем должен заниматься ребёнок – это учёба. Всё остальное в доме в состоянии сделать родители.

12. Мать – главное лицо в доме.

13. Семья должна быть под девизом: Всё лучшее детям!»

14. Защитить ребёнка от инфекции можно путём ограничения его контактов с окружающими.

15. Родители должны помочь ребёнку в преодолении круга его друзей и приятелей.                                                                                                                     Итоги:

40 баллов и выше - все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребёнка были надёжно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребёнок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.

25 40 баллов – вы заняли верную позицию в воспитании своего ребёнка. Он получает достаточное количество внимания и заботы от старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.

Меньше 25 баллов - вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребёнка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и личные взаимоотношения.                                                                                                     Наказание в семье

Одна из больших проблем в семье –это наказание ребёнка. Эта тема деликатная Родители будут откровенны с детьми только в том случае, если они ему доверяют.                                                                                           Предлагаю ответить на вопросы.                                                                     Родителям:

Виды наказания

Ставили в угол

Прекращали общаться

Применяли телесные наказания

Ограничивали свободу

Лишали любимого занятия

Стыдили при друзьях и знакомых

Читали нотации

Оскорбляли и ругались

Лишали любимых лакомств

Ограничивали в покупках

Детям:

 - Как наказывают тебя родители?

 -  Какие из них ты считаешь самыми действенными?

 - Какие из них самые болезненные и страшные по твоему мнению?

- Какие способы наказания ты никогда не будешь применять, став взрослым?

Я считаю, что для успешного обучения необходим союз учителя и семьи. И чтобы это сотрудничество состоялось, необходима своевременная диагностика семейных отношений.

 

 

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности развития самостоятельности подростков в условиях учебно-воспитательного процесса

Таким образом, благоприятным условием формирования самостоятельности является организация педагогического процесса и общения, имеющая личностную направленность, учитывающая особенности подросткового в...

Возможности внедрения социально- психологических технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Материал статьи адресован психологам и педагогам, работающим с детьми 6 - 10 лет. Здесь рассматриваются возможности внедрения социально - психологических технологий в учебно - воспитательный процесс н...

«Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

За время работы в МБОУ Староюрьевской СОШ, благодаря систематической  помощи более опытных коллег и методического объединени...

Сообщение на тему: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Для совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе учета индивидуальных возможностей состояния здоровья обучающихся в школе нашего типа ставятся определенные цели по следующим направления...

Методическая разработка. Внеучебная деятельность в группах продлённого дня как форма учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

В методической разработке описана организация внеучебной деятельности в группах продлённого дня как форма учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС....

Проектная деятельность как средство реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ    Доклад учителя начальных классов Титовой С.М.          ...

Статья_Возможности внедрения социально- психологических технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы

В современной школе, в связи с введением ФГОС нового поколения, новое качество приобретает такое понятие как сопровождение учебно-воспитательного процесса, сопровождение семьи, сопровождение &qu...