Занятие по ПДД "Движение пешеходов. Их права и обязанности".
классный час по теме

Васильева Ирина Евгеньевна

Занятие по профилактике ДДТТ  "Движение пешеходов. Их права и обязанности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvizhenie_peshehodov_ih_prava_i_obyazannosti.doc927 КБ

Предварительный просмотр:

ДВИЖЕНИЕ ПЕШЕХОДОВ,

 ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.

Конспект занятия по правилам дорожного движения в 4 классе.


Васильева И.Е.

МОУ лицей №9 г. Волгограда


  1. Выявить уровень знаний  этических норм и правил безопасного поведения пешеходов на улице, дороге.
  2. Расширить знания детей о  предупреждающих знаках, их назначении и месте установки на улицах и дорогах.
  1. Познакомить с назначением дорожной разметки и видами дорожной разметки на пешеходных переходах, на улицах и дорогах.
  1. Изучить правила безопасного поведения школьников при движении группой или колонной по улице или загородной дороге.
  2. Провести ряд тренировочных упражнений в игровой форме для практического применения полученных знаний и выработки следующих умений: - безопасно переходить улицу и дорогу как самостоятельно, так и                                                        

                       с группой школьников;

                     - правильно объяснить младшим школьникам, как безопасно

                       переходить дорогу;

                     - анализировать и оценивать правильность и безопасность

                       поведения на улице и дороге пешеходов и водителей

                       транспортных средств;

                     - пользоваться картами, схемами для объяснения и анализа

                       основных правил безопасного поведения пешеходов на улицах и

                       дорогах.

  1. Составить плакат-памятку «Вниманию пешехода».

ОБОРУДОВАНИЕ:

Занятие проводится в специально оборудованном кабинете; рисунок Светофора, опорная карточка «пешеход», тема занятия; картинки; спецплощадка «Перекрёсток».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Целеполагание.

-Дорогие ребята, сегодня у нас очередное занятие по правилам дорожного движения.

Ученик 1:

У полоски перехода, на обочине дороги,

Зверь трёхглазый, одноногий, неизвестной нам породы.

Разноцветными глазами разговаривает с нами.

КРАСНЫЙ глаз глядит на нас.

-СТОП! - гласит его приказ.

ЖЁЛТЫЙ глаз глядит на нас:

-ОСТОРОЖНО!-

А ЗЕЛЁНЫЙ глаз для нас-

-МОЖНО!

Так ведёт своё разговор молчаливый… СВЕТОФОР!

 ( Входит переодетый герой или вывешивается его картинка).

-Ребята,  а вот и он сам! Гражданин Светофор – профессор Дорожных наук!

Он подготовил для вас несколько заданий, будет внимательно слушать ваши выступления,  самых активных и знающих учеников наградит.

Ученик 2:

И проспекты, и бульвары-

Всюду улицы шумны!

Проходи по тротуару только с правой стороны!

Здесь шалить, мешать народу - ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

Быть примерным пешеходом  - РАЗРЕШАЕТСЯ!

(Вывешивается опорная карточка – пешеход.)

Ученик 3:

Если ты гуляешь просто,

Всё равно вперёд гляди,

Через шумный перекрёсток осторожно проходи!

-Определите тему нашего занятия.

+ Мы – пешеходы.

(Открывается запись темы).

- Каждый человек с рождения имеет права, и права эти защищаются законом. В каком документе собраны права людей?

+ В Конституции Российской Федерации.

-Но каждому праву соответствует и обязанность. Имея право на свободное высказывание, вы не можете говорить вещи, унижающие другого человека. Имея право на получение образования, вы обязаны выполнять домашнее задание, слушать учителя и соблюдать дисциплину. Сегодня мы поговорим об обязанностях, которые должны соблюдать пешеходы на улицах нашего города.

2. Повторение изученного в 1-3 классе.

-Основными путями пешеходного движения вдоль дороги являются:

    - тротуар,

Слайд 1.

-пешеходные дорожки,

-обочины при отсутствии тротуаров и пешеходных дорожек.

-Как правильно двигаться пешеходам по тротуару?

+При движении надо придерживаться правой стороны. Идти спокойно, не мешать встречным пешеходам.

  1. -Кто неправильно ведёт себя на тротуаре? Объясните свой ответ.

Слайд 2.

+Неверно ведут себя мальчики, так как играть на тротуаре нельзя. Играть можно только в специально отведённых местах.

-А если игрушка упала на проезжую часть, что необходимо сделать?

+Если упала игрушка на проезжую часть, необходимо обратится за помощью к взрослым.

  1. -Объясните, где скрыта опасность для пешехода.

Слайд3.

+При движении мимо въездов во дворы необходимо быть особенно внимательным, так как может выехать транспортное средство.

  1. -Найдите тех, кто нарушает обязанности пешехода.

Слайд 4.

+Запрещается подлезать под ограждение проезжих частей.

  Запрещается перелезать через ограждения проезжих частей.

  1. -Как правильно переходить проезжую часть?

+ По пешеходным переходам, подземным пешеходным переходам, надземным пешеходным переходам.

Слайд 5.

  1. -Что делать, если вам необходимо перейти дорогу, а пешеходного перехода нет и нет светофора?

+При отсутствии перехода надо  переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Слайд 6.

-В местах, где движение через проезжую часть регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами светофора или регулировщика.

Слайд – щелчок.

-Кому должны подчиняться пешеходы?

+Регулировщику.

-Определите нарушителя правил дорожного движения.

Ученик 4:

Постовой нам жезлом машет.

Что нам делать он покажет.

Если к нам лицом, спиной,

То как вкопанный ты стой!

Проводится динамическая пауза.

Игра «Регулировщик».

(Ребёнок – регулировщик показывает основные сигналы, а группа выбранных учителем детей выполняют переход улицы в установленных местах на спецплощадке).

  1. - Расскажи, как правильно переходить дорогу на нерегулируемых переходах.

+На нерегулируемых переходах пешеходу уступают транспортные средства, но выходить на проезжую часть можно лишь после того, как убедишься, что тебе уступают дорогу справа и слева.

Двустороннее движение.                  Одностороннее движение.

 Слайд 7.

+Убедись – двустороннее или одностороннее движение.

-Как перейти дорогу с односторонним движением?

+Если движение одностороннее, надо посмотреть налево или направо напротив хода транспорта. Выполни переход, если путь безопасен.

-Как перейти дорогу с двусторонним движением?

Слайд 8.

         +Посмотреть налево – убедиться в отсутствии транспортных средств слева. Потом посмотреть направо. Убедиться в отсутствии транспортных средств справа. Только теперь под прямым углом переходим дорогу. Идти надо спокойно, быстро, держаться правой стороны, если есть встречные пешеходы. Дойдя до середины дороги, ещё раз посмотреть направо. Если транспортных средств нет, закончить переход.

  1. -Что делать, если ты дошёл до середины дороги, а машины уже начали движение после сигнала светофора?

Слайд 9.

+Необходимо остановиться на разделительной полосе, дождаться остановки транспорта и закончить переход.

3.Изучение нового материала.

3.1. Движение колонной.

-Вы хорошо усвоили, как вести себя пешеходу на улицах и дорогах города. Но часто бывает так, что нам приходится двигаться по улице не по одному, а целой группой, классом. Например, при посещении парка, театра…

Слайд 10.

-Движение группы детей должно осуществляться в колонне не более чем по 2 человека в ряд. Спереди и сзади колонны должны находиться сопровождающие взрослые с флажками красного цвета. Двигаться можно лишь по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток. При движении в тёмное время или при недостаточной видимости использовать светоотражающие знаки на одежде.

3.2.Правила перехода железнодорожных путей.

-Железнодорожные пути – место повышенной опасности, так как поезд остановить очень трудно.

 Перед переездом устанавливаются  дорожные знаки:

Слайд 11.                                                                             

железнодорожный переезд                     железнодорожный переезд со шлагбаумом

 и три светофора: -красный мигающий,

                              -красный, попеременно мигающий и с ним жёлтый мигающий,

                              -два красных, попеременно мигающих.

(Карточки-рисунки).

 При включении красного света движение запрещено. Если красный выключен, или жёлтый мигающий – движение разрешено, но предупреждают об опасности.

  Самым безопасным переходом железнодорожных путей является переход по подземному или надземному пути.

  Если таких переходов не оказалось, то переходить на другую сторону можно только в специально отведенных местах. Там имеются настилы, но необходимо убедиться в отсутствии поезда как слева, так и справа.

  На регулируемом железнодорожном переезде, оборудованном шлагбаумом, можно переходить переезд, если шлагбаум открыт, световая и звуковая сигнализации и дежурный не запрещают  движение.

4.Закрепление пройденного материала.

4.1.Составление «Памятки пешехода».

Гражданин Светофор: Дорогие ребята, настал и мой черёд. Я приготовил для вас картинки, по которым вы должны сформулировать правила. Класс разделим на две команды. Первая команда, с опорой на картинки будет делать выводы, что же  запрещается делать пешеходам. А вторая команда – что разрешается. Свои ответы вы занесёте в «Памятку пешехода».

Задание 1.

Слайд 12.

1группа:

-Нельзя перебегать дорогу в плохо просматриваемых и неустановленных местах.

2 группа:

+Дорогу надо переходить в установленных местах или хорошо просматриваемых.

Задание 2.

Слайд 13.

1 группа:

-Нельзя переходить дорогу на красный, жёлтый или зелёный мигающий свет

2 группа:

+Дорогу можно переходить только на зелёный свет или по разрешающему сигналу регулировщика.

Задание3.

Слайд 14.

1 группа:

-Нельзя кататься с горы около проезжей части.

2 группа:

+Кататься и играть можно только в специально отведенных местах.

Задание 4.

Слайд 15.

1 группа:

-Нельзя обходить трамвай сзади.

2 группа:

+Трамвай обходи спереди, а автобус, троллейбус, машину – сзади.

Задание 5.

Слайд 16.

1 группа:

-Нельзя переходить дорогу, если двигается спецтранспорт.

2 группа:

+Пропусти спецтранспорт, потом переходи дорогу!

Гражданин Светофор:

-Какие правила из тех, с которыми вы познакомились сегодня, могли бы дополнить нашу памятку?

+При движении колонной двигайся по тротуарам или пешеходным дорожкам по два человека только в сопровождении взрослых.

+При переходе железнодорожных путей воспользуйся специальным переходом при отсутствии транспорта. Или перейди дорогу при открытом шлагбауме при отключённом красном или включённом жёлтом свете светофора.

(Все правила помещаются на плакат. Светофор  ещё раз их прочитывает.)

5.Ответственность пешехода за нарушение правил.

-Дети, всегда ли все соблюдают обязанности пешехода?

-Надо ли их соблюдать?

-Для чего?

-А есть ли какое-то наказание за проступок на дороге?

- Кто следит за порядком на дороге?

(Хорошо, если с законом ознакомит специально приглашённый к занятию сотрудник милиции, но можно привлечь и Гражданина Светофорика, который принесёт к занятию свод правил о взыскании правонарушителей).

-Правила дорожного движения – это закон для всех. Люди, нарушившие правила движения могут стать не только жертвами, но и виновниками ДТП.

За каждый проступок выносится наказание.

  Есть дисциплинарные проступки. (Карточки с названиями).

Наказание: устное предупреждение, сообщение о проступке в школу, родителям, на предприятие.

  Административные проступки.

Если нет человеческих жертв, травм, повреждений транспортных средств.

Наказание: Предупреждение в письменной форме или штраф. Работник милиции составляет протокол.

 Гражданские правонарушения.

Действия, связанные с вредом, нанесённым личности или имуществу граждан или организации.

Наказание: оплата лечения, восстановление повреждений за счёт виновника. Если это лицо, не достигшее 14 лет, то его родители выплачивают всю сумму по решению суда.

Уголовное правонарушение.

Нарушение правил, приведшее к ДТП, сопротивление представителям власти.

Наказание: исправительные работы без лишения свободы, лишение свободы до 10 лет, штраф.

6.Итог занятия.

-Дорогие ребята, продолжите фразу…

 Вы показали на сегодняшнем занятии

-Что нового вы узнали на этом занятии?

-Что вам особенно понравилось?

-  Результат наших знаний… – «Памятка пешеходов».

(Награждение самых активных участников занятия профессором Светофорных наук).

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.

Воспитание правового самосознания учащихся....

Разработка занятия для группы продленного дня "Мои права и обязанности"

Разработка занятия для группы продленного дня "Мои права и обязанности"...

Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.

В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....

Внеурочное занятие (классный час) на тему «Права и обязанности» 3 класс

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на...

Рабочий лист "Права и обязанности пешеходов"

Рабочий лист разработан к занятию кружка "Безопасные дороги". Метериал поможет детям закрепить знания об основных правилах дорожного движения....


 

Комментарии

Васильева Ирина Евгеньевна

К занятию добавлена презентация. Раздел "Презентации".