Схема анализа воспитательной работы класса
методическая разработка по теме

Все подробно представлено, написать по этому плану анализ очень просто!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primernaya_shema_analiza_vospitatelnoy_raboty_klassa.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная схема анализа воспитательной работы класса

за прошедший учебный год

  1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.

 Результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.

 Правильность выбора основных направлений, содержания, форм работы, средств педагогического взаимодействия, приемов включения учащихся в деятельность и общение.

2. Анализ развития учащихся класса.

 Воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие (указать, какие факторы повлияли на это в большей мере).

 Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.

 Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость (желательно сравнить с результатами предыдущих лет);

 Изменения в мотивационно - потребностной сфере (динамика учебных мотивов, мотивов участия в тех или иных видах жизнедеятельности класса, школы, проявления «новых» потребностей школьников и т.д.).

 Сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием.

 Изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, физической культуры, культуры семейных отношений, развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге - развитие культуры жизненного самоопределения).

 Успехи и достижения учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса.

 Учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков, влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз о дальнейшей социализации этих учеников).

3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.

 Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, произошедшие за прошедший учебный год. Какие факторы особенно повлияли на эти изменения?

 Основные ценностные ориентации учащихся класса, особенности отношения учащихся класса к людям, к труду, учебе, школе, классу и т.д.

  Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся класса. Кто для них является (становится) наиболее значимым? Какова степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и других объединениях на процесс и результат социализации школьников?

 Кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, на формирование их личностных качеств (эмоциональных, интеллектуальных, физических, организаторских и т.д.) дарований и способностей?

 Какую роль в социальном развитии школьников играет классное сообщество?

        4. Анализ развития коллектива класса.

 Социально-психологический климат в классе. Какие факторы (люди, условия) оказывают влияние на формирование этого климата? Особенности нравственно-психологического климата в классе (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности, заботы и т.д.); преобладающее отношение учащихся к учителям и школе, доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса, особенности общения в классном коллективе.

 Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития коллективных взаимоотношений, степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса.

 Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении класса).

 Изменения состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе.

 Особенности общественного мнения в классе и его влияние на интересы и поведение учащихся. Кто (что) оказывает наибольшее влияние на общественное мнение класса?

        5. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя.

 Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?

 Насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году?

 Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду?

 Какие совместные дела, проведенные в прошедшем году способствовали сплочению классного коллектива?

 Какие методы воспитательного взаимодействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие учащихся?

        6. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы.

 Основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень их заинтересованности и вовлеченности в жизнь школы, активность и результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности школы) участия членов классного коллектива в школьных делах.

 Участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций, клубов и других объединений; влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся.

        7.Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом.

 Частота и характер контактов с семьями учащихся.

 Изменение отношения родителей к школе за учебный год.

 Влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса (в предъявлении требований к содержанию и организации педагогического процесса, в планировании и организации классных дел и мероприятий).

 Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в классе (в зависимости от содержания и форм, применявшихся до этого).

 Результативность организации родительских собраний в классе.

 Эффективность индивидуальной работы с родителями.

 Особенности взаимодействия с родительским активом.

 Результаты педагогических наблюдений за воспитанием в семьях учащихся класса, участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.

 Взаимодействие с «проблемными» семьями, требующими особенного внимания педагогов школы.

        8.Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.

 С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других сфер осуществлялось педагогическое взаимодействие?

 Кто из взрослых, работавших с учащимися класса, оказывает значительное влияние на воспитание и развитие личности учащихся?

 В какой мере классному руководителю удалось организовать взаимодействие педагогов, обучающих и воспитывающих учащихся класса?

 Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наиболее эффективными?

        9. Выводы:

 об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;

 об отрицательных моментах в организации жизни класса и воспитании учащихся;

 о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;

 о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.

        10. Приложение может содержать следующее:

 Результаты итоговых диагностических исследований, анкетирования, опросов и т.д.

 Сведения о проведении и результатах отдельных мероприятий, акций или отдельных периодов жизни классного коллектива.

 Другие аналитические материалы.

Примерная схема характеристики классного коллектива

        Характеристика класса составляется на основе изучения классного коллектива с использованием результатов анализа воспитательной работы класса за прошедший учебный год (пункты 2,3,4,6). Приведем более краткий вариант логики описания особенностей классного коллектива, рекомендуемый в специальной литературе:

  1. Состав класса и его общая характеристика (количество учащихся – мальчиков, девочек; познавательный уровень и общее развитие учащихся, их работоспособность и успеваемость; интерес к общим делам класса; наличие в классе детей из неполных семей и семей, нуждающихся в повышенном внимании педагога);
  2. Сплоченность класса (на какой стадии развития находится детский коллектив, есть ли актив класса, действуют ли советы дел, инициативные группы, умеют ли учащиеся сами объединяться для выполнения различных видов деятельности, характер отношений учащихся в коллективе, наличие группировок в классе); ценностные ориентации;

Психолого-педагогической характеристики классного   коллектива.

1.Общие сведения о классе и история его формирования (пол, возрастной состав,  смена классных руководителей, когда сформировался коллектив,  и т. д.). Дисциплинированность (общая характеристика поведения, соблюдение школьного режима, выполнение требований взрослого и  т. д.). Учащиеся с ослабленным здоровьем. Социальное положение родителей.

2. Направленность деятельности класса. Цель, содержание и мотивы основных видов коллективной деятельности. Место и роль класса в жизни школы, особенности его взаимоотношений и взаимодействия с другими классами и группами, как вне школы, так и в школе. Особенности  общественной активности класса в целом и отдельных его членов: отношение к общественным поручениям, мотивы  выполнения, потребность в общественной деятельности.(работа в Солнечном городе каждого класса)

-Положительные духовные запросы (хорошая успеваемость, общественная активность, честность, дружба, взаимопомощь).

-Активность и творческая энергия класса.

-Желание трудиться коллективно.

3.Организационная структура классной группы .Характеристика  органов самоуправления. -Класс представляет устойчивое единое целое.

-Согласованность действий.

-Вопросы взаимопомощи решаются разумно и доброжелательно.

4. Характеристика учебной и трудовой деятельности класса. Отношение учащихся к учёбе в целом и к отдельным предметам. Любимые уроки класса. Участие класса в трудовой деятельности и его результативность. Есть ли заинтересованность в успехе совместной деятельности?

5.Особенности межличностных отношений внутри класса. Товарищество и дружба. Дружба мальчиков и девочек. Краткая характеристика дружеских группировок в классе: мотивы, объединяющие ребят, лидерство в группировках, отношения между группировками, причины изоляции. «Звёзды класса, предпочитаемые, принятые, пренебрегаемые и отвергнутые».

6. Общий психологический климат в классе. Какие настроения, переживания, эмоции преобладают в классе, каков характер отношений учащихся друг к другу и к учителям? Удовлетворённость учащихся общением. Кому и в чём подражают учащиеся? Мера чувств защищённости в коллективе класса?

-Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения. (Преобладает подавленное настроение).

 -Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии. (Конфликтность в отношениях и антипатии).

-В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание. (Группировки конфликтуют между собой.)

-Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности. (Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности).

-Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива. (Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство).

- С уважением относятся к мнению друг друга. (Каждый считает своё мнение главным).

-Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные. (Достижения и неудачи не находят отклика у членов коллектива).

-В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение «один за всех, и все за одного». (В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры¸ растерянность, взаимные обвинения.)

-Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители. ( К похвалам и поощрениям коллектив здесь относится равнодушно.)

-Коллектив активен, полон энергии. (Коллектив инертен и пассивен.)

-Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе. (Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность.)

-Совместные дела увлекают всех, велико желание работать в коллективе. (Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах.)

-В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам , поддерживают слабых, выступают в их защиту. (Коллектив заметно разделяется на «привилегированных», пренебрежительное отношение к слабым.)

7. Уровень общественного мнения. Имеется ли в классе единое мнение по наиболее важным вопросам? Насколько развита критика и самокритика? Насколько класс быстро находит общий язык при решении общегрупповых задач? Какова общая интеллектуальная атмосфера и в чём она проявляется? (Члены класса легко находят общий язык, решая коллективные задачи; оценивают перспективы в данной обстановке и создают новое общественное мнение; хорошо знают свои возможности, достоинства и недостатки; критические замечания извне класс принимает доброжелательно, стремиться их осмыслить и исправить недостатки).

8. Волевые качества класса. Способен ли класс мобилизовать духовные и физические силы при преодолении препятствий? Ставит ли перед собой общие цели и как стремится к их осуществлению коллектив класса? Может ли класс сосредоточенно работать над поставленной задачей и доводить дело до конца?

-Способен мобилизовать все физические и духовные силы для преодоления препятствий и трудностей.

-Класс принимает решение быстро и осознанно.

-Находит безошибочный способ осуществления действий без помощи взрослого.

-Приняв решение, сразу приступает к его выполнению.

-Доводит дело до конца.

-Коллектив класса способен на разумный и оправданный риск.

9. Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса. Как в классе проявляются психологические особенности возраста? Отличники, общественники, инициаторы,  «любимцы» класса, их влияние на товарищей. Дезорганизаторы и их влияние на товарищей. Причины специфического поведения «трудных учащихся».

Общие вывод .Мнение классного руководителя об уровне развития класса как коллектива. Какие задачи стоят перед педагогом и родителями в формировании коллектива как класса?

Характеристика позволяет выявить те свойства коллектива, которые объединяют его, и те, которые разобщают коллектив. Она помогает классному руководителю выбрать и продумать эффективные методы руководства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы класса за 2010-2011 учебный год

В прошедшем учебном году мною была поставлена цель воспитательной работы: выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать их внутренние качества, развива...

схема анализа воспитательной работы

в помощь классному руководителю...

схема анализа воспитательной работы в классе

дана схема анализа воспитательной работы в классе...

анализ воспитательной работы класса

подробный анализ воспитательной работы за 1 класс...

Анализ воспитательной работы класса

Ежегодный анализ воспитательной работы класса даёт возможность строить планы на следующий год...

Анализ воспитательной работы класса

Анализ воспитательной работы класса...